Виды понятий
Вопрос 10. Виды понятий.
По объему различают:
1) единичные понятия, в которых мыслится один предмет (например, столица Франции) и общие понятия, в которых мыслится множество (не менее двух) предметов (например, человек);
Вам также может быть полезна лекция "8 Общелогические формы, методы и приемы научного мышления".
2) понятия, объемы которых не соответствуют никаким реальным предметам, и называемые пустыми или нулевыми, например, понятия, отражающие идеализированные объекты — «идеальный газ», «идеальный кристалл», вечный двигатель и т.п., продукты фантазии — кентавр, русалка, пегас и т.п., сформированные на основе несовместимых признаков — круглый квадрат, плоский шар и т.п.;
3) регистрирующие (исчислимые) понятия, объем которых ограничен и в принципе поддается подсчету (время года, календарный месяц), и нерегистрирующие понятия, мыслимое множество предметов которых имеет бесконечный объем и является в этом смысле неопределенным (существо, атом, студент, количество и т.д.); часто для превращения нерегистрирующего понятия в регистрирующее достаточно указания обстоятельств места и времени, например, «жители Европы в XIX веке».
По содержанию различают:
1) конкретные понятия, в которых мыслятся самостоятельно существующие объекты (здание, человек) и абстрактные понятия, в которых мыслится нечто самостоятельно не существующее (свойства, отношения объектов: красный, качество, причинность и т.п.);
2) положительные понятия, содержание которых формируется на основе наличествующих у предметов признаков (животное, камень, учащийся) и отрицательные понятия, содержание которых задается указанием отсутствия у объекта определенного признака и само это отсутствие выступает в качестве существенного признака предмета мысли (не красивый, неадекватный);
3) соотносительные понятия, в содержание которых как существенный признак непосредственно входит определенное отношение и которые поэтому требуют в своем употреблении обязательного соотнесения с другими понятиями или, по крайней мере, подразумевают его (большой, сын, тетя) и безотносительные понятия, в которых предметы у мыслятся как существующими сами по себе.