Монография Равочкин (Философия права) (Проблемы права в освещении современных философских концепций), страница 12
Описание файла
PDF-файл из архива "Проблемы права в освещении современных философских концепций", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Основная суть эпохе мыслилась основателемфилософской феноменологии как воздержание исследователя от суждений (омире, о существовании всего, что можно подвергнуть сомнению), отвлечение отслучайного в восприятии для последующего переноса внимания на «мирсознания»139. Результатом устранения эмпирии является «редуцированныйфеномен» и обнаружение постоянной активности сознания, которое позволяетпроизвести перемещение на почву так называемого «чистого сознания»,определяемое как «смоделированное феноменологией сложное единствоструктурныхэлементовисущностныхвзаимосвязейсознания»140.Направленность сознания именуется Гуссерлем как «интенциональность», асами «феномены» определяются им как единство идеального предмета и смысла,которые существуют в «чистом сознании», но за ними не стоит никакаясущность, поскольку они очевидны, что позволяет им показывать самих себячерез себя же.Перед тем, как мы перейдем к стадии «трансцендентальной редукции»,отметим следующее.
Важно запомнить, что в феноменологии сознаниевыступает как необратимый поток, который всегда активен, необратим,структурирован, имеет относительную упорядоченность и направлен на«внутреннийисследовательпредмет».начинаетинтенциональнымПостигнувдвижениепредметностям».языковоеквыражениесмысламкакТрансцендентальнаяфеномена,«полагаемымредукциясхарактерным для нее «отсечением» суждений об отношении воспринятойпредметности к трансцендентным объектам в контексте феноменологии дает139 Гуссерль Э. Логические исследования.
Картезианские размышления. Кризис европейских наук итрансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгаянаука. – Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. – 752 с.140 Кожевников Н.Н., Исламгалеев В.Р. Вклад феноменологии в современную философию // Вестник Якутскогогосударственного университета. 2006. Т. 3. № 4. С. 84.возможность одновременного соединения априорных и описательных процедур,что означает движение навстречу чистым переживаниям, выступающихкоррелятами сознаниям.
Исследователь словно выключает предмет, на которыйимосуществляетсяинтенциясознания,изсистемыобыденныхнатуралистических связей, но одновременно с этим в целях совпадения «чистойпредметности» и «чистой субъективности» производит с интендируемымпредметом операцию «заключения в скобки»141.Применительно к рассмотренным нами процедурам следует представитьпояснение самого Гуссерля: «То обстоятельство, что бытие мира (даже когда онсам по себе дан в очевидности) трансцендентно сознанию и с необходимостьюостаётся трансцендентным ему, ничего не меняет в том, что только в жизнисознания <…> конституируется всякая трансцендентность, и что только этажизнь <…> несёт в себе неотделимый от неё смысл.
В конечном счёте, толькораскрытие горизонтов опыта проясняет действительное существование мира иеготрансцендентностьтрансцендентальнойипоказываетзатем,субъективности,чтоонконституирующейнеотделимсмыслотидействительность бытия»142.Прежде всего, следует отметить теоретическую значимость созданнойгуссерлианскойфеноменологии,котораядаетреальныевозможностипоследовательного формулирования и выстраивания «сложноопосредованной,многослойной модели сознания (схватывающей реальные особенности сознания,аналитически исследующей каждую из них и их взаимопересечение с помощьюряда конкретных процедур феноменологического метода), а также в особойтеоретико-познавательной, онтологической, метафизической интерпретацииэтой модели»143. Смена аналитического аппарата в неклассической философии и141 Гусева О.Ю. Философская феноменология и феноменология религии: формирование методологии //Известия Саратовского университета. Новая серия.
Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2008. Т. 8. № 1.С. 16-20; Кожевников Н.Н., Исламгалеев В.Р. Вклад феноменологии в современную философию // ВестникЯкутского государственного университета. 2006. Т. 3. № 4. С. 84.142 Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук итрансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгаянаука. – Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. – С. 398.143 Философская энциклопедия в 4 тт.
Т. IV. М.: Мысль, 2001. С. 175-176.обращение исследователей к феноменологии, главным образом, оправдываетсявозможностями этого направления обеспечить понимания логики множествасуществующихмиров.Вкачествеважнейшейхарактернойчертыфеноменологии О. А. Доманов отмечает, что объекты, исследуемые посредствомэтого метода, имеют «различные степени сходства и различия»144.Итак, Гуссерль показывает, что в итоге интенциональность и неотделимыеот нее интенциональные феномены конституируют сферу достоверного инеопровержимого знания. Таким образом, феноменологическая философиясосредоточивает свое внимание на интенциональных объектах.
Заметим, что досих пор мы не рассмотрели прикладные возможности феноменологииотносительно права. Вот именно здесь и следует отметить излишнююувлеченностьГуссерлятеоретическимобоснованиемразрабатываемогонаправления, что в последующем задает множественные импульсы, которые впоследующем нашли свои отражения через критику его позиции.В самом деле, ХХ столетие актуализирует практические возможностиспособовфилософствования.Развертываниепрагматическойприродыфилософии подразумевает, что сознание обращается не только к познавательнойдеятельности, но и также будет учитывать оценочные практики, что позволитпреодолетьодностороннийхарактерлюбыхсовременныхконцепций.Основатель философской антропологии Макс Шелер, согласно работе О. Ю.Гусевой, одним из первых попытался раскрыть практические возможностифеноменологии: для этого в своих исследованиях он определяет центральноеместо аксиологическому измерению бытия человека и анализу ценностныхфеноменов145.По Шелеру, смысл может проявиться в оценках, а ценности являются темифеноменами,существованиекоторыхпопростуневозможнобезинтенциональности сознания, по причине того, что бытие представляет собой144 Доманов О.А.
Ален Бадью: от онтологии к феноменологии // Ценности и смыслы. 2013. № 3 (25). С. 95.145 Гусева О.Ю. Философская феноменология и феноменология религии: формирование методологии //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2008.
Т. 8. № 1.С. 16-20; Шелер М. Избранные произведения. М.: Издательство «Гнозис», 1994. – 490 с.коррелят сознания: «Ценность всегда дана в эмоциональном созерцании, ееневозможно вывести путем абстрагирования из общих свойств предметов иявлений и выразить в формах логического мышления. Однако Шелер ни в коемслучае не помещает ценности в субъективную сферу, они не в предметах и не всознании»146.Революционная новизна феноменологических идей, как и разрыв данногонаправления в плане преемственности с большим количеством философскихшкол, определили достаточно широкий охват заинтересовавшихся новойтрадицией, что, по сути, коснулось всех разделов философского познания.
Так,Г. Шпигельберг, отмечая динамичный характер нового учения и большуюзначимость феноменологии для этики, указывает, что развитие даннойконцепции «определяется как внутренними принципами, так и “вещами”, соструктурной территорией которых ей приходится сталкиваться»147. Поясняяприроду заявленных Шпигельбергом принципов, Л.Н. Румянцева делает акцентна самих правилах феноменологической методологии148.Несомненно, что трансформации, происходящие в рамках любогонаправления вследствие интеллектуальной динамики, могут достаточнопродуктивно сказаться и на его методах.
Так, одним из инструментов, кромерассмотренной редукции, является «феноменологическая дескрипция, т. е.описание как самих интенциональных объектов, так и тех способов, с помощьюкоторых они даются сознанию»149. Также достаточно большая роль вфеноменологии отводится интуиции, которая в определенной степени позволяетисследователю выйти за пределы господствующего знания. Вопросы оцелостноститрадициииеесуществованиивкачествеединогоинтеллектуального направления были подняты на круглом столе к 150-летию со146 Гусева О.Ю. Философская феноменология и феноменология религии: формирование методологии //Известия Саратовского университета. Новая серия.