Евсюков С.А. - Учебник - Теории решения изобретательских задач (Евсюков С.А. - Теории решения изобретательских задач), страница 35
Описание файла
PDF-файл из архива "Евсюков С.А. - Теории решения изобретательских задач", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "методы решения изобретательских задач (мриз) (мт-6)" из 11 семестр (3 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Н.Э.Баумана, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 35 страницы из PDF
С. 57.Интересно, что сами ученые, инженеры, новаторы не считают тяжелым отказ от обыденныхрадостей, проповедуемых массовой культурой. Иная система ценностей, иные приоритетыдают человеку полноценное ощущение радости жизни.Альтшуллер считал, что человек, проигравший в Игре с внешними обстоятельствами,становится частью внешних обстоятельств для следующих игроков.
Внешние обстоятельства,вернее их человеческих компонент, представляет собой совокупность проигравших свои игрыили не вступивших в них.Испытание успехом — одно из самых неожиданных и незаметных испытаний. Цель, к которойстолько стремился, наконец, достигнута. Получены первые положительные результаты,возникает интерес к разработке у окружающих. Наконец, начинают поступать и средства,поправляется финансовое положение. И это испытание? Да, чаще всего это очередноеиспытание. Возникает искушение устроить большой привал, однако для пользы деланеобходимо снова идти вперед. Вспомним, какие многолетние усилия пришлось приложитьчленам Группы изучения реактивного движения (ГИРД) для получения первых практическихрезультатов — успешного старта ракеты.
Но момент старта стал, для не посвященных впроект окружающих, не завершением дела, а его началом. Дело, наконец, то вышло в свет,привлекло к себе внимание. И от разработчика, и от коллектива, который сложился вокругнего, ждут, что теперь?то они начнут работать, начнут давать результат.
Психологическитяжело на следующий день после своей победы, после праздника прийти с утра влабораторию и вновь начать работать, как и все прошлые годы, продолжая как и раньшенаращивать усилия.Новшество с точки зрения разработчиков уже вошло в мир, но мир не изменился, дляокружающих ничего еще не произошло. Это тоже может привести к психологическомураздвоению, к сложностям, к надлому.Окружение начинает замечать Дело, которым занимается творческая личность и вокруг негоначинается борьба иного рода. Дело пытаются присвоить, включить в различные ужесуществующие системы.
Взамен автору предлагаются блага, перспективы, публикации.Еще одна сложность этапа — творческую личность начинают «выдвигать» в руководители.Часто это связано с желанием повысить зарплату, отметить успехи. Известно, что повышениепо служебной лестнице — это почти наверняка рост административной ответственности. Исложнейшей задачей является полноценное совмещение администрирования и продуктивнойработы.20.6. Переход к коллективным действиям по достижению Цели и связанные с этим трудностиЕще одной трудностью данного этапа является резкое увеличение сложности проводимыхработ. Дело, начинавшееся как самостоятельное предприятие творческой личности, всеболее выходит из-под непосредственного контроля его создателя.
Переход к этапудетальных проверок, подготовки массового производства требует новых знаний, аппаратуры,комплексных и сложных испытаний. В Дело начинают входить новые люди. Они вносят вказалось бы налаженную систему работы что — то новое, свое.Энтузиасты, романтики, подвижники постепенно растворяются в массе служащих,работающих «от звонка до звонка». Создателю дела приходится все большее количествовремени уделять организации работ, их распределению.
Творческая сторона работыPage 109/111перестает быть единственной. Если разработчик не занимается собственнымадминистративным ростом, он может оказаться оттесненным от работы над собственнойтемой.Разработчик попадает в зависимость от аппаратуры, средств, фондов — всего того, чемведают чиновники от науки. В расчеты времени приходится вводить поправки на волокиту,непонимание, равнодушие…Миттельшпиль завершается.
Несмотря на все сложности, Дело окрепло и начинаетсамостоятельную жизнь. У него появляется реальное применение. Вокруг Дела начинаетсплачиваться коллектив единомышленников. Появляются у Дела и противники. Играпереходит в эндшпиль.20.7. «Эндшпиль». Бескорыстие и корыстьМы не будем подробно останавливаться на этой стадии Игры. Слишком далека она от началаДела, слишком много надо сделать до ее наступления.
Но в целом события в эндшпилесвязаны с резким увеличением количества участников. Значительная часть из нихзанимается делом небескорыстно.В книге «Как стать гением» приведены стихи немецкого поэта Хейнца Калау:«Возле каждой перспективной идеиСобираются мученики и святые,Всезнайки, приспособленцы, мелкие мошенники иКрупные негодяи, Люди долга и люди,Лишенные чувства долга,Прорицатели, тупицы, болтуны, попутчикиИ еще очень много народу,Который просто живет при этом».Увеличивается расслоение между подвижниками и служащими.
Возникают конкурирующиегруппы, от движения откалываются группы учеников. Вектор интересов творческой личностисмещается от исходной цели к целям более высокого уровня, в надсистему. Это также служитисточником конфликтов с учениками, которые могут воспринять изменение интересов какравнодушие или предательство.Альтшуллер и Верткин писали: «Творческая личность — это не мученик, сгорающий на костреинквизиции, а боец, борющийся и побеждающий в борьбе за новые Знания.
Герой,совершающий воинский подвиг, делает это в экстремальной ситуации битвы, когдасобственной жизнью приходится платить за спасение жизней товарищей по оружию, заосвобождение Родины. Это случай, когда сложившаяся независимо от человека ситуациятребует от него самопожертвования, мотивирует героическое поведение. Обратный случай —Page 110/111поведение Творческой Личности. Как правило, работа начинается в тиши лабораторий икабинетов, нет ничего похожего на экстремальную ситуацию: идет неторопливаясистематическая мыслительная работа. Но именно своим поведением — упорным трудом иеретическими открытиями — Творческая Личность нагнетает вокруг себя ту же героическуюобстановку. Ту же экстремальную ситуацию ВЫБОРА, которая присутствует на войне.
И вэтой искусственно созданной ситуации Творческая Личность совершает свой подвиг».20.8. Жизнь Г. С. Альтшуллера как практическая реализация ИгрыНа протяжении долгих лет Генрих Саулович Альтшуллер практически отрабатывал на себевсе перипетии и сложные изгибы предлагаемых им систем. Он создавал ТРИЗ и проверял егопрактическое применение на реальных задачах. Он строил законы развития техническихсистем и прогнозировал динамику изменений техники. Прекрасные примеры таких прогнозовостались в его фантастических произведениях.
Достаточно вспомнить в этой связи онебольшом рассказе «Ослик и аксиома», в котором был спрогнозирован глобальный путьразвития технических систем — через повышение динамизации и переход на микроуровень.(В этом рассказе молодой изобретатель размышляет над проблемами, которые придетсярешать экипажам межзвездных кораблей и логическим путем приходит к необходимостисоздания динамически изменяющихся, перестраиваемых систем, объектов техники,состоящих из универсальных микроэлементов (микрочастиц).
Именно таким путем и начинаетразвиваться техника, осваивающая молекулярный уровень.Г. С. Альтшуллер прожил трудную и счастливую жизнь, Он смог и из своей жизни сделатьпутеводитель для людей, вступающих на путь служения творчеству. Предложенные имТеория решения изобретательских задач и Теория развития творческой личности былипредварительно буквально пережиты, проверены, испытаны.Были в жизни Альтшуллера и голодные годы, и ощущение от встречи с чудом и беззаветноеслужение своему делу в течение всей жизни. Были воркутинские лагеря в сталинское время,было непонимание чиновников, были реальные задачи и препятствия, создаваемые емуискусственно.
Но было и огромное число учеников, последователей, продолжателей егодела.Несмотря на все это Игра и сама теория не автобиографичны. Они впитали в себя огромноеколичество фактической информации, учитывают факты из творческих биографий тысячлюдей, оставивших яркий свет в истории человечества.Сложенные в одной последовательности, в одной модели жизни, факты негативноговоздействия внешних обстоятельств могут произвести тяжелое впечатление, ощущениеневероятных трудностей, практически не оставляющих шансов личности на победу.
Но фактыговорят о том, что все приведенные трудности были, в конце концов, преодолены. И этоделает данную Игру оптимистическим гимном торжества человеческого духа над косностью,над застоем.Page 111/111.