Популярные услуги

Философия в России

2021-03-09СтудИзба

3.7. Философия в России

В отечественной философии XX в. мы обнаруживаем существенное разнообразие тем и подходов. Описание: рис. 3.7К началу XX в. в российском философском процессе были представлены практически все значительные течения западной философии: от позитивизма и марксизма до кантианства и феноменологии. Сторонниками метафизики были В.С. Соловьев, С. Н. Трубецкой, Л. М. Лопатин, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин и др. Марксизм представлен в трудах Г.В. Плеханова, дополнен кантианством (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и др.), позитивизмом новой волны - эмпириомонизм, эмпириокритицизм (В.А. Базаров, А.А. Богданов, Н. Валентинов и др.). Российское неокантианство было представлено в творчестве А.И. Введенского, И.И. Лапшина, Г.И. Челпанова, С.И. Гессена, Ф.А. Степуна и др. Видным представителем феноменологии в России был Г.Г. Шпет. Начало столетия оказалось столь плодотворным для творчества отечественных мыслителей, что этом период получил определение "серебряного века русской философии" (хрестоматия 1.5; хрестоматия 1.6).
Описание: рис. 3.7.1 К числу значительных явлений начала XX в. следует отнести Религиозно-философские собрания (1901-1903). Среди инициаторов этих собраний, создавших условия для своеобразного диалога между интеллигенцией и церковью были Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, Д. Философов и др. В 1906 г. в Москве создается Религиозно-философское общество имени Вл. Соловьева (Бердяев, А. Белый, Вяч. Иванов, Е.Н. Трубецкой, В.Ф. Эрн, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков и др.). В 1907 г. начинает свои заседания Петербургское религиозно-философское общество. В Москве было образовано философское издательство "Путь", отметившегося выпуском сборника "О Владимире Соловьеве" (1911). Издательство "Путь" пропагандирует творчество русских религиозных мыслителей, выпуская сочинения мыслителей не только прошлого, но и настоящего (труды И.В. Киреевского, книги Бердяева о Хомякове, Эрна - о Сковороде и др.) (http://www.vehi.net).
Н. А. Бердяев. Николай Александрович Бердяев (1874-1948) является одним из наиболее известных мыслителей не только в России, но и на Западе. Его работы переведены на многие языки мира. После увлечения марксизмом, дальнейшая эволюция Бердяева была подчинена разработке собственной оригинальной философии. Его книги - "Философия свободы" (1911) и "Смысл творчества" (1916) - обозначили ключевые идеи мыслителя - свобода и творчество, которые станут лейтмотивом его метафизики. Свобода - это то, что в конечном счете, на онтологическом уровне определяет содержание "царства духа", смысл его противостояния "царству природы". Бердяев называл себя "философом свободы". Свобода - изначальная интуиция, основная и единственная метафизическая идея. Свобода признается им фундаментальной онтологической реальностью, противостоящей миру "мнимостей".
С. Н. Булгаков. Смысл мировоззренческой эволюции Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) передает заглавие книги "От марксизма к идеализму" (1903). Он участвовал в знаковых для того времени сборниках "Проблемы идеализма" (1902) и "Вехи" (1909), в религиозно-философских журналах "Новый путь" и "Вопросы жизни", был деятельным участником издательства "Путь". Философская точка зрения Булгакова нашла выражение в таких его его сочинениях, как "Философия хозяйства" (1912) и "Свет Невечерний" (1917). В 1918 г. он стал священником, в 1922 г. был выслан из России, с 1925 г. и до конца своих дней Булгаков руководил Православным богословским институтом в Париже. В философских и богословских трудах Булгакова центральную роль играет софиология. Софиология Булгакова - это онтологическая система, развитая в русле метафизики всеединства. Мир в системе Булгакова не тождествен Богу. Это тварный мир, "вызванный к бытию из ничто". Но при всей своей "вторичности" космос обладает собственной божественностью, которая есть тварная София. Космос - живое целое, живое всеединство, и у него есть душа ("энтелехия мира"). Выстраивая онтологическую иерархию бытия, Булгаков различал идеальную, "предвечную Софию" и мир как "становящуюся Софию". Софиология Булгакова определяет характер его антропологии и истории. "София правит историей, - утверждал Булгаков. - Только в софийности истории лежит гарантия, что из нее что-нибудь выйдет".
П. А. Флоренский. Павел Александрович Флоренский (1882-1937) - богослов и математик, философ и физик - предложил свой вариант метафизики - "конкретной метафизики". "Конкретную метафизику" также можно отнести к направлению российской философии всеединства. "Довольно философствовали над религией и о религии, - надо философствовать в религии - окунувшись в ее среду", - писал Флоренский. Необходимо идти путем метафизики исходя из живого, целостного религиозного опыта - опыта церковного и духовного опыта личности. Флоренский критиковал философский и богословский рационализм, настаивая на принципиальном антиномизме как разума, так и бытия. Разум человека "раздроблен и расколот", "надтреснут", как следствие грехопадения. Однако жажда "всецелостной и вековечной Истины" остается в природе даже "падшего" человека и уже сама по себе является знаком, символом возможного возрождения и преображения. Нет никакой онтологической бездны, разделяющей Творца и творение. Своей софиологической концепцией Флоренский подчеркивал эту связь, видя в образе Софии Премудрости Божией символическое раскрытие единства небесного и земного: в Церкви, в личности Девы Марии, в красоте тварного мира. Истинная же бытийственность как "тварное естество, воспринятое Божественным Словом" раскрывается в живом человеческом языке, который выражает "энергию" бытия. Данному аспекту бытия посвящена разрабатываемая им "философия имени".
С. Л. Франк. Семен Людвигович Франк (1877-1950) прошел путь от "легального марксизма" к идеализму и религиозной метафизике. Первым значительным философским трудом Франка стала его книга "Предмет знания" (1915). Среди наиболее значительных трудов Франка периода эмиграции - "Живое знание" (1923), "Крушение кумиров" (1924), "Смысл жизни" (1926), "Духовные основы общества" (1930), "Непостижимое" (1939).
Он высоко ценил философию Николая Кузанского, существенное влияние оказала на него и философия В.С. Соловьева. Всеединство имеет абсолютный смысл, поскольку включает в себя отношения Бога и мира. Однако рациональное постижение, объяснение абсолютного всеединства невозможно в принципе, и потому Франк ввел понятие "металогичности" как первичной интуиции, способной к цельному видению сущностных связей действительности. Это "первичное знание", полученное таким "металогическим" образом, Франк отличает от знания "отвлеченного", выражаемого в логических понятиях, суждениях и умозаключениях. Знание второго рода совершенно необходимо, оно вводит человека в мир идей, мир идеальных сущностей и, в конечном счете, основано на "первичном", интуитивном (металогическом) познании. Принцип всеединства действует и в гносеологической сфере. Но и наделенный даром интуиции и способный к "живому" (металогическому) знанию человек с особой силой чувствует глубинную иррациональность бытия. "Познаваемый мир со всех сторон окружен для нас темной бездной непостижимого", - утверждал философ. Тем не менее основания для метафизического оптимизма существуют и связаны прежде всего с идеей Богочеловечества. Человек не одинок, божественный "свет во тьме" дает ему надежду, веру и понимание собственного предназначения.
Н. О. Лосский. Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965). Наиболее фундаментальные труды философа - "Обоснование интуитивизма" (1906), "Мир как органическое целое" (1917), "Основные вопросы гносеологии" (1919), "Свобода воли" (1927), "Условия абсолютного добра" (1949) и др. Лосский характеризовал собственное учение в гносеологическом плане как "интуитивизм", а в плане онтологическом - как "иерархический персонализм". Сама возможность интуитивного познания как "созерцания других сущностей такими, какими они являются сами по себе" базируется на онтологических предпосылках: мир - это "некое органическое целое", человек (субъект, индивидуальное "я") - "сверхвременное и сверхпространственное бытие", связанное с этим "органическим миром". Единство мира становится решающим условием и основой познания, получая наименование "гносеологической координации". Процесс познания определяется активностью субъекта, его "интенциональной" (целевой) интеллектуальной деятельностью. Интеллектуальная интуиция позволяет субъекту воспринимать внепространственное и вневременное "идеальное бытие", которое является организующим принципом "реального бытия" (во времени и пространстве). В признании связи двух родов бытия и соответственно существенной рациональности действительности Лосский усматривал принципиальное отличие собственного интуитивизма от иррационалистического интуитивизма А. Бергсона. В метафизике Лосского утверждается существование сверхрационального, "металогического" бытия, которое прямо связывается им с идеей Бога. Персонализм Лосского выражается в его учении о "субстанциальных деятелях", индивидуальных человеческих "я", которые не только познают, но и творят "все реальное бытие". Лосский готов признать "субстанциальных деятелей" единственной субстанцией, "сверхпространственной и сверхвременной сущностью", выходящей "за пределы различия между психическими и материальными процессами". Совместное творчество "деятелей" образует "единую систему космоса". Существует и "металогическое бытие", о котором свидетельствует "мистическая интуиция", живой религиозный опыт и философское умозрение, приходящее к идее "сверхкосмического принципа" бытия. Стремление к "абсолютной полноте" бытия определяет выбор личности, ее способ преодоления "онтологической пропасти между Богом и миром". Путь человека и всего тварного мира к Богу имеет абсолютную ценность. Этот принцип стал основой "онтологической теории ценностей" Лосского, его этической системы.
Л. Шестов. Лев Исаакович Шестов (1866-1938) наиболее яркий тип последовательного иррационалиста, неустанного критика рационализма с его универсальными истинами. Шестов предложил систему ценностей, опирающуюся на экзистенциальный опыт. "Вера есть свобода", "свобода приходит не от знания, а от веры". Критикуя любые попытки умозрительного отношения к Богу (философские и богословские), Шестов противопоставляет им исключительно индивидуальный, жизненный (экзистенциальный) и свободный путь веры. Разбирая и критикуя любые претензии рационализма на универсальность, Шестов "освобождал место вере": только Бог может, не в мысли, а в реальности, "исправить" историю, сделать бывшее не бывшим. То, что абсурдно с точки зрения разума, возможно для Бога. "Для Бога нет ничего невозможного - это самая заветная, самая глубокая, единственная, я готов сказать, мысль Кьеркегора, - а вместе с тем она есть то, что коренным образом отличает экзистенциальную философию от умозрительной". Но вера предполагает выход за пределы всякой философии, даже и экзистенциальной. Для Шестова экзистенциальная вера - это "вера в Абсурд", в то, что невозможное возможно, и, самое главное, в то, что Бог желает этого невозможного.
Многие из указанных выше мыслителей сформировали золотой фонд философской культуры России. Они же составили ядро философского сообщества в эмиграции, когда из советской России в 1922 г. изгнали группу отечественных деятелей науки и искусства.
Русские философы-эмигранты, будучи обреченными на лишения, все же обладали свободой творчества. Труднее приходилось тем, кто остался в Советской России. Многие были отправлены в лагеря, часть из них погибла (Г. Г. Шпет, П. А. Флоренский). Своего рода связующим звеном между философией "Серебряного века" и современной философией оказался А. Ф. Лосев.
Алексей Федорович Лосев - выдающийся философ, ученый, исследователь и теоретик культуры, называемый иногда еще и "последним русским метафизиком". Определенное влияние на Лосева оказали религиозно-философские идеи В.С. Соловьева и П.А. Флоренского. В конце 1920-х годов был опубликован цикл его философских книг: "Античный космос и современная наука"; "Философия имени"; "Диалектика художественной формы"; "Музыка как предмет логики"; "Диалектика числа у Плотина"; "Критика платонизма у Аристотеля"; "Очерки античного символизма и мифологии"; "Диалектика мифа". В 1930 Лосев был арестован, а затем отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала. Новые труды ученого увидели свет уже в 1950-е годы. В творческом наследии позднего Лосева особое место занимает восьмитомная "История античной эстетики" - историко-философское и культурологическое исследование духовной традиции античности.
Победа Октябрьской революции 1917 г. привела к существенным переменам в политической и идеологической сфере (рис. 3.7.2). Советское правительство приступило к созданию нового строя, радикально меняя прежние учебные и научные организации, систему преподавания, издательской политики. Создается Социалистическая, затем Коммунистическая Академия, Институт красной профессуры, Институт Маркса-Энгельса, Институт философии Комакадемии, возникает "Общество воинствующих материалистов", "Общество материалистических друзей гегелевской диалектики", "Общество воинствующих материалистов-диалектиков" и т.п. Усилия философских специалистов направляются коммунистической партией на осмысление творческого наследия классиков марксизма. Развернувшая на "философском фронте" борьба против идеализма завершилась "окончательной и бесповоротной" победой материализма. Материалистическая философия провозглашается в качестве единственно верной системы, которой необходимо придерживаться при решении всех философских проблем. С 20-х годов возобладала идеологическая концепция, согласно которой на философов возлагалась задача по теоретическому обоснованию политической линии партии. Дальнейшее партийное строительство советского государства привело к тому, что от философии требовалось методологическое и мировоззренческое руководство всеми сферами науки и культуры. Философия снова приобрела статус "царицы наук" (гуманитарных и естественных), пребывая при этом в качестве "служанки партии".
В результате "перестройки" в 90-е гг. прошлого века произошли существенные изменения не только в социально-экономической, политической жизни общества, но и в философии. Вместо марксистско-ленинской философии, навязанной в советское время в качестве "единственно верного" учения, установилась атмосфера свободы и многообразия философского творчества. Сообщество философов, осваивая интеллектуальное наследие своей страны, принимает активное участие в решении философских проблем совместно с зарубежными коллегами. Переводятся тексты классических философов Европы, США, Латинской Америки, создаются новые философские журналы, проводятся всероссийские и международные конгрессы и симпозиумы, формируются новые школы и направления. Отечественные философы принимают самое активное участие в решение всех проблем, возникающих в современном обществе в сфере науки, искусства, политики, экономики, техники.

Словарь терминов

1. Анализ

2. Бытие

3. Герменевтика

4. Деконструкция

5. Искусственный интеллект

6. Логика

7. Логический позитивизм

8. Позитивизм

Рекомендуемые материалы

9. Постмодерн

10. Прагматизм

11. Смысл

12. Софиология

13. Феминизм

14. Феноменология

15. Экзистенциализм

16. Экзистенция

Вопросы для самопроверки

1. Как формулируется "принцип прагматизма"?

2. Кто сформулировал "принцип прагматизма"?

3. Кто и для чего предложил термин "прагматицизм"?

4. Что такое "логический позитивизм"?

5. Над какими проблемами работали члены "Венского кружка"?

6. Кто является основателем феноменологического движения?

7. На какие направления можно разделить экзистенциализм?

8. В чем суть "герменевтического круга"?

9. Что предшествовало появлению постмодернизма?

10. Кто из российских философов примыкал к софиологическому направлению мысли?

Темы курсовых работ и рефератов

1. Сравнительный анализ прагматизма Ч.С.Пирса и У.Джеймса.

2. Влияние американского прагматизма на европейский философский процесс.

3. Правомерно ли деление на аналитическую и континентальную философию?

4. Феноменологическое движение в России.

5. Перспективы постмодернизма в философском сообществе.

6. Современные информационные технологии и их влияние на философский процесс.

7. Российские мыслители и их место в мировом философском сообществе.

Список литературы

Обязательная

1. Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм: Пер. с ит. - СПб.: Алетейя, 1998. - 506 с.

2. Аналитическая философия. Пути становления: Антология. М.: 1992.

3. Антология феноменологической традиции в России. М., 1998, Т.1; М., 2000, Т.2.

4. Апель К.-О. Трансформация философии: Пер. с нем. - М.: Логос, 2001. - 339 с. - (Унив. б-ка. Философия).

5. Барт Р. Избранные работы. М., 1994.

6. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

7. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.:Добросвет, 2000.

8. Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994.

9. Витгенштейн Л. Коричневая книга: Пер.с англ. - М.: ДИК, 1999. - 160 с.

10. Витгенштейн Л. Голубая книга: Пер.с англ. - М.: ДИК, 1999. - 127 с.

11. Гадамер Х-Г.. Истина и метод. М., 1988.

12. Гемпель К. Г. Логика объяснения. М., 1998.

13. Гильденбранд Д., фон. Метафизика коммуникации. Исследование сущности и ценности общественных отношений: Пер. с нем. - СПб.: Алетейя, 2000. - 374 с.

14. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

15. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии. М., 1994.

16. Гуссерль Э. Картезианские размышления: Пер. с нем. - СПб.: Наука: Ювента, 1998. - 315 с.

17. Декомб В. Современная французская философия: Сб. / Пер. с франц. - М.: Весь Мир, 2000

18. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. - М.: Ин-т экспериментальной. социологии; СПб.:Алетейя, 1998. - 288 с.

19. Делез Ж. Ницше и философия : Пер. с фр. М.: Изд-во Ад Маргинем, 2003

20. Делез Ж. Различие и повторение: Пер. с фр. - СПб.: Петрополис, 1998. - 384 с.

21. Делез Ж. Фуко. Пер. с фр. Е.В.Семиной. Вступит. статья И.П.Ильина. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 1998 (Французская философия ХХ века). - 172 с.

22. Делез Ж. Логика смысла. Пер. с фр. - Фуко М. Theatrum philosophicum. Пер. с фр. - М.: "Раритет", Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. - 480 с.

23. Дерида Ж. Письмо и различение. СПб., 2000. - 432 с.

24. Деррида Ж. Эссе об имени: Пер. с фр. - М.; СПб., 1998. - 190 с.

25. Дерида Ж. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000. - 512 с.

26. Джеймс У. Воля к вере: Пер. с англ. - М.: Республика, 1997. - 431 с. - (Мыслители ХХ века).

27. Джеймс У., Рассел Б. Введение в философию. Проблемы философии. Республика, 2000. - 315 с.

28. Жильсон Э. Философ и теология. М.: Гнозис, 1995. - 192 с.

29. Зиммель Г. Избранное: Пер. с нем. - М.: Юрист, 1996. - Т.1. Философия культуры. - 671 с.; Т.2. Созерцание жизни. - 607 с. - (Лики культуры).

30. Ибн Рушд (Аверроэс). Опровержение опровержения: Пер. с араб. - Киев: Уцимм-Пресс; СПб.: Алетейя, 1999. - 687 с.

31. Ибн Сина Книга знания: Логика. Метафизика. Физика. - Сретенск, 2000. - 180 с.

32. Ильенков Э. И. Философия и культура. М., 1991.

33. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1999. - 415 с. - (Б-ка филос. мысли).

34. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

35. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна: Пер. с фр. - М.; СПб., 1998. -159 с.

36. Маркузе Г. Эрос и цивилизация ; Одномерный человек: Исслед. идеологии развитого индустриального общества [ [Пер. с англ., послесл. А. Юдина], М.: АСТ, 2002

37. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995.

38. Мерло-Понти М. В защиту философии. М., 1996. - 248 с.

39. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия: Пер. с фр. - СПб.: Ювента: Наука, 1999. - 606 с.

40. Мунье Э. Персонализм. М., 1992.

41. Мур Д.Е. Природа моральной философии: Пер. с англ. - М.: Республика, - 351 с.

42. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М., 1992.

43. Остин Дж. Избранное. М., 1999. - 332 с.

44. Патнэм Х. Философия сознания. М., 1999.

45. Патнем Х. Разум, истина, история, М., "Праксис", 2002.

46. Пирс Ч. С. Начала прагматизма; Логические основания теории знаков. СПб., 2000.

47. Райл Г. Понятие сознания, Москва, "Идея пресс", 2000.

48. Рассел Б. Искусство мыслить: Пер. с англ. - 2-е изд., испр. - М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуальной книги, 1999. - 240 с.

49. Рассел Б. Мудрость Запада. Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. М.: Республика, 1998, С.426-467.

50. Рассел Б. Философия логического атомизма: Пер. с англ. - Томск: Водолей, 1999. - 192 с. Рассел Б. Исследование значения и истины: Пер. с англ. - М.: Идея-Пресс, 1999. - 400 с.

51. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. М., 1995.

52. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996.

53. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997.

54. Сартр Ж.-П. Избранные произведения. М., 1992.

55. Уайтхед А. Наука и современный мир. - Уайтхед А. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990, С.56-271.

56. Шелер М. Избранные произведения. М. Гнозис. 1994.

57. Философы двадцатого века: Сб. / Ред. А.М.Руткевич, И.С.Вдовина. - М.: Искусство,1999. - 263 с.

58. Французская философия и эстетика XX века А. Бергсон, Э. Мунье, М. Мерло-Понти: [Сборник Предисл. П. Мореля]. М.: Искусство, 1995.

59. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

60. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994.

61. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц. М: Касталь, 1996.

62. Фуко М. Рождение клиники. - М.: Смысл, 1998. - 310 с.

63. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне: [Сб. лекций]; Пер. с нем. [М.М. Беляева и др.]: М.: Весь мир, 2003

64. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М., 2002.

65. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

66. Хайдеггер М. Бытие и время: Пер. с нем. - М.: AD MARGINEM, 1997. - 451 с.

67. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

68. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Издательство политической литературы, 1991.

Рекомендуемая и цитированная

1. Ванчугов В.В. Русская мысль в поисках "нового света": "золотой век" американской философии в контексте российского самопознания. М., Уникум-Центр, 2000.

2. Ильин Илья. Постмодернизм: Словарь терминов. М.: ИНИОН РАН - INTRADA, 2001. - 384 стр.

3. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.

4. Михайлов А.А. Современная философская герменевтика. Минск. 1986.

5. Михайлов И.А. Ранний Хайдеггер: Между феноменологией и философией жизни. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. - 284 с.

6. Мотрошилова Н.В. "Идеи I" Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. РАН, Ин-т философии. М.: Феноменология-Герменевтика, 2003 .

7. Пассмор Дж. Сто лет философии: Пер. с англ. - М.: Прогресс-Традиция,1998. - 496 с.

8. Постмодернизм: Энциклопедия. Интерпрессервис, 2002. - 1040 стр.

9. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

10. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб.: Петрополис. Т. 4: От романтизма до наших дней. - 1997. - 880 с.

11. Руднев В.П. Божественный Людвиг. Витгенштейн: Формы жизни. 2003.

12. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. - М.: Аграф, 2001. - 599 с.

13. Современная западная философия: Словарь/Под ред. Малахова В.С. и Филатова В.П. И., 1998.

14. Юлина Н. С. Очерки по философии в США. XX век. М., 1999.

Интернет-ресурсы (ссылки)

1. http://www.humanities.edu.ru

Люди также интересуются этой лекцией: 1 Предмет экологии человека. Цель, задачи и содержание дисциплины. Место в системе наук.

2. http://www.auditorium.ru

3. http://www.vehi.net

4. http://www.freud.ru

5. http://lebenswelt.narod.ru/index1.htm

6. http://www.mamardashvili.ru

п. 4.1., п. 4.2., п. 4.3., п. 4.4., п. 4.5., п. 4.6., п. 4.7., п. 4.8., п. 4.9., п. 4.10., п. 4.11.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее