Башкирские народные музыкальные инструменты
Башкирские народные музыкальные инструменты
Башкирские национальные музыкальные инструменты самобытны и своеобразны. Наиболее распространен древний самобытный музыкальный инструмент курай. Легко изготовляемый самими исполнителями кураистами из полого внутри стебля зонтичного растения (русское название «дягель», или «дудник»), в большом количестве растущего на территории Башкортостана, курай служил башкирскому народу на протяжение всей его многовековой истории. Помимо простоты изготовления, популярности курая способствовала поэтичность и эпическая возвышенность его звучания, дальняя слышимость его звука на открытом воздухе
Курай - древний музыкальный инструмент, разновидность прямой флейты, возникновение которой наука связывает с эпохой палеолита. Строй курая указывает на то, что мелодическая культура башкирской народной песни была богатой также и в отдаленной древности
Другой распространенный в прошлом в башкирском народном быту музыкальный инструмент - кубыз, деревянный или металлический губной варган (русское название «зубанка»). Археология связывает распространение губных варганов с эпохой позднего неолита.
Кубыз - инструмент небольшого размера, с еле слышимым звуком. Благодаря этому он был в прошлом инструментом главным образом башкирской женщины. Специфические условия, в которых находилась женщина-башкирка после распространения в Башкортостане ислама, вызвали подобное использование кубыза. Лишенная мужского общества, отделенная от него в быту, не имея права ни громко говорить, ни петь, молодая башкирская женщина, тем не менее, должна была искать пути к выражению своих чувств в музыке. Тихое и нежное звучание кубыза едва слышно: под его звуки можно тихо петь и бесшумно танцевать. С другой стороны, кубыз настолько мал, что хранение его (или мгновенная утайка) не представляет трудностей. Так утвердилось общественное назначение кубыза как музыкального инструмента женщин и детей.