БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948) - философ, творчество Б. пронизано культурологическими идеями, хотя специальных работ по культурологии у него нет. Постановка О. Шпенглером проблемы различия «культуры» и «цивилизации» для русских нова: они обличали цивилизацию, даже когда оставались сторонниками культуры. Б. даже противопоставлял культуру и цивилизацию: у него цивилизация жизненна, а культура символична; цивилизация атеистична, а культура религиозна. По Б., культура порождает цивилизацию, но не сводится к ней. Цивилизация, по сути дела, та же культура, но лишившаяся своих жизненных истоков. Выросшая из культуры, цивилизация уничтожает последнюю. Б. указывает также на два пути, по которым совершают свой путь культура и цивилизация. Так, культура идет сверху вниз — это аристократический путь, тогда как цивилизация идет снизу вверх — по демократическому пути. «Культура создается индивидуальностью, личностью, свободным духом, она обращена к личности. Культура аристократична, качественна, она развивалась благодаря досугу, благодаря возможности проявить творческую избыточность, она предлагает неравенство». Культура, как указывает Б., аристократична, т. е. она не существовала никогда для всей массы человечества, она всегда была культурой верхнего интеллектуального слоя. Противоположное представление складывается о цивилизации. Она, напротив, «количественна, демократична, эгалитарна. Ей присущ пафос равенства, и как раз этот пафос привел к понижению качества культуры». Б. выступает за неравенство культур, и соц. жизни. Массы — могильщики свободы и культуры. Человек по-разному включается в культуру и цивилизацию: в культуре он духовно растет и сам является ее органическим элементом, а в цивилизации совершенствование переносится с человека на соц. среду, а сам человек становится средством этого совершенствования. Основные культурологические идеи Б. отражены в его работах, изданных в четырех томах в Париже (1983-1991), а также в двухтомнике, изданном в Москве: «Философия творчества, культуры и искусства» (1994) и др.