Тезарус
ТЕЗАРУС
Термин | Значение | |
Термины по художественным стилям, направлениям, идейным течениям | Академизм | Направление, сложившееся в художественных академиях XVI-XIX вв. и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. |
Ампир | Стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма. | |
Барокко | Рекомендуемые материалыСемья в христианской и мусульманской культуре FREE рабочая тетрадь по культурологии FREE Жизнь и творчество Франческо Бартоломео Растрелли в Санкт-Петербурге FREE Лекции FREE Готовый реферат тема - Культура FREE Вопросы РК 2 (Гаврилова Ю.В.) главенствующий стиль в европейском искусстве конца XVI-XVIII веков. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств | |
Историзм | Принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся. Философия истории просветителей XVIII в. рассматривала человеческое общество как часть природы | |
Классицизм | Художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII – начала XIX вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. | |
Натуральная школа | Условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 40-х гг. XIX в. Для натуральной школы характерно преимущественное внимание к жанрам художественной прозы. В стремлении писателей натуральной школы быть верными «натуре» таились различные тенденции творческого развития - к реализму и к натурализму. | |
Нигилизм | Мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов. | |
Передвижничество | Идейные основатели передвижничества противопоставляли себя представителям официального, академического художественного направления. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки. | |
Реализм | В литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. | |
Рококо | Стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах 1-й половины XVIII в. и европейской литературе XVIII в.; отразил свойственные аристократии гедонистического настроения, тяготение к бегству от действительности в мир театрализованной игры. В пластических искусствах стиль рококо повлиял прежде всего на характер декора, который принял в эту эпоху подчёркнуто прихотливый и усложнённый вид. | |
Романтизм | Направление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. | |
Сентиментализм | Направление в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. | |
Стилизация | Декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приёмов, упрощения рисунка и формы, объёмных и цветовых соотношений. | |
Теория официальной народности | Обозначение реакционных общественно-политических взглядов представителей правящих кругов царской России, особенно в царствование Николая I, в области просвещения, науки и литературы. Основой теории официальной народности является формула «православие, самодержавие и народность». | |
Эклектика | Соединение разнородных взглядов, идей и теорий. Художественное направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. | |
Термины по архитектуре | Антаблемент | Верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, - составной элемент классического архитектурного ордера; членится на архитрав, фриз и карниз. |
Анфилада | Ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проёмы которых расположены на одной оси, благодаря чему при открытых дверях создаётся сквозная перспектива всех интерьеров. | |
Арка | В архитектуре, криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами - столбами, колоннами, пилонами и т. п. | |
Архитрав | Нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, имеющая значение основного конструктивного элемента и обычно лежащая на капителях колонн. | |
Аттик | Стенка, возведённая над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. Обычно завершает триумфальную арку. | |
Балюстрада | Ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т.д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху горизонтальной балкой или перилами. | |
Бельведер | Вышка, надстройка над зданием (чаще всего круглая в плане) или небольшая отдельная постройка на возвышенном месте, откуда открывается далёкий вид. | |
Волюта | Архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, составная часть ионической капители, входит также в композицию коринфской и композитной капителей | |
Интерьер | Внутреннее пространство здания (жилого, общественного, промышленного) или какое-либо помещение (вестибюль, фойе, комната, зал и т.п.). | |
Каннелюры | Желобки - вертикальные на стволе колонны или пилястры и горизонтальные на базе колонны ионического ордера. | |
Капитель | Пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны), передающая ей нагрузку от архитрава и расположенных выше частей здания (или образно выражающая эту функцию, как, например, в пилястре). | |
Карниз | Горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу (покрытие) здания и защищающий стену от стекающей воды; имеет также и декоративное значение. | |
Колонна | Архитектурно обработанная вертикальная опора, как правило, круглая в поперечном сечении, стержневой элемент здания (сооружения), несущей конструкции и т.д. Колонна служит в основном для восприятия вертикальной нагрузки. | |
Колоннада | Ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием. | |
Купол | Пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т.п.). Купольные конструкции перекрывают преимущественно круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. | |
Люкарна | Оконный проём в чердачной крыше или купольном покрытии. | |
Манеж | Прямоугольное или круглое здание без внутренних перегородок (иногда огороженная площадка) для тренировки лошадей, обучения верховой езде, конноспортивных соревнований. | |
Метопы | Прямоугольные, обычно почти квадратные плиты, которые, чередуясь с триглифами, образуют фриз дорического ордера | |
Ордер | Ордер архитектурный, тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно-балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов. | |
Пассаж | Тип торгового (реже делового) здания, в котором магазины и конторские помещения расположены ярусами по сторонам широкого прохода с застеклённым покрытием. | |
Периптер | Прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон обрамленное колоннадой. | |
Пилястра | Плоский вертикальный прямоугольный в плане выступ на стене или столбе, повторяющий все части и пропорции ордерной колонны. | |
Плафон | Любое (плоское, сводчатое или купольное) перекрытие какого-либо помещения. | |
Портик | Выступающая вперёд часть здания, открытая на одну или три стороны и образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие; чаще всего оформляет главный вход и завершается фронтоном или аттиком. | |
Просвет | Отверстие в стене здания, предназначенное для света и воздуха. | |
Ростральная колонна | Отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен носами кораблей или их скульптурными изображениями. | |
Ротонда | Центрическое сооружение, круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом. По периметру ротонды нередко расположены колонны. | |
Свод | Пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. | |
Стереобат | В античной архитектуре, цоколь храма или колоннады. | |
Стилобат | В античной архитектуре, верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада. | |
Триглифы | В архитектуре прямоугольная, несколько вытянутая по вертикали плита с двумя целыми, а по краям половинными желобками. | |
Усадьба | Комплекс жилых, хозяйственных, парковых и др. построек, составляющих единое архитектурное целое. | |
Флигель | Вспомогательная пристройка к жилому дому или отдельно стоящая второстепенная постройка, входящая в комплекс городской или сельской усадьбы. | |
Фриз | Средняя часть антаблемента, между архитравом и карнизом. В дорическом ордере фриз членится на метопы и триглифы, в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым. | |
Фронтон | Завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши и карнизом. | |
Термины по садово-парковому делу | Аллея | Дорога, пешеходная или проезжая (обычно в парке, саду, иногда вне их), обсаженная по обеим сторонам деревьями, иногда в сочетании с кустарниками. |
Боскет | Посаженная в декоративных целях густая группа деревьев или кустов. Выстриженный в виде ровных стенок (шпалер) боскет из кустистых пород - основной мотив в композиции регулярных парков XVI-XVIII вв. | |
Водомет | Фонтан с большим напором воды и тонкой струей. Обычно несколько водометов в фонтанах создают композиции в садово-парковых зонах. | |
Грот | Тип паркового сооружения (порой в виде павильона), кладка и отделка которого (ракушки, туф, морские камни) имитируют естественную пещеру. | |
Каскад | Естественный или искусственный водопад, низвергающийся уступами. В парковой архитектуре каскады, создаются расположением на разных уровнях водоёмов, ступеней и уступов, по которым стекает вода. | |
Катальная гора | В русских парках XVIII в. - искусственное сооружение с пандусом для спуска на санях | |
Кулисы | В садово-парковых композициях - массивы, куртины, группы деревьев и кустарников, располагаемые в пространстве параллельно друг другу с целью создания многоплановой перспективы. Кулисы закрывают несущественное и раскрывают главное с целью усиления восприятия на часть парка или окружающий ландшафт. | |
Обманки | (Обманный вид) в русских парках XVII в. - живописное изображение, помещаемое в торце прогулочной аллеи и создающее иллюзию далекой перспективы, фасада пышного архитектурного сооружения и т.п. | |
Павильон | Отдельно стоящая постройка, имеющая малый размер или облегчённую открытую конструкцию, особую связь с природой. | |
Партер | декоративная, геометрически построенная композиция из низких растений. Партер: образует парадную, открытую часть парка или сада; характеризуется строгостью линий и форм; разбивается на главных аллеях, у монументальных сооружений и памятников, а также у общественных и административных зданий. | |
Пейзажный парк | Английский парк, как бы воспроизводящий естественный ландшафт, со свободным расположением посадок, водоёмов, дорожек, сооружений. | |
Регулярный парк | Французский парк, парк, имеющий регулярный, т.е. геометрически правильный план (обычно осевую схему). | |
Терраса | В парках и садах - горизонтальная площадка естественного или искусственного происхождения, образующая уступ на склоне местности. | |
Шутиха | Фонтан-шутиха устраивался в садовых парках c XVII века. Комический эффект фонтанов-шутих заключается во внезапности действия водяных струй, обрызгивающих со всех сторон посетителей. | |
Термины по декоративному искусству | Золочение (позолота) | Процесс нанесения на поверхность изделий, конструкций, архитектурных сооружений слоев золота от десятых долей мкм до 2-3 мкм и до 20-25 мкм в некоторых ответственных случаях. |
Лепнина | Рельефные украшения (фигурные, орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, бетона, штукатурки, папье-маше или др. материалов. | |
Канделябр | Подставка с разветвлениями для нескольких свеч или ламп (обычно в виде свечей). | |
Люстра | Осветительная установка, предназначенная для освещения закрытых помещений. В XVII-XIX вв. в качестве источников света люстр служили свечи или лучина. | |
Майолика | Изделия из цветной обожжённой глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью; им свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск полив, контрастные сочетания цветов. | |
Маркетри | Вид мозаики из фигурных пластинок фанеры (различных по цвету и текстуре), которые наклеиваются на основу. Маркетри применяется при изготовлении мебели и других бытовых предметов. | |
Паркет | Материал в виде небольших древесных строганых планок для покрытия пола. Паркетом называется также само покрытие (лицевой слой) такого пола. Паркет отличается красивым внешним видом, долговечностью. | |
Бисквит | Непокрытый глазурью фарфор. | |
Рокайль | Характерный для рококо мотив орнамента - стилизованная раковина. | |
Стенник | Осветительный прибор, навешиваемый на стену и имеющий вертикальную стенную часть в виде серебряного или медного щитка-отражателя, часто украшенного богатой чеканной работой с одним или несколькими рожками с подсвечниками. | |
Торшер | Напольный светильник. | |
Шпалера | Стенной безворсовый ковер с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканный ручным способом в технике т.н. репсового уточного переплетения. | |
Фарфор | Изделия тонкой керамики, спекшиеся, непроницаемые для воды и газа, обычно белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое, без пор. | |
Фаянс | Плотные мелкопористые (обычно белые) изделия тонкой керамики. Отличается от фарфора бóльшими пористостью и водопоглощением, поэтому все фаянсовые изделия покрываются тонким сплошным слоем водонепроницаемой глазури. | |
Термины по скульптуре, живописи, графике | Анимализм | Жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, скульптуре и графике. |
Барельеф | Вид скульптуры, рельеф, в котором выпуклое изображение не более чем на половину своего объёма выступает над плоскостью фона. | |
Батальный жанр | Жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. | |
Горельеф | Вид скульптуры, высокий рельеф, в котором выпуклое изображение сильно выступает над плоскостью фона (более чем на половину своего объёма); иногда оно лишь прикасается к фону, иногда отделяется от него в деталях. | |
Гризайль | Вид декоративной живописи, выполняемой в разных оттенках какого-либо одного цвета (чаще серого). | |
Лубок | Народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения | |
Маринизм | Течение, сформировавшееся в рамках русского романтического пейзажа. Предметом изображения художников-маринистов была морская стихия. | |
Натюрморт | Жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу. | |
Офорт | Вид гравюры на металле, в котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами. | |
В лекции "5.1 Функции конфликта" также много полезной информации. Россика | Термин, использующийся в отечественной истории искусства для обозначения западноевропейских художников, работавших в России в XVIII в. - 1-й пол. XIX в., в особенности по заказам императорского двора. | |
Пейзаж | В изобразительных искусствах - жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображенная человеком природа. | |
Этюд | В изобразительном искусстве, произведение, выполненное с натуры с целью ее изучения. Этюд (живописный, скульптурный, графический) часто служит подготовительным материалом при работе над картиной, скульптурой, станковым графическим производством и т.д. |