Декоративно-прикладное искусство башкирского народа
Декоративно-прикладное искусство башкирского народа
Географические условия и хозяйственная деятельность, сложность этнической и политической истории, территориально-племенные особенности в культуре и бытовом укладе нашли отражение в богатстве и многообразии форм башкирского народного изобразительного искусства. Резьба и роспись по дереву, тиснение на коже и ювелирное дело, вышивка и аппликация, ковроделие и художественное ткачество, изготовление украшений из кораллов, бисера и монет, узорная вязка — таковы наиболее характерные формы башкирского народного декоративно-прикладного искусства.
Многие изделия из дерева получили декоративное оформление, но с особенной тщательностью отделывались бытовые предметы: деревянная утварь, подсвечники, шкатулки, футляры для курая, посохи, подставки для сундуков и постельных принадлежностей, кухонные шкафчики, иногда орудия прядения и ткачества. Употреблялись в быту башкир и берестяные изделия: посуда для хранения меда и масла, различного рода короба и корзины, колыбели, некоторые инструменты ткачества и пчеловодства. Детские колыбели, туески, корзины для ягод орнаментировались несложной резьбой, шитьем или аппликацией. Часто орнаментировались хомуты, дуги, седла, т. е. предметы, связанные с убранством коня, имевшего большое значение в повседневной жизни башкира и поэтому пользовавшегося всегда его заботой и любовью. По достоинствам коня, по качеству и отделке оружия судили о самом батыре. Поэтому декоративному оформлению боевого и охотничьего оружия (сабля, щит, лук, стрелы) и снаряжения придавалось первостепенное значение. Говоря об орнаментации кожаных изделий и ювелирном искусстве, заметим, что об этих отраслях башкирского искусства мы можем судить лишь по их состоянию на конец XIX — начало XX вв. Ввиду распада былой военной организации башкирского общества и периодических запретов царским правительством, опасавшимся башкирских восстаний, иметь башкирам кузницы, пришли в упадок кузнечное дело и вместе с ним ювелирное искусство.
Ассортимент башкирских ювелирных изделий широк, способы их отделки разнообразны. Наиболее характерным приемом орнаментации оружия и металлических частей сбруи была серебряная насечка по металлу. Серебром отделывались стремена. Несколько раньше серебряным и золотым узором украшались ножны и рукоятки сабель и ножей. На браслеты и серьги, перстни и кольца, различные (косные, шейные, нагрудные) подвески и застежки, пряжки и поясные накладки узоры наносились гравировкой, чеканкой, штампом, чернением: довольно широко применялись скань, а также вставки из цветного камня, главным образом, из бирюзы и сердолика.
Изготовление украшений из кораллов, бисера и монет, в отличие от резьбы по дереву, тиснения и ювелирного дела, является женским творчеством. Но наиболее яркое и полное воплощение искусство женщин нашло в вышивке и аппликации, ковроделии и узорном ткачестве. Вышивкой украшались праздничная и обрядовая одежда, многочисленные предметы убранства дома. В древности вышивка выполнялась по бересте, войлоку и коже. В целом в башкирской вышивке насчитывается более двух десятков различных швов.