Популярные услуги

Герменевтика

2021-03-09СтудИзба

3.5. Герменевтика

Герменевтика в широком смысле - искусство истолкования и понимания. Длительное время герменевтика ограничивалась истолкованием текстов, но в XX в. приобрела черты философской дисциплины. Первоначально герменевтика относилась к интерпретации религиозных текстов и смыслов (таковы интерпретации оракулов и Гомера в Древней Греции, истолкования Библии в иудаизме (Филоном) и христианстве (Оригеном, Августином и герменевтами раннего протестантизма - Лютером, Меланхтоном, Флацием)). В качестве вспомогательной науки она выступает на первый план там, где необходима интерпретация темных мест сакральных (священных) текстов. Все науки, связанные с интерпретацией, нуждаются в герменевтике. Начиная с Ренессанса существует своя герменевтика в юриспруденции и филологии, с XIX в. герменевтика расцветает благодаря ряду исторических дисциплин. Мысль о том, что интерпретация и понимание лежат в основе всех наук, основанных на истолковании текстов, привела В. Дильтея к предположению о том, что герменевтика может служить всеобщей методологией гуманитарного знания, что герменевтическая методология способна придать гуманитарному знанию статус научного. Поворот герменевтики в сторону философии происходит в XX в., когда герменевтику как философскую дисциплину развивает М. Хайдеггер и Х. Г. Гадамер. Среди основоположников герменевтического искусства - Фр. Шлейермахер и В. Дильтей (хрестоматия 3.12).
Фр. Шлейермахер. Работы Шлейермахера (1768-1834) имели основополагающее значение для герменевтики. Он содействовал развитию герменевтики в самостоятельное учение об искусстве понимания. Задача такого искусства - разработка правил интерпретации, гарантирующих правильное понимание. Шлейермахер проводит различие между а) мягкой и б) строгой практикой интерпретации. (а) Мягкая (нестрогая) практика характерна для прежней герменевтической традиции, искавшей путей к пониманию "темных мест" текста и исходившая из того, что "понимание возникает само собой". Этой практике Шлейермахер противопоставлял (б) строгую практику интерпретации, на том основании, что само собой, естественным образом возникает как раз непонимание, а понимание требует особого усилия. Трудности в обнаружении и понимании смысла возникают часто, но не они составляют сущность герменевтического подхода. Герменевтическая деятельность начинается прежде всего с создания методов, благодаря которым смысл может быть понят. Искусство понимания заключается в умении реконструировать иную знаковую систему (текст, речь). Герменевт должен воссоздать из отдельных частей целостность живой когда-то речи, сохранившейся мертвом тексте. Герменевт должен понять автора "столь же хорошо, как он сам себя понимал, а затем и лучше его самого". В выступлении перед Берлинской Академией в 1829 г. ("О понятии герменевтики применительно к указаниям Ф.А. Вольфа и учебнику Аста" - единственном прижизненном произведении Шлейермахера о герменевтике, другие посвященные герменевтике наброски опубликованы после его смерти) Шлейермахер затронул проблему, позднее названную "герменевтическим кругом". Проблема герменевтического круга может быть сформулирована следующим образом: нельзя понять любой фрагмент текста, не понимая текст в целом, но нельзя понять текст в целом, не понимая каждого его фрагмента... Круговое движение процесса понимания идет в двух направлениях - объективном и субъективном. Объективную сторону представляет род литературы, которому принадлежит произведение, субъективную - творческая индивидуальность автора. Этому разведению соответствует различение "грамматической" и "психологической" интерпретации: первая занята взаимосвязью текста с другими произведениями литературы того же рода, вторая - душевным миром индивида, создавшего данный текст.
В. Дильтей (1833-1911) пытался разработать методологию гуманитарного знания, которую он понимал как "критику исторического разума". Методологическое основание гуманитарных наук ("наук о духе") Дильтей искал в "понимающей психологии". Историческому скепсису и субъективному произволу, распространившимся вместе с историзмом, Дильтей пытался противопоставить "надежность понимания", для чего он и разрабатывает программу герменевтики. Что требуется от герменевтики? Прежде всего умение прояснить возможность познания взаимосвязи исторического мира, а также найти средства, необходимые для осуществления такого познания. Герменевтику Дильтей определяет как "искусство понимания письменно зафиксированных проявлений жизни". Из этого можно сделать вывод, что герменевтика присутствует во всех гуманитарных науках - в той мере, в какой та или иная гуманитарная наука имеет дело с осмыслением внутреннего содержания, нашедшего некоторое внешнее выражение.
Х.Г. Гадамер. Ханс Георг Гадамер - один из основателей философской герменевтики. Истоки герменевтики Гадамера - философии Гуссерля, Дильтея, Хайдеггера.
Тот, кто хочет понять текст, постоянно осуществляет "набрасывание смысла". Как только в тексте начинает проясняться какой-то смысл, делается предварительный набросок смысла всего текста в целом. Но этот первый смысл проясняется в свою очередь лишь потому, что мы с самого начала читаем текст, ожидая найти в нем тот или иной определенный смысл. Разработка правильных, отвечающих фактам набросков, которые в качестве таковых являются предвосхищениями смысла и которые еще только должны быть заверены "самими фактами", - в этом постоянная задача понимания. Понимание обретает свои подлинные возможности лишь тогда, когда его предварительные мнения не являются случайными. Потому истолкователь должен не просто подходить к тексту со всеми уже имеющимися у него готовыми пред-мнениями, а, напротив, подвергать их проверке с точки зрения их оправданности, т.е. с точки зрения происхождения и значимости.
Тот, кто стремится понять текст, должен уметь его "выслушать", позволить ему "говорить". Герменевтически ориентированное сознание должно быть с самого начала восприимчиво к инаковости текста. Восприимчивость не предполагает "нейтралитета". Необходимо помнить о собственной предвзятости, чтобы текст проявился во всей его инаковости и тем самым "получил возможность противопоставить свою фактическую истину нашим собственным пред-мнениям". Герменевтическое правило состоит в том, что целое следует понимать, исходя из частного, а частное, исходя из целого. Понятным является лишь то, что представляет собой законченное смысловое единство. Читая какой-либо текст, мы всегда предполагаем его смысловую завершенность, и только если это предположение оказывается неоправданным (т.е. текст непонятным) - тогда мы сомневаемся в точности дошедшего до нас текста.
Важное место в концепции Гадамера занимают понятия "ситуации" и "горизонта". Понятие ситуации характеризуется тем, что мы пребываем в ней, мы всегда преднаходим себя в какой-либо ситуации, высветление которой является задачей, не знающей завершения. Любое конечное настоящее имеет границы. Понятие ситуации определяется как раз тем, что она представляет собой точку зрения, ограничивающую возможности этого зрения. Это значит, что в понятие ситуации существенным образом входит понятие "горизонта". Горизонт - поле зрения, охватывающее и обнимающее все то, что может быть увидено из какого-либо пункта. В применении к мыслящему сознанию можно говорить об узости горизонта, о возможности расширения горизонта, об открытии новых горизонтов и т. д. Разработка герменевтической ситуации означает "обретение правильного горизонта вопрошания для тех вопросов, которые ставит перед ними историческое предание".
Герменевтика Гадамера включает в себя проблему вопроса и ответа. То, что переданный нам текст становится предметом истолкования, означает, что этот текст задает интерпретатору вопрос. Поэтому истолкование всегда содержит в себе существенную связь с вопросом, заданным интерпретатору. Понять текст - значит понять этот вопрос. Происходит это путем обретения герменевтического горизонта. Он понимается как горизонт вопроса, в границах которого определяется смысловая направленность текста. Среда герменевтического опыта - язык. Понимание основывается не на попытках поставить себя на место другого или проявить к нему непосредственное участие. Понять то что нам говорит другой, означает прийти к взаимопониманию в том, что касается сути дела. Весь этот процесс является процессом языковым. Язык есть та среда, в которой происходит процесс взаимного договаривания собеседников и обретается взаимопонимание по поводу самого дела. "Язык - это универсальная среда, в которой осуществляется само понимание. Способом этого осуществления является истолкование". Язык рассматривается Гадамером как особая реальность, внутри которой происходит понимание человеком человека, понимание человеком мира. Язык - основное условие возможности человеческого бытия, а диалог, который происходит между различными культурами, является поиском общего языка.

3.6. Постклассические формы философствования

Постмодернизм - сложное, неоднородное, достаточно эклектичное явление, возникшее в западноевропейской культуре последней четверти XX века (рис. 3.6). В буквальном смысле слова "постмодернизм" (после модерна) - это то, что следует за современной эпохой, за модернизмом, и связано с осмыслением стилевых изменений в европейской художественной культуре (хрестоматия 3.11).
Непосредственным предшественником постмодернизма является постструктурализм. Постструктурализм - общее название для ряда подходов в философии и социогуманитарном познании в 1970 - 1980-х гг., связанных с критикой и преодолением структурализма.
Структурализм - движение, для которого характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений. При формировании структурализма значительную роль играла структурная лингвистика - направление в науке о языке(рис. 3.6.1). Структуралист рассматривает явления культуры (одежда, обычай, миф, и т.д.) как различные "языки", используемые при общении тем или иным сообществом. Основоположником структурализма считают лингвиста Ф. де Соссюра (1857-1913). Соссюр ввел различие между реальными актами речи, или высказываниями, и лежащей в их основе системой, которой человек овладевает при обучении языку. Он доказывал, что лингвистика должна сосредоточиться на последней и описывать структуру этой системы путем определения ее элементов в терминах их взаимоотношений. Структурализм был особенно влиятелен во Франции в 1960-х годах. Ключевые фигуры структурализма - лингвист Р. Якобсон (1896-1982), антрополог К. Леви-Строс (род. 1908) литературовед Р. Барт (1915-1980), историк и писатель М. Фуко (1926-1984), психоаналитик Ж. Лакан (1901-1981).
Постструктурализм также в основном французское направление мысли: его главные представители - Р. Барт, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Бодрийар, Ю. Кристева. Цель постструктурализма - преодоление лингвистического редукционизма, а также построение новых практик (технологий) чтения (рис. 3.6.2). Важнейшей своей задачей постструктуралисты считали критику западноевропейской метафизики с ее логоцентризмом, обнаружение за всеми культурными продуктами и мыслительными схемами а) "языка власти" и б) "власти языка". Логоцентризму, основанному на идее бытия как присутствия, данности, смысла, единства, полноты, постструктуралисты противопоставлили идеи различия и множественности.
Если ниша постструктуралистов - преимущественно философско-литературоведческие тексты, то постмодернизм претендовал на выражение общей теоретической надстройки всего искусства, философии, науки, политики, экономики, моды, стиля жизни. В рамках постмодернизма работали многие философы, социологи, лингвисты, филологи, искусствоведы. К наиболее известным представителям данного направления следует отнести Ж.-Фр. Лиотара (хрестоматия 3.9), Ж. Бодрийара, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Ф. Гваттари.
На формирование постмодернистской проблематики повлияли такие направления в философии, как ницшеанство, марксизм, фрейдизм. Несмотря на увлечение философов постмодерном, философии постмодернизма, или постмодернистской философии, как считают сами философы, не существует. Причина этого отчасти в том, что по сути своей постмодернистская установка сознания направлена на доказательство невозможности философии как таковой, невозможности выработки нового философского стиля мышления, понимаемого как создание целостной, а потому и тоталитарной (репрессивной) системы. Постмодернизм критикует панлогизм, рационализм, объективизм и историзм, свойственный западноевропейской традиции.
Смещение акцента с "того, что сделано" на "как это сделано", выдвинуло на первый план проблемы, требующие прояснения роли знака, символа, языка и структуропорождающей деятельности. Если классические философы имели деле преимущественно со смыслом, то постмодернисты - с текстом.

Ж. Деррида. Деррида - основоположник деконструктивизма, ведущий теоретик постмодернизма (Видео 2). Для концепции Деррида особое значение имело осмысление идей Ф. Ницше, М. Хайдеггера, З. Фрейда, Э. Гуссерля. Его исходной посылкой стал тезис об исчерпанности философии в классических формах, основанных на понимании "бытия как присутствия". Способом преодоления кризисной ситуации в философии Деррида считал предложенный им метод "деконструкции" (рис. 3.6.3) (Аудио 1). Изложение основ этого метода содержится в его книге "О грамматологии" (1967). Здесь изложено критическое осмысление традиций метафизики, понимаемой как смыслостроительство. Деконструкция направлена на преодоление метафизических смыслов, содержащихся в тексте, созданном согласно старой программе смыслостроительства. Деррида сравнивает деконструкцию с волшебной дверью в Зазеркалье, где для Алисы начинается путаница смыслов и измерений. Западноевропейское мышление не может выйти из стандартного круга проблем, добровольно вынужденное отвечать на одни и те же вопросы, решать одни и те же задачи. Все это характерно и для современного мышления, поскольку оно остается под влиянием прежних идей, способов выражения, обоснования. Это проявляется в философских категориях, методах описания, рассмотрения, объяснения, выборе предмета. Единственное средство выйти за пределы навязанных смыслов - их деконструкция посредством глубинного анализа языка. Деконструкция направлена на уничтожение "привнесенного", связанного (или навязанного) с исторической и культурной традицией.
Главная цель деконструкции - избавиться от "метафизики присутствия". Разрушение "метафизики присутствия" связано с отказом от уверенности в том, что ''сущность должна являться, а идея - воплощаться", с принятием того, что источник смысла - авторское присутствие, а сам текст - "навязыватель" смыслов. Деррида восстает против структурности, призывает к импровизации, убеждает субъекта познания играть без надежды на конечный результат, на конечное обретение знания. Деконструкция Деррида - разбор всей системы понятий, связанных со знаком. Деконструкция включает несколько шагов: а) открытие того, что текст "говорит" иное; б) принятие множества смыслов, заложенных в текст и не связанных с его автором, понимание того, что текст рассказывает свою собственную историю, не связанную с автором и адресатом; в) осмысление того, что текст вступает в противоречие с самим собой; г) приятие вывода о том, что в конечном счете невозможно создать абсолютно деконструктивный текст, очищенный от любой метафизики. Под текстом может быть понято все. Текст не обладает единым принципом структурности, значение его знаков определяется контекстами, оно бесконечно изменчиво. Любой знак может быть процитирован, закавычен, порождая бесконечное множество интерпретаций, новых контекстов. Всякий текст может быть прочтен через другой текст, более того любой текст может быть рассмотрен как потенциальная цитата (рис. 3.6.4).

  • Деконструкцию Деррида строит, исходя из нескольких фундаментальных принципов:
    • невозможно находиться вне текста, интерпретация не может строиться на внеположноcсти субъекта тексту;
    • текст следует понимать как пространство репрессии, задача деконструкции - активизация внутритекстового сопротивления логоцентризму;
    • деконструкция должна разрушить фундамент метафизики - принцип тождества, так как метафизический дискурс - это дискурс присутствия, тождества, понятого как полнота смыслов;
    • деконструкция связана с децентрацией и дифференцией;
    • в процессе деконструкции главное - не логоцентризм, а фоноцентризм, не субъект, а голос.

Особое внимание уделяется феномену письма. Письмо - посредник между бытием и смыслом. Письмо аллегорично, оно замещает вещь, оперируя двойниками вещей. Современное письмо теряет подлинность, и Деррида полагает, что это равносильно кризису культуры, так как развитие письма тождественно культурной истории.
Развитию постмодернистских идей способствовали также работы Ж. Бодрийара - французского философа и социолога. Большое влияние на Бодрийара оказали философские идеи К. Маркса, З. Фрейда (Видео 4), Ф. Соссюра. Переосмысление прежних философских подходов осуществлено им в книге "Зеркало производства" (1973), в которой предпринимается критика социальной теории с точки зрения ее знаковости (рис. 3.6.5). Бодрийар рассматривает социальную историю как историю развития способа значения. Согласно Бодрийару, социальная история разворачивается как процесс вытеснения смерти, которая понимается как асистемность, все, что стремится к иному, а не к данному и заданному. Социальная история начинается с вытеснения из социального пространства мертвых, затем дикарей и т.д., вплоть до интеллектуалов и женщин. Бодрийар разрабатывает концепцию симуляции, что понимается как смешение реального и воображаемого. Развитие уровней симуляции приводит к подрыву самой системы: мир утрачивает реальность, выступая как совокупность моделей. Симуляция смешивает всякое различение, выдавая отсутствие за присутствие, а воображаемое - за реальное (рис. 3.6.6). Симуляция непосредственно связана со "знаковостью человеческого существования". Эволюционируя, знак утрачивает связь с реальностью и переходит в ряд симуляции, обретая связь с телом, становится симулякром - "кентавром знака и тела".
Разработка постструктуралистских идей осуществлялась в работах Ж. Делёза и Ф. Гваттари. Их совместные работы оказали повлияли на становление т.н. "нового мышления". Прежде всего это касается книги "Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип" (1972), синтезирующей в себе философию, психоаналитические подходы, политическую теорию и претендующей на создание "не-концепции" - теории, созданной в противовес европейскому панлогизму и рационализму. Ими создается концепция социального и политического бессознательного. В их тестах заметно активное использование терминологии, разработанной в рамках неофрейдизма и этологии. Психоанализ и его проблематика анализируются в "Анти-Эдипе": проблема желания, его осмысление, языковое оформлением желания, его конституирование "грамматикой" культуры, которая определяет место человека в "социальной машине". Делёз и Гваттари требуют полной декодификации желания, избавления его от произвола "грамматики". Только в результате освобождения произойдет прояснение истинной природы человека, до сих пор подавляемого "эдиповой культурой". Делёз и Гваттари предлагают взамен "внеэдиповый опыт", возможный благодаря использованию противоположного психоанализу метода. Новая практика - "шизоанализ" - избавив человека от символов и кодов, связанных с "желающим производством". Все это в итоге приведет к разрушению единообразия, утверждению множественности. Во втором томе данной работы - "Тысяча поверхностей" (1980) - Делез и Гваттари исследуют "поверхности" и "уровни напряжения" между ними. Множественность поверхностей (предметных областей) формируют "ризому". Данный термин заимствован из ботаники, и у Делёза и Гваттари означает специфический способ развития - беспорядочное становление множественности, движение желания без определенного направления, регулярности, без упорядоченности и синхронности. Делез и Гваттари выделяют основные принципы такого взаимодействия, давая каждому из них особое название. Исследованию соотносимости желания и власти посвящены работы Гваттари "Молекулярная революция" (1977) и "Машинное бессознательное" (1979), в которых раскрываются процессы репрессивного воздействия на человека социальных явлений и способы реагирования на них.

Феминизм и философия. Письменная культура, как писал Деррида, репрессивна по определению. Описание: рис. 3.6.7Изгнание, вытеснение чьего-либо голоса из культуры приводит к культурным напряжениям, к обеднению культурных контекстов. С этим связан критикуемый Деррида фаллоцентризм - вытеснение из культуры женского голоса. Благодаря постмодернизму все большее значение в критике существующих форм культуры, в том числе и философии, начинает играть "женское начало" (рис. 3.6.7). Благодаря постмодернизму феминизм приобретает второе дыхание, новую жизнь, дополнительные возможности. Формируется как "философия феминизма", так и феминистская критика философии.
Представительницы феминизма осмысляют основные философские концепции XX века. В центре их внимания прежде всего психоанализ, экзистенциализм. Описание: рис. 3.6.8Онтология и гносеология, как основные разделы традиционной философии, являющейся репрессивной по отношению к женскому началу, подвергаются критике в первую очередь. Учащаются попытки создания новых философских парадигм, учитывающих "субстанциональные сферы женского бытия". В итоге формируется феминистская феноменология, эпистемология, феминистская этика, эстетика, социальная критика. С тем или иным акцентом феминистские теории указывали на различные отклонения от истины, присущие традиционным концепциям и системам философии. Цель этих усилий - показать, как в истории философии проявлялся фаллологоцентризм, почему понятие "человек" отождествлялось, главным образом, с понятием "мужчина". Феминизм в эпоху постмодерна - это попытка установления окончательного равноправия, с использованием всего интеллектуального ресурса, накопленного человечеством (рис. 3.6.8).
Феминистские теории познания подчеркивают, что традиционная эпистемология преуменьшала значение значимых в женском опыте и в женской жизни областей знания. Согласно современным теоретикам феминизма традиционная эпистемологическая теория была также слишком эмпирической или слишком рационалистской, а потому необходим особый путь. По их мнению феминистские методы исследования, подлинно феминистская эпистемология должны отражать переживаемый женщинами опыт и делать больший упор на "аффективной рациональности". Все это привело к "феминистской ревизии" истории философии. Из "забвения" стали извлекать тех женщин, чья деятельность непосредственно или опосредованно оказывала влияние на ход философского процесса, жизнь и творчество отдельных мыслителей: от античной Диотимы до гражданской супруги известного французского философа-экзистенциалиста Ж.-П.Сартра - Симоны де Бовуар, работа которой "Второй пол" (рис. 3.6.9) стала культовой для феминистского движения.Описание: рис. 3.6.10
Наряду с реконструкцией истории философии современные женщины сами активно создают настоящее и будущее философии, пытаясь придавать традиционной академической деятельности гендерный характер. Публикуется специальная серия книг "Феминистская интерпретация", в рамках которой было подвергнуто анализу творчество Л. Витгенштейна, И. Канта, Д. Юма, Г. Гегеля и др. мыслителей (рис. 3.6.10). Опубликованы энциклопедии, словари, справочники по философскому феминизму, философии и феминизму, феминизму в философии (Видео 3).
Философия в эпоху постиндустриальной цивилизация. Развитие техники, прежде всего компьютерной, возрастающее влияние информационных технологий, привели в последнее время к формированию такого направления, как философия компьютерных технологий, философия информации. В рамках данного направления обсуждается проблема взаимодействия человека и техники, естественного и искусственного, выявляется онтологический статус информации. На первый план выходит проблема искусственного интеллекта. До сих пор в центре многочисленных дискуссий попытка ответить на вопрос, поставленный в середине прошлого века английским математиком А. Тьюрингом: "Могут ли машины мыслить?". Решая проблему искусственного интеллекта, специалисты по компьютерным технологиям и современные философы продолжают постигать природу мышления как такового. Насыщение индивидуальной и социальной сферы жизни техникой, возрастающее воздействие человека и технологий на природу, привело к формированию таких дисциплин, как экологическая философия, философия окружающей среды. Стремительное развитие медицины, генной инженерии, возможность создания "дубликатов" живого (клонирование органов, организмов, человека) стимулировало развитие прикладных направлений философии, прежде всего этики (хрестоматия 3.3).

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5184
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее