Утверждение реализма в живописи
Утверждение реализма в живописи. Бытовой жанр в работах живописцев московской школы и Академии художеств 1860-х годов. «Петербургская артель художников» и «Товарищество передвижных художественных выставок». П.М.Третьяков и его собрание.
Развитие реалистической живописи привело многих художников к протесту против канонов академического классицизма. В 1863 г. группа выпускников академии потребовала права свободного выбора сюжетов конкурсных картин вместо обязательной мифологии. Лидером «протестантов», создавших Артель петербургских художников, был портретист И.Н. Крамской. В 1869 г. было создано Товарищество передвижных художественных выставок. В него вошли Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.И. Левитан, В.Д. Поленов, В.И. Суриков, позднее И.Е. Репин, И.И. Шишкин. Для художников-передвижников, принадлежавших к реалистической школе, был характерен интерес к жизни современного им российского общества, социальным проблемам (жанровые полотна Перова), русской природе (Шишкин, Левитан, Саврасов, Поленов), историческим полотнам (Суриков, Ге).
Передвижничество - ведущее направление в национальном искусстве второй половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Положения революционно-демократической эстетики определили программность творчества передвижников: гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника.
Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно важные моменты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих (Н.А. Ярошенко - «Курсистка», «Студент», «Кочегар»).
Излюбленной темой ряда передвижников была родная природа. Художники сумели раскрыть внутреннюю гармонию русской природы, удивительную красоту полей и перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой и т. п. В их работах есть и романтическая одухотворенность, и философское осмысление бытия (Ф.А.Васильев, И.И.Шишкин, И.И.Левитан). Картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели», показанная на первой выставке передвижников (1871), была признана современниками образцом пейзажной живописи, в которой великолепно передано настроение наступающей весны, обновления природы.
Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий психологический реализм и идейность.
Рекомендация для Вас - 30 Манна небесная.
П.М.Третьяков еще в конце пятидесятых годов начал он собирание картин русской школы. Это дело стало смыслом всей его жизни. Но он был не просто коллекционером-собирателем. Настойчиво и целеустремленно осуществлял он заветную мысль - превратить свою частную коллекцию в народный музей русского искусства. Передовые художники ценили деятельность Третьякова; честью для себя считали они, когда их лучшие произведения поступали в его собрание. Кто знает, сколько прекрасных художественных замыслов не было бы осуществлено, если бы Третьяков материально не поддержал их. В отношениях с художниками он выступал не только как покупатель, но и как тонкий и вдумчивый критик, нередко -советчик. Великолепным итогом самоотверженной деятельности Третьякова является основанная им галерея - краса и гордость русской национальной культуры.
Когда говорят: Третьяковская галерея, в памяти возникает другое близкое и дорогое слово: передвижники. И это вполне естественно. С деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок неразрывно связана целая полоса в истории русского искусства, особенно семидесятые и восьмидесятые годы — период наивысшего расцвета и подлинного торжества передовых идей в нашем искусстве, время создания замечательных шедевров национальной живописи.
В 1850-х Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу. Считается, что первые картины он приобрёл в 1856 году, - это были работы «Искушение» Н.Г.Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г.Худякова. Затем коллекция пополнилась картинами И.П.Трутнева, А.К.Саврасова, К.А.Трутовского, Ф.А.Бруни, Л.Ф.Лагорио и других мастеров.
В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание - галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения. В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».
1. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.
2. История русской живописи: Из древности в сегодняшние дни. / Под ред. Соломонова А.Л.. – М.: Юрайт, 2006.