Интерфейс пользователя
ПОНЯТИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА И ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ
1.1. ИНТЕРФЕЙС ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ: МОСТ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И КОМПЬЮТЕРОМ
Если водитель, садясь за руль незнакомого автомобиля, знает, куда вставить ключ зажигания, и где находятся педали газа и тормоза, то пользователи новых программных продуктов до последнего времени были лишены подобного преимущества.
Автомобилестроители опираются на многолетние традиции, главное содержание которых — «все на благо водителя». Тут и ремни безопасности, и зеркала заднего вида, и, наконец, кондиционер в салоне.
Разработчики же программ все еще ориентируются в основном на личный опыт и, в большинстве своем, относятся к пользователям, скорее, как профессиональный водитель к начинающему любителю: не только норовит прижать его к обочине, но еще и сопроводит это неприличным жестом.
И лишь в последние годы, когда число владельцев персональных компьютеров стало приближаться к числу автомобилистов, ситуация несколько изменилась.
Изменения заключаются в том, что создатели программных продуктов стали пытаться, во-первых, поставить себя на место потенциального пользователя, и, во-вторых, унифицировать «педали». Однако эти новые веяния затронули, прежде всего, ведущие фирмы-разработчики программного обеспечения (ПО), и практически не повлияли на стиль работы программистов-одиночек или небольших коллективов. Хотя указанные категории разработчиков ПО пользуются достаточно ограниченным набором инструментальных средств, создаваемые ими программные продукты весьма заметно различаются по организации взаимодействия с пользователем. При этом различия проявляются как на уровне внешнего оформления интерактивных компонентов приложения, так и на уровне принципов (взглядов разработчика), положенных в основу реализации этих компонентов.
Хорошо это или плохо?
С одной стороны, любая программа — это результат творчества ее создателя, в значительной степени отражающий его субъективные взгляды, предпочтения, художественный вкус и т.д.; и чем опытнее программист, тем ярче проявляется его индивидуальность в каждой новой программе.
Рекомендуемые материалы
С другой стороны, пользователь ПК — это не посетитель художественной выставки, и его меньше всего интересует личность программиста и то душевное состояние, в котором он находился, создавая тот или иной программный продукт. И даже если пользователь захочет получить эстетическое наслаждение и воспользуется для этого программой «По залам Эрмитажа», все его внимание будет сосредоточено на художественных достоинствах экспонатов музея, а не кнопок, позволяющих «переходить» из одного зала в другой.
Итак, что же такое пользовательский интерфейс: способ самовыражения разработчика или «вожжи», с помощью которых пользователь управляет «лошадиными силами» своего компьютера?
А может это просто картинка, которую формирует программа в процессе своей работы под воздействием тех или иных (в том числе случайных) факторов?
И то, и другое, и третье! Сложность этого понятия породила множество определений, которые менялись в процессе развития самого пользовательского интерфейса. Обобщив все то, что было сказано и написано ранее о пользовательском интерфейсе, мы предлагаем следующее определение.
Пользовательский интерфейс — это совокупность информационной модели проблемной области, средств и способов взаимодействия пользователя с информационной моделью, а также компонентов, обеспечивающих формирование информационной модели в процессе работы программной системы.
Под информационной моделью понимается условное представление проблемной области, формируемое с помощью компьютерных (визуальных и звуковых) объектов, отражающих состав и взаимодействие реальных компонентов проблемной области.
Средства и способы взаимодействия с информационной моделью определяются составом аппаратного и программного обеспечения, имеющегося в распоряжении пользователя, и от характера решаемой задачи. Например, для пользователя, который хочет переписать файл с дискеты на жесткий диск, такими средствами являются устройства ввода-вывода (клавиатура, мышь и экран монитора) и два дисковода с дисками. А вот для пользователя, который пытается установить собственные значения параметров BIOS, перечень доступных средств существенно шире. Причем, большинство имеющихся ограничений, воспринимаются и разработчиками и пользователями как «осознанная необходимость», поскольку практически все они носят объективный характер.
Совсем другое дело — та часть интерфейса, которая относится к программным средствам.
Во-первых, для программы значительно сложнее сформулировать объективные требования по составу и компоновке органов управления; зачастую не только пользователи, но и сами разработчики не могут объяснить, почему программа имеет именно такие «рычаги» и «педали». Во-вторых, их перечень значительно шире, а состав изменяется во много раз динамичнее, чем состав аппаратных средств компьютера.
Весьма распространенной является ситуация, когда программы, равноценные по назначению и функциональным возможностям, оказываются совсем разными по организации взаимодействия с пользователем. При этом совсем не обязательно интерфейс какой-то из программ будет хуже, он просто будет другим. И если по какой-то причине знакомая программа окажется недоступной, освоение новой придется начинать практически с нуля.
Значительно большие потери может понести пользователь, которому предстоит либо выбрать одну из незнакомых программ, либо перейти на новую версию уже используемой программы.
"6 Конфигурирование ИСПС" - тут тоже много полезного для Вас.
В первом случае выбор может быть сделан в пользу менее функциональной и менее надежной программы, но обладающей более привлекательным (с субъективной точки зрения) интерфейсом.
Во втором же случае незнакомый интерфейс повой версии может оказаться психологическим барьером, не преодолев который пользователь так и не сможет воспользоваться преимуществами новой версии. Яркий пример такой ситуации — неожиданно медленный (для Microsoft) переход пользователей от Windows3.* к Windows 9*.
Таким образом, эффективность работы пользователя определяется не только функциональными возможностями имеющихся в его распоряжении аппаратных и программных средств, но и доступностью для пользователя этих возможностей. В свою очередь, полнота использования потенциальных возможностей имеющихся ресурсов зависит от качества пользовательского интерфейса.
Если надо напечатать с помощью компьютера пригласительные билеты на юбилей, придется воспользоваться текстовым или графическим редактором. Все редакторы «общего пользования» позволяют выполнять примерно один и тот же перечень операций, но весь вопрос в том, как они это делают и каким представлял себе разработчик потенциального пользователя своего продукта. Редактор с неудачным интерфейсом может потребовать от пользователя знакомства с совершенно новыми для него терминами, такими как «лигатура» и «кегль», а после каждого неудачного действия заставит возобновить работу с самого начала. Работа с таким редактором может закончиться тем, что юбиляр предпочтет купить пригласительные билеты в магазине.
Главный вывод заключается в том, что качество пользовательского интерфейса является самостоятельной характеристикой программного продукта, сопоставимо по значимости с такими его показателями, как надежность и эффективность использования вычислительных ресурсов.
Важное следствие: разработчик приложения должен знать, что такое хороший интерфейс, и как его построить.