РУБЛЁВ Андрей
РУБЛЁВ Андрей (ок. 1360 или 1370 - 1427 или 1430) - живописец. В зрелом возрасте, видимо, на рубеже XIV и XV вв., принял постриг в Троице-Сергиевом монастыре или, по другим источникам, в Спасо-Андрониковом монастыре. До пострижения принадлежал, возможно, к кругу великокняжих мастеров. Один из основоположников московской школы иконописи, Андрей Рублев формировался в атмосфере национального подъема второй половины XIV — начале XV вв., в кругу идей, связанным с Сергием Радонежским и его окружением. Идеалы возвышенной духовной красоты, "благого судии", открытого земному миру, воплощены Андреем Рублевым в иконах Звенигородского чина (сохранились "Спас", "Архангел Михаил", "Апостол Павел" - все рубеж XIV—XV вв. или 1410-е годы, ГТГ). В центральном произведении Андрея Рублева иконе "Троица" (конец XIV - начало XV вв., по другим исследованиям – около 1411 или 1425 гг.) он облек в совершенную художественную форму философскую сущность тринитарного учения Сергия Радонежского, воплотил в ней "премирную тишину безглагольности" (П. Флоренский). В 1405 г. совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца (возможный учитель Андрея Рублева) расписал Благовещенский собор в Московском Кремле (фрески не сохранились), в 1408 г. совместно с Даниилом Черным (друг и "сопостник" Андрея Рублева) - Успенский собор во Владимире и написал иконы для его многоярусного иконостаса (ныне в ГТГ и ГРМ). Из фресок этого цикла наиболее значительны сцены "Страшного суда", трактованные как праздник торжества справедливости и духовности. В 1425-1427 гг. расписал Троицкий собор Троице-Сергиевого монастыря (фрески не сохранились) и написал несколько икон для его иконостаса, отмеченных необычным для Андрея Рублева драматизмом ("Апостол Павел" и др.). Последней работой Андрея Рублева источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (1427, сохранились фрагменты орнаментов).