Главная » Лекции » Разное » Педагогика и психология » 22 Что и как изучает психология

22 Что и как изучает психология

2021-03-09 СтудИзба

Введение в психологию

Тема 1. Что и как изучает психология?

1.1. Фундаментальные основы психологии

Понятия «внутренний мир» и «психология»

Из нашего каждодневного опыта, общения друг с другом, самонаблюдения мы знаем, что любой поступок продиктован определенными намерениями и мотивами, любое движение производится с учетом оценки внешней ситуации, любое высказывание делается на основе полученных знаний и отношения к обсуждаемому предмету. То есть за внешним поведением скрыты какие-то внутренние причины и процессы. Весь наш житейский опыт говорит, что человек обладает неким внутренним миром. Проявления этого мира человечество с незапамятных времен выделяло особо, отграничивало от других явлений жизни. Эта специфичность и особенность внутренней жизни человека была закреплена в разделении, а часто и противопоставлении телесной (внешней) и душевной (внутренней) жизни. В результате душа стала рассматриваться как некое особое образование, резко отличное от тела как ее вместилища. Такое самоощущение человека преломилось в научной мысли в известную концепцию «Дух в машине». В соответствии с этой концепцией «человек проживает две параллельных истории: одну, состоящую из всего, что происходит с телом и внутри него, и другую, складывающуюся из происходящего с его сознанием и внутри него. Одну - публичную, другую - приватную». У многих народов душа стала обрамляться божественной атрибутикой (т. е. комплексом неотъемлемых свойств), что окончательно закрепило разделение двух миров: внешний - видимый, осязаемый и потому понятный и внутренний - невидимый, неосязаемый и потому непонятный и таинственный.

Но как бы ни была таинственна, слабо доступна для изучения внутренняя, душевная жизнь человека, что же все-таки составляет ее содержание? Все мы ощущаем тепло и холод, свет и тьму, сладкое и горькое, тяжелое и легкое. Все мы имеем мысли и воспоминания. Фантазируем и сомневаемся. Переживаем гнев, страх или радость. Испытываем удовольствие или дискомфорт. Имеем намерения, желания, идеалы. Совершаем предсказуемые и непредсказуемые действия и поступки. Во что-то верим и что-то ценим. Ряд этот можно продолжать долго. И вот это все и входит в сферу внутренней, или психической, жизни человека, или, как часто говорят, его психологии.

В зависимости от взгляда на этот комплекс психология может быть представлена в трех аспектах.

Первый - душевный склад, психический строй человека. У каждого этот строй отличен от других, но формируется и проявляется по общим закономерностям. В нем, так же как в анатомической или физиологической организации человека, сочетаются общие свойства и параметры, присущие всем людям, и индивидуальные особенности каждого. В целом эта трактовка практически отождествляет психологию с понятием психики как системы психических феноменов (явлений), присущих человеку.

Второй аспект связан с пониманием психологии как специфической совокупности психических проявлений, характеризующих: а) какую-либо категорию людей (психология подлеца, психология победителя, рабская психология, психология свободного человека) либо социальную группу (психология собственника, рабочая психология, психология предпринимателя, народная психология, общественная психология); б) род или сферу человеческой деятельности (психология творчества, психология труда, психология руководителя, психология инженерная, спортивная и т. д.). Ясно, что этот аспект можно рассматривать как частный случай предыдущего (как душевный склад).

Рекомендуемые файлы

Согласно третьему варианту психология рассматривается как научная дисциплина, изучающая сферу психического во всех ее аспектах и проявлениях. Специфика отдельных разделов психологической науки оттеняется соответствующим эпитетом, добавляемым к слову «психология» (общая психология, возрастная психология, социальная психология, зоопсихология, юридическая психология и т. д.).

Строго говоря, лишь последняя трактовка точно соответствует термину «психология», поскольку раскрывает обе его составляющие: психо в переводе с греческого - якобы, душа и логос - слово, учение, т. е. психология - это наука о душе. Вообще-то не совсем ясно, почему имя мифической нимфы Психеи стало обозначением внутреннего мира человека и даже более того - души как бессмертной субстанции. Согласно древнегреческому мифу Психея влюбилась в Эроса - сына богини любви Афродиты и, нарушив запрет богов на лицезрение Эроса, должна была погибнуть. Но боги, оценив эту любовь, вознесли Психею на небо, даровав ей бессмертие. Возможно, термином «психология» мы обязаны немецкому философу Христиану Вольфу, который использовал имя Психеи в качестве символа ищущей свой идеал души. Кстати, Х. Вольф первым в истории науки высказал идею о возможности измерения психических явлений, ввел в научный оборот термин «психомоторика» и опубликовал в 1732 г. книгу «Эмпирическая психология», а в 1734 г. - «Рациональную психологию». Некоторое время у него учился М. В. Ломоносов. По другой версии, термин «психология» для обозначения соответствующего раздела науки был впервые предложен в 1500 г. профессором Марбургского университета Гоклениусом.

Первые же два из рассмотренных аспектов термина «психология» связаны скорее с традиционно-бытовыми представлениями о психическом и психологии. Правда, психологическая наука согласилась с терминологией второго варианта, взяв, как видно из последних примеров, многие из этих обозначений в качестве названий отдельных направлений своих исследований.

В дальнейшем мы будем придерживаться понимания психологии преимущественно как науки, хотя возможно использование термина и в первых двух значениях, если это не нарушает контекста и способствует усвоению материала. Здесь уместно заметить, что по сложившейся в отечественной науке за последние десятилетия традиции эпитет «психологический (ая, ое, ие)» обычно не относят к собственно проявлениям внутреннего мира человека, его психики (или, если угодно, к движениям души), предпочитая использовать в этих случаях эпитет «психический (ая, ое, ие)». Например, «психический процесс», «психическая атака», «психическое состояние», «психические свойства». Но при характеристике явлений «внешнего» по отношению к психике мира, но имеющих к «внутреннему» миру то или иное отношение, используют чаще эпитет «психологический (ая, ое, ие)»: «психологический уровень», «психологическая наука», «психологическая культура», «психологическое общество», «психологические знания».

Категория «психическое»

Для обозначения любых психических явлений независимо от их специфики в науку введено абстрактное понятие «психическое». Уже говорилось, что психическая жизнь - это процессы, протекающие во внутреннем мире человека, естественно включенного в реальный, объективный мир. Отсюда два главных признака психического : принадлежность индивиду (субъекту) и отношение к реальности (объекту).

Рассмотрим первое. Любое переживание, любая мысль, любой образ, любое чувство - это непосредственные переживания, мысли, образы, чувства конкретного человека. Никакими пояснениями и метафорами он не может передать их во всей полноте, яркости, остроте другому человеку. Это «его» и только «его» переживания, мысли, образы, чувства. Также и ему невозможно во всем объеме и глубине пережить чужие чувства, спродуцировать чужие мысли и образы. Слепой не познает всей красоты красок, глухой - музыки, как бы им ни объясняли, что это такое. Никакой роман, фильм или научный трактат не заменят человеку непосредственно пережитого упоения борьбой, радости творчества, восторга любви, горечи утрат. Таким образом, все психические явления несут на себе печать чего-то предельно близкого испытывающему их человеку, сугубо субъективного, т. е. интимно принадлежащего переживающему субъекту. Следовательно, любое психическое явление обязательно предполагает своего носителя. То есть всякое психическое явление принадлежит «кому-то». Но в то же время всякое психическое явление есть переживание субъектом «чего-то». Каждое подобное переживание отличается от других в субъективном мире конкретного человека только потому, что оно является переживанием того, что в данный момент в объективном мире касается, занимает этого человека. Иначе говоря, внутренняя природа психического проявляется через отношение к внешнему, не зависящему от психики, сознания субъекта, т. е. к объективному.

Итак, всякое явление психической жизни есть субъективное отношение индивида (кого-то) к объективной реальности (чему-то). Это первый аспект единства субъективного и объективного в психическом.

Второй аспект этого единства состоит в том, что само субъективное, несмотря на его бестелесность (идеальность, нематериальность), существует в реальности. Наша внутренняя психическая жизнь - это объективная действительность, которая может быть представлена во внешнем (объективном) мире. Проявляются акты психической жизни людей вовне через речь (субъект словами выражает то, что происходит в его внутреннем мире) и/или через мышечные движения (мимика, жесты, позы, локомоция - перемещения, артикуляция). Возможна передача психологической информации вовне и через вегетативные реакции (побледнение - покраснение кожи, слезы, потоотделение, учащение пульса, изменение ритма дыхания и т. п.). Однако в конечном итоге все вегетативные реакции можно рассматривать как движения мышц соответствующих органов (кровеносных сосудов, желез внутренней секреции, сердца, дыхательных мышц и т. д.). В совокупности комплекс всех видов движений и высказываний составляет поведение человека.

Третий аспект указанного единства предстает как сочетание в психическом переживания (субъективная составляющая) и знания (объективная составляющая). Переживание всегда включено в контекст жизни индивида, выступает как часть его собственной жизни. Оно может быть выражено в сознании слабее или сильнее, но всегда присутствует, всегда в наличии в каждом конкретном психическом явлении. Именно эта включенность всякого психического факта в ткань жизни отражена термином «переживание» (корень слова - «жив»). Поскольку переживается всегда «что-то», по поводу «чего-то», постольку в акт переживания всегда включено знание об этом «чем-то».

Сразу же уточним, что оба понятия (переживание и знание) имеют как минимум два объема толкования. Переживание в широком смысле слова - это любой процесс психической жизни, протекающий у индивида. Именно об этом пока речь. В узком смысле переживание может рассматриваться как отраженный в сознании процесс выбора субъектом мотивов и/или целей деятельности, интенсивно окрашенный эмоционально (в обыденной жизни о подобных состояниях человека говорят, что он «распереживался»). Знание в широком смысле слова - это любая усвоенная индивидом информация. В узком смысле знание - это итог познания как психического отражения не только внешней формы, но и скрытой сущности объектов (явлений) и связей между ними. Поскольку психическая жизнь присуща не только человеку, но и животным, постольку мы пока будем иметь в виду расширительное толкование понятия «знание».

У человека переживание и знание объединены в сознании. Не углубляясь в анализ этого понятия, который проведем позже, учтем пока только, что в самом общем плане сознание есть процесс осмысления человеком окружающего мира и самого себя. Посредством сознания человек соотносит себя с окружающим миром. Различают сознание индивидуальное, групповое и общественное. Пока будем иметь в виду первое, как основу двух других форм. Как компоненты сознания, переживание и знание могут выступать в различных соотношениях. От почти полного растворения познавательной составляющей в переживании (например, аффективное, невменяемое состояние) до четкой кристаллизации знаний и заслонения ими акта переживания (например, углубленная научная деятельность). Образно говоря, переживание предстает как фон, на котором проступают знания. В связи с введением понятия «сознание» необходимо сразу же указать на такую немаловажную сторону психических явлений, как степень их осознанности субъектом, т. е. степень представленности психических переживаний и соответствующих им знаний в сознании человека. Это так называемая проблема соотношения сознательного и бессознательного в психическом. Каждый, конечно, в том или ином виде сталкивался с этим в своей жизни. Например, бессознательность психического проявляется в автоматизме дыхания, машинальности некоторых движений, безотчетности многих настроений, в способности к интуитивным догадкам и т. д. Однако бессознательность переживания (будь то чувство, состояние, движение, восприятие и т. д.) не означает, что мы не испытываем его. Это значит только, что мы не обращаем на него внимание и тем самым не осознаем это переживание либо вследствие его незначительности (по силе или важности для субъекта содержания этого переживания), либо из-за принципиальной невозможности осознания этого переживания (например, гипнотическое состояние). Зачастую неосознанным остается не само переживание, а его связь с переживающим его субъектом (в первую очередь значение переживаемого для самого себя) и/или связь с тем, к чему оно относится. Простой пример: вы беседуете с кем-то при включенном радио. Оно вам сильно мешает, и вы вынуждены повышать голос, напрягаться, испытываете дискомфорт, но до поры до времени не обращаете на радио внимания. Но в какой-то момент вы, наконец, осознаете, что причиной дискомфорта является радио и, выключив его, продолжаете беседу в спокойной обстановке.

Итак, подведем итог рассуждениям о психическом. Психическое есть абстрактное обозначение любых психических актов, любых проявлений психики человека и животных. В определенном смысле психическое есть единица нашего внутреннего мира. Любой психический акт включает в себя как субъективный, так и объективный компоненты. Три аспекта этого единства субъективного и объективного в психическом можно представить в табличной форме.

Таблица 1.1

Единство субъективного и объективного в психическом

Описание: 2_0442_UR_3

Психофизическая проблема

Два главных признака психического, а именно принадлежность субъекту и отношение к внешнему миру, определили уже многие столетия будоражущую научную мысль так называемую психофизическую проблему, т. е. проблему взаимоотношения психического (или внутреннего, субъективного, идеального) мира и физического (или внешнего, объективного, материального) мира. При этом каждому из этих двух миров приписывается статус самостоятельной исходной первоосновы всего сущего - субстанции.

В целом эта проблема не только психологическая, но и общефилософская. Причем ее разрешение, до сих пор не закончившееся, затянулось на тысячелетия. Как утверждает в своем обширном обзоре теорий сознания С. Прист, философы не смогли найти удовлетворяющее всех решение этой проблемы. Иллюстрацией такого положения служит замечание одного из крупнейших философов ХХ в. Г. Райла: «Даже в случае, если «внутреннее» и «внешнее» различаются (всего лишь. - В. Н. ) как метафоры, вопрос о том, каким образом сознание и тело человека воздействуют друг на друга, пользуется печальной славой трудной теоретической проблемы». Традиционно эта проблема сводится к ответу на так называемый «основной вопрос философии», который, как известно, состоит из двух частей. Первая часть вопроса - онтологическая (от греч. ontos - сущее) - звучит так: что первично? Материальное (физическое) или идеальное (психическое)? Нередко эти категории выражаются иными словами: материя и дух, тело и душа, бытие и сознание. Вторая часть вопроса - гносеологическая (от греч. gnoseos - знание): познаваем ли мир (как объективный, так и субъективный) с помощью нашего сознания?

Правда, в последнее время встречаются высказывания о некорректности такой постановки вопроса. Связаны эти высказывания, по-видимому, со следующими обстоятельствами: 1) появлением новых идей в области пространственно-временной и информационно-энергетической организации мира; 2) углубляющимся интересом к необъяснимым явлениям типа НЛО (неопознанных летающих объектов) и парапсихологических эффектов (телепатии, ясновидения, левитации, телекинеза и т. п.); 3) тенденцией к сглаживанию противоречия между естественно-научными знаниями и различными религиозно-этическими учениями. К сожалению, указанные процессы в современном российском обществе определены не столько научными изысканиями, сколько агрессивной рекламой околонаучного (а нередко и антинаучного) шарлатанства и назойливой политикой подмены национального самосознания самосознанием религиозным.

Но как бы то ни было, в психологии психофизическая проблема существовала всегда и конкретизирована в вопросе о соотношении психики (сознания) и мозга как ее физиологического субстрата (основы) и носит наименование психофизиологической проблемы. Решение этой проблемы в истории психологии (и философии как науки, включавшей психологию в свой состав вплоть до середины XIX в.) имело много модификаций. Их предельное обобщение может быть представлено тремя основными вариантами: дуализм, тождество и монизм.

Дуалистическая концепция мира была наиболее развита в учении Рене Декарта (1596- 1650). Обе субстанции - материя и дух - противопоставлялись друг другу. Свойства одной субстанции не выводились из свойств другой. Реальное сосуществование и взаимодействие в человеке духовного и материального объяснялось наличием между ними посредника («седалища души») - шишковидной железы мозга. В дальнейших разработках этого направления «седалище души» искали едва ли не во всех остальных непарных частях головного мозга: мозолистом теле, мосте, продолговатом мозге и т. д. К настоящему времени тщетность подобных попыток стала очевидной, и их ценность носит скорее историографический характер, чем научный.

В психологии влияние дуализма оказалось достаточно сильным и проявилось в двух основных теориях: психофизического параллелизма и теории взаимодействия. Первая утверждает параллельность, рядоположенность протекания физических (в первую очередь физиологических) и психических процессов, никогда, однако, реально друг на друга не воздействующих. При этом признание в качестве ведущего физического процесса приводит к теории механистического материализма. Психике в этом случае отводится пассивная роль явления, сопутствующего реальным физическим процессам, она полностью лишается всякой действенности. Наоборот, допущение в качестве ведущего психического процесса, которому также фатально сопутствуют физические явления, приводит к теории панпсихизма, т. е. всеобщего одушевления природы. Теория взаимодействия в отличие от теории психофизического параллелизма признает факты взаимного влияния в человеке физиологических и психических процессов, но рассматривает их как чисто механические явления.

Дуалистическим теориям были противопоставлены теории тождества, сводящие психическое к физиологическому (поведенческие теории ) или, наоборот, физиологическое к психическому (теории феноменализма и спиритуализма ).

Третье направление в отличие от упомянутых выше теорий стоит на позициях материалистического монизма, утверждая первичность материального (мозга) и вторичность идеального (психики). Признается, что в реальности они сосуществуют в неразрывном единстве, внутри которого то и другое сохраняет свои специфические свойства, но при этом материальное (объективное) выступает детерминирующим (предопределяющим) фактором идеального (субъективного).

Дальнейшее изложение будет опираться в основном на концепцию материалистического монизма, которая, по нашему мнению, наиболее адекватна достоверно полученным естественнонаучным фактам. Некоторые корректировки и дополнения к этой позиции, вносимые автором, будут изложены ниже при описании философских основ психологической науки и при системном описании психики человека.

Определение понятия «психика»

С позиций материалистического монизма психика рассматривается как свойство высокоорганизованной материи (мозга) и особая форма отражения субъектом объективной реальности. Первая часть определения устанавливает первичность материального субстрата психики: психика, сознание, мысль - производное от работы мозга. (Конечно, в этом контексте надо понимать, что мозг как отдельный орган вне организма функционировать не может. Поэтому правильнее говорить об организме в целом как физиологической основе психики, а о мозге - как о ведущем факторе в составе организма при осуществлении взаимосвязи индивида со средой.) Вторая часть определения указывает на взаимодействие субъекта и мира, принципиальную познаваемость объективного мира субъектом и на первичность в этом процессе объективной реальности и вторичность субъективного отражения: бытие определяет сознание. При этом важнейшей особенностью психического отражения является его активность - обратное, преобразующее влияние психики на объективную реальность.

1.2. О путях познания психического

Предварим этот параграф словами великого русского математика Н. И. Лобачевского: «Оставьте трудиться напрасно, стараясь извлечь из одного разума всю мудрость, спрашивайте природу, она хранит все истины и на все вопросы ваши будет отвечать вам непременно и удовлетворительно».

Два принципиальных пути достижения истины

По-видимому, у человека есть только два принципиальных пути познания истины: путь поиска и путь веры. В первом случае знания, способствующие истинному постижению предметов и явлений действительности, «добываются» самим субъектом познания через организацию своей исследовательской деятельности и критическое отношение к получаемым в процессе ее осуществления результатам. Во втором случае субъект «получает» знания в готовом виде от тех или иных «обладателей» (источников) соответствующих знаний без их конструктивной критики. В качестве таких источников могут выступать любые авторитетные для субъекта «кладези» знаний. Эту роль могут играть: собственный чувственный опыт, опыт других людей (родителей, учителей, друзей и знакомых); книги и средства массовой информации; научные теории и религиозные догматы и т. д., и т. п.

В самом общедоступном для понимания виде под истиной будем разуметь «то, что есть на самом деле», то, что не зависит от нашего представления об этом, от нашего мнения по этому поводу. В такой трактовке категория «истина» сближается с категорией «объективная реальность». Однако познающий субъект получает сведения о любом познаваемом им объекте, существующем в объективной реальности, с помощью своих психических и физиологических возможностей, глядя на него, слушая его (или о нем), трогая его и т. д. Эта информация, поступающая либо от самого объекта, либо из других источников, связанных с этим объектом, преобразуется у субъекта в знания об этом объекте (таким образом, знания - это усвоенная субъектом информация как концептуально связанные и согласованные между собой сведения). Соответствие знаний субъекта «тому, что есть на самом деле», также может трактоваться как истина (хотя, видимо, точнее говорить в этом случае не об истине, а об истинности). Этот аспект понимания истины отражен в следующем философском определении: «Истина - адекватное отражение действительности субъектом». Диалектическую (т. е. динамически противоречивую) сторону истины подчеркивал Гегель, утверждая, что «истина - это процесс».

В теории познания (гносеологии) по признаку полноты различают две разновидности истины: безусловную, или абсолютную, и условную, или относительную. Абсолютная истина - это предельно полное, исчерпывающее, не зависящее ни от чего и ни от кого, а следовательно и неизменное во времени, знание о действительности. Относительная истина - это неполное знание, которое может в дальнейшем процессе познания дополняться и изменяться вплоть до своего опровержения и замены на другое знание.

Истинность этого знания обусловлена возможностями субъекта познания и обстоятельствами познавательного процесса. По поводу относительности истины на пути поиска Нильс Бор, сформулировавший один из важнейших научных принципов познания - принцип дополнительности (о нем речь впереди), любил говорить следующее: «Противоположность верного утверждения - ложное утверждение. Но противоположностью глубокой истины может оказаться другая глубокая истина».

На пути поиска возможно достижение только относительных истин. Поэтому данный путь познания бесконечен в своем устремлении к абсолютной истине, весьма трудоемок и чреват разочарованиями субъекта. Относительность знаний требует их доказательности, обеспечения их надежности для дальнейшего использования. Путь веры открывает возможности получения абсолютной истины (с точки зрения познающего субъекта). Знания, присваиваемые субъектом на этом пути, в силу его доверия к источнику этих знаний субъективно (для него) непререкаемы, а зачастую и самоочевидны. Эти знания не требуют проверки и доказательств, поскольку, по мнению познающего субъекта, исходят из абсолютно надежного источника, чья компетентность вне сомнений (опять же с позиций этого субъекта). Наш опыт - один из наиболее часто вопрошаемых подобных авторитетных источников.

Классическими образцами реализации указанных путей познания выступают: наука как «искатель» истин относительных и религия как «поставщик» истин абсолютных. Совмещение обоих путей присуще нашей житейской практике и, пожалуй, искусству, как специфической форме субъективного отражения реальности. Здесь следует предостеречь читателя от наивного представления, что наука и религия как два возможных пути познания способны к компромиссу. Нет, это принципиально противоположные пути, даже, правильнее сказать, разноплановые пути, не имеющие точек соприкосновения. Научному поиску характерен «критический рационализм» (термин австро-британского философа и социолога К. Р. Поппера), согласно которому «мы не знаем - мы можем только предполагать», «никто не обладает и не может обладать знанием окончательной Истины, каждый может ошибаться, но совместными усилиями, прислушиваясь к критическим замечаниям и опираясь на накопленный опыт, мы постепенно к истине приближаемся». Тогда, пользуясь аналогом термина Поппера, можно сказать, что путь религиозной уверенности отличается «некритическим иррационализмом». Для иллюстрации сказанного приведем слова одного из основоположников квантовой физики и автора знаменитого общенаучного принципа познания - «соотношения неопределенностей» - Вернера Гейзенберга: «Естествознание имеет дело с объективным материальным миром. Оно ставит перед нами задачу сформулировать правильные высказывания об этой объективной действительности и понять существующие в ней связи. Религия же имеет дело с миром ценностей. Она говорит о том, что должно быть, что мы должны делать, а не о том, что есть. В естествознании речь идет об истинном и неистинном, в религии - о добре и зле, о ценном и не имеющем ценности. Естествознание есть основа технически целесообразного действия, религия есть основа этики. …Ведь верить - значит для него (человека. - Н. В. ) не «считать верным», а «довериться этим ценностям как руководству». «Часто встречающиеся во вступлениях к современным вероучительным сочинениям утверждения, будто в них речь идет не о вере, а о научно обоснованном знании, внутренне противоречиво и основано на самообмане».

Во избежание разночтений в используемой основополагающей терминологии предлагается понятия «реальность» и «действительность» считать синонимами (несмотря на то, что в философии отмечаются оттенки в значении этих категорий), обозначающими мир в целом и все существующее в мире, т. е. бытие всего сущего. При этом категория «реальность» включает в себя как соподчиненные понятия категории «объективная реальность» и «субъективная реальность». Первая обозначает все сущее, не зависящее от сознания человека, существующее в действительности и вне психического отражения и в этом смысле относящееся к материальному миру (упрощенно - к физическому миру). Вторая категория обозначает все существующее в действительности в форме психического отражения и сам «инструмент» этого отражения, т. е. психику. Субъективная реальность не является механической копией реальности объективной, а есть ее определенная переработка, соответствующая потребностям и целям человека. При этом «субъективная реальность не искажает реальность объективную, но изменяет и обогащает ее». И тогда «субъективная реальность» есть содержание идеального мира. При этом субъективная реальность может быть объектом познания человека, и тогда она предстает как реальность, существующая объективно (не путать с объективно-идеалистической концепцией в философии, согласно которой идеальное как противоположность материальному может существовать вне психики как самостоятельная сущность).

О субъективности и об объективности знаний

Независимо от того, каким путем продвигается субъект к истине, он использует, как уже говорилось, свои психические и физиологические возможности. Его знания - это его субъективные представления о той информации, которую ему поставляет либо сам объект познания в процессе их контакта, либо другой источник, повествующий об этом объекте. Образно выражаясь, между субъектом и объектом познания (т. е. действительностью) всегда находится «завеса» в виде психики, в той или иной мере определяющая индивидуальность видения объекта разными субъектами. Для выявления самого «правильного» отражения объекта, т. е. для определения того, кто из нескольких субъектов видит объект наиболее адекватно (наиболее соответствующим истине), надо привлечь «независимого» эксперта. Но любой эксперт видит тот же объект «со своей колокольни». Его отражение объекта не менее субъективно, чем все остальные. Простой пример. Кто прав? Человек с нормальным цветовым зрением, оценивающий верхний «глаз» придорожного светофора как красный, или дальтоник, определяющий его как серый? Оба ответа соответствуют возможностям наблюдателей. В физическом же смысле оба неправы, так как в натуре есть световая волна определенной длины. Категории «красный» и «серый» - категории не физические, а психологические (а значит, обозначающие не собственно природу раздражителя, т. е. действительность, а лишь версию видения этой природы). Отражением подобного «искажения» объективного (действительности) в субъективном (в психическом отражении) и, как следствие, неидентичность наших знаний действительности является известное полушутливое высказывание, распространенное в среде ученых: «В действительности все не так, как на самом деле».

Где же выход? Что же, с помощью нашей психики нам невозможно получить достоверное знание о мире? Успокойся, читатель! Если бы это было так, то ничто живое, наделенное психикой, не могло бы выжить. Жизнь доказывает обратное и демонстрирует полезность психики. Следовательно, психическое отражение обеспечивает субъекту приемлемое знание действительности, на основе которого он благополучно «крутится» в этом мире. Другое дело, насколько полно и адекватно это знание. А это уже зависит от степени развития психики (как в эволюционном отношении, так и в отношении индивидуального развития). Чем выше эта степень, тем выше уровень адекватности, полноты и системности отражения (при этом еще раз надо напомнить, что абсолютные адекватность и полнота недостижимы принципиально). На человеческом уровне развития психики, когда появляется возможность с помощью логического мышления проникать в сущность явлений, не поддающуюся непосредственному чувственному отражению, соответствие субъективного знания объективной действительности позволяет человеку не только «выживать» в этом мире, но и вскрывать многие закономерности Природы и даже пытаться «господствовать» над нею (что, к сожалению, при необузданных амбициях Человека чревато пагубными последствиями для него). Таким образом, необходимо признать, что субъективность и относительность (как неполнота и потенциальная изменчивость вплоть до опровержения) знаний человека (да и животных тоже) не могут отрицать их объективной отнесенности, т. е. того факта, что наши знания относятся к объективной реальности, что они в субъективной форме (на психологическом языке) отражают свойства (а нередко и сущность) различных предметов и явлений действительности, предстающих перед субъектом в объективной форме (на физическом языке. Здесь эпитет «физический» следует понимать в предельно широком смысле - как «природный» (от греч. physis - природа). В истории науки со времен Античности известна философская концепция, отрицающая объективное содержание наших знаний (по философской терминологии - объективную истину ) именно потому, что они (знания) в нашем опыте представлены в субъективной форме. Это концепция релятивизма. При этом иногда различают «индивидуальный релятивизм» и «специфический (или видовой) релятивизм». Первый проистекает из индивидуальности сознания, сознания как феномена, присущего отдельному человеку - индивиду. В соответствии с этой концепцией у каждого человека может быть своя особая истина по любому поводу, что отражено в расхожей формуле «У каждого своя правда». Именно эта идеология выражена в знаменитом изречении древнегреческого философа-софиста Протагора (480- ок. 410 гг. до н. э.): «Человек есть мера всех вещей». Специфический же релятивизм проистекает из принадлежности каждого индивида к определенным сообществам и тем самым из наличия общих для этих групп способов отражения реальности, что в последнее время стало обозначаться терминами «ментальность», «менталитет». Однако надо заметить, что весьма убедительная критика релятивизма имеет не менее почтенный возраст, чем сама эта концепция. Достаточно указать на работы Аристотеля [38, 39] и немецкого философа Э. Гуссерля.

Надо заметить, что невозможность объективной проверки показаний сознания провоцирует мнение о принципиальной непознаваемости мира на пути поиска, поскольку мы вынуждены полностью довериться субъективным данным, тем самым «скатываясь» на путь веры. Однако если мы не будем замыкаться на субъективном компоненте психического, на переживании, то будем вынуждены признать, что возникающие у нас психические явления в большинстве своем не являются самоцелью нашей психической жизни, не на них изначально направлено наше сознание. Первично осознаются предметы или явления действительности, вызвавшие эти психические реакции. А ощущения, восприятия, представления, чувства - это то, посредством чего осознается воздействующий на нас и интересующий нас объект.

Кроме того, для сознания, с помощью которого человек осуществляет и интроспекцию, характерно смысловое содержание, т. е. наличие определенного значения (семантики) осознаваемых психических явлений - состояний, образов, чувств. Это семантическое содержание сознания сформировалось у человека в процессе становления языка и речи, в общественно-историческом развитии. Связь сознания с объективным миром, следовательно, опосредована и общественной сущностью семантики психических явлений. Таким образом, наша внутренняя жизнь проявляется через наше отношение к внешнему. Это не абстрактная («чистая») непосредственность, а единство непосредственного и опосредованного.

К сказанному надо добавить, что и реализация пути веры, как правило, сопряжена с интерпретацией и поиском смысла «даруемых» знаний. Информация, поставляемая субъекту на этом пути, зачастую не поддается его осмыслению (вспомним знаменитое «Верую, потому что непонятно!»). И тогда «на помощь» приходят различные посредники, объясняющие (естественно, на свой манер) соответствующие знания. Так, бесчисленным толкованиям подвергались в истории сведения, заключенные в таких незыблемых «первоисточниках», как Библия, Коран, Талмуд. Даже современные своды законов и кодексы, официально оформляющие по сути абсолютное юридическое знание, в подавляющем большинстве случаев сопровождаются разнообразными, опять же официально оформленными, «толкованиями» в виде соответствующих комментариев к ним.

Специфика психологического знания

Все сказанное выше по поводу познания истины и стремления к ней в полной мере относится к познанию не только внешнего (по отношению к человеку) объективного мира, но и его внутреннего мира. В этой связи следует еще раз обратить внимание на то, что для человека как познающего субъекта (и для его психики как инструмента познания) даже сам его внутренний мир в акте познания выступает как внешний объект. Однако, что касается психологического знания, т. е. знания о внутреннем мире человека (и животных), то здесь специфика заключается в том, что исходная информация об этом объекте познания в отличие от других объектов значительно опосредована, т. е. сведения о «движениях души» (на научном языке - о психических явлениях) непосредственно нашему психическому отражению не представляются. Наш внутренний мир, наша психика недоступны прямому непосредственному наблюдению, скрыты от нас. Как говорят в науке, это явления латентные (скрытые, невидимые).

О происходящем в чужом внутреннем мире люди (впрочем, как и животные) всего лишь догадываются по наблюдаемым причинам и следствиям этих «движений души». Наблюдаемые причины психических явлений - это воздействующие на носителя внутреннего мира раздражители (ситуации воздействия). Наблюдаемые следствия психических явлений - это реакции этого носителя психики на воздействия (его поведение). Суждения о соответствующих этим причинам и следствиям психических явлениях мы выносим на основании интерпретации (толкования) наблюдаемых ситуаций и поведения в них носителей психики. Отсюда к искажениям в отражении действительности (ситуаций и поведения), проистекающим из-за субъективности психического отражения, добавляются возможные ошибки в интерпретации, толковании субъектом воспринятого им в акте наблюдения за объектом (носителем психики). Грубые ошибки в этой интерпретации чреваты для субъекта познания (наблюдателя) негативными последствиями. Так, неправильно «расшифровав» причины поведения того или иного человека или животного, мы можем ошибиться в определении его намерений по отношению к нам, а следовательно, рискуем быть обманутыми или того хуже - погубленными (и в смысле физическом - как живой организм, и в смысле социальном - как личность с определенным положением в обществе).

О происходящем в своем внутреннем мире люди узнают путем рефлексии, т. е. самонаблюдения, самоанализа, включающего как наблюдение за своим внешним видом и поведением, так и за содержанием и протеканием своих внутренних переживаний (в виде ощущений, эмоций, мыслей, воспоминаний, волевых усилий, мотивов к тем или иным действиям и т. д.). Способность обратиться мысленным взором к своему внутреннему миру (и соответствующий исследовательский метод) носит в науке наименование интроспекция. Однако наше мнение о том, что происходит в собственном внутреннем мире, и сами эти процессы - не одно и то же. Недаром часто люди не могут «разобраться в собственных чувствах», не отдают себе отчета в своих поступках, не видят причин своего настроения. Так что и в этом варианте познания внутреннего мира наши знания о нем опосредованы собственной психикой, интерпретирующей свои же проявления.

Научное исследование - основная форма реализации процесса научного познания

Процесс научного познания с использованием соответствующих методов и методик реализуется через проведение научных исследований. Научное исследование является специфическим видом человеческой деятельности, обеспечивающим получение предельно достоверных знаний о природе и обществе, используемых человечеством в целом и отдельными людьми в своей практической жизни (и не только в утилитарных целях, но и для удовлетворения своих познавательных и эстетических потребностей).

В самом первом приближении любое научное исследование, в том числе и психологическое, проходит три этапа : 1) подготовительный; 2) основной; 3) заключительный. На первом этапе производится ориентация в совокупности знаний в данной области, формулируются цели и задачи исследования и выбирается адекватный им методический инструментарий, составляется программа действий, решаются организационные, материальные и финансовые вопросы. На основном этапе производится собственно исследовательский процесс: ученый с помощью выбранных специальных методов вступает в контакт (непосредственный или опосредованный) с изучаемым объектом и производит сбор данных о нем. Именно этот этап обычно в наибольшей степени отражает специфику исследования: изучаемую реальность в виде исследуемых объекта и предмета, область знаний, вид исследования, методическое оснащение. На заключительном этапе производится обработка полученных данных и превращение их в искомый результат. Результаты соотносятся с выдвинутыми целями, объясняются и включаются в имеющуюся в данной области систему знаний. Приведенные этапы можно разукрупнить, и тогда получим более подробную схему, аналоги которой в том или ином виде приводятся в научной и учебной литературе.

I. Подготовительный этап: 1) постановка проблемы; 2) выдвижение гипотезы; 3) планирование исследования.

II. Основной этап: сбор данных.

III. Заключительный этап: 1) обработка данных; 2) интерпретация результатов; 3) выводы и включение результатов в систему знаний.

Надо сказать, что приведенная последовательность этапов не должна рассматриваться как жесткая и обязательно принимаемая к неуклонному исполнению схема. Это, скорее, общий принцип алгоритмизации исследовательских действий. В некоторых условиях порядок следования этапов может изменяться, исследователь может возвращаться к пройденным этапам, не завершив или даже не приступив к исполнению последующих, отдельные этапы могут выполняться частично, а некоторые даже выпадать.

Научные психологические исследования чаще всего классифицируются по их основной цели : 1) эмпирические; 2) теоретические; 3) прикладные. Цель эмпирических исследований - получение психологических фактов, теоретических - обобщение этих фактов, прикладных - использование полученных фактов и обобщений в конкретных условиях человеческой деятельности. Однако более строгий подход к дифференциации исследований заставляет их сгруппировать в две классификации. Первая опирается на процедурный критерий «наличие или отсутствие эмпирического этапа», т. е. этапа сбора данных об объекте исследования, на котором исследователь контактирует с этим объектом. Тогда имеем диаду: 1) эмпирические и 2) теоретические исследования.

Согласно второму принципу учитывается соотношение научной и практической значимости исследования. Тогда имеем диаду: 1) фундаментальные и 2) прикладные исследования.

Знания, получаемые в научных исследованиях с помощью научных методов (до стадии их интерпретации обычно именуемые данными), могут классифицироваться по-разному: в зависимости от выбранного основания (критерия). Наиболее распространены следующие классификации.

I. По научному обоснованию: 1) научные; 2) ненаучные.

II. По вкладу в проверку гипотезы и решение проблемы: 1) решающие; 2) значительные; 3) незначительные.

III. По области и характеру источников информации: 1) социологические; 2) психологические; 3) педагогические; 4) физиологические и т. д.

IV. По методам исследования: 1) данные наблюдения; 2) данные опроса; 3) экспериментальные данные и т. д.

V. По информативности: 1) неметрические; 2) метрические.

Научные знания - это сведения, полученные в результате научных изысканий и характеризующиеся высокой степенью достоверности (доказанности и надежности), возможностью про верки, теоретической обоснованностью, включенностью в широкую систему научных знаний. Характерной особенностью научных данных, как и вообще научных знаний, является их относительная истинность, т. е. потенциальная возможность их опровержения в результате научной критики.

Ненаучные знания - сведения, полученные ненаучными путями. Например, из житейского опыта, из религиозных источников, из традиций, от авторитетов и т. д. Эти данные не доказываются, зачастую считаются самоочевидными. Не имеют теоретических обоснований. Многие из них претендуют на абсолютную истинность.

Решающие знания - это сведения, позволяющие однозначно принять или отвергнуть выдвинутую гипотезу.

Значительные знания - это знания, вносящие весомый вклад в решение проблемы, но недостаточные для ее решения без привлечения других сведений.

Незначительные знания - это данные малой информативности по решаемому вопросу.

Социологические, психологические и т. д. знания - это данные соответствующих наук.

Данные наблюдения, опроса и т. д. - это сведения, полученные с помощью того или иного эмпирического метода.

Неметрические данные - это те, которые не имеют метрики, т. е. единиц измерения.

Метрические - количественные данные, имеющие единицы измерения.

1.3. Мозг и психика

Исходя из провозглашенных концептуальных позиций, мы должны согласиться и с приведенным ранее определением психики. А коль скоро психика признается свойством мозга, то логично рассмотреть вкратце строение и принципы его работы.

У примитивных организмов одни и те же клетки осуществляют различные функции: поиск и усвоение пищи, избегание опасности, размножение и проч. По мере усложнения организмов происходило формирование специфических клеток и тканей: мышечных, соединительных, нервных и пр. Нервная ткань стала ведущей в реализации (у животных) главного свойства живой материи - раздражимости, т. е. способности органических тел активизироваться (возбуждаться) от соприкосновения с раздражителями (внешними воздействиями из среды обитания) и отвечать на них определенными реакциями (ответными действиями).

Нервная ткань организована в нервную систему (НС), основным элементом которой является нервная клетка, или нейрон. Главная функция нейрона - проводить возбуждение. Нейрон состоит из тела, ветвящихся коротких волокон-отростков - дендритов, воспринимающих возбуждение, и аксона - относительно длинного волокна-отростка, передающего возбуждение другим нейронам. Место контакта аксона с другим нейроном называется синапсом. Здесь осуществляется функциональная связь между нервными клетками.

Дальнейшая эволюция живого на Земле привела к дифференциации (разделению) функций отдельных нервных клеток. Общая организация нервной системы у всех позвоночных одинакова. Одни нейроны воспринимают сигналы из среды и преобразуют энергию этих сигналов в процесс физиологического возбуждения в форме электрического тока и биохимических изменений. Это рецепторы. Анатомическое расположение большинства из них на границе между организмом и средой (в глазу, в ухе, на поверхности кожи) дало повод относить их к периферии нервной системы. Таким образом, можно сказать, что рецепторы, шифруя физические (в широком смысле слова, т. е. как механические, химические, электромагнитные (например, световые, температурные и проч.) параметры сигналов из внешней среды в электрохимический код, «переводят» показатели внешних воздействий с языка физического, на котором «говорит» внешняя среда обитания животного, на язык физиологический, на котором «говорит» его организм.

Другая группа нейронов - эффекторы - регулирует работу мышц и желез, т. е. отдает им «приказы» на том же физиологическом языке действовать тем или иным образом. По аналогии с рецепторными зонами эффекторы также относят к периферической части НС.

Постоянная четкая координации работы всех частей организма и выработка адекватных реакций на поступающие из среды сигналы осуществляется центральной нервной системой (ЦНС). В ней производится анализ (детальное изучение) и синтез (обобщение) поступающей от рецепторов на физиологическом языке информации. Эта информация здесь «переводится» (перекодируется) на психологический язык образов, на котором «говорит» психика. На уровне психики формулируются соответствующие приказы организму на ответные действия как реакции на сигналы из среды. Эти приказы в ЦНС декодируются с психологического языка обратно на физиологический и адресуются эффекторам.

Проведение информации от рецепторных зон периферии к ЦНС и от нее к эффекторной периферии осуществляется с помощью нейронов, объединенных в специфические пучки - нервы. Первая группа нервов, осуществляющая центростремительную, или восходящую, транспортировку информации от периферии к центру, носит наименование афферентных путей. Другая часть нервов, проводящая возбуждение от центра к периферии, именуется центробежными, нисходящими или эфферентными путями.

Центральная нервная система состоит из двух главных отделов - спинного и головного мозга. Первый регулирует в основном врожденные функции рефлекторной деятельности - безусловные рефлексы. Второй регулирует преимущественно приобретаемые индивидом в течение его жизни формы поведения, базирующиеся на условно-рефлекторной деятельности.

Головной мозг состоит из нескольких отделов: двух больших полушарий, мозжечка, таламуса, гипоталамуса и других образований. Мозжечок играет существенную роль в координации мышечных движений. Таламус соединяет все нервные пути из спинного мозга в большие полушария. Гипоталамус контролирует водный обмен, потребность в пище и некоторые другие функции организма.

В психологическом плане интерес представляет эффект некоторой специализации полушарий головного мозга в психической деятельности человека, которая в науке обозначается термином функциональная асимметрия мозга. Самым известным проявлением этой асимметрии выступает доминирование у людей одной из рук (чаще правой - праворукость, реже левой - леворукость). Широко известен и факт перекрестного управления мозгом правой и левой половин тела, регуляция речевой функции левым полушарием и т. д. Специализация полушарий проявляется и в психическом отражении пространства и времени, и в ряде других психических функций. Несомненно, что указанная асимметрия биологически целесообразна и имеет адаптивный (приспособительный) характер. Однако в науке пока однозначного и общепринятого объяснения необходимости этого эволюционного приобретения человека не выработано. Одно из наиболее приемлемых объяснений сводится к возможностям дублирования функций одного полушария другим либо как контроля, повышающего качество и надежность психической деятельности, либо как компенсации при повреждении одного из полушарий. Любопытную аргументацию праворукости большинства людей можно найти в работе Дж. и Л. Палмер «Эволюционная психология».

Большие полушария покрыты многослойной массой нейронов, носящей название коры. Кора - самый «молодой» (в эволюционном отношении) отдел головного мозга. Огромное количество корковых клеток у человека (около 10 миллиардов) помещается в относительно небольшом объеме черепной коробки благодаря своеобразной измятости поверхности коры. (Кстати сказать, реализация в человеке ставки природы в эволюции на интеллект и прямохождение, освободившее руку и увеличивающее обзор, приводит к следующему весьма неприятному противоречию. Крупный мозг разумного существа требует большого и прочного вместилища - черепа, что влечет требование широкого таза у женщины для свободного прохождения головы новорожденного. В то же время эффективность прямохождения (т. е. скорость ходьбы и бега) напрямую определяется узостью тазовых костей. Подробнее об этом и других негативных следствиях из интеллектуального превосходства человека см. в работах.)

Все органы, все чувствующие части организма имеют в головном мозге свое представительство. В коре сосредоточена основная масса этих представительств, а также «центры управления» высшими функциями человека. Так, там расположены центры движения, зрения, слуха, речи, волевой регуляции и т. д. Особая роль в этом плане принадлежит лобным долям, составляющим 30% коры.

Еще в XIX в. «отец психофизики» Г. Т. Фехнер четко обрисовал единство работы мозга и психики (а по сути нерасторжимого единства материального - тела и идеального - психики), представив нервно психический процесс как целостное трехзвенное явление: первый этап - физический (раздражение), второй - физиологический (возбуждение) и третий - собственно психологический (переживание и логическое суждение). Схематично этот процесс с небольшой коррекцией можно представить следующим образом (рис. 1.1):

Описание: 2_0442_UR_3

Рис. 1.1. Схема нервно-психического процесса (по Фехнеру)

Раздражение - сигнал из внешнего мира в виде воздействий с определенными физическими параметрами (вид и количество энергии, топологические, химические, гравитационные и другие характеристики воздействия). На входе (в рецепторах) этот сигнал преобразуется в нервный процесс, представляющий собой электрохимический импульс соответствующей силы и структуры, т. е. физиологическое возбуждение передается как набор электрических и химических параметров, шифрующий совокупность физических параметров воздействующего раздражителя. Этот импульс в ЦНС (преимущественно в коре головного мозга) перекодируется в психические образования (в форме образов, понятий, отношений и проч.). Так человек и животные получают сведения об окружающей действительности на понятном для них психологическом «языке» (т. е. осуществляют процесс познания этой действительности). На основании полученных знаний о среде индивид выстраивает свое поведение как совокупность ответных действий на множество поступающих из среды раздражителей. Указанное выстраивание собственного поведения есть процесс регуляции, который осуществляется по обратному (относительно процесса познания) принципу: психические образования как сигналы к тому или иному действию преобразуются в соответствующие электрохимические комплексы, передаваемые из «центра» по нервным путям к «периферии» - эффекторам, дешифрующим нервный импульс в приказ исполнительным органам к соответствующим действиям (в форме мышечных движений).

1.4. Основные виды психических явлений

Уяснив природу психического, можно перейти к вопросу о формах его существования и проявления, обычно именуемых «видами психических явлений».

Откровенно говоря, единства мнений по этому вопросу в науке не достигнуто. Но исходя из требований необходимости и достаточности психические явления по форме своего существования и проявления можно разбить на три большие группы: психические процессы, состояния и свойства. Можно сказать, что эти три вида психических явлений «канонизированы» в науке. О них ведется речь в любом учебнике под названием «Общая психология» и в подавляющем большинстве учебников под названием «Психология». Однако есть ряд психических явлений, которые не «втискиваются» в рамки этих трех групп. Например, такие явления и обозначающие их понятия, как «образ», «мотив», «цель», «мысль», «потребность» и т. п. Такого рода явления, видимо, следует относить к специально выделенному классу - психические конструкты. И в литературе (в том числе в учебной) такая идея редко, но встречаются. Представляется, что подобное выделение четвертого класса форм психического весьма целесообразно.

Некоторыми исследователями выделяется как самостоятельная форма еще один вид психических явлений, а именно отношения. Эта категория в психологии рассматривается не в философском смысле (как момент взаимосвязи всех явлений), а в психологическом (как субъективные отношения человека к чему или кому-либо). Наиболее глубоко этой проблемой занимался В. Н. Мясищев, разработавший в конечном итоге принятую отечественной наукой теорию отношений. Подробнее субъективные отношения будут разобраны дальше. Здесь же заметим, что логичнее субъективные отношения рассматривать как разновидность психических конструктов.

Кратко охарактеризуем перечисленные виды психических явлений.

Психические процессы - это форма существования психического, заключающаяся в последовательности изменений психической деятельности при каком-либо виде взаимодействия человека (или животного) с внешним миром.

Психические процессы характеризуются кратковременностью (от долей секунды до десятков секунд) и этапностью протекания. Это наиболее динамичная форма психических явлений. Они характеризуются однородностью психологической структуры, так как отражают какой-либо один конкретный вид взаимодействия субъекта с миром. Это наиболее простой по составу вид психологических явлений, наиболее рельефный и осознаваемый, особенно с точки зрения причинно-следственных связей. К этому классу обычно относят: познавательные (когнитивные) процессы («поставляющие» нам и накапливающие знания об окружающей действительности и о себе в виде образов и понятий) - ощущения, восприятия, память, мышление, речь; аффективные процессы (формирующие наши отношения к действительности и к себе - эмоции и чувства); волевые процессы («заставляющие» нас делать то, чего не хочется, и не делать того, что хочется - борьба мотивов, принятие и исполнение решений и др.); творческие процессы (позволяющие нам находить нетривиальные, оригинальные решения, созидать нечто новое - воображение, фантазирование); аттенционные процессы (т. е. внимание, обеспечивающее высокое качество протекания и результативность любых других процессов); мотивационные процессы (побуждающие нас к различным действиям, а нередко и к бездействию). Приведенное предварительное размежевание психических процессов опирается в первую очередь на критерий «исполняемая функция». Несмотря на довольно активную в последнее время критику подобного разделения, оно дает, на наш взгляд, достаточно адекватное представление о структуре психики как целостной системы, способствующей эффективному взаимодействию людей и животных с окружающей средой.

Интегратором всех психических процессов большинством ученых признается сознание, которое, в свою очередь, может рассматриваться как процесс, хотя этой формой существования сознание обычно не ограничивают (о чем будет сказано позже ).

Все психические процессы (впрочем, как и любые другие процессы бытия, будь то физические, химические, космические, социальные или иные процессы) завершаются формированием определенных результатов. Результатом когнитивных и творческих процессов являются специфические субъективные картины отражаемых объектов и явлений - психические образы и логические понятия. Эмоциональные процессы завершаются оценкой чего-либо в виде соответствующих отношений к этому. Волевые процессы завершаются действием. Мотивационные процессы «включают» в работу все остальные. Пожалуй, только процессы внимания не имеют своего непосредственного «продукта», но и они способствуют формированию результатов других психических процессов. Психические состояния - это форма существования психического, указывающая на уровень психической деятельности в некоторый период времени, характеризующий своеобразие протекания психических процессов. Предложенное определение в самом общем виде синтезирует взгляды крупнейших отечественных исследователей в этой области психологии, давших «путевку в жизнь» категории «психическое состояние»: Н. Д. Левитова и В. Н. Мясищева. Психические состояния - более сложное, чем процессы, явление, зависящее от разнородных причин. Это интегральное отражение воздействия на субъекта как внешних, так и внутренних причин, часто без отчетливого их осознания. Психические состояния - более длительное, чем процессы, явление. Они могут продолжаться часами, сутками и даже месяцами. Но при изменении условий или вследствие адаптации могут изменяться довольно быстро.

К психическим состояниям относятся: проявления ощущений и восприятий (например, состояния сенсорного голода или сенсорной перегрузки, наслаждения вкусом, состояние созерцательности и др.); проявления памяти (предание воспоминаниям, состояние напряженного припоминания); проявления чувств (настроения, состояния грусти, радости, скорби); проявления воли (состояния уверенности, решительности, скуки, храбрости); проявления внимания (рассеянность, сосредоточенность); проявления мышления (сомнение, удивление, озадаченность, заинтересованность); проявления воображения (предание грезам, творческий подъем, вдохновение); проявления сознания и самосознания (бодрствование - сон; активное - пассивное состояние, переживание одиночества и отчуждения или сопричастности) и прочие, и прочие.

Психические свойства - это форма существования психического, отражающая устойчивые качества индивида, обеспечивающие определенные и типичные для него динамику и уровень психической деятельности и поведения.

Обычно говорят о свойствах личности, т. е. сложных по составу и детерминации (обусловленности) психических образованиях. Но широкое понимание психических свойств включает и свойства более низкого порядка, присущие человеку и животным. Например, сенсорная чувствительность есть базовое психическое свойство всех животных, включая человека.

Психические свойства - самые долговременные, самые устойчивые из психических явлений. Они сопровождают человека годами, десятилетиями, а то и всю жизнь. Например, черты характера. Но в принципе каждое психическое свойство может со временем изменяться. Личностные свойства человека вообще формируются в процессе становления его как личности, именуемого процессом социализации, через воспитание, обучение, перевоспитание. К психическим свойствам человека относятся сенсорно-перцептивные особенности (например, музыкальность, дальтонизм, острота обоняния); особенности эмоциональной сферы (например, сентиментальность, вспыльчивость); волевые качества (например, упорство, настойчивость); особенности мышления (например, остроумие, легкомыслие); особенности творческой сферы (например, находчивость, мечтательность) и др. Наиболее общими свойствами личности, иногда именуемыми ее макрохарактеристиками, выступают темперамент, направленность, характер и способности.

Психические конструкты - это форма существования психического, в которой предстают результаты протекания психических и психофизиологических процессов индивида. Так, к первой группе конструктов следует относить: образы ощущений, восприятий, памяти и воображения; понятия и суждения, порождаемые с помощью мышления и речи; осознаваемые и неосознаваемые мотивы и цели как побудители к действиям и деятельности. Ко второй группе в первую очередь, видимо, нужно относить органические, витальные (жизненно необходимые) потребности: потребность в пище, в безопасности, в размножении и т. п. Не столь однозначно отнесение к данной подгруппе социальных потребностей (например, потребность в общении, потребность в общественном признании и т. п.) и социализированных витальных потребностей (например, потребность в комфортном жилище, изящной одежде, изысканной пище и т. п.). Однако представляется, что исходной базой социальных потребностей человека является система социобиологических потребностей, присущих многим видам так называемых общественных животных. В основе же этих систем социобиологических потребностей животных лежит общебиологическая потребность в совместных действиях особей одного биологического вида для повышения эффективности взаимодействия со средой обитания каждого отдельного индивида и вида в целом.

Разделение психических явлений на четыре перечисленные категории не должно восприниматься как нечто абсолютное, нечто жесткое. Это деление весьма условно, так как в реальности все формы психических явлений переплетены, взаимосвязаны и взаимообусловлены, могут переходить друг в друга и одно без других не существует: мы всегда обладаем набором психических свойств и конструктов и находимся в том или ином психическом состоянии, на фоне которого одновременно протекает несколько психических процессов. Все вместе это составляет нерасторжимый комплекс, характеризующий психику как сложноструктурированное целое, имеющее аспекты устойчивости (статики) и изменчивости (динамики), как целое, имеющее и исполняющее определенные функции. Этот комплекс должен рассматриваться как единство и как система. В этой системе понятие «психические процессы» свидетельствует о развитии во времени, динамике психического факта и психической деятельности. Понятие «психические состояния» характеризует статический момент, относительное постоянство психического факта и психической деятельности. Понятие «психические свойства» выражает их (психического факта и психической деятельности) устойчивость, закрепленность и повторяемость в психической жизни.

Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - 1 Экологическая политика.

В реальности (как субъективно, так и объективно) отделить одну форму от другой весьма непросто, если вообще возможно. Это деление, скорее, способ научного познания психического путем анализа, т. е. некоего искусственного разделения единого целого на части с целью облегчения его изучения. И в этом смысле все четыре перечисленных вида явлений могут рассматриваться просто как разные аспекты одного психического факта. Так, например, храброе поведение человека есть результат действия психических процессов (эмоций, мышления и воображения по оценке степени опасности актуальной и последующей ситуации, воли по преодолению страха перед опасностью во имя благородной цели, психомоторики по двигательному исполнению принятого с помощью мышления и воли решения), одновременно это психическое состояние воодушевления, продиктованное преодолением страха и близостью цели, в то же время такое поведение есть проявление определенных психических свойств (рассудительности, решительности, смелости). Еще явственнее единство форм психического иллюстрируется аффектом - бурным кратковременным эмоциональным переживанием: с полным правом аффект может называться психическим процессом, так как в нем ярко выражена динамика переживания, четко представлена последовательность сменяющих друг друга стадий. Но в то же время его можно считать и психическим состоянием, поскольку он характеризует определенный уровень психической деятельности (в данном случае - повышенной активности и ярко окрашенный эмоционально) в некоторый промежуток времени. Поскольку в аффекте обнаруживаются такие черты характера, как вспыльчивость, несдержанность, склонность к гневу, то его можно рассматривать как проявление психических свойств человека. Аффект как «доминанта» (господствующая в данный момент форма поведения) и как «аффективный комплекс» (опыт в форме образа негативной ситуации) представляет собой психический конструкт.

Все сказанное о психических явлениях можно отнести не только к одному человеку, но и к группе людей, к обществу в целом. Это уже общественный аспект психических явлений. Человек - существо социальное, а его психика, сознание - продукты не только биологической эволюции, но и общественно-исторического развития (на чем многие психологи, философы, социологи делают особый акцент). И, как представитель некоторых социальных групп и человеческого общества в целом, каждый человек является носителем не только своего индивидуального сознания, но и сознания группового и общественного. В этих видах психических явлений закрепляются определенные нормы отношения к действительности всего общества или его отдельных частей. Всем известны такие понятия, как общественное мнение, общечеловеческие ценности, национальное самосознание, корпоративные интересы, этические нормы и т. д. Как явление наиболее простое и жестко обусловленное причинно-следственными связями с отражаемыми объектами внешнего мира, психические процессы труднее всего представить в общественном аспекте. Тем не менее этот феномен существует и проявляется как отражение общественных норм и установок. Так, восприятие и понимание красоты - это акты индивидуального сознания, но обусловленные социальным каноном на красоту. Восприятие казни в Средние века носило развлекательный характер и обычно сопровождалось положительными эмоциями и чувствами большинства зрителей. То же самое в современном обществе у большинства людей вызывает содрогание и негативные эмоции. Естественно, имеется в виду средний нормальный человек без психических патологий. Можно представить общественный аспект психических процессов как усредненные и наиболее часто встречающиеся показатели этих явлений для данной совокупности людей. Например, мысль отдельного человека выражается в таком-то высказывании, мнении. Группа людей выдвигает несколько вариантов высказываний на эту тему, а в качестве коллективной мысли или мнения принимается либо нечто среднее (компромисс), либо принадлежащее большинству (путем голосования). Общественная же мысль выступает как многократно высказанная совокупность суждений, закрепленных традицией или письменно. Еще одно проявление общественного в психических процессах - это массовые образцы поведения, основанные на закономерностях подражания и внушения. Например, мода, распространение слухов. Наконец, сюда можно отнести, видимо, чувство принадлежности к какой-либо группе (эффект «мы» и «они», известный комплекс «наших»).

Общественный аспект психических состояний представить легче. Например, паника как состояние массового страха, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего совместное противодействие источнику угрозы.

Психические свойства в общественном аспекте можно проиллюстрировать примерами: групповой эгоизм; национальные черты характера (закрепленные, например, в таких стереотипах, как «широкая натура» и бесшабашность русских, чопорность англичан, педантичность немцев, легкомыслие французов); перечень качеств, необходимых для исполнения той или иной профессии (закрепленных в так называемых психограммах); свод требований к личности приснопамятного «строителя коммунизма» (оформленный в не менее приснопамятном Кодексе) и т. д.

Надо сказать, что общественный характер психических явлений проявляется в основном в межличностном и групповом общении, что является областью интересов социальной психологии. В рамках общей психологии психические явления рассматриваются преимущественно в индивидуальном плане.

Свежие статьи
Популярно сейчас