Воздействие цветосочетаний на человека
ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТОСОЧЕТАНИЙ НА ЧЕЛОВЕКА
Сочетания дополнительных цветов
Цветовое сочетание | Характер воздействия, восприятия, ощущения |
Желтый – фиолетово-синий | Располагает к серьезным размышлениям, сосредоточенности. |
Оранжевый – зеленовато-синий (голубой) | Создает жизнерадостную атмосферу. |
Рекомендуемые материалыFREE Культура Российской империи (XVIII в. – нач. XX В.) FREE Униженные и оскорбленные в изгнании (Россия, начало века) FREE Вавилон: искусство и архитектура, наука, религия Музыкально-теоретический анализ (духовный концерт «Помышляю день страшный») FREE Мистецтво, як об’єкт наукового дослідження. Види мистецтва FREE Древнее искусство народов юга Приамурья (петроглифы и скульптура) Пурпурный – зеленый | Создает атмосферу покоя, праздничности. |
Красный – сине-зеленый | Стимулирует деятельность |
Желтовато-зеленый – фиолетовый | Оказывает активизирующее воздействие |
При сочетании цветов в равных количествах воздействие их взаимно уничтожается. Цвета спорят друг с другом, вызывают чувство беспокойства. Определенная эмоция может быть вызвана только преобладающим (доминирующим) цветом. Дополнительный цвет должен быть лишь сопутствующим, аккомпанирующим.
Сочетания недополнительных цветов
Цветовое сочетание | Характер воздействия, восприятия, ощущения |
Желтый – оранжево-красный | Активность, теплота, жизнерадостность |
Желтый – красный | Радость, лучезарность |
Желтый – пурпурно-красный | Парадность |
Желтый – пурпурный | Подвижность, некоторый диссонанс |
Золотой – пурпурный | Мощь, достоинство, праздничность |
Золотой – красный | Пышность, роскошь, теплота |
Желтый – желто-зеленый | жизнерадостность |
Желтый – зеленый | Веселье, радость |
Желтый – сине-зеленый | Спокойствие |
Желтый – черный | Разрыв, внимание, опасность |
Желтый – белый | Вялое, слабое, прояснение, просветление |
Желто-оранжевый – зеленый | Спокойствие, обволакивающая теплота |
Оранжевый – красный | Резкий крик, диссонанс |
Оранжевый – фиолетовый | Опьянение, оглушение |
Оранжевый – ультрамарин | Претенциозность, резкость |
Оранжевый – черный | Насилие |
Оранжево-красный – зеленый | Импульсивность |
Красный – пурпурный | Диссонанс, праздничность |
Красный – фиолетовый | Беспокойность |
Красный – синий | Динамичное, жизнеутверждающее сочетание |
Красный – ультрамарин | Резкая сила |
Красный – желто-зеленый | Активность |
Красный – черный | Подавление жизни, опасность, угнетение |
Красный – белый | Жесткое, ослабление яркости красного |
Красный – серый | Теплое, приятное; при преобладании серого цвета – строгое |
Синий – оранжевый | Возбуждение |
Синий – фиолетовый | Угнетение, мрачность |
Синий – зеленый | Неподвижность, холодность |
Синий – черный | Ночь, подчеркнутость, удаленность |
Синий – белый | Чистота, холодность |
Синий – серый | Холодность, нейтральность |
Зеленый – фиолетовый | Ирреальность |
Зеленый – черный | Тяжелое воздействие |
Зеленый – белый | Чистота, ясность, прохладность |
Зеленый – серый | Пассивность, родственность |
Сочетание пастельных цветов | |
Синий – розовый | Робость, разобщение |
Пастельно-зеленый – красный | Неуверенность, мерцание |
Пастельно-зеленый – синий | Пассивность, неясность |
Пастельно-зеленый – розовый | Слабость, нежность, радушие |
Пастельно-зеленый – лиловый | Диссонанс, сумерки |
Желто-зеленый – красновато-серый | Легкий диссонанс, связанность |
Бежевый – красный | Легкий диссонанс |
Бежевый – зеленый | Ассоциация с природой, успокаивающая теплота |
Коричневый – зеленый (оливковый) | Заземленность |
Темно-коричневый – синий | Бескомпромиссность |
Темно-коричневый – охра | Оцепенение, жесткость, заземленность |
Трех- и четырехцветные сочетания
В такого рода сочетаниях всегда должен преобладать какой-либо один цвет, иначе вместо цветового единства создается впечатление пестроты. Два или три вспомогательных цвета оказывают вместе такое же действие, как вспомогательный дополнительный или недополнительный цвет, входящий в двухцветное сочетание.
Например, если преобладает желтый, то вспомогательные фиолетовый и сине-зеленый действуют вместе как дополнительный синий цвет, а вспомогательный красный и синий действуют вместе как недополнительный фиолетовый цвет. Таким образом, трех или четырех цветное сочетание можно свести к двум главным цветовым составляющим, из которых, одна становится определяющей (доминирующий цвет), а вторая — вспомогательной, сопровождающей (аккомпанирующий цвет).
Если же в сочетание входят дополнительные друг к другу цвета с одинаковыми характеристиками и в нашем восприятии не происходят отнесение отдельных вариантов к ведущему или вспомогательному цвету, то создается впечатление пестроты.
Каждый цвет поддается разложению. Если мы разложим желтый цвет на желтовато-зеленый и оранжевый, то изменится не психофизиологическое, а эстетическое воздействие данного цветового сочетания. Желтый цвет также можно разложить на более светлые и темные тона, на более насыщенные и менее насыщенные, и это многообразие цветов дает нам возможность получить равное по силе эмоциональное воздействие от кажущихся неодинаковыми цветов и избежать однообразия и унификации при цветовом решении.
Люди также интересуются этой лекцией: 5 Русская культура XV-XVI вв.
Нейтральные цвета. Черный, белый и все оттенки серого цвета индифферентны в отношении хроматических цветов. Они не дополняют ни одного из них и не нуждаются в хроматическом цвете в качестве сопровождающего или вспомогательного. Вырезанный из бумаги силуэт, рисунок тушью, черно-белая фотография могут полностью удовлетворять нас в цветовом отношении. Черный, белый и серый нейтральны по отношению к хроматическим цветам, поэтому они легко могут вводиться в любое цветовое сочетание, если только светлотный контраст с соответствующим хроматическим цветом будет достаточным. При недоучете последнего условия получаются неудовлетворительные результаты. Этим объясняется тот факт, что зеленый и синий цвета в черном окружении, а желтые в белом теряют силу выразительности.
Контур. Нейтральные цвета, особенно черный и белый, используются часто при построении контура. Контуры — это линии очертания. Там, где граничат друг с другом цвета одинаковой светлоты как бы в целях пояснения, придания формы или усиления воздействия применяется контур белого и черного цвета. Художники часто используют контур с большим успехом. Акварели, на которых между мягкими и расплывающимися цветами оставлен чистый тон бумаги, образующий белые контуры, воспринимаются особенно нежными, наполненными воздухом. В монументальной живописи с помощью черных или темно-коричневых контуров достигается значительная выразительность. Особую роль играют контуры в решении витражей. Сверкание цветных стекол усиливается в контрасте с темно-серыми свинцовыми обрамлениями.
Изучение природы убеждает нас в том, что естественные цветовые сочетания весьма гармоничны. Цветок хризантемы — это комплекс близких цветовых тонов. Если цвета отдельных лепестков перенести на бумагу красками, то на рисунке получится невзрачная, бедная контрастами мозаика. Живой цветок имеет четко выраженную структуру, пластичность. Индивидуальный цвет каждого отдельного лепестка дифференцируется по цвету игрой светотени. Благодаря этому образуются контуры и возникают новые степени насыщенности, начиная от чистого цвета и постепенно доходя до серого, иногда даже с оттенком дополнительного цвета. Достигнутые таким образом контрасты и противоположности усиливают эстетическое впечатление.
Соотношение цветов. Из названия «активные и пассивные цвета» вытекает, что определенные цвета обладают большей или меньшей силой эмоционального воздействия. Чтобы нейтрализовать желтый и синий цвета, нужно значительно больше синего, чем желтого. Для последнего цвета размеры поверхности заменяются насыщенностью, т. е. количество качеством. Насыщенность цвета и разбеленность влияют на соотношения, необходимые для уравновешивания цветов. Как правило, более легкие, теплые, активные, обладающие большей силой излучения цвета преобладают над остальными.
Сила воздействия более светлого цвета проявляется особенно отчетливо, если какая-либо декоративная форма будет использована в виде позитивного и негативного изображения. Несмотря на одинаковое соотношение поверхностей, белый орнамент на черном фоне оказывается более впечатляющим, чем точно такой же, но черный орнамент на белом фоне. Если мы хотим, чтобы по силе воздействия обе декоративные формы были одинаковы, необходимо изменить соотношения окрашенных в разные цвета поверхностей. Часто мы судим о цвете по его визуальной весомости. Темные цвета как бы твердо покоятся на основании; светлые цвета парят, они кажутся легкими. Если на какой-либо поверхности внизу даны темные цвета, а наверху — светлые, то такое решение производит стабильное в отношении цвета впечатление. Если на такой же по конфигурации поверхности внизу даны светлые цвета, а наверху — темные, то все построение производит впечатление неустойчивости. При желании уравновесить светлые и темные цвета для более светлого цвета необходимо отвести большую поверхность. Это правило, правда, не подтверждается воздействием некоторых материалов. Так, например, малые поверхности светлого камня с успехом могут уравновесить большие поверхности дерева темных пород.