Часть 31
Царь Иоанн IV в 1573 году принял польскую делегацию, прибывшую к нему с предложением принять Польшу под свою державную руку. В 1575 году в Москву прибыла вторая польская делегация звать Иоанна на польский престол. Царь не спешил с решением, проявив не властолюбие, а государственный разум. Узнав, что сын германского императора претендует на польский престол, Иоанн предложил снять свою кандидатуру с польского трона, но отдать ему Литву (вотчину матери Елены Глинской). Пока шли переговоры с Веной, турецкий султан потребовал от польского сейма снять кандидатуру Иоанна с польского трона в пользу венгерского боярина Стефана Батория. Своё требование султан подкрепил высылкой к границам Польши стотысячного войска. В Варшаве воцарилась паника. Так Османская империя решила польский вопрос.[1]
Стефан Баторий, вступая на польский престол, поклялся завоевать Московское царство. Он начал войну против Руси в 1579 году. Война для Батория началась успешно под Полоцком и Великими Луками, где поляки буквально вырезали русское население. Но под Псковом военная звезда
Стефана Батория закатилась. Здесь воевода Иван Петрович Шуйский отбил все атаки поляков. За всё время осады поляки «потеряли» свыше 30 тысяч человек. На лицемерный призыв к миру Иоанн IV ответил Баторию: «Называешь себя христианином, а хочешь ниспровергнуть христианство».[2] И в войну вновь вмешались шведы, захватив Ивангород. Война приняла затяжной характер.
В 1581 году Иоанн Грозный вынужден был отступить из Литвы. Этим решил воспользоваться Римский папа, назойливо предлагая Иоанну соединение церквей. Посланец Римского папы Григория XIII иезуит Антонио Поссевино прибыл в Москву 14 февраля 1582 года. Он предложил царю Иоанну дискуссию о соединении Православной и Католической церквей, делая упор на то, что Рим взаимодействует с Греческой церковью. «Греки для нас не Евангелие; мы верим Христу, а не грекам»,— дал достойный ответ царь, продолжив обличение в своемудрии и искажении апостольского учения Церкви.
Когда же Поссевино попробовал сказать о папе как о пастыре, царь Иоанн резко возразил в ответ: «Кто... велит носить себя на седалище, как бы на облаке, кто живёт и учит не по учению Христову, тот папа волк, а не пастырь».[3] Таким образом, царь Иоанн отстоял Русь и в войне религиозной, в войне за чистоту православия, которая велась более скрытыми методами, чем война внешняя. Чтобы противостоять Западу, России нужно было окончательно укрепить свой тыл. Тылом для России была Сибирь. В 1582 году около 800 казаков под предводительством Ермака разгромили на реке Тобол 20-тысячное войско хана Кучума и завоевали для Грозного царя Сибирское царство. Царь Иоанн до конца дней своих оставался на государственном посту. Он думал вернуть Литву и наказать Польшу. И до конца своих дней Иоанн Грозный боролся за чистоту православия в своём государстве. 18 марта 1584 года он дал приказ о допросе и казни всех пойманных чародеев и астрологов, но не успел привести его в исполнение. Болезнь и последовавшая за ней смерть не дали завершить ему дальнейшее устроение Российской империи. Тем не менее, результатом почти 50-летнего пребывания Иоанна Грозного на царском престоле стало увеличение в 10 раз территории и в 5 раз населения Московского царства, превращение его в сильное независимое централизованное национальное государство.
Царём Иоанном Грозным написаны две стихиры святому митрополиту Петру (на «Господи воззвах») с надписью «Творение царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси» и две стихиры на Сретение «Пречистой Владимирской». Символично, что в Смутное время именно словами Грозного царя взывала Церковь к Богородице, молясь о даровании мира и об утверждении веры. Сама жизнь царя пишет владыка Иоанн (Снычев) проходила при непосредственном участии святого мужа-митрополита Иоасафа, который будучи ещё игуменом, Свято-Троицкой Сергиевой лавры, крестил будущего государя Российского прямо у раки преподобного Сергия, как бы пророчески знаменуя преемственность дела царя Иоанна IV по отношению к трудам великого святого. Другой митрополит Макарий окормлял молодого царя в дни его юности и первой ратной славы. Своим блестящим образованием царь Иоанн Грозный вомногом был обязан св. Макарию. Так мог ли такой царь – верный Богу и Святой Руси убить родного сына? Владыка Иоанн в книге: «Самодержавие духа» отрицает это измышление, говоря, что впервые этот миф вышел из под пера иезуита Антонио Поссевино. Владыка Иоанн утверждает, что сын Иоанна Грозного, тоже Иоанн, был благочестивым юношей.
Царевич Иоанн в 1578 году составил службу преподобному Антонию Сийскому. «Высота духовной жизни Царевича Иоанна была столь очевидна, - пишет Владыка Иоанн, что после церковного собора духовенство обратилось к царевичу с просьбой написать канон преподобному Антонию, которого царевич знал лично». [4] Высказывал митрополит Иоанн сомнение и в «любвиобильности» Иоанна Грозного. Без сомнения покорителя Казани, национального героя, красивого и образованного царя не полюбила бы редкая женщина. Известно, что три жены царя были отравлены: Анастасия Александровна(1560), Мария Темрюковна (1565), Марфа Собакина, родственница Малюты Скуратова (1571).
Ещё посмотрите лекцию "1 - Основные понятия" по этой теме.
Московские знатные женщины
В 1580 году Иоанн женился на Марии Нагой, от которой у него и родился сын Дмитрий. Родственный союз Иоанна с Князем Черкасским способствовал укреплению южной границы Руси, так как черкесы в союзе с Москвой стали наносить удары по крымским татарам. Родственный союз Иоанна и князем Черкасским был серьезным геополитическим прорывом России, так как русский царь контролировал не только Волгу, но вместе ней и прикаспийские территории и Кавказ. Женитьба на Марфе Собакиной в разгар борьбы Иоанна IV с боярской олигархией, тоже вполне понятна: Марфа была родом Скуратова, а Малюта Скуратов был самым верным опричником Иоанна Грозного. Брак же царя с Марией Нагой объясняется тоже достаточно просто: после смерти сына Иоанна, царь был озабочен тем, кому править страной, если умрет или погибнет болезненный Федор. Царь пытался спасти династию и страну от грядущей катастрофы, масштабы которой ясно осознавал с детских лет.
[1] Валишевский Казимир. Иван Грозный.- М., 1993, с.191 -197.
[2] См. Послание польскому королю Стефану Баторию. Послания Ивана Грозного/подг. текста Д.С.Лихачева и Я.С.Лурье. Пер. и комментарии Я.С.Лурье. Под. Ред. Чл. Кор. В. П. Андриановой- Перетц.-С-Пб, 2005, с.409.
[3] Цит. по: Тальберг Н. История русской церкви. Jordanfijje. N.U., 1959, с.277.
[4] Иоанн (Снычев). Самодержавие духа: очерки русского самосознания.- С-Пб.,1994, с. 160.