Запад - Россия - Восток. Том 3 (Запад - Россия - Восток. Том 3.pdf)
Описание файла
PDF-файл из архива "Запад - Россия - Восток. Том 3.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ:ЗАПАД-РОССИЯ-ВОСТОКкнига третья:Философия XIX — XX в.Под редакцией проф. Н. В. Мотрошиловой ипроф. А. М. РуткевичаУчебник для студентоввысших учебных заведенийВторое издание«Греко-латинский кабинет»®Ю. А. ШичалинаМосква 1999ИУчебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинамдля высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института «Открытое общество» (ФондСороса) в рамках программы «Высшее образование».Взгляды и подходы автора не обязательно совпадают с позициейпрограммы.
В особо спорных случаях альтернативная точка зренияотражается в предисловиях и послесловиях.Редакционный совет: Б.И.Бахмин, Я.М.Бергер, Е.Ю.Гениева,Г.Г.Дилигенский, В.Д.ШадриковИ75История философии: Запад-Россия—Восток (книгатретья: Философия XIX — XX в.). 2-е изд. — М.: «Греколатинский кабинет»® Ю. А. Шичалина, 1999. — 448 с.18ВК 5-87245-040-0На обложке: Джорджа де Кирико. Завоевание философа. 1914. X., м. Чикаго, Художественный институт15ВЫ 5-87245-040-0Научная библиотекаУральскогоГоеуяврстввнввгоУниверситета© «Греко-латинский кабинет»®Ю А. Шичалина. Оформление, 1997© М Н.
Громов, 1997© А Ф. Грязное, 1997© А. Ф. Зотов, 1997© М С. Козлова, 199715ИУ15-87245-040-0©О©©О©Ю. Мелих, 1997И. А Михайлов, 1997Н. В Мотрошилова, 1997А. М Руткевич, 1997М. Т Степанянц, 1997Г. М. Тавризян, 1997ЗАПАДЧАСТЬ IФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫXIX - НАЧАЛА XX в.ВведениеОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ ВО ВТОРОЙПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.Предваряя дальнейшее более подробное рассмотрение идей и направлений, появившихся после того, как со смертью Гегеля (позднее —Шеллинга) закончилась непосредственная история немецкой философской классики, обрисуем общие контуры и основные тенденции движения европейской философской мысли в 40—90 годах XIX в.
и началеXX в.Некоторое время существовала и оказывала влияние гегелевскаяшкола. Но ей было суждено достаточно быстро сойти с философскойсцены. Произошло это отчасти в силу острых идейных разногласийвнутри самого гегельянства, появления внутри него новых философских направлений, из которых сначала примыкавший к гегелевскойшколе, но позднее обретший самостоятельность марксизм оказался самыммощным и длительным по продолжительности своего влияния социально-философским течением. Начав свой путь в XIX в., в видоизмененной форме массовой идеологии сохранившись как одно из главныхтечений XX в., он имеет шанс "перешагнуть" и в историю XXI столетия.Что до распада гегелевской школы, то он был обусловлен не толькои даже не столько разногласиями внутри философского движения, инициированного Гегелем.
Еще большую роль играло то активное неприятие гегелевской философии, а в известной степени и философскойклассики как таковой, которое в XIX в., еще при жизни Гегеля, но вособенности после его смерти продемонстрировали столь значительныемыслители, как А. Шопенгауэр и С. Кьеркегор. Позднее, в последниедесятилетия XIX в., эстафету критики, коренного преобразования классической мысли, переоценки ценностей подхватил Ф. Ницше. Идеи этихтрех мыслителей в ходе анализа условно можно объединить в единыйблок, а самих философов (что сделано в одной из последующих глав)назвать "возмутителями спокойствия" в философии XIX в.
Они прола-5гали дорогу парадигмам будущего философствования, почему о нихпридется не раз вспомнить и при рассмотрении ряда направлений философии XX в., возродивших и далее развивших их идеи.Другой фронт критики классической философии еще в XIX в. открыло позитивистское направление, которое отвергло не все наследиепрежней философской мысли, а главным образом выступило против ее"метафизического", "спекулятивного" уклона. В XIX в. родился такназываемый первый позитивизм, который, как потом оказалось, сталпровозвестником будущих позитивистских, антиметафизических движений (второй позитивизм и третий позитивизм).
Позитивизм оказал нафилософию, на человеческую культуру немалое влияние. Особенномощные корни пустил он в естествознании и философии естественныхнаук; на рубеже XIX и XX в. его прибежищем сделались и такие дисциплины, как физиология и психофизиология. Весьма характерно, однако, что в этих же областях в 50 — 60-е годы крепло движение "вподдержку" метафизики: целый ряд естествоиспытателей, мыслившихфилософски, или философов, занимавшихся естествознанием, способствовал оформлению антипозитивистских движений и возрождениюфилософских традиций древности и нового времени. Возврат к классике, вообще характерный для философии 70 —90-х годов XIX в., неозначал, что совершается лишь "попятное" движение философии к еепервоистокам. Осмысление философской мысли было глубоко новаторским. Перед нами — одна из коренных тенденций развития философии не только в XIX, но и в XX в.
Как правило, после очередногонаступления на классическую мысль рождалось довольно мощное движение, направленное на защиту и продолжение традиций философскойклассики. Причина этого кроется прежде всего в самой философии, вее органической связи с историей философской мысли. Но немалуюроль играет и то, что как раз в периоды, когда одни философы отвергают прежние ценности и традиции, другие философы горячо берут ихпод защиту, ибо находят в них и способ сохранения самой философии,и идейно-нравственную опору во времена кризиса. Вот почему во второй половине XIX — начале XX в., когда участились атаки на философскую классику, появились и стали развиваться философские направления, открыто объявившие своей целью сохранение классического наследия.
Идеи и концепции представителей этих направлений будутболее обстоятельно рассматриваться в соответствующих главах учебника. А сейчас обрисуем общую панораму развития западной философиив той ее части, где возрождалась и обновлялась философская классика.Под лозунгом "Назад к Канту" родилось неокантианство. Возникшее еще в 60-х годах XIX в., оно "перешло" в XX в. Неокантианствопредставлено двумя основными философскими школами — марбургской (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер) и фрейбургской (баденской)(В. Виндельбанд, Г.
Риккерт). Несколько раньше под лозунгом "Назадк Гегелю" начало формироваться неогегельянство. Наиболее видныеего представители — английские философы Дж. Д. Стерлинг, Э. Кэрд;немецкие философы Р. Кронер, Г. Лассон, итальянские философыБ. Кроче, Дж. Джентиле, а позже — французские философы А. Кожев, Ж.
Валь, Ж Ипполит и др. "Абсолютный идеализм" английскогофилософа Ф. Брэдли, американского — Дж. Ройса также был связанс критическим возрождением гегельянства.Стремлением сохранить классические корни философии отмеченатакже эволюция влиятельного течения религиозной философии, возникшего в 70-х годах XIX в. и получившего название неотомизма (отлат. написания имени Фомы Аквинского — Томас). Это направлениесуществует и в наши дни. Оно поддерживается католической церковью.Наиболее известные неотомисты XX в.
— Ж. Маритен, Э. Жильсон.Но еще более влиятельными в XX в. были мыслители, которые придерживались некоторых принципов близкой к католицизму религиозной мысли, но в философии шли своими путями, за что были осуждаемы официальными кругами католичества (Г. Марсель, П. Тейяр деШарденидр.).Таким образом, во второй половине XIX в. в западной философской мысли велась борьба идейных движений, крайними полюсами которой стали "радикальный нигилизм" и догматический, консервативный традиционализм. Вместе с тем все яснее обнаруживалось, что сам?по себе дихотомия антитрадиционализма и традиционализма весьма условна.
Ведь даже за завесой "радикального нигилизма" подчас скрывалось избирательное отношение к классике (например у Ф. Ницше —культ особым образом истолкованной античности). В свою очередь,философы противоположных (по форме традиционалистских) направлений нередко использовали работу над философским наследием воимя выработки новых, неклассических идей и подходов.Необходимо учесть, что в философии на рубеже XIX—XX в.и в первые десятилетия нашего столетия происходили особенно интенсивные процессы, связанные с поисками новыхформ и парадигм (образцов, типов) философствования. Впоследние десятилетия XIX в. эти парадигмы рождались в разных точках "времени и пространства философии".
Философские направленияи школы лишь постепенно группировались вокруг наиболее значительных фигур, достигших успеха в поиске этих новых парадигм. Историятаких направлений, начавшись в XIX в., переходит в век XX, когданекоторые из течений обретают еще больший вес в философии и культуре, чем при своем зарождении. (Надо принять во внимание, что объединение тех или иных мыслителей в направления и школы иногда соответствует их высказываниям и определениям своей работы; порой такое объединение условно.) Новые для XIX и начала XX в. направления, о которых идет речь — философия жизни (В.
Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер), прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи), феноменология (Э. Гуссерль, Э. Финк, Л. Ландгребе, М. Мерло-Понти),психоанализ (3. Фрейд, К.Т. Юнги др.).В части I, в основном посвященной философии XIX в. и отчастифилософии начала XX столетия, речь пойдет об упомянутых философских учениях и основных направлениях — за исключением тех, развитие которых, как в случае неотомизма, феноменологии, психоанализа,началось еще в XIX в., но протекало в основном в XX столетии.