Монография Равочкин (Философия права) (Проблемы права в освещении современных философских концепций), страница 11
Описание файла
PDF-файл из архива "Проблемы права в освещении современных философских концепций", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Онподчеркивал, что без международного права не может быть объединениялюдей»124.Новая институционализация позволит создать единство многих народов истран, а право становится не просто основанием этой консолидации, новитальной «необходимостью» при организации человеческого общежития вновых реалиях. Именно осознание Гроцием смысла и направленностичеловеческих интенций к коллективному образу жизни есть основнаяпредпосылка данных положений «Права войны»125. Объяснить нашу гипотезуможно теми многочисленными фактами, что каждому человеку от природыприсущи такие качества, как альтруизм, доброта, моральная чистота и так далее.123Дидманидзе У.Т.
Вклад Гуго Гроция в развитие концепции о «справедливой войне» // Вестник Российскогоуниверситета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2014. – № 1. – С. 228.124Дидманидзе У.Т. Вклад Гуго Гроция в развитие концепции о «справедливой войне» // Вестник Российскогоуниверситета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2014. – № 1. – С. 229.125 Pesante M.L. Slaves, servants and wage earners: Free and unfree labour, from Grotius to Blackstone // History ofEuropean Ideas.
– 2009. – Vol.35. – Issue 3. – pp. 289-320. DOI: https://doi.org/10.1016/j.histeuroideas.2009.04.001Способность совершать действия исходя из общих правовых принципов, равнокак и извлекать уроки из имеющегося у него опыта, будет производной из набораприведенных свойств126. Здесь достаточно заметно, что в теории Гроцияпроисходит смешение правовой реальности и нравственныхспособомрегламентации социальных отношений. Такая диффузия происходит за счетгроцианских попыток найти генетические связи между естественным иположительным правом. Как результат – становление нравственных начал нетолько как способа регламентации, но и основанием организации ифункционирования государства, а позднее межгосударственных союзов.Согласимся с замечанием Гроция, что обеспечение исполнения норммеждународного права становится возможным только в случаях, если эти нормыоказываются выше по отношению к верховным правителям конкретныхгосударств.
Те государства, которые принимают для себя международныеправовые принципы, обязуются исполнять его в полном объеме вне зависимостиот интересов правящих элит. Здесь же можно установить следующие связи:гражданское право своими основаниями обязано естественному праву, амеждународное право, в свою очередь, базируется на нормах и принципахгражданского права. Именно по этой причине становится возможным говоритьо приоритете международного права и обязательном исполнении его принциповв легитимировавшем их государстве127.Наконец, Гроций отмечает обязательность института наказания, цельюкоторого становится стремление к справедливости, представляющую собойсинтетическую, одновременно правовую и этическую, категорию.
Реализацияпринципа справедливости посредством наказания за нарушение правовых нормпроисходит для субъекта по обратному механизму через «причинение страданийза действия, творящие зло»128. Вполне понятным для читательской аудитории126 Волков С.Ю. Этические аспекты политико-правовой доктрины Гуго Гроция // Научно-техническиеведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные иобщественные науки. – 2016.
– № 1 (239). – С. 132-139.127. Равочкин Н.Н. Философско-правовые идеи Г. Гроция как предпосылки формирования нововременныхинститутов // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 1. С. 116-124.128. Дидманидзе У.Т. Вклад Гуго Гроция в развитие концепции о «справедливой войне» // Вестник Российскогоуниверситета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2014. – № 1.
– С. 226-235.становится, что на теоретико-прикладном уровне идеи Гроция произвели«сдвиг» от средневековых схоластических построений в сторону нововременныхвызовов129.Можно увидеть, что с падением всеобъемлющего диктата религиифилософия обретает свободу, которую она направляет на продвижение науки воблаго общества и государства. Постепенно государство как суперинститут,равно как и его устройство, перестает быть «градом божьим», организованным всоответствии с положениями Священного Писания, и правитель предстает ужене как наместник Бога на земле, но как ловкий манипулятор, надзиратель исправедливый каратель нарушителей политико-правового порядка. Идейнаянезрелость и разрозненность социума приведет к необходимости сотворениягражданского строя, в основу которого положены нововременные философскиепостулаты130. В самом деле, с наступлением Нового времени возникает запрос наорганизацию новых форм власти, которые стали бы созвучны идеям Р.
И.Зекриста: «Власть существует и функционирует не в социальном вакууме (подкоторым можно понимать контекст, наблюдаемый преимущественно в условияхдоминирования религиозного мировоззрения), а в культурно-историческомконтексте, который во многом определяет как сам облик власти, так иконкретное соотношение её атрибутов, а также тех методов и тех средств,которые она применяет в своём функционировании»131.Таким образом, интеллектуальные традиции позднего Ренессанса-началаНового Времени ознаменовали собой «победу разума», положив началокачественно новому этапу общественной жизни в целом и, в частности,классической философии права, способствующей более эффективному поискуновых моделей государственного устройства, чем схоластические абстракции.Именно на нововременном этапе исторического развития в политико-правовой129.
Равочкин Н.Н. Философско-правовые идеи Г. Гроция как предпосылки формирования нововременныхинститутов // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 1. С. 116-124.130. Батиев, Л.В. Эволюция правопонимания от Античности до Нового времени (тезисы к истории философииправа) // Право и современные государства. – 2014. – № 2. – С. 23131. Зекрист Р.И. Генезис власти: философский анализ//Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - № 2.
- С.70.сфере Европы осуществиться реальное становление, а затем – с учетом диффузиипродуцируемых интеллектуалами идей – и повсеместное утверждениегосударственно-правового уклада общественной жизни132.В заключение первой главы отметим, что объект нашего исследованиядостаточно наглядноконцептуализирован как целостный многомерныйфеномен,находиткоторыйсвоипроявлениявонтологическом,гносеологическом, аксиологическом, праксиологическом, антропологическомаспектах.132.
Равочкин Н.Н. Общественный договор: генезис и модификация идей в новоевропейской социальнойфилософии // Евразийский юридический журнал. 2020. № 2 (141). С. 496-498.Глава 2. Феноменологическая программа изучения правовойжизни2.1 Феноменология как методология социального познания133Для раскрытия тематики, вынесенной в заголовок монографии, обратимсяк одной из неклассических концепций ХХ столетия, которой являетсяфеноменология.Ведущейпредпосылкойсозданияфеноменологическойфилософии видным немецким мыслителем современности Эдмундом Гуссерлемстановится проблема обоснования знания134.
Общеизвестно, что генезисфеноменологической методологии происходит через критику позитивизма,прежде всего, за его эмпиризм. Что же касается интересующей нас социальнойсферы, то здесь среди основных причин создания этой философской традицииследует указать на столь явное разделение субъекта и объекта познания, а такженачрезмернуюнатурализациюпротекающихвобществепроцессов.Действительно, стоит задаться вопросом: а можно ли абсолютно все социальноесвести к причинным связям? На наш взгляд, ответ более чем очевиден, да еще сучетом того, что естественные установки маркируются Гуссерлем как наивные,так как они представляются наиболее адекватными сугубо для повседневнойжизни.Согласно позиции Гуссерля, помимо собственно натурализма, релятивизми скептицизм также представляют собой основные угрозы для науки ХХстолетия.
Основными формами проявления двух указанных трендов становятсяисторицизм, утверждающий относительность истины в зависимости отсоциального, культурного и временного контекста, и психологизм, переводящийлогические процедуры в сферу «науки о душе». Устранение данных детерминантнеобходимо, прежде всего, в целях преодоления широко распространенного133Основу данного параграфа составляет текст научной статьи Равочкина Н.Н. Исследование социальнойреальности методами философской феноменологии, принятой в печать в научном журнале «Экономические исоциально-гуманитарные исследования» № 2 за 2020 год134 Гусева О.Ю. Философская феноменология и феноменология религии: формирование методологии //Известия Саратовского университета.
Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2008. Т. 8. № 1.С. 16-20; Ямпольская А.И. Искусство феноменологии. – М.: Рипол-Классик, 2018. – 342 с.заблуждения, ассоциирующего «истину» с «правдой». Последняя, в отличие отистины, может быть таковой для одного субъекта, являться отчасти «правдой»для другого и представлять полную противоположность «правде» в соответствиис позицией третьего. Общеизвестно, что такое положение дел в корнепротиворечит сущностным характеристикам истины. Немецкий философполагал, что истину не выводят из фактов, поскольку она является абсолютной,вневременной и уж точно не может быть детерминированной эмоциями.За основу этой «чистой области научного анализа» берется рефлексиясознания, а «исходным пунктом феноменологии была попытка рассмотрениявнеопытных и внеисторических структур сознания, которые обеспечивают егореальноефункционированиеисовпадаютсидеальнымизначениями,выраженными в языке и психологических переживаниях»135.
В научной статье И.В. Кирсберга феноменологии придается статус «так называемой расширеннойэпистемологии, когда вера, чувства, воля – любые ценности кажутся своего родазнанием, – пусть сверхразумным или смутным». Из этого следует, что136феноменология преследовала цель поиска решений теоретико-познавательныхпроблем, а именно «достижение достоверного фундамента человеческого знания– «твердой породы» научного мышления и любого рационального суждениявообще»137, которая не может быть подвергнута сомнению. Исследователи С.
А.Песина и П. С. Тарамышева указывают, что сам Гуссерль в качестве подлиннойпроблемы своей философии определяет «смыслополагание мира», а сознаниерассматривается им как единственное «поле придания смысла»138. Характерно,что в своем беспредпосылочном учении о сущности познания Э. Гуссерльразделяет «знание» и «понимание».135 Романов И.Б. Правообразование с позиций феноменологии права // Право и государство: теория и практика.2014. № 7 (115). С. 12.136 Кирсберг И.В. Феноменология и феноменология религии: каков общий идейный фон? // Вопросы философии.2014.
№ 8. С. 160.137 Харитонов Л. А. Феноменология права: проблемы и перспективы // Юридическая мысль. 2007. № 1 (39). С.29.138 Песина С.А. Тарамышева П.С. Феноменология и естественный язык // Новое слово в науке и практике:гипотезы и апробация результатов исследований. 2014. № 13. С. 133.Для освобождения философии от натуралистическо-объективистскихустановок и создания новой области знания, которой становится рефлексиясознания о собственных актах и данном в них содержании, Эдмунд Гуссерльпредлагает достаточно уникальную методологию – феноменологическуюредукцию – эпохе (ἐποχή).