Запад - Россия - Восток. Том 3 (Запад - Россия - Восток. Том 3.pdf), страница 12
Описание файла
PDF-файл из архива "Запад - Россия - Восток. Том 3.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Так в обществе возникает полярность, постоянно чреватая взрывом: на одной стороне — непродуктивные, но политически господствующие классы, на другой — лишенныевласти продуктивные классы индустриалов, т.е. рабочие, крестьяне,предприниматели, банкиры. Продуктивным классам, согласно Сен-Симону, следует развить, соответственно своему социальному положению,и единое классовое сознание, проникнутое уверенностью, что именно"индустриалы", т.е. продуктивные элементы, составляют историческиперспективное большинство населения земли и что за ними — будущее.Существующий мир Сен-Симон называет "перевернутым", превращенным, превратным, а революционность индустриальных классов в этихусловиях исторически неизбежной.394. Решающую роль в пробуждении нового классового сознания ипобеде "индустриалов" должна сыграть новая идеология, создание которой выпадает на долю идеологов-теоретиков нового типа и становится их уникальным историческим призванием.
Принципы новой идеологии — равенство, свобода и прогресс, а также любовь кчеловеку и человечеству. Такая идеология сначала формируетсяна уровне чувств и мыслей обыденного сознания, но как идеологиякласса индустриалов она должна принять систематически разработанную научно-философскую форму, превратиться в "позитивную науку"и обрести практическое дополнение в системе, с помощью разума регулирующей отношения и судьбы людей в особо трудные переходныевремена.5.
Для организации общества будущего Сен-Симон считает достаточно (хотя и не первостепенно) важной правовую организацию деятельности государства. На первое место он ставит общество материального благосостояния и, насколько это возможно, идею процветания,изобилия для большинства населения, что послужит предпосылкой идаже гарантией порядка, отсутствия преступности, переворотов и смут.6. В марксистской литературе Сен-Симона (вместе с Шарлем Фурьеи Робертом Оуэном) именовали "предшественником научного социализма и коммунизма".
Считалось, что "предшественники" не простоввели в оборот философии, социологии, политической теории идеалобщества, свободного от частной собственности, эксплуатации и основанного на принципах равенства и справедливости, но обосновали еготеоретически и идеологически. До сих пор идут споры о том, в какоймере эта характеристика приложима именно к Сен-Симону. «Оценкароли, которую сыграл Сен-Симон в развитии социальной философии исовременного социализма, нелегка.
Несомненно, он предвосхитил некоторые социалистические идеи последующего времени, что заметил ужеЭнгельс; по его убеждению, у Сен-Симона, у которого, согласно энгельсовской констатации, была "гениальная широта взгляда", "можнонайти почти все мысли более позднего социализма, но без экономической строгости". Но нельзя упускать из виду, что из такой перекличкиидей непосредственно не следует вывод о зависимости более позднихавторов от Сен-Симона, ибо утверждения его часто были слишкомсмутными, даже во многом противоречивыми, чтобы толковать их какпредвосхищения различных более поздних воззрений. Нельзя упускатьиз виду и того, что не все разделяемые Сен-Симоном взгляды5 могутиметь значение "социалистических" в обычном смысле слова» . В самом деле, Сен-Симон высказывал противоречивые идеи по коренномудля социалистов вопросу о частной собственности, хотя именно такая"широта взгляда" впоследствии могла подтолкнуть к размыванию ригористически очерченных контуров марксистского "научного социализма" и привести к созданию западных социал-демократических вариантов программ и учений, которые допускали и частную собственность, иблизкий Сен-Симону проект союза с предпринимателями, словом, с"продуктивными элементами" общества.
Во всяком случае, сен-симонистская идея единства "индустриалов" вряд ли совместима со строгомарксистскими проектами пролетарского социализма и диктатуры пролетариата. Но об этом у нас ранее предпочитали не говорить, "подгоняя" концепции таких мыслителей, как Сен-Симон, к более поздним40марксистско-ленинским образцам, делая из их сочинений готовый "теоретический источник марксизма". Разумеется, об "ошибках" и "слабостях" "предшественников марксизма" тоже упоминалось, но подчас кним относили как раз то самое интересное и специфическое, что отличало их воззрения.огюст контОпост Конт (1798-1857)6, ученик и последователь Сен-Симона, родился в 1798 г. в Монпелье; в 1816 г. окончил Высшую политехническую школу в Париже. После недолгого периода домашнего учительства, с 1818г.
он был личным секретарем Сен-Симона, пока в 1824 г.отношения между двумя выдающимися мыслителями не прервались.Конт пережил нервное заболевание. С 1833 г. он стал репетитором поматематике в Политехнической школе. С 1830 по 1854 г. Конт создавалсвой грандиозный шеститомный труд — "Курс позитивной философии"("Соигз с1е рЪПозорЫе розШуе").Другой крупный труд — "Система позитивной политики" (1851 —1854 гг.) — был тесно связан с работой учрежденного Контом в 1848 г.Позитивистского общества, для обоснования плана деятельности которого и был написан. В подзаголовке он был обозначен Контом такжекак "Трактат по социологии". Перу Конта принадлежит работа "Позитивистский катехизис, или Суммарная экспозицияуниверсальной религии" (1852) и многие другие сочинения7.Основные идеи Конта отмечены влиянием Сен-Симона.
Однако Конт,несмотря на это (как и на влияние других авторов, например, А. Тюргои М. Ж. Кондорсе), в 30—50-х годах XIX в. вырос в самостоятельногомыслителя. Подытожим главные идеи Конта и направления их воздействия на философию.1. Вслед за Сен-Симоном Конт различал так называемые критический и органический периоды в человеческой истории и считал необходимым готовить человечество к новому будущему, а именно к "органическому этапу существования".2. Оба мыслителя дистанцировались от идеализма, критиковали либерализм, прежде всего идею суверенитета народа, пустившую глубокие корни во французской социальной философии под влиянием Ж. Ж.Руссо и его последователей.
Себя они считали представителями "догматического направления" человеческой мысли.3. Социальной теории Конт (тоже вслед за Сен-Симоном) придавалогромное значение. Конт ввел термин "социология", имея в виду широкомасштабное научное исследование общества с помощью целой системы "позитивных наук", энергично противопоставляемое фантастическим конструкциям теологии и метафизики8. Это было одно изпервых энергичных наступлений на метафизику.4. Отводя важную роль социальной теории, Конт отдавал пальмупервенства самой социально-исторической практике.
При этом он отмежевывался также от предшествующей философии, хотя она со временКанта подчеркивала примат практического разума перед теоретическим.Правда, создатель социологии в известном смысле возвращался к иде-41ям просветителей, причем особо подчеркивал социально-историческое,воспитательное, преобразующее значение наук. В науках он выдвигал на первый план противопоставленное "метафизике" и"спекуляции" позитивное, т.е. проверяемое опытом и практикой, рационально применяемое знание. Такое знание, по Конту, должно обладать "духовной силой", революционно-преобразующимвоздействием на общество и индивидов.
Однако и в социологии, согласно Конту, не следует преувеличивать значение выдвигаемых темиили иными учеными понятий и концепций.Социология изучает общественные системы на двух уровнях: наодном исследуются условия их существования, законы функционирования (социальная статика), на другом — тенденции, главные направления, последовательность ступеней общественного развития (социальнаядинамика).5. Социология, включающая в себя в качестве важнейшей составной части позитивную науку о политике (а порой и отождествляемая снею), должна не измышлять идеальные проекты "совершенного общественного порядка", а работать над осмыслением действительного общества, его реалий, словом, исторически достигнутого, никак не свободного от противоречий состояния цивилизации.
Состояние цивилизации в таком широком смысле детерминирует, согласно Конту, социальную структуру: во-первых, благодаря ему оказываются предданными цели всех форм социальной деятельности; а во-вторых, оно вызывает к жизни социальные силы, которые ее направляют. Согласно Конту,"было бы глупостью рассматривать политическую систему как независимую от других факторов и из нее стремиться вывести силы общества, ибо политика, напротив, должна черпать свои силы из общества,если она не хочет быть приговоренной к бездействию". Признавая,правда, обратное влияние общественных отношений на культуру, Контсчитает ее первичной, а социальные отношения — вторичными. Егофилософско-историческая концепция является, таким образом, идеалис9тической и в этом отношении отличается от исторического материализма .6.