Материальная культура и экономическое развитие
5. Материальная культура и экономическое развитие
Исламская цивилизация, несмотря на исходный номадический импульс, знала развитое градостроительство. Города возводились как центры торговли, ремесла, административного управления и религиозного культа. Центральная часть города предназначалась для соборной мечети, дворцов, караван-сараев. В городах обязательно имелись медресе, духовные училища, нередко соединявшиеся с мечетью и библиотеками; банки; госпитали. Особое внимание уделялось устройству фонтанов, искусственных водоемов, цистерн, делались подземные водопроводы.
Мечеть в каноническом понимании представляет собой замкнутый квадратный или прямоугольный двор. Это открытое сверху пространство для молитвы. В центре двора – колодец или фонтан. В архитектурном ансамбле мечети ее первые авторы отражали представление о рае. Вдоль стен могут идти арки. В одной из арок, сориентированной на Мекку, устраивается ниша – михраб. Рядом находится минбар – возвышение для муллы, проповедника. Тут же устанавливается на подставке Коран. С внешней стороны мечети высится минарет: башня, с которой муэдзин призывает правоверных на молитву.
Принципы мусульманской городской застройки, ориентированной на общественные нужды, сохраняются до наших дней.
Из светских построек выделялись замки, например, Каср аль-Хейр аль-Гарби в Иордании (VIII в.) или Алькасаба в Испании (VIII в.), увенчанная 45-метровой квадратной башней. Халифы и султаны соперничали между собой за обладание самыми великолепными дворцами. Дворцы украшались росписями, вазами, каменной резьбой, оборудовались водопроводной системой, питавшей многочисленные фонтаны и бассейны и озонировавшей воздух в помещениях.
Завоевательные походы арабов VII-VIII вв. расширили их контроль над международными торговыми путями и способствовали процветанию экономики Арабского халифата, в которую оказались втянутыми народы Азии, Африки и Европы. В 685 г. была восстановлена хозяйственная жизнь Мессопотамии, благодаря мероприятиям по очищению и повторному открытию водоканалов для орошения. Были введены производство и чеканка монет, вытеснивших византийские и сасанидские монеты и ставших единственным денежным средством в обращении. Золотые динары и серебряные дирхемы стали основой денежно-финансовой системы мусульманских стран в дальнейшем.
С VIII по XI века торговля состояла, в основном, в поисках и импортировании предметов первой необходимости. Чтобы совершать подобные торговые сделки, мусульмане, конечно, должны были заниматься экспортом товаров, часто используя с этой целью следующую практику: торговлю импортом из одной области в качестве экспорта в другой. Предметами торговли были жемчуг из Персидского залива, крупный рогатый скот с Аравийского полуострова (в частности арабские скакуны и верблюды), ткани. Мусульмане также торговали лекарствами - одним из главных достижений науки во времена Аббасидов наряду с сахаром и бумагой.
Расширение коммерческой деятельности приводило к разработкам и открытиям в смежных областях. В частности, банковская и биржевая системы были настолько сложными и совершенными, что по кредитному письму, выданному в Багдаде, можно было получить оплату и в Самарканде (Средняя Азия), и в Кайруване (Северная Африка). Вследствие роста коммерции Аббасиды разработали систему, при которой инспектор проверял правильность весов и мер торговцев, препятствуя, таким образом, возможности любого рода мошенничества в торговле.
Требования, которые предъявляла расширяющаяся торговля, обусловливали зарождение новых ремесел наряду со старыми. В Багдаде имелись мастера всевозможных ремесел: механики и кожевники, переплетчики и изготовители бумаги, ювелиры, ткачи, аптекари, пекари и многие другие. Поскольку со временем роль ремесленников в хозяйстве возросла, они стали объединяться во взаимовыгодные сообщества, в некотором роде подобные более поздним западным аналогам - гильдиям и цехам, и предлагать многие общественные услуги: сдавать путешественникам помещения, участвовать в благотворительных делах попечительства за сиротами и предоставлении им возможности учиться в школе.
Рекомендуемые материалы
После того, как Европа в конце XIV-начале XV вв. в результате Великих географических открытий нашла новый маршрут в Индию и отказалась от традиционной перевозки товаров через Среднюю Азию и Ближний Восток, страны мусульманской цивилизации вошли в полосу затяжного кризиса. В XVI-XIX вв. Россией были завоеваны ряд исламских государств и территорий Поволжья, Кавказа, Средней Азии, Крыма; западно-европейские страны установили контроль над рядом мусульманских государств Ближнего Востока и Северной Африки.
В середине ХХ века начинается подъем экономики мусульманских стран, основанной уже на нефтедобывающей отрасли. Для снижения рисков, связанных с моноэкономической системой, в 1960 г. была создана Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Эта картель добывает около 40% нефти в мире, экспортирует свыше 50% (начало 1990-х годов); распределяет квоты добычи нефти стран-участников и устанавливает единые продажные цены на нефть. Государство обязано делить доходы от продажи природных богатств среди всех граждан страны. Природные ресурсы являются собственностью всех граждан исламского государства.
В настоящее время, как в рамках ОИК, так и на неправительственной основе, предпринимаются попытки создать модели международных экономических отношений и национальных экономик в соответствии с концепцией исламского экономического порядка и Всеобщей исламской декларацией прав человека. Главным инструментом реализации целей исламского международного экономического порядка выступают исламские банки, система функционирования которых отличается от западных капиталистических банков.
Вместе с этой лекцией читают "Структуризация сетей IP с помощью масок".
Исламский банк должен придерживаться таких принципов, как:
1) ведущая роль в аккумуляции капитала должна принадлежать государству, банковские вклады в частные секторы экономики не допускаются;
2) исламское правительство в накоплении банковского капитала не стремится к получению фиксированного процента, а исходит из своей экономической доктрины;
3) запрещаются взятие процента, накопление и трата золота и серебра;
4) утверждение принципа «закята».
II Всемирный конгресс исламской экономики указал на необходимость перестройки валютно-финансовой системы мусульманских стран на «беспроцентной» основе. Знаменательным является также решение Организации Исламская конференция о создании Международного фонда закята. Целью Фонда должен стать сбор и распределение средств, отчисляемых состоятельными мусульманами в обязательном порядке на благотворительность по всему миру.