_методичка_ Философия. Киселёв В.Н. 2002 (_методичка_ Философия. Киселёв В.Н. 2002.pdf), страница 14
Описание файла
PDF-файл из архива "_методичка_ Философия. Киселёв В.Н. 2002.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
Критиковать в целомметафизику бессмысленно, возможна только критика конкретно-историческихееформсуществования:например,«рассудочнуюметафизикуновоевропейского эмпиризма и рационализма», «метафизику классическойнемецкой философии», «метафизику марксизма», «метафизику позитивизма» ит. д. Это же относится и к фальсификационизму К. Поппера: если концепция«фальсификации» претендует на научно-теоретический статус, то тогда онасама должна быть фальсифицируема, значит – опровергнута.
Она уже сейчасдолжна быть «потенциально ложна, неверна», а далее перерасти вдействительное состояние «ложности»…«Пояснение: В билет на экзамене кандидатского минимума будут включены три вопроса,соответствующие основным формам занятий:• все первые вопросы – по основному лекционному курсу проф. А.В. Кезина;• все вторые вопросы – по спецкурсам, как общим для всех естественных факультетов, так испецифическим для разных факультетов (курсив мой. Это и есть то, что собственно, является«профилизированной философией», и здесь содержательно по объему может быть от трети дошестой части аспирантского курса философии - К.В.);• все третьи вопросы – по семинарским занятиям, формулируемые преподавателями,руководителями соответствующей семинарской группы.В отдельных билетах возможно дублирование вопросов.В предлагаемом ниже списке сформулированы первые вопросы и часть вторых (по общимспецкурсам).
Остальные вопросы формулируются преподавателями философии на факультетах.За месяц до экзаменов все аспиранты и соискатели должны представить руководителюсеминарской группы рефераты, являющейся продуктом самостоятельной, индивидуальной работы,примерным объемом 25 машинописных страниц» (Кезин А.В. ВОПРОСЫ КАНДИДАТСКОГОЭКЗАМЕНА ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ АСПИРАНТОВ е/ф 1999 г. – С.1).1Поэтому, содержательно общий студенческий курс философии нахимическом факультете МГУ есть «история европейской метафизики» снекоторыми сведениями из логики1. Но эти логические знания будут неотдельно от структуры самого курса, а привязана к тем темам, которыесодержательно ближе всего к ним. Например: когда будем разбирать тему«Генезис философии (переход от мифа к логосу)» - «логос» раскроем через«понятие»; в теме о философии Сократа – разберем, что такое «определение»;говоря о И.
Канте – «суждение» и «идея»; о Аристотеле – «умозаключения» и«категории»; о Ф. Бэконе – «индукция» и т. д.В подлинном смысле это название курса немного напоминает тавтологию (как «масло масленое») –история метафизики, тесно переплетенная с логикой, исключительно связана с европейскойтрадицией философии. Поэтому, можно ограничится только названием курса как «историяметафизики».13. Общие методические рекомендациик курсу «Философия»Для чего нужны эти методические разъяснения и рекомендации?Образовательный процесс очень сложен и многолик.
В нем участвуютразличные социальные группы, со своими целями и интересами, которые вучебном процессе должны быть согласованы и приведены к общемузнаменателю:государственныечиновникисистемыобразования,администрация и обслуживающий персонал вуза, преподаватели различныхдисциплин, студенты.По аналогии с автомобильным движением это выглядит так. Каждыйучастник движения (автомобилист, пешеход, автоинспектор, дорожныеслужбы) должны все свои действия строить так, чтобы они были прозрачны,четки, предсказуемы для окружающих в своих дальнейших последствиях. Впротивном случае неизбежна авария, дорожно-транспортное происшествие.Точно так же и в учебном процессе необходима четкость и прозрачностьдействий участников его, чтобы не допустить «аварии», нежелательныхпоследствий.Для преподавателей1.
Определяющим в этих рекомендациях являютсядва взаимосвязанных момента: функция преподавателя в учебном процессе инекоторые особенности существования философской традиции. Раскроим этимоменты.Любой начинающий ученик (в нашем случае студент) оказывается передвходом в лабиринт «человеческих знаний», в который войти очень легко, а вотпройти его весь и не заблудиться, тем более выйти с искомой добычей и повозможности кратчайшим путем – нелегко2.
Человечество выработало толькоВ первую очередь, эти рекомендации предназначены молодым преподавателям философии, в томчисле аспирантам нашей кафедры, которые во время педпрактики руководят студенческимисеминарскими занятиями по данному курсу философии.2Например: в герменевтике (теории и практике истолкования текстов) подобная проблема называется«герменевтическим кругом» (Г.к.). Г.к. - особенность процесса понимания, связанная с егоциклическим характером: в герменевтике Г.к. разрабатывался как круг целого и части.
В отчетливойформе он представлен Ф. Шлейермахером (1768-1834): для понимания целого необходимо понять егоотдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление осмысле целого. Читатель должен понять уже то, внутри чего он еще сам не находится (см.: МалаховВ.С. «Герменевтика» и «Герменевтический круг»// Современная западная философия: Словарь. – М.,1991.
- С. 74-77.). Или так: «Следует признать справедливым требование, чтобы история какого бы тони было предмета сообщала факты без предвзятости, без стремления достичь осуществлениячастного интереса и частной цели. Но с этим требованием, представляющим собою общее место, мыдалеко не продвинемся, ибо история предмета необходимо связана теснейшим образом спредставлением, которое составляют себе о нем. Уже то, что мы считаем важным и целесообразнымдля истории этого предмета, определяется соответственно представлению, составляемому нами онем, а связь между совершающимися и целью влечет за собой выбор подлежащих обсуждениюсобытий, а также определенный способ их понимания и определенные точки зрения, с которой онирассматриваются. Таким образом, может случиться, что, смотря по представлению, котороесоставляют себе, например, о том, что такое государство, читатель как раз не найдет в политическойистории страны ничего из того, что он в ней ищет.
Еще больше это может иметь место в историифилософии, и можно указать такие изложения этой истории, в которых найдем все, но только не то,что мы считаем философией» (Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга первая. – СПб.,1один эффективный способ действий в подобной ситуации: найти знающегопроводника. Все остальные способы если и приводят к желаемому, то безпонимания, как это получилось, а следовательно, и безрезультатно (повторитьсамостоятельно еще раз это уже не удастся).
Но вот как найти на самом делезнающего проводника при обилии считающих себя таковыми?… Ответа нет.Только случай, и еще раз случай1.Ситуацию не спасает даже наличие профессиональных преподавателей,призванных обществом, сегодня чаще государством, быть для подрастающейсмены проводниками в богатейшем наследии культуры, оставленном нампредками. Наоборот, часто профессиональные преподаватели оказываютсяпроводниками своих личных, групповых или государственных установок,которые не совпадают с «общечеловеческими ценностями», а противоречат им.Такой преподаватель становится не проводником, а преградой на пути восвоении фундаментальных ценностей цивилизации.
Эта ситуация историческиненова, о ней еще почти двести лет назад говорил Гегель, сегодня она стала напорядок хуже.«Мы увидим при рассмотрении истории философии, что в другихевропейских странах, в которых ревностно занимаются науками исовершенствованием ума и где эти занятия пользуются уважением, философия,за исключением названия, исчезла до такой степени, что о ней не осталось дажевоспоминания, не осталось даже смутного представления о ее сущности…Однако бедствия пережитого нами времени, а также интерес к великиммировым событиям, о которых я уже говорил раньше, вытеснили также и у насосновательное и серьезное занятие философией и отвратили от нее всеобщеевнимание.
Вышло, благодаря этому, что дельные умы обратились кпрактическим занятиям, а плоские и поверхностные завладели аренойфилософии и чванливо на ней расположились. Можно сказать, что с тоговремени, как в Германии впервые зародилась философия, никогда так плохо необстояло с этой наукой, как именно в наше время, никогда раньше пустое1993. - С. 66). Получается парадоксальная ситуация – чтобы обосновать историческим материаломфилософии ее предмет, необходимо иметь представление о предмете философии как основании дляпривлечения исторического содержания философии (нечто является основанием того, что должнобыть основанием этого исходного нечто).
Как можно разорвать этот логический круг?1«В преддверии новых исканий и достижений, в борьбе за духовную чистоту, за подлинность опытаи предметность познания философии естественно обращаются к своему прошлому, для того чтобынаходить в его лучших созданиях вдохновение и напутствие… Гениальное создание служит как быдверью для всякого, отыскивающего доступ к самому предмету, но надо суметь не загородиться этоюдверью от предмета, а открыть ее для себя и для других; открыть для того, чтобы начать борьбу засамостоятельный, подлинный опыт и за истинное, предметное знание. В этом – высшая и основнаязадача истории философии… Она (философия – К.
В.) должна возродить и восстановить свой метод– не в смысле системы более или менее отчетливо расчлененных «понятий» и «правил», а в смыслетворческой, систематически осуществляемой интуиции, направленной на самый предмет. И тогдаона, быть может, вновь осмелится признать себя особым, универсальным способом познания,опытным по существу и метафизическим по предмету; тогда она перестанет страшиться«последних» проблем, но признает и утвердит свое призвание именно в их разрешении… Можетбыть, ни одно философское учение не может так содействовать этому творческому подъему, какучение Гегеля» (Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека. В двухтомах. – СПб., 1994.