Популярные услуги

Главная » Лекции » Философия » Курс философии » Философия и ее роль в жизни общества

Философия и ее роль в жизни общества

2021-03-09СтудИзба

Модуль 1

Философия и ее роль в жизни общества

Вы будете изучать:

ü предмет философии, понятия и содержание;

ü философию как мировоззрение;

ü специфику философского знания и его функции в обществе;

ü структуру философского знания и методы философских исследований;

ü генезис философии.

 Цели модуля:

Рекомендуемые материалы

ü дать представления о предмете философии и значении философии в жизни общества;

ü познакомить с основными понятиями и структурой курса;

ü дать представления о научной и философской картине мира;

ü выявить соотношение мифологического, религиозного, философского и научного мировоззрения;

ü дать представление об основных направлениях философской мысли и методах исследования;

ü помочь прояснить «вечные», смысловые вопросы человеческого бытия.

После изучения модуля вы сможете:

ü иметь представление о предмете философии и ее социокультурной ценности;

ü знать понятия и уметь ими оперировать в ходе логических рассуждений;

ü выявлять различия между мифологическим, религиозным и научным мировоззрением;

ü уметь пользоваться философскими методами исследования;

ü ориентироваться в огромном множестве мнений, верований и ценностей.

1.1. Литература

Основная

1. Горбачёв В.Г. Основы философии: Курс лекций. Учебное пособие для ССУЗов.- М.,2006

2. Философия. Конспект лекций. Под ред. Якушева А.В..- М.,:2008

3. История философии / Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001.

Дополнительная

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.

2. Ильин В. История философии: Учеб. для вузов. — СПб., 2003.

3. .Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь. — М., 2003.

4. Немировская Л. 3. Философия: Курс лекций. — М., 1998.

5. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 1998.

6. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 1998.

7. Современный философский словарь. — М., 1998.

8. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 1995.

9. Философия. Конспект лекций / Под ред. В. В. Трушкова. — М., 2001.

1.2. Что такое философия? Социокультурная ценность философского знания

До изучения предмета от студентов приходится слышать: «Зачем нам нужна философия?» Подобные вопросы ставились даже многими мыслителями, в частности, в XIX в. русский историк и философ К. Д. Кавелин в одной из статей вопрошал: «...нельзя ли нам вовсе обойтись без философии..?», «Что нам в этой философии..?», «Точные науки — другое дело: чему они учили тысячу лет тому назад, то остается истиной и теперь... А философия?» Ответ Кавелин дает если не исчерпывающий, то примечательный: «Философия всегда и везде сопровождала умственную жизнь и была ее показателем...»1

Проблема сущности и роли философии сопровождала ее с момента зарождения. (Собственно, и сама философия возникла с поиска ответа на вопрос: «Что есть все?») Выдающийся французский мыслитель Декарт в XVII в., рассуждая о роли философии, говорил о том, что только философия «отличает нас от дикарей и варваров» и каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют»2.

В этом суждении удачно подмечено, что люди архаического периода в философии не нуждались. Их образу жизни соответствовало мифологическое сознание, как особый способ освоения действительности. Будучи включенными в природу, они чувствовали свою слитность с окружающим миром, с таинственными стихиями и силами. Систематическое производство материальных благ содержательно меняет человека и ставит его в принципиально иное отношение к миру бытия. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием. Это влечет за собой смену миросозерцания мировоззрением.

Философия зародилась в I тыс. до н. э. в странах Древнего мира: Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции и Риме. Слово -«философия» (от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость) в буквальном переводе означает «любовь к мудрости», «любомудрие». Но более точно оно переводится как «стремление к истине». По традиции считается, что слово «философ» впервые употребил Пифагор, а введение в научный оборот термина «философия» приписывают Платону.

Появление определенного названия той или иной науки обычно связано с периодом ее выделения в самостоятельную отрасль знания. Этот процесс называют самоопределением науки. Как самостоятельная наука философия формируется в VII-V вв. до н. э. почти одновременно в Индии, Китае, Древней Греции, поскольку в этот период проходил активный процесс дифференциации наук. Задачей философии становится обобщение имеющихся у человека знаний о мире в единую систему. При этом целостное представление о мире предполагает включение в него человека, обладающего способностью активного и сознательного воздействия на окружающий мир. Философия превращается в систему общих знаний о природе, обществе и человеке.

Вместе с тем в самой философии формируются самостоятельные ее разделы: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, история философии и др. То есть, выстраивается своего рода, структура философского знания.

Возникает вопрос: «С какой целью человек, начав философствовать две с половиной тысячи лет назад, продолжает заниматься этим и сейчас?» А ответ один: чтобы понять мир, в котором он живет, изменить его к лучшему. В частности, изменить мир, как полагает английский философ Б. Рассел, «лучше всего и вернее всего» путем морального совершенствования и самосовершенствования.

Наука не занимается вопросами о добре и зле, она не может объяснить целей, к которым мы стремимся, или оправдать этические принципы, которым следуем. Философия может, должна и способна это сделать. Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Но несмотря на свою относительную абстрактность, она изначально практична и гуманистична. Ее назначение — научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.

Таким образом, мы можем дать предварительное определение философии.

ФИЛОСОФИЯ является обобщенным знанием о мире и о месте человека в этом мире.       

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1.     В чем проявляется социокультурная ценность философии?

2.     Что такое «философия» и каким образом проходил процесс становления философского знания?

3.     Каковы цель и предназначение философии?

1.3. «Границы» философского знания

Прежде чем определить «границы» философского знания и усомниться или утверждать правомерность такой постановки проблемы, следует ответить на очередной вопрос: «Что же делают философы, когда они работают? Астрономы наблюдают движение планет, физиологи изучают строение и функционирование человеческого организма и т. д. А философы?»

Попытаемся ответить на поставленный вопрос, опираясь на книгу Б. Рассела «Мудрость Запада». Все науки граничат с неизвестным, но, по мнению Рассела, «когда человек входит в пограничные области или заходит за них, он попадает из науки в сферу умозрения». Таким образом, он полагает, умозрительная деятельность человека и есть философия1.

Науки, по своей сущности, должны исходить из повседневного житейского опыта и специальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. А философской мысли присуще рассмотрение наиболее общих форм человеческого опыта. Другими словами, наука имеет дело с известными фактами, а философия г- с умозрением.

Целью философии является не просто суммирование данных всех других наук, она стремится наиболее полно обобщить закономерности, открытые другими науками.

ПРЕДМЕТОМ ФИЛОСОФИИ являются всеобщие закономерности природы, общества, человека; отношения объективной действительности и субъективного мира.

Теперь определим «границы» между философским и научным знанием.

Соотношение философии и науки.

1.     Создав научную картину мира, человек смотрит на мир как бы

через прозрачное стекло. Он строит картину мира, исключая себя

самого. Ученый отвечает на вопрос: «Каковы законы объективного мира?»

В философской картине мира человек смотрит как бы в зеркало. Философ отвечает на вопрос: «Кто я в этом мире?»

2.     Ученый осуществляет функцию получения точного знания. За-

дача ученого — дать объективную картину мира.

Философ осуществляет функцию самоосознания. Задача философа — понять современное сознание и его истоки.

3.     Для науки главное — сформулировать такую теорию, истинность

которой можно подтвердить экспериментально.

Философ размышляет о том, что такое мир и какое место занимает в этом мире человек.

4.     Наука вырабатывает понятия (математические, физические, химические...).

Философия пытается выработать всеобщие понятия — категории.

5.     Предметом науки является изучение необходимого для получения знаний о мире.

Философия предполагает свободный выбор предмета исследования.

Тем не менее существует взаимосвязь философии и частных наук. Философия формирует свои принципы и заключения на основе конкретно научного материала, создавая методологический фундамент. Специальные науки всегда нуждались в философском осмыслении знаний, накапливаемых в процессе их собственного развития. Эту взаимосвязь глубоко осознавали выдающиеся представители всех областей научного знания. Они обращались к философскому анализу как необходимому средству теоретического обобщения знаний конкретных наук. Многие из них являются одновременно выдающимися учеными и философами своего времени: Фалес, Эпикур, Демокрит, Аристотель — в античности; Р. Декарт, И. Кант, Д. Дидро, М. В. Ломоносов — в период Нового времени; в XX в. это А. Эйнштейн, Б. Рассел, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский и др.

На определенном этапе становления в философии преобладают признаки науки. Философия же как сложившаяся система знаний охватывает целый ряд специфических вопросов, на которые она призвана отвечать. Перед человеком всегда вставали вопросы не только обыденно-практические, он пытался найти ответы на вопросы наиболее общие и глубокие, так называемые «вечные вопросы бытия».   ¦*

ü Что представляет собой окружающий мир и каково место в этом мире человека?

ü Что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное начало?

ü Может ли человек познать окружающий мир?

ü В чем смысл человеческой жизни, ее цель и ее ценность?

Человек размышляет о добре и зле, прекрасном и безобразном, свободе и справедливости и многих других вопросах человеческого бытия.

Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа основной вопрос связывался с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени — «как возможно познание», для современного позитивизма — в чем суть «логики научного открытия», некоторыми философами выдвигаются на первый план проблемы свободы, долга, смысла жизни и т. д.

Остановимся более подробно на проблеме гносеологического противопоставления материализма и идеализма. Эти философские направления выделяют в зависимости от того, что выступает в них в качестве субстанции, т. е. основы мира. Тенденция к делению на указанные направления существовала с самого начала развития философии. Немецкий философ XVII-XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона — самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф. Шлегелем. «Материализм, — писал он, — все объясняет из материи, а принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю»'.

Но не всякое философское учение можно безоговорочно отнести к материалистическому или идеалистическому направлению. Существуют дуалистические философские системы, рассматривающие материальную и духовную субстанции равноправными началами (подробнее см.: 5.2. Философское учение о бытии).

МАТЕРИАЛИСТЫ признают первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание — вторичным, производным от материи.

ИДЕАЛИСТЫ считают, что сознание предшествует материи и творит ее.

ФИЛОСОФИЯ — это знание об универсальных принципах и законах развития мира.     

Чтобы ближе познакомиться с философией, нужно читать и размышлять над первоисточниками. Следует отметить, что многие философы оставили после себя произведения, которые восхищают людей не только глубиной философской мысли, но и блестящей литературной формой, например: Сенека «Письма к Луциллию», Платон «Диалоги», П. Абеляр «История моих бедствий», Ш. Монтень «Опыты», Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании», А. Шопенгауэр «Афоризмы», А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», О. Шпенглер «Закат Европы», Ф. Ницше «Так говорил Заратустра», А. Н. Толстой «Царство Божие внутри вас», «Исповедь», Э. Фромм «Иметь или быть» и др. Рекомендуем вам с ними познакомиться.

Правомерно поставить очередной вопрос: «Что дает изучение философии?» Обобщая сказанное, можно утверждать, что изучение философии воспитывает культуру разумного мышления, дает возможность выбрать правильное решение, помогает отделять главное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между различными явлениями действительности, выявлять противоречия в окружающей действительности и др.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1.     С постановки каких проблем начинается философия?

2.     Что является предметом философского исследования?

3.     Как соотносятся философия и наука?

4.     В чем отличие и сходство материалистической и идеалистической философии?

1.4. Структура философского знания

Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии.

Важнейшим разделом философии является онтология.

ОНТОЛОГИЯ (от греч. ontos — сущее и logos — слово, учение, наука) — учение о сущем, учение о бытии.

Онтология — это учение обо всем, что существует. Она изучает наиболее общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы выражаются в основных онтологических категориях: бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание, пространство и время, прерывность и непрерывность, движение, изменение и т. д. (подробнее см.: 5.2. Философское учение о бытии).

В составе онтологии выделяют свои подразделы, изучающие наиболее общие закономерности существования определенных сфер бытия: природы, человека, общества. Такими подразделами являются философия природы, философская антропология, социальная философия (подробнее см.: Модули 5, 6, 7).

Философия природы, или натурфилософия (от лат. natura — природа) — древнейший раздел философии. Его предметом являются основные закономерности существования природы. Натурфилософия стремится обобщить имеющиеся знания о физическом мире, создать единую картину мира, она тесно связана с естественно-научным знанием. Важнейшей философской проблемой изучения природы является вопрос о происхождении физического мира.

Философская антропология (от греч. anthropos — человек) — философское учение о человеке. Как самостоятельная отрасль она сформировалась в XVI в. Философская антропология изучает проблемы происхождения человека, смысла его существования, взаимоотношений человека с природой и обществом (подробнее см.: 7.3. Философия о происхождении человека и о его природе).

Социальная философия (от лат. socium — общество) — наука об основных законах существования общества. Разделы социального знания, посвященные отдельным сторонам общественной жизни, содержались во всех крупнейших философских учениях со времен античности. Однако выделение общества в качестве самостоятельного объекта изучения произошло только в начале XIX в. Современная социальная философия рассматривает общество как систему (как совокупность взаимодействующих элементов) и как процесс (как последовательное изменение, развитие общественных структур). Синонимами социальной философии в различных философских теориях выступают понятия «общая социология», «философия истории», «исторический материализм» и др. (подробнее см.: 6.2. Общество как система).

Вторым основополагающим разделом философии выступает гносеология.

ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis — знание) — учение о познании, теория познания.

Логика(от греч. logos — слово, понятие, мысль, учение, наука) — наука о законах мышления. Логика изучает законы, формы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным).

Этика (от греч. ethos — обычай, характер) — учение о нравственности, морали.

Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственность) — учение о законах прекрасного.

История философии изучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней. Структурной основой истории философии является ее периодизация, т. е. разделение на периоды, этапы, а также направления и школы. В истории философии выделяют несколько этапов становления философского знания (подробнее см.: 1.8. Генезис философии).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

(первый уровень понимания материала)

1.     Что входит в структуру философии?

2.     Каков круг вопросов онтологии?

3.     Какая главная проблема гносеологии?

4.     Какую роль играют законы и принципы в становлении философского знания как системы?

1.5. Функции философии

Философия выполняет функции:

1. Мировоззренческая функция. Обобщая представления людей о существующем мире, философия создает систему взглядов о мире и о месте человека в нем

2.Гносеологическая функция (напомним: от греч. gnosis — знание).

В теории познания отношение «мир — человек» рассматривается как

отношение объекта и субъекта познания.

3.Методологическая функция заключается в том, что философия разрабатывает всеобщие, частные и общенаучные методы познания, вырабатывает основополагающие принципы познания, исследует наиболее общие пути, способы познания мира.

4.Интегративная функция. Знания, доставляемые отдельными дисциплинами, столь разнообразны, что они нуждаются в сведении в единую целостную систему.

5.Критическая функция философии распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», проповедуемый многими философами со времен античности, свидетельствует о важности критического подхода по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям

6.Аксиологическая функция (греч. axia — ценность) выражается в ориентации на определенные ценности.

7.Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни

8.Прогностическая функция философии предполагает формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития человека и мира. Это своего рода обращенность к будущему.

Философия хотя и не дает однозначных ответов, но учит думать и размышлять. Изучение философии призвано помочь преобразовать, систематизировать стихийно сложившиеся взгляды у человека в более продуманное, обоснованное миропонимание, мировоззрение.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень воспроизведения материала)

1.         Охарактеризуйте функциональное назначение философии.

2.         В чем различие и единство эмпирического и рационального методов познания действительности?

3.         Обоснуйте построение современной картины мира, опираясь на функции философии.

1.6. Философия в структуре мировоззрения

Всякая философия является мировоззрением. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия», поэтому «мировоззрение» нельзя свести только к философии.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — это совокупность наиболее общих взглядов на мир, основанные на этих взглядах убеждения и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.

Таким образом, мировоззрение — образование интегральное, т. е. в нем принципиально важна связь его компонентов. Главными компонентами мировоззрения являются:

1)     знания (и основанные на этих знаниях взгляды и убеждения);

2)     ценности (нормы и идеалы);

3)     программы действия.

Взгляды как определенная система знаний, выраженная в представлениях и понятиях, составляют основу мировоззрения. Но не все знания, которыми располагает человек, а лишь наиболее общие положения и принципы. Компонентами мировоззрения знания становятся тогда, когда превращаются в убеждения, в твердую уверенность в истинности этих знаний, в готовность действовать в соответствии с ними. Убеждения же выступают как качественная характеристика знаний. Чем солиднее запас знаний, тем более серьезную опору может получить мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям.

Важным компонентом мировоззрения являются идеалы, в которых содержится высшая цель стремлений человека к истине, добру, красоте, справедливости. Идеал служит духовным ориентиром во всей человеческой деятельности, придает ей осмысленность и целеустремленность. Система ценностных ориентации играет очень важную роль в индивидуальном и общественном мировоззрении. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические идеалы. Главными понятиями выступают понятия добра и зла, красоты и уродства. Через соотношение с нормой, идеалом идет оценка происходящего.

Вместе с тем в обществе формируются общечеловеческие ценности — единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетические и другие критерии. Эти общие черты дают основание говорить о мировоззрении всего общества на определенном этапе его исторического развития. При таком подходе можно выделить мировоззрение первобытного общества, античности, средневековья, эпохи Возрождения и т. д. Мировоззрение каждой эпохи имеет свою специфику, определяемую уровнем развития производства, науки, культуры и другими факторами.

Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различных уровней отражения действительности. Мировоззрение есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, явления, а не сущности. Следующие по глубине уровни отражения — мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, которое способно вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение — это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия.

ФИЛОСОФИЮ можно определить как высший уровень мировоззрения или теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.

чины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире.

Мифология — универсальная, образно-символическая форма постижения и объяснения мира. Сотворение мира изображалось обычно как превращение хаоса в космос, который формируется путем отделения неба от земли и выделения суши из океана. В результате появляются три мира: небесный, земной и подземный.

На явления природы проецировались человеческие свойства. Порожденные фантазией первобытного человека мифические существа — боги, духи, герои — наделены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. В мифах выразилось представление древних людей о целостности мира, слитности и нераздельности человека и природы.

Для понимания мифологического и философского мировоззрения определим их соотношение.

1.         В мифологии разум не выделяется в качестве особого объекта. Философия сделала его предметом размышления и анализа.

2.         В мифологии мышление не понятийное, а эмоционально - образное и может быть выражено в художественной форме.

Для философии знание опосредовано рядом логических рассуждений и выражено в обобщенной понятийной форме.

3.     В мифологии основой мудрости выступает авторитет богов и легендарных героев.

В философии уже в античное время считалось, что путем размышления индивид самостоятельно способен приблизиться к истине и понять ее. (Этим признается, что философия не сама мудрость, а стремление к ней.) Религиозное мировоззрение (лат. religio — благочестие, набожность, святыня) сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Являясь, как и мифология, попыткой рационализации непостижимого, религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в существование надприродных, сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. В мифе человек не выделяет себя из природы, боги живут в естественном, «земном» мире, общаются с людьми. Следует отметить, что и религия, и философия удовлетворяют запросы людей в понимании, осмыслении как окружающего мира, так и собственной жизни. Вследствие этого они в определенной мере близки друг другу, но между ними прослеживаются и существенные различия.

Соотношение философии и религии.

1.         Философия опирается на рационально-теоретическое знание. Религия опирается прежде всего на веру. Вера в сверхъестественное — основа религиозного мировоззрения.

2.         Философская мысль нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована никаким авторитетом и может все подвергнуть сомнению.

Религия нуждается в авторитете и признает некие истины на веру, не требуя доказательств.

3.     Философия пытается дать целостное представление о мире.

Религиозное сознание раздваивает мир на «земной», естествен-

ный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный (трансцендентный).

Таким образом философское мировоззрение является качественно новым типом. От мифологии и религии оно отличается прежде всего ориентацией на рациональное объяснение мира. На смену образу и символу приходит логос — разум. Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа, в которых философия отражает нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания.

Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т. д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат эмоционально-художественные, ритуальные элементы, этот тип мировоззрения, как правило, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы.

Научное мировоззрение формируется на основе познания законов развития природы и общества. В то же время и в философии мировоззрение выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. Этот момент существенно сближает философию и науку. Немецкий философ Л. Фейербах отмечает, что начало философии составляет начало науки вообще. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.

Еще раз следует подчеркнуть, что мировоззрение не является механическим набором знаний. Это целостная система взглядов на мир, это своего рода призма, через которую воспринимается все происходящее в мире. Обобщая вышесказанное, можем дать более полное определение философии.

ФИЛОСОФИЯ — является специально разрабатываемым учением о мире и месте человека в нем, теоретической основой мировоззрения, способом познания мира, логикой теоретического мышления, методологией научного знания и практической деятельности, формой общественного сознания, мерой человеческих ценностей, феноменом духовной культуры.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1.     Что входит в структуру мировоззрения?

2.     С чем связана глубина отражения существующей действительности?

3.     Как соотносятся мифология и философия, религия и философия, наука и философия?

1.7. Методы философских исследований

Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает многообразный спектр методов познания действительности, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям. Но все же все методы могут быть разделены на следующие основные группы: частнонаучные, общенаучные, всеобщие (философские).

ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОД (греч. methodos — путь познания) есть система наиболее общих приемов теоретического и эмпирического освоения действительнности.

1.8. Генезис философии

Термин «генезис» образован от греческого (genesis) и обозначает происхождение и развитие, т. е. здесь пойдет речь о становлении философского  знания.

Философские проблемы — это постоянный поиск того, что представляет социокультурная эпоха, чем характеризуется по отношению человека к миру и какими переживаниями и заботами живо мысль.

 Таким образом, в процессе становления и развития философии се проблем менялся. Выделим основные этапы генезиса фил осе которые более подробно будем рассматривать во 2, 3,.и 4 модули

Этапы исторического развития философии.

1.     Индийская философия, китайская философия, античная философия — это этап становления древней философии. Для ; этапа характерным является космоцентризм (греч. kosmos вселенная) — стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность. Позднее внимание перемещается к проблемам века, этики, общественного устройства. Философия становиться антропоцентричной (греч. anthropos — человек). В качестве ценностей являются истина, добро и красота (подробнее см.: 2.1 античная философия).

2.     Религиозно-христианской философии средних веков (V-XV характерна теоцентричность (греч. theos — Бог) — природа и человек рассматриваются как творение Бога. Незыблемой оси ценностей является Бог, а главной ценностью — спасение Д В период средневековья с распространением и утверждение христианства в странах Западной Европы меняются представления о назначении философии. Она утверждается как «служанка богословия» (подробнее см.: 3.2. Философия средних веков).

3.     В эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) философия взаимодействует с искусством и закладывает основы современного понимания антропоцентризма и гуманизма. В античном и средневековом обществе не было достаточных стимулов для развития науки. В Европе в XVI-XVII вв. формируется наука как самостоятельный социальный институт. С этого времени частные науки осваивают отдельные области природы и общества. При этом они опираются на опытные, эмпирические методы исследования. Философия же, базируясь на конкретно-научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира (подробнее см.: 3.3. Философия эпохи Возрождения).

4.     Философия Нового времени (XVII в.) подвергла резкой критике религиозные догматы, ориентацию на вымышленный, сверхъестественный мир. (Стремление людей средневековья спасти свои души имело и оборотную сторону: презрение к материальным ценностям, своему здоровью, продолжению рода, труду и познанию.) Философская критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершилась разработкой новой системы ценностей.

Потребностью Нового времени, эпохи развития капиталистического способа производства и социально-политических перемен, стало развитие научных знаний, открывающих законы природы, увеличивающих возможности человека в познании и практическом преобразовании природы. В центре внимания философии того времени — человек и его познавательные способности, проблема метода научного познания. Главной задачей философии считается создание метода естественных наук, обоснование философских принципов бытия и познания, создание системы научного знания.

В период Нового времени осознание человеком себя в окружающем мире осуществляется на основе научного антропоцентристского подхода. Новоевропейский рационализм разделил мир на познающего активного субъекта и остальной мир. В этот период утверждается представление безграничного господства человека в мире, что дало негативные практические последствия в XX в. (подробнее см.: 3.4. Философия Нового времени).

5.     Немецкая классическая философия (XVIII-XIX вв.) дает обоснование научного статуса философии. Гегель (1770-1831) характеризует философию как «объективную науку об истине», содержанием которой должны стать всеобщие принципы и законы. По Гегелю, философия есть познание Вселенной как единой органической целостности. Разработка диалектики как философского учения об универсальной связи и развитии (в рамках идеалистической философии) способствовала превращению философии в методологию (подробнее см.: 4.2. Немецкая классическая философия).

6.     Постклассическая европейская философия (XIX-XX вв.) представлена двумя направлениями: рациональным и иррациональным. К рациональным можно отнести: марксизм, позитивизм, структурализм и др.; к иррациональным можно отнести: экзистенциализм, психоанализ, русскую религиозную философию и др. (подробнее см.: 4.3. Постклассическая европейская философия.

Русская философия предметом своего анализа делает не теоретическое знание, а веру. Так, например, в качестве важнейшей ценности выдвигает категорию соборности. Соборность понимается как органическая, социально-духовная общность людей, в которой каждый индивид раскрывает свои способности во имя процветания общества.

7.     Современная западно-европейская философия (XX-XXI вв.) представлена направлениями, которые доминировали в философии начала XX столетия, получив дальнейшее развитие: неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм, психоанализ и т. д. Философская мысль XX-XXI вв. выдвигает целый ряд новых идей, в частности идею изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. Можно утверждать, что западноевропейская философия в значительной степени стала антропологией (подробнее см.: Модуль 7. Философская антропология: проблема человека).

Итак, становление и развитие представлений о сущности, предмете и функциях философии осуществлялось в процессе исторического развития общественной жизни, расширения и углубления человеком знаний о мире. Емко и кратко этот процесс характеризовал Гегель: «Что касается отдельных людей, то уж, конечно, каждый из них сын своего времени; и философия есть также время, постигнутое в мысли»1.

Само собой разумеется, что знание о мире, человеке и его отношение к миру изменяются от одной исторической эпохи к другой.

Таким образом, философия приближается к содержательному раскрытию фундаментальных принципов бытия и познавательной деятельности человека. Вследствие этого философия призвана осмыслить и прогнозировать важнейшие проблемы, встающие перед человечеством в XXI в. Это сущность и перспективы научно-технического прогресса, организация социальной жизни и международное сотрудничество, экологические, демографические и иные глобальные проблемы современности.

Вопросы для самопроверки                        

(первый уровень понимания материала)

1.     Что повлияло на смену метафизического диалектическим взглядом на мир?

2.     Почему в процессе становления и развития философии менялся и круг ее проблем?

3.     Как эволюционировал взгляд на предмет и функции философии в процессе ее становления и развития?

1.9. Обобщение по первому модулю

Работая над первым модулем, мы ответили с Вами на вопрос, что такое философия. Рассмотрели проблему социокультурной ценности философского знания. Увидели, как будет структурироваться курс философии. Ввели целый ряд основных философских понятий: материальное и идеальное, онтология и гносеология, антропология и др. Раскрыли функции философии и структуру философского знания. Теперь мы имеем представление о том, что такое мифологическое, религиозное, философское и научное мировоззрение, вследствие чего можем ориентироваться в огромном множестве мнений и ценностей. Л также убедились, что методы философских и научных исследований пересекаются. Рассмотрели процесс становления и развития философии в исторической ретроспективе. А самое главное, мы вошли с Вами в проблему содержания философского знания и познакомились с терминологией курса, что сейчас и закрепим.

1.1 0. Основные понятия и термины

Антропология (греч. anthropos — человек) — наука о происхождении и эволюции человека.

Бытие — все существующее как единая целостность, объективная реальность, существующая независимо от сознания человека.

Гносеология (греч. gnosis — знание) — учение о познании, теория познания.

Диалектика — учение о наиболее общих закономерностях разви¬тия, бытия и познания.

Дуалисты — философы, считавшие, что в основе бытия существу¬ют два равноправных начала: материальное и идеальное.

Закон — внутренние, устойчивые, необходимые, существенные, по¬вторяющиеся связи.

Идеализм — философское направление, признающее первичным духовное(сознание).

Концепция — основополагающая мысль, концентрация содержа¬ния, основная точка зрения.

Логика (греч. logos — слово, понятие, мысль, наука) — наука о зако¬нах мышления.

Материализм — философское направление, признающее материю первичной и независимой от сознания, а сознание — вторичным.

Метод — прием, средство, способ познания.

Мифология — возникший на ранних этапах существования обще¬ства способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя представления, веру в сверхъестественное.

Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действитель¬ности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основ¬ные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы ориентации.

Натурфилософия — философия природы, первая форма филосо¬фии, содержание понятия изменялось по мере исторического разви¬тия форм философии.

Наука — теоретическое знание, содержанием которого являются законы объективного мира.

Объективный мир — объективная реальность, все существующее независимо от сознания человека.

Онтология (от греч. ontos — сущее и logos — слово, учение, наука) — учение о сущем, учение о бытии.

Философия — наука об универсальных законах и принципах бытия; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Философский метод (греч. methodos — путь познания) — система наиболее общих приемов теоретического и эмпирического освоения действительности.

Эстетика (греч. aisthetikos — чувствующий, чувственность) — учение о законах прекрасного.

Этика (от греч. ethos — обычай, характер) — учение о нравственности, морали.

1.11. Упражнения и задачи

(второй уровень понимания материала)

1.     Чем объяснить почти одновременное возникновение философии в территориально разобщенных центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Греции?

2.     Объясните, каким образом данное высказывание Р. Декарта соответствует содержанию предмета философии? «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие из этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике... Подобно тому как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».

3.     В истории науки в период XIV-XX вв. на становление математики, физики, химии большое влияние оказала философия, в равной степени как вышеназванные науки способствовали развитию философии. Покажите это на примерах творчества великих мыслителей, представителей науки этого времени. Какую роль сыграла ограниченность механистического материализма и идеализма в кризисе науки на рубеже XIX-XX вв.? Как отразились новейшие научные открытия XX в. на развитии философии? (И. Ньютон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, А. Эйнштейн).

4.     «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию». Какое значение для осознания сущности философии имеет это высказывание Гегеля? Какую роль играют универсальные законы и принципы в системе философских знаний?

5.     Разделяете ли вы позицию Г. Фихте? «...каждый имеющий притязание на общее умственное развитие должен в общих чертах знать, что такое философия; несмотря на то что он сам не участвует в этих исследованиях, он все же должен знать, что она исследует; и, несмотря на то что он сам не проникает в ее область, он все же должен знать границы, отделяющие эту область от той, на которой находится он сам, чтобы не бояться опасности, угрожающей со стороны совершенно другого и абсолютно чуждого ему мира тому миру, в котором он находится».

6.     Какая, на ваш взгляд, функция философии отражена в высказывании Б. Рассела?

«...Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства».

7.     Какое влияние оказывает философия на формирование Вашего самосознания и вашей жизненной позиции?

1.12. Тестовые задания

(третий уровень понимания материала)

1.     Предметом философии является:

1)     человек и его место в мире;

2)     природа и ее законы;

3)     общественно-исторические процессы;

4)     универсальные законы и принципы.

2.     Философия может быть определена как:

1)     система самых общих теоретических воззрений на мир, на место человека в нем;

2)     мудрость вообще;

3)     совокупность нравственных учений и норм;

4)     система религиозных учений о мире и человеке.

3.     Какое определение наиболее полно раскрывает сущность материи

1)     материя — то, из чего все состоит;

2)     материя — объективная реальность, существующая независимо от сознания;

3)     материя — основная субстанция, первоматерия;

4)     материя — комплекс «моих ощущений».

4.     Онтология — это философское учение:

1)     о бытии;

2)     о ценностях мира;

3)     о происхождении Вселенной;

4)     о доказательствах.

5.     Гносеология — это философское учение:

1)     о познании мира;

2)     о непознаваемости бытия;

3)     о знании вообще;

4)     раннего христианства.

6.     Метафизика — это:

1)     физика;

2)     философия;

3)     религия;

4)     математика.

7.     Укажите понятие, которое можно отнести к философской категории:

1)     элементарная частица;

2)     информация;

3)     система;

4)     слово.

8.     Чем отличается философия от мифологии и религии?

1)     учением об авторитетах;

2)     рационально-теоретическим представлением о мире;

3)     образностью представлений;

4)     учением о сверхъестественном.

9.     Укажите философское определение «природы»:

1)     природа — это географическая среда;

2)     природа — это вся Вселенная;

3)     природа — это материя;

4)     природа — это биосфера Земли.

10.   Материалистическая точка зрения:

1)     сознание есть свойство высокоорганизованной материи;

2)     сознание есть свойство всей материи;

3)     сознание материально;

4)     сознание человека — это проявление мирового духа.

11.   Выделите метод познания, который относится только к теоретическому уровню:

1)     наблюдение;  .          

2)     анализ;

3)     измерение;

4)     эксперимент.

12.   Выделите метод познания, который применяется только на эмпирическом уровне:

1)     восхождение от абстрактного к конкретному;

2)     синтез;

3)     абстрагирование;

4)     эксперимент.

13.   Какое суждение с современной философской точки зрения верно?

1)     цель оправдывает средства;

2)     основа мира — это число и гармония;

3)     материя и сознание — две основы бытия;

Люди также интересуются этой лекцией: 9 Характеристика отдыха как восстановительного периода.

4)     все наши знания — только гипотезы и таковыми останутся.

Вопросы для самопроверки                        

(первый уровень понимания материала)

1.     Что повлияло на смену метафизического диалектическим взглядом на мир?

2.     Почему в процессе становления и развития философии менялся и круг ее проблем?

3.     Как эволюционировал взгляд на предмет и функции философии в процессе ее становления и развития?

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее