Популярные услуги

Главная » Лекции » История » Культурное наследие Тульского края » Культура Тульского края в XVIII веке (продолжение)

Культура Тульского края в XVIII веке (продолжение)

2021-03-09СтудИзба

Лекция 6

КУЛЬТУРА ТУЛЬСКОГО КРАЯ в 18 ВЕКЕ (продолжение)

Градостроительство. Регулярный план Тулы. Его реализация. Архитектура: основные тенденции и выдающиеся постройки.

Вклад А.Т.Болотова в развитие ландшафтной архитектуры. Постройки Старова на территории края.

Различные сферы художественной культуры (общий обзор): изобразительное искусство, скульптура. Декоративно-прикладное искусство.  Тульские "златокузнецы":  союз  искусства  и  технического мастерства.

Развитие образования. Книгопечатание. Литераторы - уроженцы Тульского края.

Градостроительство. В 1763 г. (на второй год царствования Екатерины II) был обнародован указ "О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов".  Это  событие  отметило  наступление нового  этапа градостроительной истории города и отразило достаточно общий для русского градостроительства процесс:  начало повсеместного вторжения  градостроительных  принципов европейского классицизма в большинстве своем средневековые по планировке древнерусские  города.

Выполнение указа было возложено на Комиссию о строении Санкт-Петербурга и Москвы - организацию, созданную первоначально для обеспечения проектной документацией строительной практики только этих двух городов. Работали в ней не всегда выдающиеся, но несомненно профессиональные архитекторы и планировщики. Высокое качество проекта планировки Тулы (утвержден в 1779 г.) демонстрирует это достаточно убедительно.

Для этого плана характерно смелое внедрение принципа регулярности, сочетавшееся с довольно тактичным отношением к уже существовавшей застройке.

Рекомендуемые материалы

Южная левобережная  часть  города с Кремлем в центре решена по характерной для древнерусских городов радиально-кольцевой  схеме.

Кольца  соответствуют  линиям  старинных укреплений (улица вокруг Кремля и ул.  Посольская вдоль линии древнего острога). Из радиусов в качестве основных выделены три: современные улицы пр.  Ленина (ранее - Киевская),  Оборонная (Воронежская) и Демострации  1903  года (Калужская). Улицы были ориентированы на главную городскую вертикальную доминанту, роль которой выполняла колокольня кремлевского Успенского собора. Невольно вспоминается почти точный петербургский аналог такой планировочной схемы:  три луча (один из них -  Невский проспект), сходящиеся  к Адмиралтейской "игле" и пересекающие при этим кольца набережных. Правобережная часть  города - Зареченская оружейная  и  Чулковские слободы - были распланированы на основе прямоугольной сетки кварталов, что также находит аналог  в  планировке территории Васильевского острова в той же северной столице.

После утверждения императрицей генеральный план стал законом, надолго определившим развитие города. А в самом начале - на рубеже 70-80 гг.  18 в.  - для многих он означал необходимость  переноса вполне,  казалось  бы,  добротного  жилья,  необходимость переселения.

Сохранялись только каменные здания (их в то время  было  около  70), прочее, если не удовлетворяло проекту, было обречено. Впрочем, реконструкции города по новому плану  "помогали"  частые  пожары:  строительство на выгоревших участках велось строго в новых красных линиях.

Не все идеи генерального плана 1779 года были осуществлены в полной мере, но роль его для современного города трудно переоценить - эта роль определяющая. Планировка нынешнего исторического центра города в ее основных чертах восходит именно к этому плану  Екатерининского времени.

Архитектура. Культовая архитектура 18 века представлена в Туле большим количеством сохранившихся построек, чем гражданская.

Из их числа наибольший интерес представляет Успенский собор 60-х гг., находящийся в Кремле, с его, к сожалению, несохранившейся колокольней (арх. Праве). Из прочих церквей упомянем церкви Вознесения, Флора и Лавра (1772-1796) и Рождества Богородицы, что в Гончарах (1789-1808).  Последняя  - творение местного архитектора,  оружейника К.С. Сокольникова (1751), длительное время работавшего на Тульском оружейном заводе и жившего в приходе этой церкви. Ему принадлежит целый ряд проектов реконструкции оружейного завода (неосуществленных)  и реализованные проекты нескольких церковных построек,  в том числе и храма Рождества Богородицы.  От своих современников он  отличается оригинальной конструкцией перекрытий свода.

Из памятников, расположенных на территории области, выделим Богородицкий дворец. Он принадлежал графам Бобринским, основателем рода которых был сын Екатерины II. Строительство для Бобринского в Богородицке (1771-1778), а также в другом подаренном ему имении (Бобрик Донской) велось по проекту петербургского архитектора И. Старова, одного из крупнейших мастеров русского классицизма. Им же построена входящая в ансамбль усадьбы церковь Казанская церковь.

Дворец не сохранил подлинных интерьеров. Наиболее ценные вещи из него еще в довоенные годы разошлись по музеям (в том числе, тульским). В годы войны дворец сгорел - от него осталась одна закопченная коробка.  Почти уже решен был вопрос о  сносе  грозивших  обрушиться руин.  (Даже  в Ленинграде,  известном бережным обращением к зданиям-инвалидам войны, остатки нескольких пострадавших в ходе боевых действий  ценных  архитектурных  памятников  были  снесены.) Но,  к счастью, в Богородицке нашлись люди, осознававшие значение для города этих почерневших от копоти кирпичных стен, люди, не пожалевшие времени,  сил и здоровья для спасения того,  что  когда-то  называлось дворцом. Была начата реставрация, спустя какое-то время создан музей - в залы возрожденного дворца пришли первые посетители. В настоящее время  здесь  один за другим воссоздаются утраченные интерьеры.  Реставрируется и парк:  посадки,  пруды,  планировка - еще один  замечательный памятник русской культуры последней четверти 18 века.

Остановимся подробнее на истории Богородицкого парка - ценного памятника  садово-паркового  искусства,  замечательного образца ландшафтной архитектуры.

История ландшафтной архитектуры (архитектуры садов и парков) своими корнями уходит в глубокую древность. Висячие сады азиатской царицы Семирамиды считались в античную эпоху одним из чудес света. В период средневековья хранительницами европейской культуры садов были, в основном, монастыри. С приходом эпохи Возрождения вновь возникают светские сады. Смена художественных стилей отражается и на  стилистике сада.  В 17 веке наибольшее распространение приобретают классицистические сады во французском "вкусе" и барочный голландский сад. Россия более тесные связи традиционно имела с Голландией, и именно голландское садовое искусство в это время получает наибольшее распространение в придворных кругах московского государства. Упоминавшиеся сады 17 века при заводском поселке Ченцовского железного завода (Заокский р-н Тульской обл.) были наверняка именно в голландском стиле.  Но ни от них, ни от других русских садов 17 века, известных из документов и свидетельств современников (например, кремлевских верхних садов, садов в подмосковной царской резиденции Измайлово и др.) не осталось почти ничего.

В начале 18 в. голландская мода в ландшафтной архитектуре России сохраняется - художественные вкусы Петра были ориентированы в первую очередь именно на Голландию.  При его  приемниках  голландский  сад  постепенно вытесняется французским.  Сады Франции,  как свидетельствуют классические образца их (например,  созданные  архитектором   Ленотром  знаменитые  сады Версаля)  были  регулярными. Французский сад - это как бы архитектура, "вывернутая" в окружающее здание пространство. В той степени, в которой французский дворец того времени воплощает идеалы блистательного абсолютизма, символ которого - король-солнце,  отражает их и парк. Он всегда параден, официален, и хотя является местом отдыха, но отдыха, сообразованного с сословной и должностной иерархией. Стилистический аналог таких садов - литературный классицизм.

Человеком, с именем которого связан отход русской ландшафтной архитектуры от принципов регулярности и переход на  позиции  совершенно иной эстетики,  был управляющий Богородицким имением Андрей Тимофеевич Болотов.  О многочисленных талантах  этого  человека можно  было бы рассказывать очень долго - не случайно его иногда называют "тульским энциклопедистом".  Коснемся одного из его умений, освоенного,  между прочим,  самоучкой - умения создавать сады и парки.

В управляющих Болотов оказался для себя несколько неожиданно. Оставив в молодом возрасте удачно складывающуюся военную карьеру, около 20 лет он прожил в своей родовой деревеньке Дворяниново (совр. Заокский р-он). Страстный естествоиспытатель, каких только "произрастаний" (так на языке своего времени называл он растения) не завел он в своем усадебном саду и на окрестных полях. Владея несколькими иностранными языками, Болотов выписывал из разных мест разнообразную научную и художественную литературу, в том числе иностранную. По книги одного немецкого садовода Болотов познакомился с новыми идеями в ландшафтной архитектуре - с "пейзажным" и "романтическим" парком (его называли еще "английским" по стране, откуда по Европе стал распространяться этот новый "вкус").  Не симметрия, не виртуозное  "регулярство"  определяли  теперь  облик сада - сад становился непредсказуемо своенравным, "настроенческим", то шутливым (со множеством хитроумных забав).  то, чаще, меланхолически печальным. Теперь садоводы осторожно,  с уважением относились  к  естественным ландшафтам, позволяя себе только тактично корректировать их с целью добиться большей гармонии природных элементов.

Осуществить в натуре увлекшие его идеи европейских садоводов Болотов смог, согласившись на должность управляющего в принадлежавшем  императрице  и предназначенном для Бобринского Богородицком имении.  К тому же здесь строился дворец - имелась  возможность создать обширный,  многозвенный дворцово-парковый ансамбль. Болотов этой возможностью воспользовался.  Дворец  стоял  на  высоком  берегу пруда,  образованного перекрытой плотиной речкой. И пруд, и поросшие деревьями склоны холма, и естественные ключи, стекавшие по склонам - все было им не только использовано, но и дополненное человеческими изобретениями: гротами, водопадами, павильонами. Наглядное представление о Богородицком парке времен Болотова дают собственные его акварели (он был еще и художником-любителем). сохранившиеся до наших дней.

Парк в Богородицке был одним из первых пейзажных парков в России, и, безусловно, одним из удачнейших примеров нового стиля в ландшафтной архитектуре. Он сыграл большую роль в распространении по России новых идей в паркостроении.

Различные сферы художественной культуры (общий обзор). Изобразительное искусство, скульптура. Рождение в Петровскую эпоху новой культуры было результатом развития и обострения противоречий внутри средневековой культуры. В конце 17 века последняя вступила в противоречие с нарождающимися новыми явлениями в экономической, социальной и политической жизни.  Средневековое искусство, литература перестали отвечать на запросы нового времени.

Живопись уже начиная с 17 в.  постепенно выходит из почти полного подчинения религии. Происходит  это так быстро,  что историю русской живописи уже ближайшего (18-го) столетия принято рассматривать на примере произведений преимущественно светского искусства (что, разумеется, не вполне справедливо).

К сожалению, о местных художниках, обслуживающих население "по портретной части", нам ничего не известно. Мы знаем только имена тульских  иконников.  Тульской фамилией,  профессионально занимавшейся писанием иконописных образов с 17 по 19 вв.,  были  художники Рудаковы.  В 60-х гг. 18 века работает крупный тульский мастер Григорий Белоусов. Несколько икон его письма сохранились в иконостасе Успенского собора Кремля.

Этот замечательный по художественным достоинствам ансамбль, состоявший из 66 икон, тем более ценен, что современных ему местных иконных комплексов просто не осталось.  Он создан тремя  мастерами.

Это уже упомянутый Григорий Белоусов, Андрей Филиппов (калужский дьякон) и некий Ларион Сорокин. Сравнение живописных приемов позволяет предположительно установить работу каждого мастера. Белоусов написал всего на три иконы - но иконы ответственные, из мест­ного ряда, в частности, "Спас на престоле" и "Богоматерь с младенцем". За работу мастера получили:  Белоусов 50 руб.,  Филиппов 500, Сорокин 700.

Живопись иконостаса прекрасно гармонировала со стенописями собора. Последние были исполнены в "два лета", в 1765-66 гг., артелью ярославских мастеров во главе с Афанасием Шустовым. В состав артели входили известные мастера Михаил и Ефим Сопляковы.

Высшие достижения ярославских и костромских художников связаны с прошедшим, 17-м, столетием; именно тогда творили замечательные мастера Гурий Никитин и Сила Савин, создавшие наиболее известные фресковые циклы в храмах Ярославля, Ростова Великого, Костромы и Москвы. В 18 в. техника древнерусской фрески (живописи минеральными красками по сырой штукатурке) постепенно угасает. На смену ему приходит масляная живопись. Тульские росписи - один из наиболее поздних образцов искусства средневековья, помимо достаточно вы­сокого художественного качества еще и хорошо сохранившийся.

Разнообразны сюжеты, изображенные художниками на стенах храма. Их содержание и местоположение в интерьере связаны с многовековыми традициями древнерусской монументальной живописи. Но есть у тульских фресок и особенности, в частности, в отношении сюжетов  достаточно  редких,  устойчивых  правил изображения которых не существует (например, цикл на западной стене на тему "Песни песней" Соломона).

Скульптура. Живопись была не единственным видом изобразительного искусства, представленном в Туле 18 века. Определенное развитие получило и искусство скульптуры.  Материалами для скульпторов служили дерево и камень.

Культуру деревянной объемной резьбы особенно ярко демонстри­руют тульские церковные иконостасы 18 в., большинство которых, к сожалению, не сохранилось. Исключением является созданный тульскими резчиками великолепный шестиярусный золоченый иконостас кремлевского Успенского собора. Счастливо избежавший уничтожения, в настоящее время он реставрируется.

Отметим также иконостас Николо-Зарецкой церкви в Туле (уже знакомой нам); иконостас (1701 г.) Успенской церкви Венева монастыря, довольно простой, но с красивой объемной резьбой царских врат; иконостас Иоанно-Предтеченской церкви Спасо-Преображенского монастыря в Белеве. Последний иконостас (как и храм, где он находился) не сохранился, тем не менее фотографии позволяют весьма высоко оценить его былое качество.

Не только городские и монастырские храмы украшались разными иконостасами. Создавались они и для сельских храмов, хотя в последних были, как правило, скромнее. Но даже в самых простых иконостасах качеством и сложностью резьбы выделялось центральное звено - Царские врата. В середине 18 века в их оформление особенно любили включать изысканные резные картуши, обрамляющие сцену Благовещения и фигуры евангелистов.

Объемные растительные орнаменты (листья, лозы, виноградные кисти) были распространенным, но не единственным мотивом тульских резчиков. В церквях Тулы 18 века появляется объемная скульптура, изображающая человека. Сейчас от нее ничего не осталось. Сохранились,  однако,  фотографии, запечатлевшие резьбу по дереву из соборной церкви г.  Епифани (2-я половина 30-х гг. 18 в.). На одной из них изображена фигура в резком движении,  развивающихся одеждах,  живо напоминающая  пластику европейского барокко.  На другом снимке целая композиция ("Снятие с креста"), созданная рукой безусловно профессионального мастера.

Наряду с деревянной, существовала скульптура из камня. Это многочисленные детали из резного белого камня, особенно ярко представленные в кремлевском Успенском соборе.  Но наиболее  интересна  и разнообразна  белокаменная резьба на надгробных памятниках тульского Всехсвятского кладбища, основанного в 1771 г. По количеству, качеству и сохранности резного камня последней четверти 18 - начала 19 вв. тульские некрополи не имеют равных среди других провинциаль­ных некрополей.

В нашем рассказе основное внимание уделено Туле промышленной. И совершенно ошибочным было бы представление о ней, как о городе, сплошь состоявшим из мастерских и убогих жилищ-хижин, в которые истомленные трудами мастера забегали отдохнуть, чтобы тотчас возвратиться обратно в мастерскую зарабатывать свой нищенский кусок. Тула была городом красивым,  городом,  в самом воздухе которого было растворено искусство.

Выше мы немало говорили об архитектуре. А ведь каждый дворец, тем более общедоступный православны храм -  сложный  художествен­ный  ансамбль,  где  в едином хоре сливаются голоса многих искусств: живописи  (монументальной  и  станковой),  декоративно-прикладного искусства,  музыки,  литературы (священные тексты, звучащие во время службы - литература, подчас, весьма высокого качества).

Декоративно-прикладное искусство. Тульские "златокузнецы": союз искусства и технического мастерства. Остановимся на декоративно-прикладном искусстве, знакомство с образцами которого начнем на примере предметов,  принадлежавших одной из тульских церквей. Церковь эта - Староникитская (18-19 вв.) - сохранилась (находится недалеко  от  Дома  Техники на улице с одноименным названием).  Хотя интерьер ее утрачен почти полностью (не считая красивой чугунной лест­ницы 19 в.), отдельные предметы и детали былого убранства запечатле­ли фотографии, опубликованные в 1914 г. в одном из выпусков интереснейшего  издания  под  названием "Памятники искусства Тульской губернии" (издавалось  по  инициативе  замечательного  искусствоведа  и коллекционера гр. Ю. Олсуфьева, жившего в имении Красные Буйцы недалеко от Куликова поля).

Из хранившихся в то время в Староникитской церкви изделий 18 века выделим богатый напрестольный серебряный крест 1764 г., вклад прихожанина этого храма, богатого тульского купца Ивана Фомича Лугинина. Последний был представителем одной из крупнейших купеческих фамилий Тулы, во 2-й половине 18 века вступивших на стезю промышленного предпринимательства. Рядом с церковью (метрах в 300-х) находился принадлежавший этой ветви Лугининых богатый дом-дворец (сохранился; ныне здание истфака ТулГПУ им. Л.Н. Толстого). Иногда о  церквях оказывались предметы декоративно-прикладного искусства и достаточно необычные.  Той же Староникитской  церкви принадлежала  серебряная с крышкой кружка-кувшин 18 века.  – вклад все тех же купцов Лугининых.  Интересна биография изделия - оказывается, к Лугинину оно попало от кого-то из Шуваловых, а к нему, "от папского двора". Западноевропейское происхождение ее подтверждается стихотворной латинской надписью (вероятно, фрагментом молитвы), начертанной в верхней части кружки.

Староникитская церковь не была исключением - прочие храмы города были наполнены  множеством  высококачественных  произведений прикладного искусства. Великолепными мастерами по художественной обработке металла были и сами оружейники.  Но  их  продукция  была мирской ("партикулярной") - храмовой утвари,  изготовленной ими, мы почти не знаем. Из работ,  выполненных тульскими мастерами по металлу (кузнецами и ювелирами) в 18 - нач.  19 вв.  наиболее известны художественные изделия из стали.

Изготовлением бытовых предметов оружейники занимались по крайней мере с начала 18 в.: сохранились две тульские шкатулки, принадлежавшие Петру I.  Постепенно нарабатывается мастерство, складываются  художественные приемы,  придающие тульским вещам красоту и самобытность. Растет спрос на продукцию тульских мастеров, причем не только в России,  но и за границей. Во 2-й четверти столетия они не раз получают казенные заказы на изготовление различных предметов  с художественной отделкой (в том числе, оружия), предназначенных для подарков иностранцам.  В те же 30-50-е годы 18  в.  туляки  осваивают производство  металлической  мебели.  Это  время - период рассвета их искусства. Во 2-й половине столетия неподалеку от Царского Села (ныне  г.  Пушкин)  ежегодно устраивались ярмарки,  куда привозили свои изделия и туляки.  Вещи их работы стоили очень дорого,  поэтому они попадали, в основном, в царские дворцы, реже - в дома высшей знати. В расположенном неподалеку от Царского Села Павловске по проекту ар­хитекторов Ч. Камерона, позднее - В. Бренна, для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его жены строился в те годы  (1782-1793) большой дворец.  Многие тульские изделия были приобретены для создания интерьеров именно этого выдающегося памятника искусства  -  одного  из  высших достижений русского классицизма.  В приходной дворцовой книге за эти годы не редкостью были записи вроде  следующей:  "Куплено  паникадило  (люстра) о восьми свечах тульской работы от тамошнего мастера,  стальные с золотой насечкой -  одно..." Из другой записи узнаем имя мастера,  делавшего другое приобре­тенное для дворца паникадило (12-свечное) - Семен Самойлов.

Вещи тульской работы, как уже говорилось, часто дарились иностранцам (такие подарки,  в частности, любила делать Екатерина II) - те очень ценили сочетание вороненой стали с позолотой и тонкость тульской работы.  Так,  в составе подарков для турецкого посольства, приезжавшего в Россию в 1755 и 1764 гг.,  были , кроме оружия, чернильница, готовальня и "дощечка железная,  на которой часы или иное что весят" (подвешивают). Неудивительно поэтому наличие тульских вещей в коллекциях зарубежных музеев:  художественно-промышленном музее народного  искусства  в  Берлине (шкатулка мастера Андриана Суханова), дворца-музея Сан-Суси в Восточной Германии (кресло с надписью  "Ту­ла, 1744. Завотчики Мосоловы"), в музеях Англии и других стран.

В настоящее время сохранилось в общей сложности около 500 предметов тульской работы 18 - начала 20 века. Самой богатой коллекцией - около 300 вещей - обладает Государственный Эрмитаж. В тульских  музеях об искусстве тульских златокузнецов получить достаточно полное представление  невозможно,  что  в  общем  не  удивительно, поскольку  основная  часть их продукции предназначалась для дворцов, а не для обывательских домов провинциального города.

Разнообразны технические приемы мастеров. И только овладев ими всеми - представив "работу " с гранеными камнями" и медальонами,  с  насечкой  золотом и серебром - оружейник мог рассчитывать название мастера.

Специальной обработкой в горне мастера научились придавать стальной поверхности различные цветовые оттенки - от темно-зеленых и синих до лиловых, голубых и розовых. Вороненая поверхность сочеталась со светлой поверхностью необработанной стали и накладными бронзовыми (часто - с позолотой) деталями.

Для выделения рисунка использовали приемы наводки и насечки. Наводку (медью,  серебром,  золотом)  осуществляли  при  помощи ртутных амальгам (растворов) этих металлов.  Амальгамы наносили на поверхность  с уже нарезанным рисунком,  после чего изделие подогревали.  Ртуть испарялась, второй же металл прочно сцеплялся со стальной основой. Процедуру повторяли несколько раз для получения ровно­го слоя. Позже поверхность полировали.

Другой прием позволял соединить металлы чисто механическим путем. Речь идет о насечке, предполагающей заполнение канавок рисунка инородным металлом (проволокой или фольгой).

Еще один декоративный прием, очень широко применявшийся туляками - стальные алмазы или алмазная грань. Уже упоминалось об одном из самых ранних дошедших до нас изделий тульских "златокузнецов"  -  о  хранящейся  в  коллекции Эрмитажа шкатулке-сейфе 1-й четверти 18 в.,  принадлежавшей Петру I. Привлекает внимание  сложный  механизм  замка  на внутренней стороне крышки этой шкатулки. Головки заклепок в  точках  соединения  элементов  огранены  подобно драгоценным  камням.  Для совокупности известных нам тульских ве­щей, это - самое раннее применение названного приема.

Из других сохранившихся в эрмитажной коллекции вещей выде­лим стол-экран с ножками в виде фигурок дельфинов. Позолоченная столешница  его  могла откидываться,  превращаясь в каминный экран.

На столешнице - гравировка: серебряная орденская звезда с изображением  герба Тулы и надписью "Тула 1785 году" (Заметим,  что изображенный на столешнице всего на 8-м году своего  существования  тульский герб жив и сегодня,  несмотря на весьма почтенный возраст - более 200 лет.)

Образование. В целом развитие образования в Тульской губернии прошло те же этапы, что и в России в целом. Но деятельность конкретных людей в конкретной среде придала  ему  те  неповторимые  черты, которые отличают историю одного места (города, села) от истории других.

Традиции домашнего и даже государственного образования уходят корнями вглубь истории. Были, наверное, школы на тульской земле и в 15,  и  в  16  вв.,  но  нам о них ничего неизвестно.  Первые сведения об учебном заведении в Тульской губернии относятся к концу 17 века.

В конце 17 столетия, возможно, в 1660-1670 гг. была организована первая известная нам школа на Каширских железных заводах Марселисов в селе Ченцово на реке Скниге (ныне Заокский район Тульской области.). В составленной в 1690 г. описи завода и связанного с ним поселка  указано,  что  среди  иностранных специалистов на заводе находился "школьный мастер,  что детей учит" Адольф Гульф,  здесь  живший, работавший (в специальной "школьной избе") и получавший жалованье. Школа была иностранной, но тем не менее это была первая школа на тульской земле. Следующие по времени организации известные нам учебные заведения возникли только в 18 веке.

В новом веке в губернии было уже немало грамотных людей, причем в разных сословиях. Большинство из них осваивали грамоту, вероятно, здесь же, в Туле. Исключением являлись, пожалуй, только местные дворяне, нередко получавшие образование в Москве (особенно до возникновения в губернии учебных заведений).

В конце 30-х или начале 40-х годов в дворцовом селе Богородицком, позднее переименованном в город Богородицк, при конном заводе правительством  была  основана  "школа  конюховых  детей",   которая должна была готовить дворцовых конюхов.  К 70-м гг.  школа,  видимо, прекратила свое существование.

Одним из  старейших учебных заведений в Тульской губернии было духовное училище в Белеве,  основанное в 1761 г.  Оно  существовало непрерывно,  правда,  под  разными названиями:  с 1761 по 1767 гг.  как русская школа,  затем в 1776-1782 гг.  - как семинария,  в последующие годы - училище, и наконец, с сер. 19 в. - Белевское духовное училище.

Важную роль для развития дела образования в стране сыграли ре­формы 70-х - 80-х гг. В наказе, данном Екатериной II "Комиссии об Уложении",  были сформулированы главные  положения  грядущей  реформы образования: "Хотите ли обогатить народ, создать ему благосос­тояние, улучшить его труд, увеличить производительность? Устройте повсюду школы, дайте народу образование. В числе естественных богатств надлежит класть природный ум жителей, который, получив просвещение и будучи ревностно поощрен и возвышен, может простертися далече и великими своими успехами пользу приносить государству и частным людям немалую".

В результате реформы, осуществление которой началось с 1786 г., страна должна была получить новые всесословные учебные заведения.

Они появились: к концу 18 века в России существовало более 500 учеб­ных заведений с числом учащихся 60-70 тысяч. Таким образом, в стране примерно за полвека получили образование более 300 тыс. человек. Одной из  первых  школ  новой системы была тульская "народная школа", открытая в Туле в 1781 или 1783 г. - первое в Тульской губернии всесословное училище, созданное на общественных началах. В 1784 г. в г. Богородицке была основана первая общеобразовательная школа для крестьянских детей - волостное училище. Создание этой школы было связано с именем Болотова.

В 1786 г. был утвержден устав народных училищ и вышло распоряжение об открытии главных народных училищ в 26 губерниях. В силу этого распоряжения 22 сентября 1786 г. в Туле было открыто главное народное училище, состоявшее из 4 классов. Вероятно, оно было преобразовано из тульской народной школы. В главное народное училище принимались "люди всякого сословия от господских детей до их слуг". Курс преподаваемых дисциплин был довольно обширен: арифметика, геометрия, механика, архитектура, физика, рисование, российский язык, история, география, пространный катехизис и изъяснение Евангелия.

Главным наставником и преподавателем училища был Ф.Г. Пок­ровский (1763-1848), писатель, доктор философии, происходивший из духовного звания. Он окончил Севскую семинарию, а затем Петербургскую учительскую семинарию. В 1786 г. был определен учителем естественной истории и коммерческих наук в Тульское главное народное училище, в 1804 г. - назначен старшим учителем в Тульскую гимназию. После стал директором училищ Тульской губернии. В 1800 г. в главном народном училище обучалось 128 учеников, из них дворян 14, 36 купцов и мещан, 78 разночинцев. Преподавание вели 4 учителя.

Кроме главного народного училища в конце 18 века в Туле было несколько частных пансионов и домашних школ (дворянские пансионы Болотова, Юшковой, Дюблюе, Роде, Жоли, домашние школы духовенства), а в начале 19 века открылось четыре новых учебных заведения: духовная семинария, Александровское военное училище, классическая гимназия и уездное училище. Но о сети учебных заведений в губернии (включавшей, помимо названных, уездные училища в других городах, а также приходские училища в некоторых селах) можно говорить только применительно к 1-й трети 19 века.

Книгопечатание. Медленно, с большой задержкой по отношению к столицам развивалось в губернии книгопечатание. При этом потребность в книге у местного населения (грамотной и обучавшейся грамоте его части), естественно, была. Школам нужны были учебники, освоившим грамоту - книги для чтения, для "услады души". Эти библиофильские потребности почти невозможно было удовлетворить в родных краях - наладить широкое издание книг в Туле так и не удалось  даже в 1-й половине 19 века.

Дата возникновения первой типографии в Туле до сих пор вызывает сомнения.  Встречающееся иногда указание на 1744 год, скорее всего, является ошибочным.  Более правдоподобной представляется дата основания типографии, указанная в книге "Достопамятности города Тулы и его губернии" известного этнографа и историка И.П.  Сахарова: 1784 год. Автор замечает,  что в этой типографии уже "отпечатывались полезные книги". 15 января 1783 г. Екатерина II издала указ, по которому разрешалось "каждому по своей воле заводить типографии, не требуя ни от кого дозволения, а только давать знать о заведении таковых управе бла­гочиния того города, где он ту типографию иметь хочет". После указа типографии появились во многих городах России - в это время, вероятно, была основана типография и в Туле. К сожалению, ни одна из книг издания тульской типографии 1784 года до нас не дошла, не обнаружено сведений о ее деятельности и в архивах.

Основанное в 1777 году Тульское наместничество включало в свой состав Тульскую, Калужскую и Рязанскую губернии. Тульский наместник М.Н.  Кречетников первоначально имел резиденцию в Калуге,  но в 1788 г.  перевел ее в Тулу.  В Калуге Кречетниковым была устроена типография при губернском правлении.  Основал ее и заведовал ею советник Калужского губернского правления П.С.  Батурин.  Из Калуги он  в 1789 г. последовал за своим начальником в Тулу. Сюда он перевез и типографию,  которую поместил в снятом для проживания доме. Вместе с Батуриным  из Калуги в Тулу переехали служившие в типографии трое "солдатских детей".  На новом месте в 1790 г.  Батуриным был напечатан  его философский труд "Исследование книги о заблуждениях и истине" (полемика с идеями масонов).

Обратите внимание на лекцию "1.1 Интерфейс пользователя".

Но в Туле эта типография действовала совсем недолго. В ноябре 1790 г. Кречетников, незадолго до этого переехавший в Киев, перевел туда же Батурина. Типография была поручена оставшемуся в Туле од­ному из помощников Батурина - наборщику Ивану Смыгалину. Некоторое время она еще находилась в Туле, но не дольше 1793 г., когда след ее обнаруживается уже в Киеве.

Заметим, что главным назначением первой тульской типографии было не печатание книг, а обслуживание нужд канцелярии, почему она  и  перемещалась  каждый  раз  с переездом Кречетникова на новое место.

Учреждение постоянно действующей типографии произошло при тульском губернаторе М.Я. Гедеонове 28 мая 1798 г. Основанная без государственных дотаций на пожертвования тульского дворянства и купечества при губернском правлении, она также обслуживала нужды канцелярской переписки и не печатала "никаких книг и ландкартов".

Литераторы 18  века  и Тульский край.  С Тульским краем связана жизнь и деятельность целого ряда русских литераторов 18 в., в том числе, уже упомянутых Болотова, Батурина и Покровского. Заметный след в русской литературе и науке оставила деятельность В. Левшина, длительное время жившего в своем родовом имении с.  Темрянь под Белевом.

  Очень интересно по своему уникальное автобиографическое  сочинение неграмотного тульского мещанина А. Булыгина.

Фактором, способствовавшим развитию в Тульском крае просвещения, было открытие в 1777 г. (одновременно с открытием Тульского наместничества) театра в Туле.  Инициатором его создания был тульский наместник Н.М. Кречетников, важную роль в практическом осуществлении идеи сыграл приехавший из Калуги Батурин.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее