Критический рационализм К. Поппера. Критика историцизма
27. Критический рационализм К. Поппера. Критика историцизма.
ПОППЕР (Popper) Карл Раймунд (1902-1994) - британский философ, логик и социолог. До 1937 работал в Вене, с 1946 до середины 70-х - профессор Лондонской школы экономики и политических наук. Автор и представитель школы «критического рационализма» - попытки конструктивного теоретического преодоления логического позитивизма.
Основные сочинения: «Логика научного исследования» (1935), «Открытое общество и его враги» (1945), «Нищета историцизма» (1945), «Предположения и опровержения» (1963), «Объективное знание. Эволюционный подход» (1972), «Автобиография (Поиску нет конца) «(1974), «Ответ моим критикам» (1974), «Личность и ее мозг» (в соавторстве с Дж. Экклсом, 1977), «Реализм и цель науки» (1983) и др.
Испытал влияние логического позитивизма, но свою философскую концепцию – критический рационализм, теорию роста научного знания (фальсификационизм) – построил как антитезу неопозитивизму. Разница в методе демаркации научного и ненаучного. Неопозитивисты шли путем индукции, а Поппер утверждал, что индукция невозможна в этом качестве, и предлагал принцип фальсификации – принципиальную опровержимость каждой научной теории. Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и опровержения их, в результате чего решаются научные проблемы. При этом рост научных знаний рассматривается как частный случай эволюционного процесса.
Критика историцизма. Наука не есть инструмент познания истины, а есть инструмент решения проблем. Историцизм предполагает рассмотрения истории В ЦЕЛОМ. (ср философия Маркса – возможность познания истории в целом, возможность прогноза по знанию исторических законов). Для Поппера это в принципе не возможно – потому что полнота знаний невозможна в принципе. И марксизм, и фрейдизм – ненаучны. Не бессмысленны, но ненаучны. Сама наука опирается первичными замыслами на ненаучные вещи. Научность определяется не истоками, а ее контролируемостью, предсказательностью, которая никогда не бывает абсолютна. То, что манифестирует себя как абсолютное, не является наукой.