Учение о бытии
Лекция 10
Учение о бытии (онтология)
1. Проблема бытия.
2. Формы бытия.
3. Учение о субстанции.
4. Материя и ее системная организация.
5. Движение, пространство, время как атрибуты материи.
6. Негативные категории онтологии (нигитология).
Рекомендуемые материалы
1. Проблема бытия
Любой вид мировоззрения должен в первую очередь заявить о принимаемом им способе объяснения мира в целом – его происхождения, структуры, возможных границ и т.п.
Современная наука многое может сказать о структуре мира, однако философское осмысление этого вопроса остается необходимым в силу ряда причин. Во-первых, построение любой теоретической модели мира требует выбора исходных аксиом (креационизм – самоорганизация, материальность - идеальность), обоснованность которых не может быть найдена в пределах наличного человеческого опыта. Предельными основаниями человеческого бытия, с помощью которых возможно подобное обоснование, занимается философия. Во-вторых, философия позволяет осмыслить сопряжение бытия мира и бытия человека, соотнести смысл бытия человека и мироздания. Эта задача в наши дни еще более актуальна, чем в прошлые эпохи.
Как мы знаем, исследованием наиболее общих проблем бытия занимается онтология. Центральной категорией этой области философии является категория «бытия».
Проблема бытия формулируется для решения важнейших вопросов существования мира, которые можно выразить следующим образом:
Существует мир вечно или он имеет временные пределы?
Конечен или бесконечен он в пространстве?
Что обеспечивает единство мира?
Единственен ли наш мир или таких миров множество?
Мир в целом изменяется или изменение касается лишь его элементов?
Есть ли смысл существования мира?
Является ли разумность человека характеристикой нашей части мира или мира в целом?
Можно добавить к этим вопросам другие.
Задача гармонизации смысла бытия человека и мира по-разному решалась в разных философских системах. Впервые онтология как оригинальное философское учение было создано Парменидом, который впервые сказал о том, что подлинное бытие не дано человеку непосредственно; оно скрыто, отлично от повседневной реальности и постижимо только силой абстрактного мышления.
Бытие - исходная категория, центральное понятие всего философствования в любой его форме. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Для философского мышления с самого начала его зарождения размышления о бытии представляют собой серьезную проблему, ибо бытие чувственно воспринимаемого мира далеко не очевидно.
Все конкретные предметы, окружающие человека, не вечны, они возникают и исчезают, уходя тем самым в «небытие». Для философов со времен античности стоял вопрос о том, насколько реально и действительно бытие в соотношении с небытием. Парменид считал только бытие реальным, а небытие иллюзорным. Отправляясь от категории бытия, Гегель понимал бытие как «исчезающее бытие», как переходящее в «небытие», в результате чего все в мире является становлением. Но становление – это уже более богатая категория, характеризующая бытие, и последнее является предпосылкой становления.
Понятие «бытие» сходно, однопорядково с такими понятиями, как «действительность », «реальность », «существование » и в некоторых контекстах они могут рассматриваться как синонимы. Вместе с тем бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его через существование. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты. А именно их существования, что задает миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления.
Для современной философии сохраняет свою актуальность проблема критерия существования. В самом деле, что значит: объект существует? В истории философии было предложено немало оснований, по которым предлагалось принять существование объекта: быть воспринимаемым, быть мыслящим или мыслимым; быть объективно существующим, обладать жизнью, развитием, свободой, индивидуальностью. Проблема состоит в том, что невозможно найти критерии существования, характеризующие как бытие в целом, так и каждый из его уровней в отдельности. В связи с этим выделяются наиболее общие способы существования – т.н. формы бытия (см. ниже).
Такое понимание бытия позволяет определить контексты, в которых следует употреблять понятия «бытие», «существование», «действительность», «реальность». Категория бытия применима лишь к миру в целом и к наиболее общим способам существования, называемым «формами бытия».
Существование означает принадлежность конкретной вещи бытию, т.е. ограничивается как минимум пространственно-временными координатами. Если бытие есть всегда и везде, то, устанавливая факт существования чего-либо, мы всегда можем исключить условия, при которых вещь не существует. Существование – единичная основа, первокирпичик (или в другом направлении мысли – проявление) всеобщего свойства – бытия. Действительность подразумевает под собой налично существующий временной срез бытия, ограниченный более широкими, чем единичная вещь, рамками существования. Реальность означает мир, ставший предметом познания и деятельности человека. Наконец, понятие «мир » применяется для обозначения бытия как эмпирической данности.
Следует охарактеризовать логический статус категории бытия. Бытие - одна из важнейших философских категорий, или предельно общих понятий. Это значит, что бытие требует особого подхода к своему определению. Любое понятие, как правило, определяется через более общее понятие. Самое высокое понятие какой-либо иерархии, здесь – предельно общее, называется категорией. В физике это движение, взаимодействие, энергия и т.д., в математике - число. В философии предельно общая категория - бытие.
Главной особенностью категории «бытие» является то, что определить ее через более высокое понятие в рамках данной системы невозможно, ее нельзя подвести под что-то более общее, можно только сопоставить с категорией аналогичной степени общности. Категория бытия сопоставляется, как было отмечено выше, с категорией существования.
Исходя из этого, можно сформулировать следующие определения: «Бытие - это существование философских предметов, т.е. таких объектов, которые являются предельно общими, поэтому изучаются философией», - или «Бытие - это предельно общая философская категория, обозначающая существование мира как беспредельной и непреходящей системы, включающей природу и человека, материальное и духовное, всеобщие связи, непрерывные изменения». В первом определении бытие отграничивается от конкретного существования, во втором – только от небытия.
На протяжении всей истории классической философии наряду с категорией бытия важную роль играла категория сущего, также введённая Парменидом. Само название дисциплины – онтология – происходит именно от этого термина. Аристотель поставил именно категорию сущего, а не бытия, в центр философствования.
«Сущее» можно понимать как категорию, обозначающую носителя бытия как свойства. Сущее – это то, что обладает бытием, а не только существованием, т.е. есть всегда и везде. Однако такая позиция чревата переосмыслением сущего в качестве субъекта, абсолюта, бога, как это и происходит, например, у Вл. Соловьёва, сторонника подобного понимания этой категории.
С современных позиций более адекватным представляется такое наполнение категории сущего: сущее – это всё, (1) что есть, (2) взятое в его высшем единстве, (3) которое реализуется во множестве. При этом единство сущего определяется всеобщим свойством быть. Заметим, что такой смысл заложен в самом происхождении русского термина «сущее», происходящего от формы множественного числа глагола «есть» - «суть».
2. Основные формы бытия
Для современного понимания категории бытия характерен прежде всего системный анализ этого фундаментального философского понятия. Выделяется ряд уровней бытия: материальное и идеальное бытие, природное и социальное бытие, бытие личности, культуры, ценностей и т. д. Признается их
взаимосвязь и несводимость друг к другу, выдвигается требование подходить
к их анализу на основе принципа развития (историзма).
Поскольку бытие отражает по объему все, что существует, то следует ожидать, что существуют менее общие понятия, отражающие части, элементы того, что существует. Такими менее общими понятиями являются формы бытия. Их использование в философии связано с потребностью наполнения содержательно пустого понятия бытия за счёт выделения наиболее общих, несводимых друг к другу способов существования.
Первая форма бытия и первый способ существования - это бытие природы, т.е. вещей, процессов, явлений, которые существуют до, вне и независимо от человека. Параллельно существует бытие вещей, созданных человеком, т.е, обладающих природно-духовно-социальной реальностью. Часто эту систему называют «второй природой», потому что основу, сырье для этих вещей человек берет из природы. Бытие второй природы «духовно» – потому, что созданию любой вещи предшествует творчество, дух человека, а «социально» - потому, что вещь - результат труда, присущего только человеку, существующему, только в обществе, социуме. «Вторая природа» - это не только то, что включается в орбиту существования человека, а то, что создается, творится человеком, интегрируется в человеческое общество, которое вследствие этого обозначается понятием «цивилизованное общество». А общество, которое просто включает в свою сферу природные вещи, называется «диким обществом», само оно новые вещи не создает.
Категория бытия применяется для обозначения существования человека как единства природного и социального. Бытие человека – вторая основная форма бытия, второй наиболее общий способ существования. Каждое человеческое существо существует, с одной стороны, по физическим, химическим, биологическим законам. В то же время человек не только природное, но и социальное существо, т.е. он живет по надприродным. или сверхприродным, законам: труда, социальным законам, законам семьи и т.д.
Третья основная форма бытия – бытие общества, которое не сводится к бытию человека, «второй» природы и общественного сознания, напротив, детерминирует само их возникновение. Категория «бытие общества» позволяет абстрагировать именно социальную действительность безотносительно к биологической природе человека и наполовину природному происхождению предметов «второй» природы.
Категория бытия применяется для обозначения духовной (идеальной) реальности человека и общества (и это четвёртая основная форма бытия). При этом речь идет об индивидуализированном духовном бытии и объективированном духовном бытии, т.е. духовной деятельности общества или общественном сознании. Первое включает не только сознание человека, но и его подсознание. Поскольку человек - общественное существо, естественно, что индивидуализированное духовное бытие интегрируется в обществе, формируя объективированное духовное бытие; при этом мысли продолжают оставаться в головах отдельных людей, а духовное бытие - это их система.
Формы бытия вычленяются исключительно в познавательных целях, для удобства анализа. Самостоятельны они только в абстракции. В теории. В реальности же они неотделимы друг от друга. Ясно, что бытие человека взаимопересекается как с бытием природы (поскольку человек – существо природное, материальное, так и с бытием идеального, поскольку обладает сознанием. Аналитическое же их разведение, рассмотрение по отдельности позволяет лучше увидеть и понять специфику, уникальные особенности каждого слоя бытия.
3. Учение о субстанции
Понятие «бытие» еще не обеспечивает единство мира. Для обозначения этого применяется категория «субстанция» . Проблема субстанции (от латинского substantia - сущность, то, что лежит в основе) во все времена философы уделяли большое внимание. Под субстанцией понимали первооснову и первопричину бытия, т.е. то, к чему сводится все многообразие мира.
Для того, чтобы обеспечивать единство мира, субстанция должна обладать рядом мыслимых свойств:
а) не иметь другой причины, кроме самой себя, несотворенность, неуничтожимость;
б) не показываться сама через себя, всегда полностью воплощаясь в отдельных вещах;
в) обладать свойством самоорганизации, которое может пониматься как сила, активность сознания, движение и т.д.
В зависимости от того, сколько субстанций выделяется в качестве первоосновы бытия, в философии различаются три направления: монизм (одна субстанция), дуализм (две субстанции), плюрализм (много субстанций). Подавляющее большинство философов при разработке картины мира исходят из признания одной субстанция как первоосновы бытия, в качестве которой принимают либо материю, либо сознание. Отсюда - материалистический или идеалистический монизм.
Материалистический монизм считает, что единственной субстанцией является материя, а сознание признается как одно из свойств материи, а именно: свойство высокоорганизованной материи, головного мозга отражать реальный мир в идеальных образах.
Идеалистический монизм исходит из того, что в качестве единой основы бытия признается только духовная субстанция, выступающая в виде сознания индивида (Беркли), ступени развития «абсолютной идеи» (Гегель), рудимента объединенного сознания, проникшего в науку (неопозитивизм), бога (богословы) и т.д. Интересную позицию в этом вопросе занял Б. Спиноза, который отождествлял субстанцию с богом. Но бог, в его понимании, - не творец материального мира, не духовная субстанция, а сама природа. Начало и причина всего существующего («causa sui») и конкретные вещи суть видоизменения субстанции.
Противоположную позицию занимает дуализм, который при создании философской картины мира исходит из признания двух первооснов, равноправных и несводимых Друг к другу: материальной и индивидуальной. Наиболее известным представителем дуализма является Р. Декарт, который разделил бытие на субстанцию мыслящую (духовное сознание) и субстанцию протяженную, телесную (материя).
Ряд философов считают, что в основе бытия лежит множество субстанций (плюрализм). Например, представители персоналистического экзистенциализма первоосновой бытия определяют личность. Следовательно, сколько личностей - столько и первооснов.
4. Материя и её системная организация
Материалистическое понимание субстанции прошло более чем двух тысячелетий период развития. Начало ему было положено с упрощенного представления о праматери, т.е. о чем-то, что предшествовало современной материи, поэтому является субстанцией.
Понятие материя - фундаментальная категория в философии и естествознании. В переводе с латинского materia означает вещество. Первоначальные представления о материи возникли уже в античности, где представители различных философских школ отождествляли ее с материальной субстанцией, лежащей в основе бытия: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит), атомы (Демокрит) и т. д.
В средние века материю понимали, в основном, как материал, из которого сделаны вещи. Материя как философская категория не развивалась, хотя мы и находим у Августина Блаженного понятия «материя духовная и телесная».
В XVII - XVIII вв. складывается новое понимание материи, отличное от представлений древних. Был сделан вывод, что материя - не конкретное вещество (земля, огонь, вода, воздух и т.д.), а физическая реальность как таковая. В этот период от философии отпочковываются и получают развитие в качестве самостоятельных отраслей математические, естественные я общественные науки. Наиболее развитыми науками того времени были механика и геометрия, поэтому в воззрениях на материю преобладал механицизм. Материя определяется как совокупность чувственно воспринимаемых тел. Материя отождествляется с веществом, состоящим из неделимых, неизменных атомов, обладающим универсальными свойствами: механической массой, весом, непроницаемостью, инерцией. Все вещественное обладает этими свойствами, а значит, вполне логично перенести эти свойства с конкретных веществ на Вещество как таковое.
В это же время появилось определение материи, данное английским философом Дж. Беркли, классиком субъективного идеализма. В своей работе «Диалог между философом Беркли и материалистом» он вкладывает в уста материалиста понятие материи как реальности, которая воздействует на наши ощущения, но не зависит от них. Беркли, будучи субъективным идеалистом, всю свою философскую энергию направил на борьбу против материализма и его основного понятия - материи, но именно данное им определение материи было использовано французскими материалистами, которые под материей понимали все то, что действует на наши органы чувств. Под этим всем, что действует на наши органы чувств, они подразумевали вещество, представляющее собой совокупность конкретных частиц-атомов, тождественных между собой, обладающих универсальными свойствами. В основании материи-вещества лежат фундаментальные законы мироздания, и прежде всего закон сохранения вещества.
Такое понимание материи было исторически прогрессивным, но и ограниченным. Немецкий философ Ф. Энгельс был первым, кто указал на эту ограниченность. Он считал, что нельзя сводить материю к совокупности конкретных частиц-атомов, поскольку они сами могут иметь сложную структуру. Ему принадлежит определение материи как общего понятия, охватывающего все многообразие вещей.
Ограниченность концепции отождествления материи с веществом стала особенно очевидной для естествознания на рубеже XIX-XX вв. Именно в тот период в физике разразился кризис, связанный с революционными открытиями.
В качестве одного из вариантов выхода из кризиса и дальнейшего развития физики и философии В.И. Ленин предложил новое методологическое основание - новое определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
Ленин считал, что необходимо разграничить философское понимание материи и физические представления о ее свойствах и строении, и дал философское определение, заостряя внимание на том, что материя как категория не обозначает ничего, кроме объективной реальности, а значит, что какие бы ни были открыты новые состояния материи, достаточно определить: является ли это открытие объективной реальностью или нет. Далее своим определением он подчеркивал, что материя есть первичная реальность по отношению к нашим ощущениям, так как она существует независимо от них.
Определение Ленина является более диалектичным по сравнению с прежними метафизическими определениями, так как оно открыто для последующих знаний и развития. Но, как любое определение, оно исторически ограничено. Оно, скорее, гносеологично, чем онтологично, ибо сказать, что материя - объективная реальность, - это в содержательном плане ничего не сказать. Данное определение работает против субъективного идеализма, но совершенно не работает против идеализма объективного. Ведь и бог, и мировой разум, и абсолютная идея вписываются в определение объективной реальности для верующего в них человека. Бог является к верующему в конкретном образе, который тот воспринимает с помощью органов чувств.
Но, несмотря на указанные недостатки, в материализме сегодня нет более нового и совершенного определения материи. Наряду с мировоззренческим следует отметить и методологическое значение этого определения для развития естествознания. Идея неисчерпаемости материи, высказанная В.И. Лениным, сейчас является одним из руководящих методологических принципов естественнонаучного исследования. Это особенно ярко проявляется в современных взглядах на строение материи, сложившихся в естественных науках.
Кратко охарактеризуем современные представления о структурной организации материи. Структурные уровни материи образованы из определенного множества объектов какого-либо класса и характеризуются особым типом взаимодействия между составляющими их элементами. Критериями выделения структурных уровней служат пространственно-временные масштабы, совокупность важнейших свойств и законов изменения, степень относительной сложности, возникшей в процессе исторического развития материи в данной области мира.
Неорганическая природа разбивается на три 1)микро-, 2)макро- и 3)мегамиры, имеющие следующую последовательность структурных уровней: 1) субмикроэлементарный – микроэлементарный (элементарные частицы и полевые взаимодействия) – ядерный – атомарный – молекулярный – 2) уровень макроскопических тел (ряд подуровней) – 3) планеты – звездно-планетные комплексы – галактики – метагалактики.
Живая природа подразделяется на следующие уровни: биологических макромолекул – клеточный уровень – микроорганизменный – органов и тканей – организма в целом – популяционный – биоценозный – биосферный. Общая основа жизни – органический метаболизм (обмен веществом, энергией и информацией со средой) – специфицируется в каждом из выделенных уровней.
Социальная действительность представлена уровнями: индивидов – семьи – коллективов – социальных групп – классов – национальностей и наций – государств и систем государств – общества в целом.
Отметим также, что более высокие уровни системной организации материи возникают в рамках сравнительно небольшого множества явлений предыдущего уровня. Так, из трёх основных групп уровней неорганической природы (микро-, макро- и мегамир) лишь на уровне меньшей части явлений макромира возникает жизнь, точно также социум возникает у представителей единственного биологического вида. Усложнению системной организации материи тем самым сопутствует сужение возможностей его реализации.
5. Движение, пространство, время как атрибуты материи
Атрибуты – всеобщие (присущие всем объектам и отношениям объективной реальности) и необходимые (т.е. такие, без которых эти свойства и отношения не существуют) свойства материи, позволяющие ей выступать в роли саморазвивающейся первоосновы мира.
Движение, в самом общем виде, - это изменение вообще, т.е. вся совокупность изменений внутренних и внешних. Материализм и идеализм в вопросах об источнике, о природе и о характере движения занимают принципиально разные позиции.
Для материализма характерно понимание того, что источником движения является сама материя. Идеалисты считают, что источник движения находится вне материального мира, т.е. движение в материальном мире производно от того, что само материей не является. Причем для объективного идеализма источником движения является идеальная субстанция, лежащая в основе бытия (бог, мировой разум, абсолютная идея), в то время как для субъективного идеализма движение есть не что иное, как изменение наших ощущений, представлений, понятий.
Рассматривая различия между материализмом и идеализмом в вопросе о природе и характере движения, нужно отметить, что для материализма движение - это способ существования материи. Это означает, что материя существует и может существовать только как движущаяся материя. Движение И материя неразрывно связаны между собой. Подчеркивая это неразрывное единство движения и материи, материализм тем самым признает объективность и материальность движения, его вечность и несотворимость.
Иная позиция у идеалистов. С их точки зрения, движение - это прежде всего процесс взаимодействия между косной матерней и активной духовной субстанцией. Интересным является понимание движения как развития, т.е. процесса качественных изменений. Такой подход в понимании природы движения возник в XVII веке, начиная с Лейбница, Шеллинга, Гегеля, и очень обогатил представление о характере движения как диалектического изменения.
Попытку соединить материализм с диалектикой сделали К. Маркс и Ф. Энгельс. Если Маркс занимался прежде всего вопросами социального движения, то Энгельс заложил основы диалектико-материалистического понимания движения. Он же создал учение о формах движения. В настоящее время, в связи с открытием новых видов и структурных уровней материальных систем, это учение существенно дополняется, развивается, пересматривается. В XX веке возник новый синергетический подход, который позволил по-новому взглянуть на феномен движения как всеобщего изменения. Синергетика занимается проблемой самоорганизации материальных систем, для чего вводит новые понятия в научный оборот: нелинейные процессы, неравновесные системы, диссипативная структура и т.д., с помощью которых появляется возможность описания и осмысления сложных процессов, протекающих в материальных системах. Важной проблемой в концепции движения является проблема покоя. Современный материализм признает покой как момент, частный случай движения, хотя, конечно, в истории философии были и другие позиции.
Проблема материи и ее атрибутов тесно связана с проблемой пространства и времени. В истории философии сложились две концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная. Идея субстанциальной концепции содержится в учении Демокрита о пустоте как вместилище атомов (материи). Научное обоснование она получила в работах Ньютона. Пространство и время, по Ньютону, абсолютны (хотя он вводит понятия и относительного пространства и времени), независимы от материи и движения, существуют как объективные формы: пространство - вместилище материальных систем, а время - вместилище событий.
Основы реляционной концепции заложил Аристотель, который, полемизируя с Демокритом, писал, что если бы все было так, как говорит Демокрит, то атомы давно бы уже упали на край пустоты. В конце XVII в. Лейбниц с помощью математических формул пытается обосновать реляционную концепцию. В отличие от Ньютона, он рассматривает пространство и время как формы существования материи, а не особые субстанциальные сущности, подчеркивая тем самым их относительность. В XX веке реляционная концепция еще более упрочила свое положение благодаря теории относительности Эйнштейна, в которой признавалось неразрывное единство пространства и времени с движущейся материей. Специальная теория относительности установила, что пространственно-временные свойства тел изменяются с изменением скорости и движения, а общая теория относительности выявила зависимость кривизны пространства во Вселенной от действия гравитационных полей, создаваемых массой тел.
Современные науки позволили определить общие и специфические характеристики пространства и времени. Общими чертами для пространства и времени являются: всеобщность, объективность, относительность, единство прерывности и беспрерывности, качественная и количественная бесконечность. Специфическими чертами пространства являются: протяженность, трехмерность, обратимость, единство однородности и неоднородности, симметричности и асимметричности, метрические свойства. К специфическим чертам времени относятся: длительность, одномерность, асимметричность, необратимость. Конечно, в будущем наука может открыть и другие свойства пространства и времени.
Материя, которая обозначает объективную реальность, противопоставляется сознанию вообще, сознанию человека в частности. Материя дана человеку в его ощущениях, т.е. согласно этому определению, человек в принципе может познать материю. Наши ощущения, наши мысли, в конечном счете, соответствуют объективной реальности, т.е. мы способны познать все. Это определение материи является абстрактным, т.е. оно не связано ни с какой конкретной формой материи. В этом определении материя представлена как субстанция, единственное свойство которой - бытие. Конкретные формы материи могут возникать, исчезать, переходить одна в другую, в то время как материя вообще существует как основа для конкретных форм.
Положения материализма важны для естествознания, исследований в сфере природы, и в то же время естествознание, постоянно расширяя наши знания о мире, обогащает категории бытия и материи. Категория материи и ее естественнонаучное содержание в конечном счете является основой формирования общего взгляда на мир, мировоззрения. Современной науке многое известно о системной организации материи, в частности, установлено, что материальный мир - это единая, хорошо организованная система, элементы которой жестко связаны сильными связями. К этим элементам относят прежде всего уровни организации материи: неживая материя, живая и социальная, или социум. Исторически выделяются следующие формы материи: физическая, химическая, биологическая, социальная. Уровни и формы материи представляют строгую иерархию и соотносятся так, что высшие включают в себя низшие, но не сводятся к их сумме, т. к. в силу взаимосвязанности представляют из себя качественно новое образование.
Завершая анализ основных положений учения о материи, необходимо остановиться на вопросе о материальном единстве мира. Для материалистической философии и науки до конца XIX в. единство мира было в его вещественности. У Ф. Энгельса единство мира заключается в его материальности. В настоящее время существуют три модели мира: субстратно-вещественная, представители которой утверждают, что мир един, потому что состоит из одного и того же вещества; функциональная, основным положением которой является представление о том, что мир един потому, что функционирует по одним универсальным законам (закон всемирного тяготения и превращения энергия, законы гидродинамики, периодический закон Менделеева); атрибутивная, суть которой сводится к тому, что мир един потому, что имеет всеобщие атрибуты: движение, пространственно-временные характеристики, взаимодействие, отражение и развитие.
6. Негативные категории онтологии
В философии категория бытия соотносится со своей противоположностью - категорией небытия. В самом понятии небытия заложено логическое противоречие, ибо признать наличие небытия, по мнению многих философов и ученых, это то же самое, что признать существование несуществующего. Констатация данного противоречия побуждала представителей ряда философских школ отказывать понятию небытия в праве на существование. Тем не менее, это понятие было востребовано в различных философских учениях.
Занимаясь проблемой небытия, нужно понимать, что эта категория, как и категория бытия, не поддаётся отграничению, определению. Поэтому неправомерным является по отношению к небытию высказывание: «то, чего нет», т.к. оно имеет характер указания на нечто существующее. Единственной непротиворечивой формулой мышления этой категории до сих пор остаётся парменидовская: «Небытия нет ».
Во всех остальных случаях происходит либо релятивизация категории небытия, либо её смешение с категорией ничто.
Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - Организация и содержание процедуры психолого-педагогического изучения лиц с нарушениями речи.
Первый путь предложен Аристотелем, выделившем потенциальное бытие, имеющее некоторые характеристики небытия. Сейчас принято разводить понятия абсолютного небытия, которое мыслится аналогично Пармениду, т.е. не мыслится, и относительного небытия, т.е. небытия отдельной вещи. Однако в таком случае правильнее было бы говорить о несуществовании или об отсутствии вещи, чем о небытии, т.к. бытие является свойством не отдельной вещи, а лишь актуально бесконечного множества вещей. Очевидно, стратегия релятивизации небытия заключает в себе существенное противоречие.
Смешение категорий небытие и ничто имеет место в таких исторических концептах как буддийская «нирвана», означающая выход из личностно-телесного существования, даосское «Дао, не имеющее имени», немыслимое, но детерминирующее «Дао, имеющее имя», «пустота» Демокрита, являющаяся вместилищем для движущихся атомов, и «хора» Платона – беспредельное и неопределённое пространство.
Современное осмысление категории небытия представлено экзистенциализмом. Центральные понятия экзистенциализма - время (у Хайдеггера), свобода (у Сартра) - оказываются, по сути дела, тождественными небытию. Однако это возможно только за счёт абсолютизации пространственного аспекта «Da-sein» у Хайдеггера, и самого человеческого бытия – в обоих случаях.
Категория ничто, в отличие от категории небытия, уже способна мыслится. Это уже что, только неопределенное, значит, оно есть. И поскольку о ничто нельзя сказать ничего, кроме того, что оно есть, оно является негативной характеристикой категории бытия. Чистое бытие как фиксация факта существования мира тождественно ничто. Категория ничто тем самым лишь фиксирует противоречие между бесконечным богатством реального мира и содержательной нищетой категории «бытия».
Категория ничто возникла в христианской философии как выражение принципа креационизма, провозглашавшего сотворение мира богом из ничего. В данном случае под сотворением понималось придание бытию (которым в высшей степени обладает бог), качественной определённости предметного мира. Также в рамках христианской философии сложилась концепция «этического ничто», согласно которой «ничто» - это человек, не стремящийся к реализации смысла своей жизни в со-творении и последующем со-пребывании с богом.
Характеризуя основные категории нигитологии, следует сказать, что они имеют подчинённое значение в любой картине мира, либо раскрывая некоторые существенные противоречия категории бытия, либо выступая её негативными характеристиками.