Популярные услуги

Главная » Лекции » История » История России (методическая литература) » Борьба Руси с западной экспансией

Борьба Руси с западной экспансией

2021-03-09СтудИзба

БОРЬБА РУСИ С ЗАПАДНОЙ ЭКСПАНСИЕЙ В УСЛОВИЯХ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА. (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIII ВЕКА)

Монголо-татарское вторжение в русские земли наложило свой отпечаток и на действия Запада.

На северо-западе Руси католические силы духовных и светских феодалов явно попытались воспользоваться общим военным ослаблением русских земель, усилив свое стремление к прямому военному проникновению и закреплению на русских территориях.

Еще из школьных учебников нам наиболее известны два события, отразивших ситуацию. Это сражение на реке Неве и Ледовое побоище. Хотя в современной исследовательской литературе имеются различные их трактовки и оценки...

Ознакомьтесь с существующими по данному вопросу взглядами (см. Список рекомендуемой литературы). Попытайтесь проанализировать встретившиеся вам точки зрения.

Но при всем разнообразии существующих в литературе взглядов вряд ли правомерно отрицать, что в этих событиях проявило себя стремление сил Запада к земельной поживе и установлению контроля над торговыми путями. Из «Рифмованной хроники»

«Братья-рыцари разбили свои палатки перед Псковом на красивом поле. Епископ и мужи короля также очень удобно расположились лагерем. Многие рыцари и слуги хорошо заслужили здесь свое право на лен. По войску дали приказ готовиться к бою, и при этом дали понять [участникам похода], что пойдут также на приступ. Русские заметили то, что многие отряды намереваются штурмовать как замок, так и посад. Русские изнемогли от боя под Изборском: они сдались ордену, так как опасались [большего] несчастья. Тогда повели переговоры о мире. Мир был заключен тогда с русскими на таких условиях, что Герпольт, который был их князем, по своей доброй воле оставил замки и хорошие земли в руках братьев-тевтонцев, чтобы ими управлял магистр. Тогда штурм [Пскова] не состоялся. После того как произошло это примирение, долго не ждали, войско тогда собралось в обратный путь. Все они были преисполнены божьей благодати и восхваляли бога: они были ему благодарны за очень многое. Когда войско стало готово для обратного похода, оно радостно ушло оттуда. Там оставили двух братьев-рыцарей, которым поручили охранять землю, и небольшой отряд немцев. Это обернулось позже им во вред: их господство длилось недолго. На Руси есть город, он называется Новгород. До [новгородского] князя дошло это известие, он собрался со многими отрядами против Пскова, это истина. Туда он прибыл с большой силой; он привел много русских, чтобы освободить псковичей. Этому они от всего сердца обрадовались. Когда он увидел немцев, он после этого долго не медлил, он изгнал обоих братьев-рыцарей, положив конец их фогтству, и все их слуги были прогнаны. Никого из немцев там не осталось: русским оставили они землю. Так шли дела братьев-рыцарей: если бы Псков был тогда убережен, то это приносило бы сейчас пользу христианству до самого конца света. Это – неудача. Кто покорил хорошие земли и их плохо занял военной силой, тот заплачет, когда он будет иметь убыток, когда он, очень вероятно, потерпит неудачу».

(http://www.a-nevskiy.narod.ru/library/38.html)

Более сложен вопрос о значении сражений на реке Неве и на Чудском озере в деле устранения западной угрозы. Полностью отрицать их роль не приходится. Но правомерно ли придавать им стратегический оттенок, как это присутствует в учебных изданиях? (Характерно, что в учебниках далее этих событий рассмотрение материала обычно не распространяется. Тем самым рождается убеждение, что данные сражения подвели черту под западной экспансией).

Рекомендуемые материалы

Столкновение со шведами и сражение на Чудском озере имели, бесспорно, историческое значение. Они, образно выражаясь, сорвали попытку Запада, воспользовавшись общим ослаблением русских земель в результате татаро-монгольского вторжения, осуществить «блицкриг». По итогам сражения на Чудском озере был заключен договор, где западная сторона признавала неправомерность своих действий и отступалась от захваченных земель. Из Новгородской первой летописи старшего изводу

В год 6750 (1242)

«Того же лета Немци прислаша с поклономь: «безъ князя что есмы зашли Водь, Лугу, Пльсковъ, Лотыголу мечемь, того ся всего отступаемъ; а что есмы изъимали мужии вашихъ, а теми ся розменимъ: мы ваши пустимъ, а вы наши пустите»; и таль пльсковьскую пустиша и умиришася».

(Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. http://litopys.org.ua/novglet/)

Но это не был успех, который бы коренным образом изменил ситуацию. Одержанные в ходе сражений на реке Неве и на Чудском озере победы лишь приостановили, но не остановили западную экспансию в регионе. Епископско-орденские силы не отказались от притязаний на псковские земли. А шведы в дальнейшем продолжали попытки закрепиться на землях Новгорода.

Из грамоты вице-легата архиепископа Ливонии
(1248 г.)

«... Желаем довести до сведения всех и каждого, кто увидит данную грамоту, что мы по общему совету и единой воле Дорпатского капитула, господина Г. (вероятно, епископ Герман фон Буксховеден – авторы), фогта, и вассалов его церкви, братьев дома Тевтонского, вместе с нами служащих всевышнему и с готовностью собирающих равное послушное воинство под знамя св. Креста, половину королевства, называемого Плескове, переданного королем Гереславом (псковский князь Ярослав Владимирович, изгнанный новгородцами в 1232 году и пытавшийся вернуть себе власть при помощи крестоносцев и дорпатского епископа – авторы), наследником этого королевства, вышеуказанной Дорпатской церкви, со всем, что к нему относится, властью А(льберта), архиепископа и легата апостольского престола, жалуем с тем же правом, по которому они держат прочие владения от упомянутой церкви. Кроме того, любые земли, находящиеся по эту сторону Двины, которые так или иначе удастся подчинить христианской религии, господин архиепископ, церковь Дорпатская и братья пусть также поделят таким образом, чтобы все, что будет строиться и размещаться на этих землях, в замках или в городах, делалось бы с общего совета, на общие средства и общим трудом, чтобы величие начатого не ослабило бы дел другой руки, не согнуло бы поддерживающие плечи. Заложников же, сообразно этим землям данных, господин архиепископ, с одной стороны, и братья – с другой, берут себе поровну».

(http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Livonia/XIII/1240-1260/Legat_Livonii/gramota_03_10_1248.phtml?id=2949)

Из Новгородской первой летописи старшего изводу

В год 6764 (1256)

«Придоша Свеи, и Емь, и Сумь, и Дидманъ съ своею волостью и множьство и начаша чинити городъ на Нарове. Тогда же не бяше князя в Новегороде, и послаша новгородци в Низъ къ князю по полкы, а сами по своеи волости рослаша. Они же оканьнии, услышавше, побегоша за море. В то же лето, на зиму, приеха князь Олександръ, и митрополитъ с нимь... И поиде съ своими полкы князь и с новгородци; и бысть золъ путь, акыже не видали ни дни, ни ночи; и многымъ шестникомъ бысть пагуба, а новгородцевъ богъ сблюде. И приде на землю Емьскую, овыхъ избиша, а другыхъ изъимаша; и придоша новгородци с княземь Олександромь вси здорови».

(Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. http://litopys.org.ua/novglet/)

Шаткий мир продержался не более десяти лет. В 1253 году немецкие рыцари совершили новое вторжение, пришли под Псков и сожгли посад. Попытки вооруженного проникновения продолжались и далее. И значительная роль в деле организации отпора немецкой угрозе принадлежала, в частности, псковскому князю литовского происхождения Довмонту, получившего при крещении имя Тимофей (годы княжения: 1266 – 1299). Из Типографской летописи

В год 6774 (1266)

«Того же лета некий князь Литовскый, именемъ Домантъ, оставивъ отчество, свою землю Литовскоую, и пришедъ въ Псковъ со всемъ родомъ своимъ. Бе же сей Домантъ отъ рода Литовска, имея же первое ко идоломъ слоужение по отчю преданию. Егда же хотяше себе Богъ избрати людии новый, тогда вдохну и в сего благодать святаго Духа. Възбноувъ бо яко отъ сна отъ идолослоужениа и помысливъ с дружиною своею и крестися во имя Отца и Сына и святаго Духа въ церкви святыа Троица въ граде Пъскове и нареченно бысть имя ему Тимофей. И бысть радость велиа въ Пъскове, и посадиша его на княжении оу себе Пъсковичи...

Того же лета князь великый Дмитрей Александровичь со всеми князи Русскыми и князь Домантъ, зять его, со Псковичи идоша на Немьци и бишяся с ними в земли ихъ Немецьской. И поможе Богъ великому князю месяца февраля 18: и гониша ихъ до города до Раковора на три пути, а на семи връсть били Немець, яко и коневи не мочи трупиемъ скочити. И возвратистася с победою великою; много и нашихъ избьено бысть, а князь Домантъ пройде землю непроходимую, иде на Вируаны и плени землю ихъ до моря и Поморие воева и возвратися с победою великою».

В год 6779 (1271)

«Приидоша Немцы, воеваша около Пскова, князь же Домантъ еха на нихъ в пяти насадехъ с шестьюдесять мужъ Псковичь и победи ихъ 8 сотъ на реце на Мироповне априля 23».

В год 6780 (1272)

«Того же лета иде местерь со всеми Немцы ко граду Пскову. Князь же Домантъ срете и победи ихъ июня 8 и шедъ плени землю ихъ».

(Полное собрание русских летописей. Т.XXIV. М., 2000. http://avorhist.narod.ru/source/)

Из «Повести о Довмонте»

«И паки же по временех княжения его начаша погании латыня силу деяти на псковичех нападением и работою. Боголюбивый же князь Тимофей (Довмонт – авторы), не терпя обидим быти, ехав с мужи псковичи и плени землю и град их пожже. И по том по мале времени бысть знамение в луне месяца сеньтября.

Тое же зимы за умножение грех наших изгониша ратию немцы посад у Пскова в лето 6806 (1298 г. – авторы), месяца марта въ 4 день, на память святого мученика Павла и Улияны; и избиша игумены, и черньцы, и черницы, и убогия, жены и младыя дети, а мужей бог ублюде. Во утрей же день погании немцы оступиша град Псков, хотяще его пленити. Боголюбивый же князь Тимофей, не стерпя дождати мужий своих большая рати, и выеха с малою дружиною с мужи псковичи и со Иваном Дорогомиловичем и съ его дружиною противу их... И бысть сеча зла, яко николи же бывала у Пскова; и раниша самого кумендеря по главе, а вельневича, изымав, к великому князю Андрееви, а прочии вскоре повергоша оружия своя и устремишася на брег страхом грозы храборства Довмонтова и мужий его пскович».

(Охотникова В.И. Повесть о Довмонте. (Исследование и тексты). Л., 1985. С.191-192)

Таким образом, реалии фактов говорят, что неправомерно ограничивать рассмотрение вопроса событиями 1240 и 1242 годов. Требуется осветить и проанализировать последующее развитие ситуации.

Обратим также внимание, что монголо-татарское вторжение (помимо усиления прямого военного давления на Русь со стороны Запада) привнесло еще один оттенок в развитие отношений.

Известно, что ряд русских князей, сопротивляясь формирующейся зависимости от ордынских властей, приняли прозападную ориентацию, надеясь найти действенного союзника для продолжения борьбы. Наиболее характерна в этом плане политика, проводимая галицко-волынским князем Даниилом Романовичем. Но принятая им ориентация окончилась провалом. При всех обещаниях от Ватикана реальная помощь не поступала. И Даниил вынужден был признать свое подчинение Орде. Из Галицко-Волынской летописи

В год 6758 (1250)

«Когда Могучей прислал своего посла к Даниилу и Васильку, бывшим в Дороговске, говоря: «Дай Галич!», Даниил сильно опечалился, потому что не укрепил городов своей земли. И, посоветовавшись с братом своим, сам поехал к Батыю, сказав: «Не отдам половину своей отчины, поеду к Батыю сам».

Помолившись Богу, он выехал в день праздника святого Димитрия и приехал в Киев, где княжил Ярослав через своего боярина Дмитра Ейковича. Даниил приехал в дом архангела Михаила в Выдубицкий монастырь, созвал калугеров и монахов и сказал игумену и всей братии, чтобы они молились о нем. И они молились, чтобы он получил милость от Бога. И так было, что он, поклонившись святому архистратигу Михаилу, выехал из монастыря на лодке, предвидя беду страшную и грозную.

Он пришел в Переяславль, и тут его встретили татары. Оттуда он поехал к Куремсе и увидел, что нет у них хорошего...

Оттуда он прибыл к Батыю на Волгу. Когда он хотел идти на поклон, пришел человек Ярослава Соногур и сказал: «Твой брат Ярослав кланялся кусту, и тебе придется поклониться». Даниил сказал: «Дьявол говорит твоими устами. Пусть Бог заградит уста твои, чтобы слово твое не было слышно». В это время его позвали к Батыю, и он был избавлен Богом от злого их беснования и кудесничания. Он поклонился по обычаю их и вошел в шатер Батыя. И сказал ему Батый: «Даниил, почему ты раньше не приходил? А сейчас пришел – это хорошо. Пьешь ли черное молоко, наше питье, кобылий кумыс?» Даниил сказал: «До сих пор не пил. Сейчас, раз велишь, выпью». Тот сказал: «Ты уже наш, татарин. Пей наше питье!» Даниил выпил, поклонился по обычаю их, проговорил положенные слова и сказал: «Иду поклониться царице Баракчин». Батый сказал: «Иди!» Он пришел и поклонился по обычаю. И прислал ему Батый ковш вина, говоря: «Не привыкли вы пить кумыс, пей вино!»

О, злее зла честь татарская! Даниил Романович, великий князь, владел вместе со своим братом всею Русской землей: Киевом, Владимиром и Галичем и другими областями, а ныне стоит на коленях и называет себя холопом! Татары хотят дани, а он на жизнь не надеется. Надвигаются грозы. О, злая честь татарская! Его отец был царь в Русской земле, он покорил Половецкую землю и воевал в иных областях. Сын его не удостоился чести. Кто же иной может принять ее? Их злобе и коварству нет конца. Ярослава, великого князя Суздальского, уморили отравой, Михаил Черниговский и его боярин Федор, не поклонившиеся кусту, были зарезаны ножом, как мы прежде об убиении их рассказывали, и приняли мученический венец. И иные многие князья и бояре были убиты.

Пробыл князь у них двадцать пять дней, был отпущен, и поручена была ему земля, которая у него была. Он пришел в землю свою, и встретили его брат и сыновья его, и был плач об обиде его и большая радость о здравии его».

(Галицко-Волынская летопись / Подг. текста, пер. и коммент. О.П. Лихачевой // Библиотека литературы Древней Руси. Т.5. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070)

Стоит, впрочем, заметить, что князь не прекратил полностью политику сотрудничества с Западом. Продолжал сохранять некоторую надежду на поддержку католических сил в борьбе с ордынской зависимостью. Тем более, что папа Римский активно убеждал его в том, что помощь эта будет оказана, и даже предоставил Даниилу Галицкому королевский титул. Но в большей степени вопрос стоял уже о совместных действиях по захвату и разделу земель ятвягов.

Из договора вице-магистра Тевтонского ордена в Пруссии Бурхарда фон Хорнхаузена с Даниилом Галицким и Земовитом Мазовецким
(1254 г.)

«Брат Бурхард фон Хорнхаузен, вице-магистр братьев дома Тевтонского в Пруссии, [всем христианам], которые узрят написанное здесь, как ныне живущим, так и грядущим, [желает] вечного спасения во Господе. Да будет известно всем вам, что мы, по совету и с согласия братьев наших, великому мужу, Даниилу, первому королю рутенов, и светлейшему князю Самовиту, князю Мазовецкому, и их детям третью часть [земли Ятвяжской], которую предстоит подчинить имени Христа, со всеми правами и властью мирской жалуем в вечное владение. За это всякий раз, как нам потребуется [помощь] против этого варварского народа и любого другого, воюющего против веры христианской, они предоставят нам свою помощь и услуги. Если же по какой-то причине они, не дай Бог, не смогут этого сделать, будь то нехватка или отсутствие воинской силы, то пусть пополнят ее своими людьми, а если потребуется, примут и личное участие. ... Мы договорились с упомянутыми нобилями таким образом, чтобы они не только помогали нам против упомянутых язычников, врагов имени Христа, но и против кого бы то ни было, любого занятия и положения, согласно вышеозначенному оказывали всяческую помощь. А мы в свою очередь вышепоименованным нобилям окажем помощь против тех, в борьбе с кем они помогают нам, до тех пор, пока не принадлежащее им или силой отнятое не вернут или не пойдут на дружеское примирение. И мы со своей стороны не будем вступать ни в какие соглашения с захватчиками, пока не будет выполнено все предлежащее. Добавим также, что, если вышеупомянутым нобилям будет грозить война и если кое-кто из наших людей перейдет к ним, чтобы получать плату за службу, мы не будем им препятствовать, но не позволим, чтобы они вернулись к нам, пока не окончится начатая война; и мы снимаем с них все обвинения, которые могут быть возбуждены против них в связи с этой войной. Если же кто-либо нарушит упомянутое соглашение или договор, то будет лишен всех означенных прав. А чтобы это вечно соблюдалось всеми и каждым, настоящую грамоту мы скрепили печатью достопочтенного отца нашего Андрея, епископа Плоцкой церкви, и нашей, и вышеупомянутых князей».

(http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ordena/Deutsche_Orden/XIII/1240-1260/Vertrag_Daniil_Zemovit/text.htm)

Из Галицко-Волынской летописи

В год 6763 (1255)

«Прислал папа почетных послов, принесших венец, скипетр и корону, которыми выражается королевское достоинство, с речью: «Сын, прими от нас королевский венец». Он еще до этого присылал к нему епископа береньского и каменецкого, говоря: «Прими венец королевский». Но в то время Даниил их не принял, сказав: «Татарское войско не перестает жить с нами во вражде, как же могу я принять от тебя венец, не имея от тебя помощи?» Опизо пришел и принес венец, обещая: «Будет тебе помощь от папы». Он, однако, не желал, и убедили его мать его, Болеслав, Семовит, ляшские бояре, чтобы он принял венец, говоря ему: «А мы будет тебе в помощь против поганых».

Ещё посмотрите лекцию "24 Создание информационного Web-ресурса" по этой теме.

Он же венец от Бога принял в церкви святых Апостолов, от престола святого Петра, от отца своего папы Иннокентия и от всех епископов своих. Иннокентий предавал проклятью тех, кто хулил православную греческую веру, и хотел собрать собор об истинной вере, о воссоединении церквей. Даниил принял венец от Бога в городе Дорогичине».

В год 6764 (1256)

«Даниил пошел на ятвягов со своим братом и с сыном Львом и со Шварном, который был еще молод, и послал за Романом в Новогрудок. И приехал к нему Роман со всеми новогрудцами и с тестем своим Глебом, и с Изяславом Свислочским, а с этой стороны пришел Семовит с мазовшанами, и пришла помощь от Болеслава с сандомирцами и краковлянами. Было такое большое войско, что можно было болота ятвяжские наполнить этими полками».

(Галицко-Волынская летопись / Подг. текста, пер. и коммент. О.П. Лихачевой // Библиотека литературы Древней Руси. Т.5. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070)

 Именно в политике Даниила Галицкого ярко отразила себя ситуация, показывающая что католические силы видели в русских землях как объект, так и инструмент достижения своих глобальных экспансионистских устремлений. Во-первых, они стремились добиться продолжения противостояния Руси и Орды в целях ослабления сторон. Во-вторых, хотели использовать русские силы для облегчения захвата и подчинения земель языческих народов Прибалтики.

Следует подробно рассмотреть деятельность Даниила Галицкого по организации сопротивления монголам, оперевшись на поддержку Запада. Укажите результаты и последствия данной политики. Определите более детально цели, которые преследовал Ватикан, обещая помощь Даниилу Галицкому.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее