Демократия
ДЕМОКРАТИЯ
Считается, что началом демократии как системы управления государством послужили преобразования афинского политика Клисфена в 507 году до н.э. В 1993 году даже прошло помпезное празднование 2500-летнего юбилея демократии.
Основными органами афинской демократической системы являлись: народное собрание, экклесия, куда входили все взрослые свободные мужчины, обладавшие гражданскими правами (кворум составлял ок. 6000 чел.); а также буле, что-то вроде комитета по определению регламента собрания. Очень важную функцию в этой системе выполняла процедура остракизма, что-то вроде современного импичмента, когда неугодного политика тайным голосованием изгоняли из города.
Афинская демократия, просуществовавшая всего 185 лет, была далеко не совершенной. Народное самоуправление было ограничено махинациями со стороны буле, влиянием богатых патронов, часто подкупавших избирателей, а также деятельностью демагогов – специалистов в области управления общественным мнением. Вместе с тем, большинство граждан были весьма далеки от политики и, чтобы обеспечить кворум на экклесии, их часто приходилось просто хватать на улицах, связывать и тащить к месту проведения народного собрания.
Однако формально граждане действительно управляли. Они все были равны перед законом. Они выбирали высших чиновников и сами по жребию занимали административные должности, которые каждый год обновлялись и которые (в отличие от современности) не оплачивались. Бесчестных или неспособных чиновников лишали должности и даже наказывали.
Поскольку демократия как власть осуществляемая всем народом возможна на практике лишь в очень небольших государственных образованиях, таких как полисы, т.е. города-государства, демократия умерла вместе с греческой полисной системой к середине IV века до н.э. Греческие и римские философы эпохи эллинизма не испытывали по отношению к ней особого восторга, считая демократию властью некомпетентных людей. На протяжении последующих полутора тысячелетий о ней практически никто не вспоминал.
Современная европейская демократия, основанная на идеализированных древнегреческих образцах, на самом деле очень мало похожа на демократию древних Афин. Сегодня нет даже единства мнений о том, каковы основные черты демократии. Теоретически демократия должна способствовать процветанию всех добродетелей: от свободы, справедливости и равенства до правопорядка, уважения прав человека, принципа политического плюрализма и гражданского общества. Однако реальные политические системы современных западных государств, называемые демократическими, лишь в очень малой степени воплощают в себе эти идеальные черты. Основной недостаток афинской демократии – манипуляции общественным мнением, был перенят и развит современными демократиями. Современные СМИ не только позволяют убеждать жителей западных демократий, что они живут в самом лучшем и свободном из обществ, но и навязывать свои идеалы всему остальному миру.