Популярные услуги

Главная » Лекции » Экономика и финансы » История экономической мысли » Экономическая мысль древнего мира и средневековья

Экономическая мысль древнего мира и средневековья

2021-03-09СтудИзба

Глава 2. Экономическая мысль древнего мира и средневековья. меркантилизм

1. Экономическая мысль Древнего мира (Восток, Греция, Рим).

Когда появляется экономическая мысль? Каковы условия ее возникновения и развития? Ответы на эти вопросы не столь уж и просты, что связано со многими обстоятельствами. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Во-первых, на заре развития человечества наши далекие предки не противопоставляли четко общественные закономерности природы, ибо ощущали себя составной частью природы. Их мысль переплеталась с эмоциями, рациональное уживалось с иррациональным. Взгляды на мир отражались в мифах, легендах, сказках. Архаичное мышление, включающее составной частью и экономические представления, представленное в мифопоэтическом творчестве, еще ждет своих исследователей.

Во-вторых, экономические взгляды древности могут быть исследованы лишь в той мере, в какой они нашли отражение в письменных источниках, этих атрибутах цивилизации. Следовательно, началом экономической мысли служат экономические представления народов уже имеющих письменность, а это время первых классовых обществ и государств.

В-третьих, сложность заключается в том, что экономическая мысль первоначально не была отделена от других форм мышления об обществе, т.е. она не была дифференцирована от политико-правовых и религиозных учений. Поэтому столь трудно определить ее первые проявления. Некоторые ученые ищут их у древних греков, другие - в древнеегипетских папирусах. Как бы то ни было, многие экономические явления сегодняшнего дня: деньги, цена, торговля, прибыль, аренда, ссудный процент - были уже известны древним египтянам.

Древняя экономическая мысль представлена двумя могучими ветвями: с одной стороны, прародиной мировой культуры - Древним Востоком, с другой  стороны, античным миром.

Каждое из этих направлений характеризуется особенностями развития экономической мысли, что предопределено различиями характерных черт социально-экономического и политического развития древневосточных и античных обществ. Принципиальные различия в развитии народов Древнего Востока с одной стороны и античного мира с другой, обусловлены двумя принципиально отличными путями становления классового общества.

Рекомендуемые материалы

Определить величину оборотных средств в производственных запасах по i– тым комплектующим, если годовой объем выпуска изделий, в каждом из которых применяются i– тые комплектующие на сумму 3 д. е., составляет 36000 шт. Договора с предприятиями-поставщ
Задачи по кредитам, процентным ставкам
Предприятие планирует выпуск продукции в 1000 шт/год. Для этого необходимо приобрести технологическое оборудование стоимостью 20 тыс. д.е., приборы контроля стоимостью 10 тыс. д.е., вычислительную технику — 5 тыс. д.е. Для создания производственных у
Анализ финансового состояния финансовой организации ПАО АКБ "Авангард" и рекомендации по его улучшению
Определить величину годовых амортизационных отчислений при средней норме амортизации 10%, если стоимость основных средств на 01.01.ХХ составляла 10210 д.е., 01.03.ХХ было введено в действие оборудование стоимостью 2013 д.е., а с 01.09.ХХ выбыло основ
Анализ финансового состояния ПАО "Почта Банк" и рекомендации по его улучшению

В Древнем Востоке формирование эксплуататорского класса было обусловлено возрастающей самостоятельностью общественных функций по отношению к обществу с монополизацией их роли в общественной организации труда. Отношение к средствам производства выступает здесь как вторичный, производственный момент. Рабы составляли лишь небольшую часть эксплуатируемого населения.

Собственность господствующего класса на средства производства (землю, воду и др.) была закреплена позднее.

Главную силу составляло крестьянство, которое коллективно обрабатывало землю, номинально находящуюся в собственности единого монарха-деспота, реально же столетиями закрепленную за одним и тем же родом. Между почти полностью бесправным крестьянином и владыкой была воздвигнута сложная пирамида государственного аппарата, присваивавшего большую часть прибавочного продукта, производимого общинами. Своеобразие состояло в том, что способ соединения работника со средствами производства с одной стороны похож на рабовладельческий (практически бесправие работника), с другой стороны, на феодальный (земля и орудия труда закреплены за производителем). Все это позволяет говорить об особой азиатской форме производства.

В качестве источников экономической мысли Древнего Востока можно выделить: во-первых, мифопоэтическое творчество, во-вторых, письменные источники, отражающие хозяйственную деятельность (переписи населения, земельные кадастры, документы хозяйственной отчетности, юридические акты, оформлявшие имущественные отношения, в-третьих, произведения, в которых нашли отражение основные проблемы того времени (Артхашастра, Беседы и суждения и пр.).

Для экономической мысли Древнего Востока был характерен глубокий и всесторонний символизм, что было обусловлено не только особенностями и общим уровнем развития культуры, но и характером письменности, которая была иероглифической.

Поскольку человек терялся среди подданных, был всего лишь навсего песчинкой, то характерной чертой экономической мысли был ее государственно-нормативный характер, зачастую она носила догматический и бездоказательный характер. Тем не менее древневосточная экономическая мысль трактовала актуальные вопросы своего времени и несомненно играла активную роль в исторических событиях. Сохранившиеся документальные источники свидетельствуют о ее большой зрелости, глубоком понимании экономических проблем эпохи. В целом экономическая мысль Древнего Востока характеризовалась следующей проблематикой:

- организация государственного хозяйства и управление им;

- пределы вмешательства государства в экономическую жизнь, экономическая целесообразность государственных монополий, регулирования торговли (эти проблемы продолжают волновать экономистов до сих пор);

- преимущества натурального и товарного хозяйства, пути их развития;

- взаимоотношения рабства и общины, противоречия между ними;

- моральное оправдание рабства и проблема долгового рабства.

Документы той далекой эпохи свидетельствуют, что экономическая мораль Древнего Востока отличалась значительной зрелостью, если рассматривать ее с точки зрения исторических условий и сопоставлять с экономической мыслью античности и средневековья. Следует отметить и значительные успехи древневосточной мысли в становлении и конкретных экономических дисциплин, таких как: учет и анализ хозяйственной деятельности, статистика, аграрная наука, управление, которые получили дальнейшее развитие в период античности.

Одним из первых памятников экономической мысли Древнего Востока является “Поучение гераклеопольского царя своему сыну” (Древний Египет, ХХII в. до н.э.). Автор обращает  внимание  на необходимость эффективного функционирования аппарата управления, который должен работать “как один отряд”, подчеркивает необходимость материального поощрения: “награждай вельмож податными списками, жрецов участками земли”.

Представляет интерес и такой памятник древневосточной экономической мысли, как кодекс законов царя Хаммурапи (ХVIII в. до н.э.) основной темой которого служит создание условий, при которых “сильный не притеснял бы слабого”. Это один из первых примеров попытки управления страной, в т.ч. и ее экономической жизнью с помощью системы правовых норм.

Крупнейшим памятником общественной, в т.ч. экономической мысли Древней Индии является трактат “Артхашастра” (“артха” - польза, выгода; “шастра” - учение, наука), авторство которого приписывается Каутилье - советнику царя Чаизрагунты 1 (IV в. до н.э.). В нем рассматривается искусство политики и управления государством, особенно подчеркивается роль главы государства, который должен быть деятельным и твердым, обосновывается широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь, подчеркивается необходимость вести документированный учет доходов и расходов.

Наиболее зрелой в истории Древнего Востока была экономическая мысль Древнего Китая, которая характеризуется такими направлениями:

- конфуцианство, основанное на идеях морального совершенствования;

- легизм, развивавший идею сильного государства и управления обществом посредством законов;

- даосизм, опиравшийся на “естественное состояние” в обществе.

Интересен и коллективный трактат “Гуань-узы” (IV в. до н.э.), в котором разработана система государственного регулирования, механизм стабилизации экономики (регулирования цен, создание государственных запасов хлеба, введение льготных “средств земледельцев”, замена прямых налогов косвенными и др.).

В античных обществах формирование классов обусловлено развитием собственности отдельных семей на средства производства и на рабочую силу рабов. Роль господствующего класса в общественной организации труда здесь вторична по отношению к средствам и условиям производства. Главной производительной силой выступали рабы. В ходе борьбы мелких свободных производителей с родовой знатью возник античный полис, своеобразный город- государство, основой которого была городская землевладельческая община. Полис - это объединение свободных частных собственников, направленное против рабов, неполноправных жителей (метеки в Афинах, периэки в Спарте, вольноотступники в Риме и пр.) и внешнего варварского мира.

Своеобразие развития экономической мысли было обусловлено феноменом античного полиса, особенностями античной культуры. По сравнению с древневосточной культурой, античное общество, как и античная культура, носят более рациональный и демократический характер. Среди населения была широко распространена грамотность. Практика свободного, публичного обсуждения различных идей, проектов обусловила рациональный и доказательный характер экономической мысли. Впервые в истории человечества всесторонний характер развития личности свободных граждан становится важнейшей целью производства, а личность выступает как главная форма богатства. И хотя это касалось только свободных граждан, само по себе это знаменательный факт. Человечеству понадобились тысячелетия, чтобы осознать это.

Источники античной экономической мысли намного известнее и богаче, чем древневосточной. Это и законы города-государства (законы “Солона”), это и публичные выступления и трактаты философов, государственных деятелей, историков (Ксенофонт “Домострой”, Платон “Государство”, “Законы”, Аристотель “Политика”).

Основные направления античной экономической мысли сводились к следующим моментам:

- соотношение натурального и товарного хозяйства;

- рабство и его эффективное использование (вопросы организации частного рабовладельческого хозяйства и управление им);

- проблема сохранения равенства между гражданами, ибо в условиях имущественного неравенства и рабства постоянно воспроизводилось противоречие между богатыми и бедными;

- проблема развития городов, рост их промышленности и торговли, на этой основе международная экспансия;

- разработка проблемы стоимости, денег, процента, ренты, прибыли и др.

Экономическая мысль Древней Греции в своем развитии прошла следующие этапы:

1 этап - период формирования рабовладельческого общества (Х - VI в до н.э.).

2 этап - классический рабовладельческий период (V в. до н.э. – Перикл, Демокрит, Сократ).

3 этап - период кризиса полисной системы (IV в. до н.э. – Платон, Аристотель).

Первые проявления экономической мысли эпохи становления рабовладения мы находим в поэмах Гомера “Илиада” и “Одиссея”, которые являются настоящей энциклопедией мировоззрения древних греков Х - VIII в. до н.э. Этот период характеризовался разложением общинного строя и началом развития рабовладения. В ходе повествования прослеживается отношение к различного рода экономическим явлениям, часто большого исторического значения. Рассматриваются, прежде всего, взаимоотношения натурального и товарного хозяйства, осуждаются происки иноземных купцов, покушающихся на натуральное хозяйство, сельское хозяйство считается плодотворных занятием, достойным свободных людей. Рабство еще носило патриархальный характер, что нашло отражение в отношениях Одиссея с некоторыми рабами. Богатство трактуется автором в натурально-хозяйственном смысле, как скопление хлеба, скота, металла, запасов разного рода. Своеобразный культ войны, нашедший отражение в поэмах, характеризовал новые явления в социально-экономической жизни и в самом мировоззрении греков. Для порабощения народных масс, прежде всего, необходима была военная сила, и зарождавшаяся аристократия, нуждающаяся в ней, воспевала войну.

Если гомеровский эпос отражал процесс формирования классового общества преимущественно с точки зрения складывающейся аристократии, которая обогащалась за счет войн и ограбления народных масс, то оценку этого же процесса с точки зрения народных масс, прежде всего крестьянства, мы находим в произведении древнегреческого поэта Гесиода “Труды и дни” (VIII - VII вв. до н.э.). Идеализируя общинный строй, Гесиод воспевал мечту крестьян о “золотом веке”, когда им жилось более вольготно, не было опустошительных войн и не приходилось страдать от насилия знати. В мрачных красках изображал он жизнь простого народа: честному человеку “не свете не сладко живется”, поскольку “правым считался тот, кто подлей и бесстыдней”. Показывая увеличивающуюся власть богатства, Гесиод подчеркивал, что “в богатстве - сила”, “честь следует за богатством”, “богатство составляет душу смертного”, он воспевал труд, советовал “трудом добывать пропитание”, считал его почетным делом. Крестьянские мотивы экономической мысли Гесиода и ее ограниченность нашли свое выражение в домостроевских советах разного рода: рекомендации системы двух детей”, в которой много столетий спустя крестьяне буржуазной Франции будут искать спасение для своих парцелл, обзаведение хозяйством: сооружение дома, приобретение вола, инвентаря, рабыни.

Развитие городов подрывало основы натурального хозяйства, а экспансия рабства угрожала свободе народных масс. Столкновение классовых интересов обусловило борьбу большинства свободного населения против родовой аристократии и долгового рабства. В этих условиях появляются реформаторы, которые искали выход из создавшегося положения осуществлением тех или иных мероприятий. Наиболее ярким примером служат реформы Солона (594 г. до н.э.), направленные на преодоление острых противоречий рабовладельческого общества, способствовавшие ликвидации пережитков родового строя, господства родовой аристократии, развитию товарно-денежных отношений.

Экономическая платформа Солона затрагивала основные проблемы, волновавшие экономическую мысль Древней Греции на протяжении столетий. Его реформы порывают с натурально-хозяйственной концепцией, примиряясь с ростом городов, расширением их промышленности и торговли, в городской торговле видится новый источник доходов. В реформах Солона предусматриваются активные меры, направленные на облегчение товарооборота, снимаются некоторые ограничения с передачи собственности, с целью роста промышленности используются меры, направленные на повышение квалификации мастеров, с целью укрепления позиций горожан был введен запрет на экспорт сельскохозяйственной продукции. Для спасения социальных резервов рабовладельчества в лице свободного населения, необходимого для подавления рабов и устойчивости государства, была проведена коренная реформа долгового права. Кассации долгов, ликвидация долговой кабалы и запрет ее в будущем дополнялись в реформах Солона установлением максимальной нормы для землевладения, что должно было сдерживать процесс обезземеливания крестьян, мероприятиями направленными на поддержку крестьянских хозяйств, расширение площади агрикультуры и ее интенсификацию. Солону мир обязан введением суда присяжных.

Реформы Солона в определенной степени подорвали власть родовой знати, но подавить ее можно было лишь с помощью насилия. Это-то и обусловило возникновение в Афинах режима единоличной власти - тирании, носителем которой был тиран Писистрат, проводивший политику в интересах крестьянства и торговых ремесленных слоев демоса. Мероприятия Писистрата включали: введение государственного кредита на льготных условиях, снижение налогов с крестьянства, уравнительный раздел завоеванных земель, сопровождавшийся запретом сдавать их в аренду, продавать, закладывать, менять, поощрение роста городов, развитие промышленности и торговли, строительство дорог и пр.

Все эти меры способствовали экономическому подъему, политическому возвышению и расцвету яркой культуры Древней Греции, наступает блестящий период в ее развитии - период классики. Социально-экономические отношения вполне определились, и формы производства, свойственные античной Греции, приобрели отчетливость. Рабство стало господствующей формой производства, а концентрация прибавочного продукта в руках эксплуататоров обеспечивала прогресс в развитии производительных сил. Греция V в. до н.э. стала страной многочисленных городов, в которых торговля и промышленность получили необычное развитие. Экономическая политика ориентировалась на максимальное использование возможностей рабства и городов, на дальнейшее расширение их за счет поощрения торговли и колонизации. Нейтрализация противоречий осуществлялась путем подкармливания свободных граждан за счет прибавочного труда рабов, военной добычи и эксплуатации аграрной периферии.

Классическим выразителем экономической мысли того времени служил Перикл, который будучи первым стратегом, фактически правил Афинами в наиболее блестящий период их истории (443-429 гг. до н.э.). Пери

 опирался на широкую эксплуатацию рабов и экономическую экспансию городов, поощрял рост их промышленности и торговли, связывая экономические интересы полиса с грандиозным строительством храмов и достижением господства на морских путях. Рабовладельчество представляется ему единственно возможным само собой разумеющимся и даже наилучшим, как свидетельствует его похвальное слово Афинам. Он глубоко уверен в преимуществах товарного хозяйства, его радует, что богатство столь многих стран стекается в Афины благодаря могуществу флота и успехам торговли. То был период наибольшей демократизации политического строя и Перикл приобрел широкую популярность у демоса, устраивал празднества и угощения, используя различные демократические учреждения Афин.

Памятником истории экономической мысли этого периода является сочинение “Афинская политика”, в котором нашли отражение рабовладельческие мотивы того времени. Некоторые черты экономической мысли нашли свое отражение в социальных идеях древнегреческих философов (Демокрит, Протагор, Гиппия, Сократ и др.), в трагедиях Еврипида.

Так, например, Демокрит считал создание государства “великим достижением”, “во всем прекрасно равенство”. Будучи идеологом рабовладельчества рекомендовал пользоваться услугами рабов, “как частями тела - каждым по своему назначению”. Демокрит осуждал непомерный рост крупного землевладения, неограниченное накопление денег, ибо “жажда к деньгам не находит предела в своем удовлетворении”, а “переносить бедность с достоинством - признак здравомыслия”.

Другой великий грек Сократ (469-399 гг. до н.э.), проповедовавший тезис “Познай самого себя”, экономическую деятельность связывал с нравственными добродетелями, ибо для приобретения богатства необходимы энергия, настойчивость, благочестие, а для его сохранения - воздержанность. Материальные блага, по его мнению, даже препятствуют моральному усовершенствованию человека, все относительно, и тот богат, кто довольствуется немногим.

Третий этап развития экономической мысли древней Греции приходится на IV в. до н.э., то была эпоха классовой борьбы между аристократией и демократией, между богатыми и бедными, рабами и рабовладельцами, между демократическими Афинами и олигархической Спартой. Это обусловило возникновение новых проблем: сохранение социальной базы рабовладения, ориентация экономического развития, преимущества натурального и товарного хозяйства, частного и коллективного рабовладения, промышленности и сельского хозяйства. Все эти проблемы становятся объектом специального исследования в работах Ксенофонта, Платона, Аристотеля, где экономическая мысль того времени достигла небывалого расцвета.

В экономических трактатах Ксенофонта (“Домострой”, Киропедия и пр.), в проектах экономических реформ, подготовленных Платоном, в теоретических конструкциях Аристотеля (Политика, Никомахова этика) содержится практически программа выхода из кризиса:

- ориентация на землевладение и натуральное хозяйство, поскольку торгово-промышленное направление экономики греческого полиса ведет к пауперизации свободного населения, к потере социальных резервов рабовладельческой общины и неустойчивости экономической системы;

- использование коллективных форм рабовладения и потребления, призванное нейтрализовать противоречия внутри господствующего класса;

- поскольку рабство стало социальной опасностью, а ликвидация его неприемлема, даются рекомендации, как лучше организовать производство и эффективнее эксплуатировать рабов.

С позиции сегодняшнего дня нас в большей степени интересует вклад древнегреческих мыслителей в теоретические исходные пункты современной экономической науки. В связи с этим отметим, что Ксенофонт (430-357 гг. до н.э.) впервые из древних обратил внимание на экономические возможности разделения труда, на зависимость (“тот кто выполняет наиболее простую работу, выполняет ее наилучшим образом”) масштаба разделения труда от размеров рынка. Стоимость он трактует, с одной стороны, с позиции потребительского хозяйства, определяя ее как ценность, “ценность есть нечто хорошее” и зависит от полезности вещей, с другой - как меновую стоимость. Им развивается понятие денег, имеются элементы анализа процессов ценообразования. Колебания цен ставились в зависимость от изменений предложения товаров (меди, железа, продовольствия).

Платон (428-348 гг. до н.э.) еще дальше продвинулся в анализе разделения труда, в котором видел не только “основу распадения общества на сословия”, но и “основной принцип строения государства”. Неравенство, по его мнению, коренится в природе людей и потому неустранимо, но каждый человек должен получать свою долю в соответствии с природными способностями, что и будет справедливо. Много места в его воззрениях занимает проблема регулирования товарно-денежных отношений (пределы колебания цен, регулирование ввоза и вывоза товаров и пр.).

Одним из величайших умов в истории науки был Аристотель (384-322 гг. до н.э.), сочинения которого, а их свыше 1000, охватывают все существовавшие в то время области знаний. Заслуга Аристотеля-экономиста заключается в том, что он первым установил некоторые категории политической экономии и показал их взаимосвязь. В его научных исследованиях (“Политика”, “Никомахова этика”) содержится попытка исследовать экономические законы Греции. Практически он при исследовании товара открывает два его свойства: а) потребительскую стоимость - это использование вещей в соответствии с ее назначением; б) меновую стоимость - использование вещи в не присущем ей назначении для обмена.

Аристотель стремился понять законы обмена, попытался выяснить происхождение денег, рассматривал такие их функции как мера стоимости и средство обращения, видел различие между обращением денег как денег и денег как капитала. Аристотель порицал ростовщичество, поскольку ростовщик присваивает процент несправедливо, ибо он вынудил должника ему его отдать.

В целом экономическая мысль Древней Греции была своеобразной и довольно-таки зрелой, по сравнению с экономической мыслью Древнего Рима, где основной экономической проблемой служило обоснование эффективного ведения хозяйства в рабовладельческой латифундии.

В Древнем Риме по сравнению с Древней Грецией производственные отношения были более развиты, ибо территориальная экспансия Рима привела к формированию огромной империи, подчинившей многие племена и народы. В Древней Греции рабы в основном эксплуатировались в сфере ремесла и торговли, В Древнем Риме, где было очень развито сельское хозяйство, они использовались в этой сфере и положение их было особенно тяжелым. Одновременно на протяжении столетий шла упорная борьба беднейших слоев свободного населения за землю. Все это и обусловило особенности экономической мысли Древнего Рима, которую в основном интересовали аграрные проблемы и проблемы рационального функционирования рабовладельческой латифундии, основанной на широком использовании рабского труда.

Идеологом римского рабовладельческого хозяйства, ориентированного на рынок, был Катон-старший (234-149 гг. до н.э.). В сочинении “О земледелии” он доказывал преимущества сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями, подчеркивал, что доход от земледелия “самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти”, рекомендовал “меньше проживать и больше наживать”. Его идеалом было высокоинтенсивное сельское хозяйство, основанное на труде рабов. Обобщая опыт ведения такого хозяйства, Катон дает  рекомендации, направленные на повышение его доходности, особое внимание уделяется проблемам эффективной организации рабского труда: стимулирование, регламентация, предельная загрузка и пр.

Проблемы рациональной организации рабовладельческого хозяйства нашли отражение в трудах римских агрономов Варрона и Колумеллы. Взгляды Колумеллы отражали кризис латифундиального рабовладельческого хозяйства, понимание неэффективности рабского труда, он пытался найти решение этих проблем на основе развития системы колоната.

Экономическое развитие Древнего Рима характеризовалось концентрацией земельной собственности в руках патрициев и обезземеливанием значительной части италийского крестьянства. Защитниками интересов крестьян выступили народные трибуны братья Гракхи - Тиберий (162-133 гг. до н.э.) и Гай (153-121 гг. до н.э.), предложившие проект аграрной реформы, направленной на усиление позиций мелкого крестьянства и предотвращения пролетаризации римского населения. Эти реформы были частично осуществлены.

Идеологом господствующего класса рабовладельцев был и знаменитый Цицерон (106-43 гг. до н.э.), ярый сторонник частной собственности крупного землевладения, основанного на рабском труде. В отличии от философов Древней Греции, которые отрицательно относились к торговле и ростовщичеству. Цицерон одобрял крупную торговлю и третировал мелкую, в определенной степени поощрительно относился к ростовщичеству.

В I-II вв. н. э. кризис рабовладения обусловливал необходимость изменений в обществе, оправдание рабства становится затруднительным, широко стали использоваться практика отпуска рабов, система колоната, создавались предпосылки для формирования новых отношений.

2. Экономическая мысль средневековья.

Феодальная эпоха охватывает огромнейший промежуток времени: в Западной Европе с конца V века до буржуазных революций ХVI - ХVIII вв., в России и Украине с IX в. До крестьянской реформы 1861 г. Экономической основой феодализма служит частная феодальная собственность на землю  и внешнеэкономической принуждение крестьян. Политическая власть принадлежит королю и церковным феодалам. Особенно огромную роль играло религиозное мировоззрение.

Особенности экономической мысли феодализма.

Экономическая мысль феодальной эпохи развивалась под воздействием социально-экономических противоречий феодализма. Эти противоречия были порождены историческими условиями становления и развития феодализма. В V веке нашей эры под натиском германских племен пала рабовладельческая Западная Римская империя и на ее обломках образовались варварские королевства. Феодализм возник, с одной стороны, на почве римского колоната, опираясь на феодальное наследство античности, с другой стороны, на почве разложения общины и в жестокой борьбе с ней. Романо-германский синтез обусловил формирование крупной земельной собственности и основных классов феодального общества - феодалов и зависимых от них крестьян.

Подчинение и закрепощение общины потребовало длительного времени и весь период генезиса феодализма (VI - ХI вв. н.э.) характеризовался борьбой между крестьянской общиной и феодальным поместьем. Эта борьба продолжалась в период классического средневековья, о чем свидетельствуют крестьянские восстания ХII - ХV вв. Более того, она продолжалась в ХVI - ХVII вв., в обстановке разложения феодализма. Феодальное поместье не смогло устранить общины, а остатки общинного землевладения становились идеалом крестьянства, и их сохранение обычно оказывалось одним из требований крестьянских восстаний.

В связи с вышесказанным, следует сделать вывод о том, что средневековье волновали такие проблемы: отношение к общине и закрепощению крестьян, экономическая организация феодального поместья, хозяйственные возможности натурального хозяйства и др.

В период средневековья возникают проблемы, которых не знал античный мир и которые нуждались в осмыслении. Крушение рабовладения изменило отношение к физическому труду, труд крепостного как экономически полусамостоятельного работника оказался более производительным чем труд раба.

Если в античном обществе наблюдалось презрительное отношение к труду физическому, то в феодальном обществе утвердилась точка зрения, что труд есть единственный источник средств существования в соответствии с библейской заповедью: “В поте лица твоего ешь хлеб твой”.

Феодальное поместье основывалось на использовании прибавочного труда крестьян, присваиваемого в форме ренты. Поэтому перед экономической мыслью господствующего класса возникла важная проблема оправдания феодальной ренты, поисков путей ее эффективного создания (барщина, оброк, отработочная рента и пр.). Идеологи же крепостных крестьян (выступления Джона Болла, Томаса Мюнцера и др.) осуждали феодальную ренту и пытались дискредитировать ее получателей.

При трактовке тех или иных проблем средневековья в качестве важнейших аргументов выступает Библия, причем влияние церкви на духовную жизнь средневекового общества было так велико, что большинство рассуждений по экономическим проблемам облекалось в религиозно-этическую форму.

Античные мыслители считали, что неравенство людей  естественно и вечно, средневековые исходили из положения христианства: все люди равны перед “божественной благодатью”.

Феодализм основывался на натуральном хозяйстве, о чем свидетельствует экономический строй феодального поместья с его потребительскими мотивами, вотчинным ремеслом, крайним разнообразием барщины и оброков, политикой накопления запасов и заготовки в прок снеди. Натурализация сельской жизни сталкивалась с проблемой ограниченности и крайнего однообразия экономических ресурсов, все это обусловило борьбу за редкие элементы производства (железо) и потребления (соль, хорошее оружие, предметы роскоши), за экономическую реализацию прибавочного продукта, созданного в феодальном поместье, что вело к развитию товарного производства.

Длительное время товарное производство помогало преодолевать натурально-хозяйственную ограниченность феодального поместья, раздвигать границы экономических ресурсов последнего, способствовало укреплению феодализма. Однако со временем развивалось противоречие между натуральным и товарным хозяйством.

Широкие товарные связи вносили диссонанс в традиционную систему натурального хозяйства, оно теряло прежнюю устойчивость. Грабительская деятельность купцов и ростовщиков вела к разорению не только самих феодалов, но и крестьян, что подрывало прочность устоев феодального поместья, ибо вековая устойчивость крестьянского хозяйства была важной предпосылкой отношений феодального поместья. В связи с этим вокруг процессов ценообразования шла острая борьба, а лозунг справедливой цены имел боевой характер. Большое место в экономической политике феодального государства занимала проблема регламентации цен.

Таким образом, проблема взаимоотношений натурального и товарного хозяйства волновала экономическую мысль средневековья, подобно античности. Возникали вопросы о том, как относиться к развитию торговли и ростовщичества, колебаниям цен и взиманию процентов, насколько правомерно вообще существование торговой прибыли и ссудного процента?

Основным противоречием феодализма было противоречие между двумя формами собственности - крупной феодальной и мелкой собственностью  крестьян и ремесленников. Определенный вклад в развитие этого противоречия вносят города, формирование которых в широких масштабах началось с ХI века. В итоге “коммунальных революций” ХII - ХIII вв. на городской территории ликвидируется в основном крепостничество и складываются новые отношения между двумя формами собственности, происходит формирование нефеодальных форм производства - мелкотоварного производства городов, для представителей которого характерны иные экономические воззрения.

В позднее средневековье (ХVI - VII вв.) возникают разные формы капиталистического производства, и стародавняя борьба двух форм собственности осуществляется через столкновение между феодализмом и капитализмом, что в конечном счете проявляется не в возникновении новой экономической проблематики, а в формировании экономической науки - политической экономии.

Экономическая мысль раннего средневековья.

Яркое представление об экономической мысли раннего средневековья (VI - Х вв.) дают так называемые варварские правды, являющиеся записью обычного права германских племен. Известные правды - Салическая, Рипуарская, Бургунская, Вестгостская, Варварская и др.

Типичным примером выступает “Салическая правда”, составленная в королевстве франков в начале VI в. И отражающая проблемы, обусловленные разложением общины и генезисом феодализма. В ней содержится определенное понимание экономической жизни и задач хозяйственного развития, отражаются экономические воззрения общинного крестьянства, с одной стороны, с другой - служивых людей и дружинников.

Основные положения экономического порядка, представленные в этом документе, сводятся к следующему:

отношение к общине: приоритет общинной собственности над частной, признание верховного права общины на пахотную землю, суверенитет общины по отношению к внешним элементам;

признание факта разложения общины и развития частного хозяйства на ее землях, что нашло отражение в законах, охранявших индивидуальное хозяйство франков (“О краже изгороди”, “О различных покражах”, “О поджогах” и пр.);

идея равенства для франков и признание рабства, колоната, противопоставление свободных франков неполноправному населению (рабам, колонам, литам);

констатация факта господства натурального производства, прежде всего сельского хозяйства, в документе много предписаний посвящено земледелию, скотоводству, садоводству, огородничеству;

признание королевской власти.

Особо актуальной была разработка проблемы экономической политики феодального поместья, что нашло свое отражение в появлении в те далекие времена хозяйственных регламентов, своего рода инструкций для управляющих феодальными поместьями. Ярким примером этого может служить ”Капитулярий о виллах”, изданный в начале IХ в. Карлом Великим или его сыном Людовиком Благочестивым.

Экономическая доктрина католицизма.

Развитие экономической мысли классического средневековья осуществлялось под определяющим воздействием католической церкви, которая, говоря словами Ф. Энгельса, выступала “крупным интернациональным центром феодальной системы”. Экономическая доктрина католической церкви разрабатывалась канонистами - церковными юристами, кодификаторами и толкователями церковного законодательства.

Экономическая доктрина католицизма опиралась, с одной стороны, на античные тенденции, особенно на взгляды Аристотеля, с другой - на классовые интересы феодалов, церкви, которая также претендовала на социальные привилегии.

Наиболее полно и ярко экономическая доктрина католицизма представлена в сочинении Фомы Аквинского (1225 - 1274) “Сумма теологии”, который по происхождению был итальянским аристократом и доминиканским монахом по положению, объявлен святым католической церковью в 1879 г.

Рассмотрим основные экономические положения, изложенные в учении Фомы Аквинского, которые отражают принципы религиозно-этического подхода.

Прежде всего, Фома Аквинский исходил из натурально-хозяйственных воззрений, считал натуральное хозяйство нормальным и основой благополучия людей. Для всякого государства, подчеркивал он, достойнее получать продукты со своей территории, чем посредством купцов из других стран. Богатство трактовалось в натуральном смысле и делилось на естественное (пища, напитки, жилье, земельная собственность и пр.) и искусственное (золото, серебро). Ни то, ни другое не может быть целью человека, задача последнего состоит в нравственном совершенствовании.

Выражая классовые интересы феодалов, Фома Аквинский осуждал стремления к социальному равенству общество представлялось ему иерархическим, с делением на сословия, которые “установлены богом”, “подняться выше своего сословия грешно”. Как и Аристотель, он считал, что причиной рабства служат естественные различия людей, и рабы должны собирать мед для общества, уподобляясь пчелам.

Исходя из христианского учения о труде, Ф.Аквинский рассматривал его как богоугодное дело, необходимое для поддержания жизни, предотвращения праздности, укрепления нравственности, приобретения возможности раздавать милостыню. Одновременно он защищал праздность феодалов, считая феодальную ренту правомерной формой дохода, помогающей освободить избранных от мирских забот и позволяющей им посвящать себя духовному труду “во имя спасения остальных”.

Много внимания уделял Ф.Аквинский проблемам частной собственности. Опираясь на Аристотеля в разрешении проблемы собственности, он доказывал, что собственность свойственна только богу, а на долю человека остается лишь пользование богатством, человек имеет право на присвоение богатства, так как “природа создает животных и растения для людей”. Поэтому собственность, которая приобретается для удовлетворения необходимых нужд, естественна, это лишь обязывает помогать бедным, больше заботиться о своих делах. Отвергая идею общности имущества, считал, что общинным может быть пользование имуществом в условиях “добровольной бедности”, в целях созерцательной жизни.

Проблемы товарного производства занимали второстепенное место в учении Фомы Аквинского, но для нас представляют интерес его взгляды на такие категории, как цена, процент, деньги и пр. Особое место занимала идея справедливой цены. Ф.Аквинский считал, что справедливая цена “не определена до точности. С одной стороны, она должна отражать затраты труда: при обмене обуви на дом должно даваться за дом настолько больше, на сколько строитель “превосходит сапожника в затратах труда и расходах”. С другой стороны, цена сводится к субъективному акту - равенству пользы: если вещь “поступает на пользу одному и в ущерб другому”, то “в таком случае можно продавать вещь дороже”, чем она стоит сама по себе, надбавка компенсирует тот ущерб, который наносит себе продавец, лишаясь данной вещи.

Фома Аквинский различал два вида справедливости в обмене: во-первых, справедливость обмена, определяющую отношение его участников, гарантирующую цену “сообразно вещи”, и, во-вторых, справедливость распределяющую, нормирующую отношения “части к целому”, гарантирующую (через правителя или отца) каждому за счет общего достояния тем большую долю, чем он “больше значит для общественной жизни”.

Двойственность воззрений Ф.Аквинского проявляется и в оценке торговли. Отдавая дань средневековым представлениям, он соглашался, что занятие торговлей с целью извлечения прибыли “само по себе постыдно”, но торговля для приобретения необходимых средств к жизни “дозволяется всем”. Торговая прибыль “сама по себе не вносит ничего порочного” в экономическую жизнь, поскольку может быть использована для “честной цели” (помощи нуждающимся, содержания дома, на общественное дело), человек может стремиться к прибыли “не как к цели, но как бы к плате за труд”.

Формально осуждая ростовщичество и взимание процента, что было характерно для экономической доктрины католицизма, Ф.Аквинский, тем не менее, трактует процент как “бескорыстный подарок” от должника, как форму возмещения убытков.

Признавая необходимость денег как меры стоимости и средства обращения, подчеркивал, что монета - вернейшая мера материальной жизни в торговле и обороте, подобно тому как милостыня - лучшая мера жизни духовной. Считая, что ценность денег может устанавливаться государством, требовал чеканки неизменной монеты определенного веса, имеющей устойчивую внутреннюю ценность.

Многие вопросы, волновавшие экономическую мысль классического средневековья, возникли в связи с хозяйственным законодательством королей, роль которого все больше возрастала по мере усиления королевской власти и ликвидации феодальной раздробленности. Как правило, это законодательство сводилось к произвольному вмешательству в экономическую жизнь, выражало феодальный произвол и наносило ущерб экономической жизни. Какие только вопросы не включались в хозяйственное законодательство: это и постановления относительно промышленности и торговли, это и положения евреев, запреты роскоши, положения мастеровых и подмастерьев, монеты и пр.

Проводимая королевской властью систематическая фальсификация монет и произвольное понижение курса денег наносило большой ущерб интересам страны и особенно торговле, это не обеспечивало самих королей значительными и устойчивыми финансовыми поступлениями. Манипуляция с монетой и другие денежные эксперименты королей приобрели черты экономического вредительства, порождая критику со всех сторон. Ярким представителем такой критики был Никола Орезм во Франции (ок.1323-1382), один из интереснейших носителей экономической мысли средневековья, интересы которого были весьма разносторонни, включая проблемы теологии и математики. Его интересовали и экономические проблемы, в связи с этим им была написана специальная экономическая работа “Трактат о происхождении, природе, юридическом основании и изменении денег” (1360). Он был одним из первых представителей металлической теории денег. Орезм трактовал деньги как общественное достояние, “искусственный инструмент”, изобретенный для облегчения обмена и решительно отрицал в обращении с ними королевский произвол, отметил наличие объективных закономерностей в денежном обращении, хотя и не раскрыл их.

Экономические воззрения средневекового города. Народные ереси.

С конца ХI века начался подъем городов в Западной Европе, который опирался на отделение ремесла от сельского хозяйства, на широкое развитие промышленности и торговли. На территории города было ликвидировано крепостничество (“городской воздух делает свободным человека”) и сформировалась новая сфера отношений - мелкотоварное производство. Этими процессами были внесены новые мотивы в развитие экономической мысли средневековья. В борьбе с крепостничеством формируется новая идеология - идеология мелкого товарного производства, а экономическая платформа городов носит антифеодальный характер, принципиально расходящийся с экономической политикой феодалов.

Безусловно, влияние деревни сказывается и на жизни горожан, которым приходилось заниматься огородничеством, садоводством, скотоводством и пр. Но это были своеобразные атавизмы. В основном экономическая жизнь горожан ориентировалась на дальнейшее развитие торговли и промышленности.

Развитие торговли и промышленности находилось в противоречии с крепостничеством, которое мешало миграции населения, перемене профессий, не давало гарантий для собственности ремесленников и мелких торговцев. Разрешалось это противоречие в определенной степени в ходе “коммунальных революций”, главные требования которых сводились к ликвидации крепостничества на территории городов и признанию так называемого городского права, гарантирующего горожанам всякого рода льготы и привилегии.

Прогрессивный характер экономической платформы “коммунальных революций” очевидна. Ее осуществление позволило освободить город от грабежей и вымогательств сеньоров, имущественные права горожан получали свое признание, самостоятельная хозяйственная деятельность становилась их достоянием. Экономическое законодательство ориентировалось на развитие товарного производства. Городские власти покровительствуют развитию торговли и ремесла, устанавливают умеренные пошлины, ограничивают торговлю приезжающих купцов, подчиняют окружающую город территорию, используя ее как рынок сбыта и источник сельскохозяйственной продукции.

Успехи горожан в борьбе с феодалами за самостоятельность юридически были закреплены в так называемом Магдебургском праве (ХIII в.). Этот документ предоставляет городу самоуправление и собственный суд, право земельной собственности и освобожденный суд, право земельной собственности и освобождение от большей части феодальных повинностей, в нем предусматривались нормы, регулирующие торговлю и ремесла, деятельность цехов и купеческих гильдий, порядок налогообложения. В ХIV веке оно было воспринято многими городами Восточной Германии, Восточной Пруссии, Силезии, Чехии, Венгрии, Польши и Литвы, а позднее в ХVI веке распространилось в Галиции и Белоруссии.

В ходе “коммунальных революций” формировались ремесленные цехи, которые обогатились в определенной степени экономическую мысль средневековья.

Экономическую мысль цехов весьма противоречива, и ее нельзя определить однозначно. С одной стороны, она носила антикрепостническую направленность, с другой, цехи сами устанавливали некоторые тенденции, свойственные крепостничеству: строгая иерархия внутри цеха, привилегированное положение мастерства, тенденция к замкнутости (наследственность профессий, “вдовье право” и пр.).

Функционирование цехов опирались опиралось на цеховое законодательство. Еще в 1268 г. была составлена в Париже “Книга ремесел”, представляющая запись традиций цеховых обычаев разных профессий. Последующие века оставили большое количество цеховых уставов.

Рассмотрим кратко основные положения экономических воззрений цехов:

- общинные традиции, проявляющиеся в равном участии каждого члена цехов в использовании всеми обеспеченными цехом привилегиями;

- принцип уравнительности, так разорение соседа путем конкуренции считалось преступлением и решительно преследовалось;

- регламентация хозяйственной жизни, даже технология производства и то была регламентирована;

- ориентация на товарное производство;

- идея справедливой цены основанная на эквивалентности затрат труда, наблюдалась также цеховая регламентация цен, их фиксирование, главная идея - справедливая цена должна гарантировать равные доходы.

Экономические взгляды народных масс представлены ересями и экономическими требованиями народных восстаний. Церковь выражала интересы феодалов, защищала феодальную эксплуатацию, это обусловило борьбу народных масс против духовенства, которая выступала в форме двух ересей: бюргерской и крестьяно-плебейской. Ереси были самыми разнообразными (богомилы, ересь вальденсов, ересь катаров и др.), но всем им были присущи следующие черты: во-первых, антифеодальная направленность; во-вторых, идей раннего христианства о равенстве; в-третьих, разоблачение грабительской политики духовенства; в-четвертых, провозглашение принципа “евангельской бедности”.

Поскольку горожане были признанным сословием и имели достоинство возможностей для борьбы со светскими феодалами, то их ересь была направлена против церковного феодализма, расточительной жизни духовенства. В отличие от нее, иной характер носила ересь крестьян и плебеев: разделяя требования бюргеров по отношению к духовенству, крестьянская ересь выступала за ликвидацию социального неравенства и почти всегда сочеталась с восстанием против феодалов.

Крестьянские восстания носили ярко выраженный антифеодальный и общинный характер феодализм рассматривался как антинародная эксплуататорская система.

До ХIII века выступления крестьян носили разрозненный характер. Как правило, недовольные крепостные крестьяне бежали в город и там принимали активное участие в борьбе с крепостничеством. Смело можно сказать, что классовые противоречия крепостной деревни переносились на городскую почву и “коммунальные революции” ХII - ХIII вв. были своеобразным изданием крестьянских восстаний.

Наибольший размах крестьянские восстания получили в ХIV-ХVIвв., когда оброчная система усилила эксплуатацию крестьян, обострила классовые противоречия и вместе с тем сделала крестьянство более подвижным, облегчила его миграцию и общение. Многие из этих восстаний имели продуманную и оформленную программу антифеодального характера (восстание английских крестьян под руководством Уота Тайлера, гуситские войны в Чехии и др.), требования, выдвинутые в этих программах, даже предвосхищали ряд требований буржуазных революций.

Экономическая мысль Украины.

Об украинской экономической мысли можно говорить со времени образования украинской народности, формирование которой произошло на рубеже ХIII - IV вв. Этот период характеризуется богатой экономической терминологией, отражающей сословную структуру населения, систему феодальных повинностей, проблемы развития, торговлю, ремесла и пр.

В ХV веке широкое развитие получил учет доходов и имущества, ростовщичество. Сохранившиеся с того времени записи типа инвентарей и люстраций показывает, что основными единицами обложения повинностей в пользу государства различных слоев населения (мещан, крестьян, светских и церковных феодалов) были плуг, рало, двор, дворище в сельской местности, дым, дом в городах. Кредитные операции характеризуют заемные грамоты, свидетельствующие об использующие залогов имущества, в т.ч. и земельные владений.

В ХIV в. в Украине стало действовать магдебургское право, введение которого способствовало защитите городского и ремесленного населения от произвола феодалов.

С ХV в. складывается новая социальная группа населения феодальной Украины казачество, которая несколько позже оформляется в особое сословие - реестровое казачество, имеющие значительные привилегии: жалование деньгами и натурой, свобода от уплаты податей и повинностей, свобода винокурения и пр. Но не все казачество попало в “реестры”, поэтому рядовые казаки, не попавшие в “реестры”, с оружием в руках отстаивали свободу от уплаты податей и несения обременительной повинностей.

Социально-экономические взгляды правящего класса Украины отражает “Статьи Б.Хмельницкого” (1654г.), в которых закреплялись не только привилегии казачества, но и привилегированное положение монастырей и епископских кафедр.

В конце ХVI - начале ХVII в. в Украине нарастала борьба против иностранных феодалов - угнетателей и украинских помещиков. народные восстания, в которых выдвигались прежде всего антифеодальные требования, отражали экономическую мысль народных масс.

Социально-экономическая мысль народа Украины второй половины ХVII в. отражена в творчестве К.Зиновьева. В его произведениях содержится не только характеристика экономической жизни украинского народа, принимаются актуальные проблемы того времени, например, демографические и пр.

В целом экономическая мысль Украины  в эпоху феодализма характеризуется многообразием, в более поздний период (ХIХ в.) начинает формироваться революционно-демократическое направление (Т.Г. Шевченко, Ф.В. Волховский, С.А. Подолинский).

3. Меркантилизм.

Меркантилизм как система взглядов, соответствующих периоду генезиса капитализма, берет свое начало с ХV века, когда собственно буржуазной сферой была сфера товарного обращения, и представляет собой первую концепцию рыночной экономической теории.

Меркантилизм происходит от латинского слова “mercari”, что означает торговать, в английском и французском языках слово “mercantile” - это торговый, в итальянском “mercante” - торговец.

Предпосылки возникновения меркантилизма и его общая характеристика.

Развитие производительных сил, углубление общественного разделения труда, рост и укрепление городов как центров ремесла и торговли, превращение продуктовой ренты в денежную создавали предпосылки для разложения феодализма и зарождения капитализма. Генезис капитализма был ускорен начавшимся в ходе Великих географических открытий процессом создания мирового рынка, завоеванием и ограблением Америки, Азии, Африки. Капитал в ХVI-ХVII вв., становится реальной силой, но господствующей в сфере обращения. Насущные потребности экономического развития того времени отражало учение меркантилистов. Экономическая платформа меркантилистов выражала классовые интересы зарождающейся буржуазии в период первоначального накопления капитала. Рекомендуемые меркантилистами методы первоначального накопления капитала широко использовались и сыграли большую роль в истории капитализма, одновременно они соответствовали и интересам дворянства, поскольку его доходы были связаны в той или иной мере с предпринимательской деятельностью.

Меркантилизм - это первая попытка теоретической разработки капиталистического хозяйства, это определенная система экономических взглядов, или предыстория буржуазной политической экономии, правда, не все с этим согласны. Одновременно меркантилизм - это обоснование экономической политики абсолютистского государства.

Главным предметом экономической мысли меркантилистов служат деньги, главным источником которых была торговля. Это обусловлено следующими обстоятельствами: во-первых, материальным рычагом власти абсолютного государства служат денежные ресурсы, во-вторых, нормальное течение и развитие хозяйственной жизни производителей (крестьян, ремесленников, торговцев) прямо зависит от устойчивости денежного обращения, в-третьих, в позднее средневековье быстро развивается и приобретает определенное политическое влияние купеческий и ростовщический капитал, в-четвертых, началом и исходным пунктом всякого предпринимательства являются деньги, которые превращаются в денежный капитал, когда владелец нанимает на них рабочих, покупает товары для обработки или перепродажи.

Именно обобщая все эти экономические процессы и сложилось учение меркантилистов как первая попытка теоретического анализа рыночных отношений. Оно характеризуется следующими чертами:

1) деньги рассматриваются как абсолютная форма богатства, при этом не проводится различие частного и национального богатства;

2) предметом исследования выступает практически только сфера обращения;

3) накопление богатства происходит в форме прибыли от внешней торговли или же непосредственно в ходе добычи благородных металлов;

4) накопление денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти;

5) практицизм, эмпиризм, национальный характер.

Национальный характер меркантилизма определяется тем, что исторические условия для возникновения и распространения меркантилизма в различных странах складывались по-разному, поэтому в каждой стране это экономическое учение имело свои особенности. Следует иметь в виду, что меркантилизм не был единой систематической теорией, это была совокупность представлений и частных мнений различных лиц, придерживающихся общих принципов.

Этапы развития меркантилизма.

Развитие меркантилизма прошло два этапа:

Первый этап (ХIV-ХV вв.) - ранний меркантилизм, который называют монетарной системой (теория денежного баланса);

Второй этап (ХVI-ХVII вв.) - поздний меркантилизм, зрелый (теория торгового баланса).

Ранний меркантилизм характеризовался монетарной политикой, направленной на решение проблемы накопления золота в национальном масштабе путем манипуляций в сфере денежного обращения, его регулирования государством (запрет ввоза иностранных товаров, вывоза из страны золота и серебра, порча монет и пр.), это характеризовало  административные меры решения экономических проблем. Последовательное проведение такой политики в конечном счете убило бы торговлю, тем более, что капитал, лежащий в сундуке в виде сокровищ, мертв, ибо лишь в обращении он постоянно возрастает.

Поздний меркантилизм основан на том, что источники обогащения нации не в примитивном накоплении сокровищ, а в развитии внешней торговли - побольше продавать, поменьше покупать - и активном торговом балансе (превышение экспорта над импортом), деньги необходимо пускать в оборот, чтобы они возвращались с приростом, государственное вмешательство должно лишь соответствовать принципам естественного права. (Аристотель - государство призвано обеспечивать природные права человека: собственность и безопасность).

Значение теории торгового баланса определяется тем, что она давала более зрелое и эффективное решение экономических проблем эпохи первоначального накопления капитала и мануфактурного капитализма. Это была первая ступень либерализации средневековой торговли, был открыт важный источник накопления капитала - торговля.

Ранний меркантилизм охватывает период с конца ХIV в. до середины ХVI в.

К представителям раннего меркантилизма можно отнести – У. Стаффорд (Англия), Г. Скаруффи (Италия) и др. В наиболее яркой форме рациональное содержание монетаризма мы находим у флорентийского банкира Б.Даванзатти (1529-1606). В своей работе “Чтение о монете” (1582) он образно сравнил монету с кровью экономического организма, обеспечивающей его нормальную жизнедеятельность. “Любое богатство представляет как обратимое в деньги”, - в этом высказывании мы находим открытие первой существенной связи в пестром мире продуктов и услуг, составляющих богатство, - связи между всеми возможными предметами и одним поддающимся точному измерению предметом - деньгами.

Ранние меркантилисты разработали целый ряд мер регулирования внешней торговли, направленных на достижение положительного сальдо во внешней торговле, к ним следует отнести:

- установление максимально высоких цен на экспортируемые товары;

- ограничение импорта товаров;

- запрет вывоза из страны золота и серебра.

Такая жесткая система могла существовать лишь в условиях относительно небольшого объема внешней торговли. С развитием международной торговли она начинает противоречить интересам крупного купеческого капитала.

Зрелый меркантилизм - это Т.Мен (Англия), А.Серра (Италия), А.Монкретьен (Франция) и др., он охватывает период со второй половины ХVI в. по вторую половину ХVII в. Классик зрелого меркантилизма, один из руководителей Ост-Индийской компании Т.Мен в своих работах “Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией” (1621), “Богатство Англии во внешней торговле или баланс нашей внешней торговли, как регулятор нашего богатства” (1664) опроверг выгодность соблюдения денежного баланса, показал, что увеличение количества денег в стране может быть достигнуто не запретом вывоза денег, а активной внешней торговлей, что вывоз денег из страны, если он обеспечивает увеличение торговой прибыли, является средством заработать больше денег.

Поневоле в центре внимания меркантилистов оказывается производство - как средство увеличения внешнеторгового оборота. “Мы должны заботиться о том, чтобы увеличить производство вещей, которые являются наименее обременительными для страны и обладают наибольшей стоимостью в чужих странах” - писал Фортрей в 1663 г. Каким же способом можно достичь этого? Эмпирически им была найдена связь между сложностью и длительностью обработки товаров и их стоимостью на внешнем рынке: “привлечь поданных к переработке сырых материалов... королевства, позаботиться о том, чтобы продукты их труда могли быть проданы” (анонимный памфлет “Правдивое раскрытие причин упадка торговли”, 1622). Путем снижения издержек предлагалось продавать по более низкой цене, с целью вытеснения конкурентов. К сожалению первым и главным способом снижения издержек предлагалось ограничить заработную плату наемных рабочих, при этом Т.Мен подвел такую идейную базу: “Как изобилие и мощь делают народ порочным и непредусмотрительным, так лишения и нужда делают его разумным и трудолюбивым”.

Значение меркантилизма для экономической науки.

Рассмотрим вопросы экономической теории в понимании меркантилистов. С меркантилизмом связано появление термина “политическая экономия”, именно под этим названием экономическая теория как наука просуществовала более двух веков. Этот термин ввел француз Антуан Монкретьен (1567-1621) в 1615г., опубликовав “Трактат политической экономии”, в нем он трактовал новую науку весьма утилитарно как формулировку практических правил хозяйственной деятельности, в своей экономической программе выдвигал широкие проекты развития промышленности, считал, что “счастье людей заключается в богатстве, а богатство в труде”.

Главное внимание меркантилистов было сосредоточено на сфере обращения. Ранние меркантилисты отождествляли богатство с золотом и серебром, поздние под богатством понимали избыток продукта, который оставался после удовлетворения потребностей страны, но должен был в обязательном порядке превратиться на внешнем рынке в деньги.

В определенной степени меркантилисты стали родоначальниками всех позднейших буржуазных теорий денег. Меркантилисты стоимость денег видели в естественных свойствах золота и серебра. Ранние меркантилисты в связи с порчей государством монет высказывали номиналистические взгляды, поздние - понимая, что деньги товар, выступали родоначальниками металлической теории денег. Как известно, в ХVI-ХVII вв. происходила революция цен, под воздействием которой поздние меркантилисты сформулировали в зачаточном виде количественную теорию денег.

В связи с недостатком денег ранние меркантилисты сводили их к средству накопления, поздние же не только видели в деньгах эту функцию, но и функцию средства обращения, кроме того, рассматривали движение денег как движение капитала.

Представляют интерес и взгляды меркантилистов на прибыль как основной источник национального богатства, правда, они усматривают ее с точки зрения капиталов, функционирующих во внешней торговле. Как увеличить эту прибыль? - основная проблема меркантилистов. И рецепты были найдены:

а) посредническая торговля;

б) развитие экспортной торговли, работающей на отечественном или на дешевом сырье.

Вот почему широко использовались меры, направленные на развитие экспортной промышленности, в то время как запрещен вывоз хлеба, а ввоз его не ограничен.

Учение меркантилистов, как было замечено выше, имея общие черты, характеризовалось своими специфическими особенностями в различных странах, политической ситуацией. Все это сказывалось не только на теоретических воззрениях, но и на методах осуществления программ меркантилистов в различных странах. Не вдаваясь в подробности, отметим, что английский меркантилизм был наиболее зрелым, поскольку процессы капиталистического развития в Англии начались раньше, чем в других странах. Так, у англичан в заглавие почти каждого трактата входило слово “торговля”, у итальянцев таким словом были “деньги”, “монета”, ибо для раздробленной Италии проблема денег и их обмена между мелкими государствами имела первостепенное значение. В Германии меркантилизмом назывался камерилистикой и как официальная экономическая доктрина просуществовал до начала ХIХ в.

Каково историческое значение меркантилизма? Ответ на этот вопрос не так уж и прост.

По сравнению с принципами экономической политики феодализма и даже городов, меркантилизм был прогрессом, так как экономическая политика проводимая, ими порывала с натурально-хозяйственными традициями, ориентировалась на развитие капиталистической мануфактуры, предлагаемые ими меры: политика накопления денег, протекционизм, государственная регламентация сыграли свою положительную роль в первоначальном накоплении капитала и становлении капитализма.

В теоретическом плане меркантилисты впервые в мировой истории попытались осмыслить капитализм, можно сказать, что они первыми выдвинули задачу “рационального хозяйствования” как важнейшую проблему экономической науки. Вклад в экономическую науку состоит и в том, что они исследовали торговый капитал, который предшествовал промышленному, попытались объяснить объективную основу движения денег, рассмотреть деньги как капитал (Д - Т - Д), попытались выяснить значение прибыли (надбавка к стоимости) и др. Взгляды меркантилизма выражали подлинные закономерности развития своего времени, сделали первые шаги в становлении экономической науки.

Сейчас многие взгляды меркантилистов кажутся наивными и смешными, однако на это есть причины. Капитализм делал лишь первые шаги, незрелым производственным отношениям соответствуют и незрелые экономические теории. В своих исследованиях меркантилисты не вышли за рамки сферы обращения, исследования торгового капитала, практические проблемы они предпочитали теоретическим. Тем не менее, учение меркантилизма это важный этап в истории экономической мысли.

К концу ХVIII века меркантилизм как направление в экономической теории сошел со сцены, поскольку перестал соответствовать условиям промышленной революции и машинной индустрии. Однако конкретные идеи меркантилистов никогда не умирали, а средства их политики - государственное руководство народным хозяйством, политика протекционизма, обеспечение обилия денег в стране активно использовались и используются. Более того, родоначальник теории государственного регулирования выдающийся экономист нашего столетия Джон Мейнард Кейнс признал меркантилистов своими предшественниками.

Индивидуальные задания

1. Назовите общие черты, присущие экономической мысли древнего Востока и античности.

2. Проанализируйте внешнеэкономическую политику современной Украины с позиции меркантилизма.

Тесты для самоконтроля

1. Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали:

а) рыночные экономические отношения;

б) натурально - хозяйственные отношения;

в) крупную торговлю и ростовщические операции.

2. Законы Хамурапи регламентировали долговое рабство с целью:

а) скорейшего перехода к рыночной экономике;

б) обеспечения роста налоговых поступлений в казну;

в) не допустить разрушения основ натурального хозяйства.

3. В соответствии с меркантилистской концепцией источником денежного богатства является:

а) рост заграничных инвестиций;

Рекомендация для Вас - 1.20 Музыка и театр в средневековой Руси.

б) превышение импорта над экспортом;

в) превышение экспорта над импортом.

4. Предметом изучения меркантилистов является:

а) сфера обращения;

б) сфера производства;

в) сфера обращения и сфера производства одновременно.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее