Популярные услуги

Главная » Лекции » Философия » История философии » Предмет и структура философии

Предмет и структура философии

2021-03-09СтудИзба

1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ СМЫСЛ И ФУНКЦИИ

Данной темой начинается систематическое изучение философии. По своему значению она является одной из главных в курсе, ибо, с одной стороны, выступает введением в великую сокровищницу мудрости, которую человечество накапливало на протяжении веков и тысячелетий, с другой, служит своеобразным приглашением к знакомству с этой сокровищницей.

В связи с этим представляется необходимым показать философию как плод истории человеческой культуры, как результат всего процесса познания, как эпоху, "схваченную" в мысли, как подлинную мудрость и на этой основе, как инструмент преобразования мира в интересах человека.

1.1. Предмет и структура философии. Круг ее проблем

Приступая к изучению философии, мы уже в той или иной мере имеем определенное "представление" о ней: знаем имена некоторых философов, с большой вероятностью назовем отдельные произве­дения, вспомним какие-то высказывания философского плана, воз­можно, даже объясним, что такое философия.

Откуда это у людей, специально не изучавших философию, чем объяснить наличие своеобразного философского "предпонимания"? Вероятнее всего тем, что человек с самого раннего возраста  ин­тересуется окружающим его миром, своим местом в этом мире. А может быть тем, как замечает П.А.Лавров, что "философия есть нечто обыденное, нечто до такой степени нераздельное с нашим существом, что мы философствуем, не учась, при каждом произно­симом слове, при каждом осмысленном действии, философствуем хо­рошо или дурно, но постоянно и неудержимо" /1, с. 90/.

В основном "философствуем" мы по самым различным вопросам: как устроен мир, что определяет его существование и изменение, какое место занимает в нем человек, каковы его судьбы? Более двух тысячелетий люди пытаются выяснить смысл великих обще­человеческих ценностей - истины, добра, справедливости, красоты, счастья, назначения человека и его ответственности за свои поступ­ки. Эти вопросы и трактовались по-разному и ответы на них были весьма разноречивыми. Например, И. Кант в ХVIII веке спрашивал: что я могу знать, на что я могу надеяться, что я должен делать? Древнейших индийских и китайских мудрецов больше всего волновали вопросы смысла жизни и счастья человека, причины его несчастий и их устранение. Мыслители Древней Греции еще в VI-V вв. до н.э. горячо обсуждали вопросы справедливости и добра.

Некоторые из выше названных вопросов встречаются еще в поэмах Гомера и Гесиода, задумывались над ними и христианские мыслители, не ослабевает интерес к этим вопросам и в наши дни. Вполне справедливо подобные вопросы называть "вечными".

Мыслителей, обсуждавших "вечные" вопросы еще со времен античности, принято называть философами, а область их деятель­ности философией. Правомерно в связи с этим поставить вопросы, что такое философия, чем она занимается, на что направляет свои познавательные усилия, какова ее структура?

В любой энциклопедии или философском словаре мы находим, что философия в переводе с греческого означает "любовь к муд­рости" ("филео" - люблю и "софия" - мудрость). На Руси филосо­фию так и называли - "любомудрие". Если верить источникам, то впервые термин "философия" употребил Пифагор Самосский (VI в. до н.э.). Истолкование этого термина и закрепление его в европейской культурной традиции связывается с именем Платона (V - IV вв. до н.э.).

Рекомендуемые материалы

Сравнительный анализ истории философской мысли позволяет сформулировать положение исключительного общечеловеческого значения - возникновение философии есть общеисторическая за­кономерность развития духовной культуры. Новая форма мышления складывается примерно в одно и то же время (VIII -VI вв. до н.э.) в основных центрах древней цивилизации Индии, Китае, Древ­нем Востоке, Греции. Она представляла собой совокупность дискурсивных утверждений (логически последовательных, когда каждая мысль вытекает из предыдущей и обусловливает последующую) об общих чертах действительности, месте в ней человека, его роли в мире. Прежде всего, этим отличается философское мышление от мифологического и религиозного, господствовавших в то время, основанных на метафоре и вере.

Следует заметить, что философское мышление с самого возникновения основано на постижении действительности с позиций бескорыстного служения истине и понимания ее как высшей ценности. Уместно в этой связи привести мысль, приписываемую легендой Аристотелю, ставшую афоризмом: "Платон мне друг, но истина до­роже" .

Бесспорным достоинством философского мышления всегда было стремление не просто накопить массу сведений самого различного характера, а понять мир как целостный и единый в своей основе. Для философов свойственно обладание знаниями особого рода: "зна­ниями единого во всем", отличного от знания отдельных вещей и их свойств, знаниями различного устройства общества и целей челове­ческой жизни. С самого начала философское знание выделялось своим теоретическим отношением к действительности, реализуемым с помо­щью логических доказательств, рационально обосновывающих выдви­гаемые положения.

История развития философского знания показывает, что оно все в большей мере отвечало критериям научности: эссенциалистской направленности (стремлении к воспроизведению сущности, за­кономерности); обоснованности (доказательности) положений; си­стемности (построению в форме теории, как комплекса взглядов, представлений, идей, направленных на объяснение и разъяснение какого-либо явления) и проверяемости (обращению к практике, прежде всего, к общественно-исторической).

Показателем научности знания выступает его предмет. Под предметом принято понимать какую-либо отдельную, поддающуюся более или менее четкой фиксации, сферу, грань, сторону реаль­ности (например, физиологические, психологические, физические и т.п. процессы), деятельности человека (например, экономиче­ская, политическая, военная и др.), на которую направляет свои исследовательские усилия знание, которое входит в круг его интересов.

Что же выступает в  качестве   предмета  философии?  Следует иметь в виду, что предмет философии  исторически  менялся.

Гераклит называл первых "любителей мудрости" - "физиками", очевидно потому, что они занимались исследованием природы (фюзис - природа). Именно поэтому их называли физиологами, космо­логами (учение о мире в целом), натурфилософами (иной смысл это понятие получило в ХVIII веке). Первоначальный интерес к природе был связан со стремлением первых ее исследователей по­нять сущность природы, космоса, мира в целом. Это стремление порождалось сильным влиянием мифологии, выступавшей в то время своеобразной "религией" природы. Но, в отличие от мифологии, по­вествовавшей, кто родил все сущее, "физики" решали вопрос, из чего все произошло. В их учениях, в частности, человек и обще­ство понимаются как органические  компоненты и продолжение при­роды.

Постепенно формируется представление о "физике" как все­объемлющего свода знаний, как своеобразной "науке наук". Подоб­ное понимание "философии" сохранилось до середины XIX века.

В середине XIX века в понимании предмета философии воз­никла иная точка зрения. О. Конт - родоначальник позитивизма (позитивус - положительный), справедливо отбрасывал претензию прежней философии на роль "науки наук", впал в другую крайность: поскольку, по его мнению, философия не имеет познавательной ценности, то она как особая наука не имеет права на существова­ние. Единственным источником знания являются эмпирические науки, причем "каждая наука сама по  себе философия".

Чем же обусловлено существование двух прямо противополож­ных подходов к пониманию предмета философии? Объяснением тому может послужить сам процесс развития знания, в котором можно выделить три основных периода.

Первый период связан с существованием совокупного знания древних. Это знание именовалось "физикой", "космологией", "на­турфилософией" или философией природы и обращалось ко всей природе, "космосу" в целом.

Второй период характеризуется специализацией знаний, их отделением, "отпочкованием" от совокупного знания, называвшего­ся "натурфилософией". Причем, каждая новая отрасль знания зани­малась исследованием своего, особого, отличного от других пред­мета.

Совершенно очевидно, что в рамках двух первых периодов, знание носило опытный, описательный, "собирательный" характер. В это время ощущалась большая потребность в теоретическом осмыслении, умении видеть связи и отношения различных предметов и явлений, их единство, общие закономерности, тенденции, без чего сложно перейти к обобщениям. А это означало, что задачи подоб­ного рода в значительной мере решались усилиями философов, ко­торые выполняли важнейшую функцию формирования и развития обще­го миропонимания.

Третий период, отразивший формирование теоретических раз­делов целого ряда наук, их постепенную интеграцию, синтез, на­чавшийся в XIX веке, и продолжающийся поныне, привел к тому, что многие вопросы общего характера науки стали решать "без философии". Это было обусловлено, с одной стороны, возросшими возможностями самих наук, с другой, безуспешными попытками фи­лософов делать это в рамках философии, но прежними методами. Не случайно, что именно в XIX веке, и далее в XX веке - на но­вом этапе развития знаний, - зазвучали столь популярные сужде­ния о предназначении философии.

Но как это ни парадоксально, но именно успехи в развитии специальных наук показали, что существуют проблемы, которыми занимаются не  только эти науки, но и философия.

Так, например, проблема познания мира человеком включает в себя выяснение частных методик какого-либо эксперимента и изучение вопросов, связанных с истиной, практикой, творче­ством и т.п. Соответственно, философский интерес распростра­нился на вторую группу вопросов.

А коль скоро это так, то такие "общие" проблемы и могут успешно решаться лишь совместными усилиями философии  частных наук. Далее "оказалось", что существуют и специфически фило­софские проблемы, которые может решить лишь философия, опираясь на всю совокупность научных данных и передовую общественную практику.

И еще одна сторона, которая непосредственно связана с предметом философии. Это вывод о том, что предмет философского знания, подобно предмету любой науки вычленяется из совокуп­ности реальных (материальных и духовных) объектов и связей, исходя из индивидуальных и общественных потребностей человека. Предмет неотделим от особенностей человеческого существования, от стремления человека к осмыслению своего места в мире.

Таким образом, философская традиция свидетельствует о том, что предметом философии является всеобщее в системах "человек - мир" и "человек - общество". Именно на этом всеобщем и сосредото­чены усилия философов, из него и формулируются философские проблемы. Соответственно и философские проблемы всеобщи, пре­дельны, предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры, охватывают мир и жизнь человека в целом, отношение человека к обществу и к миру.

Стремясь раскрыть содержание всеобщего в системе "мир - человек", философия разрабатывает общую теорию мира, вычленя­ет его всеобщую структуру, всеобщие формы, свойства, законо­мерности развития. В центре ее  внимания находятся законы действительности, получившие название "всеобщих", проявляющих­ся и в природе, и в обществе, и в мышлении. В этой же системе изучаются бытие, материя в их всеобщих формах существования, онтологические отношения материи к сознанию, гносеологические отношения мышления к бытию, включая логику диалектического познания.

В сложной системе "человек - общество" исследуются общие законы структуры, развития и функционирования общества, его движущие силы. Осуществляется накопление знаний, позволяющих, с одной стороны, объяснить мир человека и самого человека, а с другой - выработать общие рекомендации для их изменения в инте­ресах человека. Благодаря все более  глубокому изучению систе­мы "человек - общество" средствами философии осуществляется стратегическая ориентация всей системы человеческого знания, а под его воздействием и практики, на человека, на преобразование мира в его интересах, на гармонизацию всего комплекса отношений человека к миру. Именно в этом и раскрывается гуманистический потенциал философии.

Интегратором, ядром всех философских проблем выступает ос­новной вопрос философии. Он же служит отправным теоретическим пунктом всякого философского учения, будь то онтология - учение о бытии, гносеология - наука о формах правильного мышления, фи­лософия истории, этика, эстетика, теория научного атеизма, фи­лософские проблемы естественных, общественных и технических наук, история философии.

Основной вопрос философии формулируется так: как относится сознание к бытию, духовное к материальному вообще?

Первым философом, поставившим вопрос об отношении мышления и бытия, был Парменид (VI в. до н.э.). Энгельс же в XIX в. наз­вал его великим основным вопросом всей, в особенности новейшей философии /2, с. 282/.

Почему же он является основным? Да, потому, что от решения этого вопроса зависит исследование всех других философских проблем: причинность, сущность, необходимость, форма, материя, природа и суть общественных явлений, человек и его место в мире и т.д. К какой бы из этих проблем мы не обратились, все они теснейшим образом связаны с решением основного вопроса филосо­фии. В плане конкретизации основной вопрос философии включает в себя два аспекта, две стороны.

Первая сторона - это проблема сущности, природы мира и формулируется в форме вопроса: что первично? Этот вопрос вы­нуждает  однозначно ответить - является ли мышление, сознание свойством материи, появившимся в результате естественно-исто­рического развития, или   наоборот?

Вторая сторона - выражает проблему познаваемости мира и звучит так: познаваем ли мир? Эта сторона отношения познания и материи выливается в проблему - является ли содержание наших мыслей отображением действительного мира, или же в них есть такое содержание, которое не определяется внешним миром. Как ви­дим, вторая сторона основного вопроса философии - это проблема происхождения наших мыслей.

Философы, в зависимости от решения проблемы первичности, делятся на два лагеря. Те, которые утверждают, что дух, созна­ние, идея существуют прежде природы, т.е. являются первичными, составляют лагерь идеалистов (от слова "идея"). Те же, кто исходным началом считают природу, примыкают к различным школам материализма (от слова "материалис" - вещественный). Соответ­ственно, направления, школы, к которым примыкают идеалисты и материалисты, называются идеализмом и материализмом и являются ос­новными направлениями в развитии философии.

Материализм исходит из того, что мир существует независи­мо от сознания, объективно,  вечно, никем не сотворен,  а созна­ние - свойство материи, доказывая это всей историей познания и общеисторической практикой.

На иной позиции стоят идеалисты. Они утверждают, что дух, сознание, мышление, психическое первично по отношению к мате­рии, природе, миру физическому и социальному. Идеализм сущест­вует в двух основных формах - как объективный идеализм и как субъективный. Объективный идеализм - такая система взглядов, в которой в качестве первоосновы мира утверждается некое всеоб­щее духовное начало (идея, мировой разум, мировая воля и т.п.). Субъективный идеализм - в качестве исходного начала берет одно из состояний человеческого сознания и рас­сматривает мир как порождение  познавательных способностей че­ловека, его ощущений, восприятий, воли, эмоций.

"Петровский цивилизационный поворот" - тут тоже много полезного для Вас.

Наряду с материализмом и идеализмом в истории философии существовали и такие философские учения, в которых делались попытки "примирить" материалистов и идеалистов, путем призна­ния бытия и сознания двумя равноценными "вечными" началами. Учения подобного рода получили названия дуалистических (от лат. дуалис - двойственный), в противоположность монизму (от лат. монос - единый). Монистическими учениями выступают мате­риализм и идеализм, признающими только одно первоначало: либо идеальное (идеализм), либо материальное (материализм).

Вторую сторону основного вопроса философии составляет  проблема познаваемости мира.

Все последовательные материалисты отстаивают и обосновы­вают принцип познаваемости мира. Лишь некоторая часть матери­алистов-естествоиспытателей склоняется к отрицанию возможно­сти достижения достоверного объективного знания. Это течение в истории философии и в теории познания называется агности­цизм (от греч. агносис - непознаваемый).

Что касается идеализма, то одни его представители стояли на позиции познаваемости мира (Гегель), другие утверждали, что в познании мы имеем дело лишь с нашими ощущениями и не  можем выйти за пределы познающего субъекта (Беркли, Мах, Авенариус и др.), т.е. последовательно стояли на позициях агностицизма.

Подводя итог изложенному, представляется возможным дать определение философии.

Философия - это развивающаяся система знаний в их "че­ловеческом измерении" об отношении сознания и материи, о наиболее общих формах и законах бытия, познания и их преобразо­вания.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5138
Авторов
на СтудИзбе
443
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее