Часть 56
Александр Ермолов пишет, что " став твердою ногою в Кабарде, Ермолов, нашел возможность значительно обезопасить сообщение с Закавказьем. С перенесением же Военно-грузинской дороги на левый берег Терека Старая дорога от Моздока до Владикавказа, весьма неудобная и затруднительная для движения транспортов и подверженная нападениям чеченцев была оставлена."[1] Именно тогда Ермолов и заявил " Хочу, чтобы имя мое стерегло страхом наши границы крепче цепей и укреплений, чтобы слово мое было для азиатцев законом, вернее неизбежной смерти. Снисхождение в глазах азиатцев признак слабости, и я прямо из человеколюбия бываю, строг неумолимо. Одна казнь сохраняет сотни русских от гибели и тысячи мусульман от измены.[2] В письме к брату А.С. Пушкин, отмечая роль А.П.Ермолова в установлении русского правопорядка на Кавказе, писал: " Дикие черкесы напуганы: древняя дерзость их исчезает...Должно надеяться, что эта завоеванная сторона скоро сблизит нас с персиянами безопасною торговлей, не будет нам преградой в будущих войнах и, может быть, сбудется для нас химерический план Наполеона в рассуждении завоевания Индии".[3]
Молодой Пушкин, увидел в Кабарде преодолимую преграду для будущих войн России. Преодоленная преграда делала реальной цель, оказавшуюся даже для Наполеона не более, чем химерой. Обезопасив себя со стороны Кабарды и Дагестана, Ермолов с казаками и егерями пошел второй раз в Аварию, где разгромил скопища аварцев. В 1823 – 1824 г.г. была усмирена Абхазия. При покорении Абхазии прекрасно показали себя егерские части.
В 1825 году обострение отношений России с Персией потребовало присутствия генерала Ермолова в Тифлисе.
Его отъезд послужил сигналом к общему восстанию в Чечне. Восставших чеченцев усмирил генерал Лисанович, но в Дагестане -в сердца его воинственного населения стала проникать проповедь мюридизма. Слово «мюрид» значит «послушник». «Мюридизм» с точки зрения его создателей является проповедью неизвестной народу части Корана, так называемой Тарикатой.Р.А.Фатеев отмечает, что" мюридизм выключил из жизни человека все человеческое навязал ему два правила: ежеминутное приготовление к вечности и непрерывную войну против неверных".[4] Практически «мюриды» - послушники давали обет посвятить все свои силы и жизни газавату – священной войне, борьбе с неверными. Движение возглавлял мулла Магомед, стяжавший себе громкую известность под именем Кази-муллы.
Тем временем над головой Проконсула Кавказа собирались темные тучи. Николай 1 был недоволен тем, что войска и весь край, руководимые Ермоловым были приведены к присяге только через две недели после того, как он короновался. Император в кругу близких людей изъявлял недовольство тем, что Ермолов обладает слишком большой властью. Николай 1 был личностью отличной от Александра 1. Александр 1 мог отступить от ранее принятого решения, если обстоятельства того требовали. Николай 1 был более прямолинеен. Александр Боханов пишет, что « Николай 1 был властелином, но никогда не был « тираном», то есть правителем, упивавшимся своей безраздельной властной прерогативой, руководствовавшимся своими настроениями, прихотями сииминутными желаниями. Подобное ему было совершенно чуждо. Он являлся не только верховным стражем закона, но и первым и самым ревностным его исполнителем. В истории империи он оказался первым, так сказать « законопослушным самодержцем».[5]
Сафайри Бейтуганов отмечает, что " с 1818 года полномочия Ермолова распространились на огромную территорию. Став наместником Астраханской и Кавказской губерний, он фактически сделался царем юга России... Ермолов требовал от хивинского хана, чтобы тот обращался к нему как к старшему... Хивинский хан обращался к Ермолову не иначе как к " Великодушному и великому повелителю стран между Каспием и Черным морями".[6]С. Бейтуганов пишет об этом с возмущением. А, что сделал правитель Хивы с кязем Бековичем - Черкасским и русским отрядом, который был сто лет до этого отправлен Петром I в Хиву? Заманил в ловушку и устроил резню, а с пленных, еще с живых снимал кожу. Так, что Хивинский хан, зная это, мог рассчитывать на более строгое к себе отношение со стороны проконсула Кавказа. Поэтому он и заискивал перед Ермоловым. Хиву, как и Иран спасло восстание декабристов, которое "опалило" Ермолова. Начальник III отделения граф Беккендорф, работавший более на закулису, чем на царя очернил Ермолова в глазах императора Николай 1 послал на Кавказ в роли " своего» заместителя генерала Паскевича и создал двоевластие на Кавказе. Тем временем 60-тыс. персидская армия стремительно продвигалась к Тифлису... По настоянию, Беккендорфа царь принимает решение отозвать Ермолова с Кавказа, заменив его Паскевичем. От того, что Николай I " убрал" Ермолова с Кавказа проиграла в первую очередь Россия: ей не суждено было " прорваться" к Ирану и Индии, создать Третий и последний Рим.
С 27 апреля 1827 года А.П.Ермолов был освобожден от всех должностей (Ермолов спас в Кульмском сражении Александра 1 если не от смерти, то от позорного плена, что после Березины для Александра 1 было бы хуже смерти, и Николай I не мог этого не знать. В таком случае решение царя освободить Ермолова от всех должностей может быть оправдано только происками Англии и ее агентов влияния в России, которые действовали по принципу: « Разделяй и властвуй». Харизматического и традиционного лидеров противопоставили друг другу. Опальный проконсул поселился в селе Лукьянчиково Орловской губернии. Жил одиноко. В 1829 году проездом в действующую армию на Кавказ Ермолова навещает А.С.Пушкин. В 1830 году Ермолов купил подмосковное село Осоргино. В 1831 году Николай I предлагает Ермолову вернуться на службу и назначил его членом Государственного Совета. Являясь членом Государственного Совета, Ермолов, однако не мог влиять на обстановку в армии, и в 1839 году подал императору прошение об отставке.[7]
[1] Ермолов А. Алексей Петрович Ермолов: 1777-1861 ( биографический очерк).-С-Пб., 1912, с.90.
Рекомендуем посмотреть лекцию "12 - Дифференцировка и патология клеток".
[2] Цит. по: Потто В. Ермолов на Кавказе.-С-Пб, 1899, с. 11.
[3] Цит. по: Бейтуганов С. Кабарда и Ермолов ( очерки истории). - Нальчик, 1993, с.53-54.
[4] Фатеев Р.А. Кавказская война. Письма с Кавказа.-М., 2005, с. 51.
[5] Боханов А. Рыцарь на троне. Император Николай 1 иего эпоха. Русский журнал. 2007, №:.С.86.
[6] Цит. по: Бейтуганов С. Кабарда и Ермолов ( очерки истории). - Нальчик, 1993, с.52.
[7] См.Бейтуганов С. Кабарда и Ермолов ( очерки истории).-Нальчик, 1993.