РУДАКИ Абу Абдаллах Джафар ибн Мухаммад
РУДАКИ Абу Абдаллах Джафар ибн Мухаммад (около 860 - 941) - родоначальник классической поэзии на новоперсидском языке, в традиции награждён титулом «Адам поэтов». Он объединил в своём творчестве доисламские музыкально-поэтические традиции, иранскую народную песенную традицию и нормы арабского стихосложения. Р. родился в маленьком горном селении Рудак (перс. «речка»), расположенном в горах Зеравшанского хребта. По названию родных мест поэт избрал себе поэтический псевдоним. Наделённый от рождения чудесным голосом и прекрасным слухом, Рудаки с детства ходил по горным селениям и исполнял под аккомпанемент чанга (род лютни) песни из репертуара бродячих музыкантов. Слава его росла, но стремление к знаниям привело юного музыканта в Самарканд, где находилась одна из знаменитых духовных школ-медресе. Там Рудаки получил образование, включавшее знание арабского языка и наук, которые обязан был изучить мусульманин. Через несколько лет молва о необычайной одарённости поэта и певца-импровизатора достигла столичного дворца. Рудаки был приглашён на службу и па долгие годы стал придворным поэтом Саманидов в Бухаре. Но потом поэта, впавшего в немилость, изгнали из дворца. Последние годы он провёл у себя на родине, в маленьком горном селении, сетуя в стихах на старость и нищету. До наших дней сохранилось две касыды: «Мать вина» и автобиографическая «Ода на старость», а также около 40 рубаи (четверостиший). В поэтическом наследии Р. можно выделить три основные темы: стихи, воспевающие радость бытия и наслаждения благами жизни; стихи о бренности человеческого существования; наставления, поучения и жалобы на превратности жизни и жестокость судьбы. В своей философской лирике Р. наряду с арабскими мотивами использует опыт иранских «книг наставлений и поучений», а множество отточенных поэтических афоризмов позднейшие авторы цитируют в его изложении. Изречения Р. стали крылатыми словами и известными персидскими поговорками. Стихи Р. славятся живописностью и наглядностью образов, богатством конкретных, а не отобранных в соответствии с каноном деталей, простотой и элегантностью сравнений и метафор и необычайной музыкальностью. Сам поэт писал, что влюблён в красоту своих стихов.