Музыка, опера, балет, театр и кино в конце XIX - начале XX веков
Музыка, опера, балет, театр и кино в конце XIX - начале XX веков
Больших высот во 2 половине XIX – начале ХХ в. достигло русское театральное искусство. В его развитии произошли существенные изменения: в репертуаре увеличивается количество пьес отечественных авторов (А.Н.Островского, А.В.Сухово-Кобылина, А.П.Чехова, А. М. Горького), открываются новые театры, в том числе и в провинции. Важным этапом в развитии русского сценического искусства было создание в 1898 г. Московского Художественного театра (МХТ, ныне Академический – МХАТ). Создателями театра были К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко. Главной особенностью МХТ были демократизм и новаторство. На его сцене шли пьесы Чехова, Горького, Ибсена, Метерлинка, Островского и др. Всемирную известность получила система работы актера над образом, разработанная К.С.Станиславским. Эпоха породила целую плеяду замечательных актеров: актриса московского Малого театра М.Н.Ермолова, петербургского Александринского театра П.А.Стрепетова, актер МХТ В.И.Качалов и др.
В конце XIX века в русскую культуру входит кино. «Движущаяся фотография» братьев Люмьер появилась в России уже на следующий год после изобретения. Первые киносеансы в Москве и Петербурге состоялись в 1896 г. В 1908 г. была выпущена первая русская игровая картина «Стенька Разин»., а к 1914 г. в России действовало уже около 30 фирм, выпустивших более 300 картин. Появились кинорежиссеры и актеры. «Кинозвезда» начала века – Вера Васильевна Холодная (1893–1919). В кино начала XX в. утверждался психологический реализм, близкий традициям русской литературы («Пиковая дама», «Отец Сергий» Я.П.Протазанова).
Обратите внимание на лекцию "4 Завершение объединения русских земель вокруг Москвы".
Во второй половине XIX в. продолжает развиваться русская национальная музыкальная школа, основателем которой в первой половине столетия стал М.И.Глинка. Его традиции развивали композиторы «Могучей кучки», творческого союза выдающихся русских композиторов, сложившегося в 1862 году в Петербурге. В группу вошли: М.А.Балакирев, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков. Организатором этой группы был М.А.Балакирев. Название кружку Балакирева придумал критик В.В.Стасов. Композиторы «Могучей кучки» боролись за укрепление и развитие национального стиля в музыке. Важнейшей сферой деятельности для них было собирание и издание народных песен. Очень часто в своем творчестве композиторы обращались к сюжетам русской истории и фольклора: «Борис Годунов», «Хованщина» Мусоргского; «Князь Игорь» Бородина; «Снегурочка», «Псковитянка», «Золотой петушок» Римского-Корсакова.
Величайшим композитором в истории русской и мировой музыки был П.И.Чайковский – создатель высочайших образцов опер («Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама», «Иоланта»), балетов («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), симфонических и камерных произведений.
На рубеже веков русская музыка была обогащена приходом в нее новых талантливых композиторов и исполнителей. Автором монументальных симфонических произведений и балетов был А.Н.Глазунов. Одним из основателей современного музыкального языка, современной симфонической музыки считается композитор и пианист А.Н.Скрябин. Неповторимым своеобразием и оригинальностью отличались музыка и исполнительское мастерство С.В.Рахманинова, выдающегося композитора, пианиста и дирижера.
Составной частью развития музыкальной культуры и прямым ее следствием была мировая слава, которой достигли мастера русского музыкального театра – оперы и балета. Лидирующее положение среди музыкальных театров занимали петербургский Мариинский театр и Большой театр в Москве. Имена знаменитого оперного баса Ф.И.Шаляпина, лирического тенора Л.В.Собинова, русского балетмейстера и педагога М.И.Петипа, балетмейстеров и танцовщиков М.М.Фокина, В.Ф.Нижинского, балерины А.П.Павловой получили широкую известность как в России, так и за рубежом. Большое значение для распространения и популяризации русского искусства в Европе имели «Русские сезоны» – гастроли русских оперных и балетных трупп, организованные С.П.Дягилевым в Париже и Лондоне (1908–1914 гг.).
1. Асафьев Б.В. Русская музыка. – М.: Лира, 1995.
2. Культура России. / Сб. ст. под ред. Фролова А.К. – М.: Речь, 2005.