Особенности и проблемы отечественной истории
Глава 57
Особенности и проблемы отечественной истории
Цивилизация в России носила преимущественно духовный, а на Западе преимущественно экономический, потребительский характер. У русской цивилизации было много общего с восточными цивилизациями. История России (начиная с реформ Петра) - это история догоняющих модернизаций. Вызово-ответная логика ее функционирования.
Г. В. Плеханов о России как о кентавре, который возник в результате петровских реформ, когда Петр I пришил европейскую голову к азиатскому туловищу традиционной России. Самобытность российской цивилизации.
СССР как полигон развития техногенной цивилизации
Основные направления формирования общества нового типа в СССР: система власти и управления, социальная организация населения, экономика, идеология. Превращение СССР в сверхдержаву за счет необычайно интенсивного развития в 30-е - 50-е гг. XX в. - коллективизации сельского хозяйства, индустриализации, культурной и идеологической революции, организации войны против Германии и восстановления разрушенного в войне хозяйства.
Феномен сталинизма. Сталинизм как практика государственного социалистического строительства, форма марксисткой идеологии и социальная теория. Сталинизм дал ход новой модели развития России, которая приняла черты принципиально нового атомно-космического проекта.
Сталинские репрессии как объективный фактор раннего этапа техногенного развития общества. Культ личности - элемент организации власти сверхобщества - аналог легитимизации власти общества (как культ должности президента или популярной личности в СМИ).
Власть Советов - орудие внутренней организации общества, форма и средство его самоорганизации как органического целого (а не нечто внешнее или стоящее над обществом). Анахронизм принципа разделения властей, утвердившегося на Западе в борьбе против феодализма.
Рекомендуемые материалы
Планирование и контроль за выполнением планов - средство сохранения единства общества, ограничения коммунальной стихии и хаоса. Социальный подход к производственной деятельности людей (в отличие от экономического в капиталистическом обществе). Социальная эффективность экономики и ее ориентация на внеэкономические требования.
Феномен "перестройки"
второй половины 80-х - 90-х годов XX века
Особый характер кризиса советского общества: возрастающая степень неадекватности сложившейся системы власти и управления новым условиям. "Перестройка" не только развязала кризис, но и придала ему всеобъемлющий характер, охвативший и сферу экономики.
"Гайдарономика" - анархолиберализм: отрывочные, концептуально несовместимые идеи в духе западного либерализма и традиционного русского анархизма. Гайдарочубайсовская "прихватизация".
Осмысление итогов истории СССР
Крах советского социализма был предопределен начальным этапом социализации общества, что не отрицает его исторического значения, его вклада в общественный прогресс.
Необходимость переосмысления итогов развития и распада СССР для определения перспектив будущего человечества. Проблема выбора Россией адекватной стратегии как ответа на вызов изменения политических парадигм современности. Советский проект потерпел поражение как выражение крестьянского мессианизма в уже городском обществе "среднего класса". Он создавался для самых низших слоев населения и самого низшего уровня организации жизни общества. Он не принимал во внимание многие существенные факторы человеческой жизни: распадение человечества на расы, нации, племена, страны и другие общности; усложнение системы хозяйства и культуры; иерархии социальных позиций.
Неустойчивый характер перехода России от традиционного общества к индустриальному, болезненное восприятие новых идей и институтов из-за противоречия между ограниченным заимствованием западной технологии и сохранением недемократических политических институтов.
Опыт России по сохранению самобытности при развитии по западному пути. Поиски интегративной идеологии, адекватной национальным и стратегическим интересам российской цивилизации.
Россия как евразийская цивилизация
По своему происхождению евразийская цивилизация относится к христианским цивилизациям Европы. Она имела два исторических корня на пути из варяг в греки: с юга - византийская культура (наследница греко-римской цивилизации) - через Киев; с Северо-Запада - культура Скандинавии и других стран Балтийского моря - через Новгород и Псков. Принятие православия акцентировало византийский социокультурный элемент. В XIII - XVI вв. наблюдается тенденция усиления влияния восточных цивилизаций. Это было вызвано рядом моментов: расширением связей и взаимного обмена с восточными соседями - хазарами, половцами и др.; татаро-монгольское завоевание и длительное пребывание в вассальной зависимости от Золотой Орды; покорение Сибири в XVI в. с включением в состав российского государства значительной прослойки народов Востока.
С XVIII по начало XX в. преобладала тенденция сближения с западной цивилизацией, особенно в эпоху Петра I, Екатерины II, Александра I и в первой четверти XX в., когда большевики попытались осуществить грандиозный эксперимент по переустройству общества на марксистско-западной основе. С 30-х гг. XX в. в условиях противостояния с западным миром наблюдается движение на Восток - не только в форме участия в происходивших там революционных движениях, но и с откровенным использованием во внутренней политике методов восточной тирании.
С 60-х гг. XX в. вновь усиливаются западнические веяния, которые достигли апогея в 90-е гг., когда была предпринята смелая, но безрассудная попытка механически перенести на российскую почву образцы западной цивилизации, не останавливаясь перед разрушением собственной и отказом от значительной части исторического наследия. Такая политика не могла дать положительных результатов.
Обратите внимание на лекцию "Статья 77 Внутренней службы".
С конца 90-х гг. XX в. становится все более очевидной бесперспективность и опасность нового грандиозного эксперимента по вестернизации России. Постепенно приходит понимание трагической ошибки в выборе курса приоритета собственных геополитических интересов, начинаются попытки найти свое место в цивилизационной нише между Западом и Востоком.
Перспективы России и евразийской цивилизации в XXI веке
Недостаточность сил у России, чтобы претендовать на лидирующую роль в мире.
Установки на лидерство в становлении нового миропорядка могут породить несбыточные иллюзии и привести к краху очередного эксперимента. Однако у России есть ниша, которую она в состоянии освоить и эффективно в ней функционировать. Эта ниша - быть мостом между Западом и Востоком, способствовать предотвращению их столкновения и развитию партнерства. Для этого у России и других стран евразийской цивилизации есть необходимые предпосылки: выгодное географическое положение, исторический опыт, великая культура, впитавшая достижения западных и восточных цивилизаций, терпимость, способность понять и усвоить творческие достижения иных народов.
Н. А. Бердяев и Н. Н. Моисеев о зависимости судьбы мировой истории от соединения Востока и Запада и о чрезвычайно важной в этом процессе роли России в качестве посредника. Задача России не в том, чтобы войти в Европу, а в том, чтобы разумно использовать особенности своей цивилизации, природный и человеческий потенциал для того, чтобы сделаться равным партнером Европы.