учебник (Учебник для ВУЗов - Под редакцией М.И.Абдулаева - Финансовый контроль, 2004 г. - 561 с), страница 14
Описание файла
Файл "учебник" внутри архива находится в папке "Учебник для ВУЗов - Под редакцией М.И.Абдулаева - Финансовый контроль, 2004 г. - 561 с". PDF-файл из архива "Учебник для ВУЗов - Под редакцией М.И.Абдулаева - Финансовый контроль, 2004 г. - 561 с", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "правоведение" из 5 семестр, которые можно найти в файловом архиве МАИ. Не смотря на прямую связь этого архива с МАИ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "книги и методические указания", в предмете "правоведение" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
Безграничная свобода каждого была бы лишьанархией, при которой никто не имел бы возможности пользоваться своейсвободой. В праве речь идет о формально равном и относительносправедливом масштабе свободы суверенного (самостоятельного) человека.Право также предполагает гарантированную безопасность прав и свободличности, вне и помимо которой нет и не может быть цивилизованногообщества.Официально признанное и защищаемое государством право, в отличиеот естественного, общесоциального права, представляет собой позитивноеили иначе – юридическое, законодательное, легальное право.
Юристы имеютдело прежде всего с юридическим правом, но они не должны забывать, что воснове юридического лежит общесоциальное право, что законодательствогосударства (позитивное право) не должно противоречить естественнымправам и свободам человека, что разрыв между ними дестабилизируетобщественный порядок, делает людей – граждан государства бесправнымиподданными власти, отнимает у человека свободу, превращает его в раба иликрепостного, тем самым страдает индивид, который не может реализоватьсвои возможности, и потому страдает и целый народ, все общество, теряядинамизм, свободу, творческий потенциал, духовность и нравственность.Происходит это в условиях антидемократических режимов, узурпации властиу народа, личной диктатуры или диктатуры правящей элиты, творящихпроизвол и беззаконие.
В конечном счете противоречие междуобщесоциальным и юридическим правом инициирует протест населения,бунт, революцию.Известный русский философ В.С. Соловьев связывал общеевозрождение и успешное развитие России с необходимостью отказа от правасилы, от деспотизма и насилия, с обретением веры в силу права. Он писал:«Одно только мы знаем наверное: если Россия… не откажется от права силыи не поверит в силу права, если она не возжелает искренне и крепкодуховной свободы и истины, она никогда не может иметь прочного успеха нив каких делах своих, ни внешних, ни внутренних»2.3.2. Право и мораль2Соловьев В.С. Литературная критика. М., 1990. С.
294–295.5960Соотношение права и морали имеет особое значение на современномэтапе развития цивилизации, так как многие нравственные ценности –свобода, равенство, справедливость, честь, достоинство и другие – находятюридическое закрепление в нормативно-правовых актах. Достоинстволичности, основные права и свободы каждого человека получают всеобщеепризнание со стороны цивилизованных демократических государств.Право и мораль – важнейшие элементы человеческой культуры.Моральные нормы так же, как и правовые, являются социальнымирегуляторами поведения человека. «Особое место в формировании духовногомира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции, –пишет Е.А. Лукашева, – принадлежит праву и морали, которые являютсяважнейшими социальными регуляторами, включенными в системуобщественных отношений, целенаправленно воздействующими на ихразвитие и совершенствование и тем самым на преобразование сознанияличности»3.Мораль – это совокупность взглядов, представлений о добре и зле,справедливости, чести, долге, смысле жизни, счастье и соответствующих имнорм и принципов поведения людей, которые направлены на осуществлениечеловеческих идеалов и соблюдение которых обеспечивается убеждением,совестью человека, его привычкой, а также общественным мнением.Мораль содержит в себе все ценное и прогрессивное, что быловыработано человечеством в ходе исторического развития, в борьбе ссоциальным злом и нравственными пороками.
Это система нравственныхнорм и ценностей. Принципы морали – это ее основные начала, исходныетребования, охватывающие общественную и личную жизнь человека.Мораль включает также нравственные чувства, переживания,настроения, то есть она имеет и психологический аспект. «Две вещинаполняют душу всегда новым и все более сильным благоговением, – писалИ. Кант, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Кантвыводил право из этого нравственного вечного разумного закона, который неподвержен никаким изменениям.
Он назвал этот закон «категорическимимперативом» и сформулировал его следующим образом: «Поступай так,чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякогодругого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как ксредству»4.Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый предполагаетценностное отношение индивида к самому себе, чувство собственного34Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.
С. 3.Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4 (1). М., 1965. С. 260.6061достоинства, осознание себя как личности, имеющей социальную ценность.Здесь мы имеем дело с кантовским «категорическим императивом», всоответствии с которым в каждой личности заключен высший и безусловныйнравственный закон, коему она должна неукоснительно следовать. Второйаспект – отношение человека к другим, осознание ценности своего социальнозначимого поведения. В обобщенном виде содержание внешнего аспектаморали можно выразить так: «Не поступай по отношению к другим так, какты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».В отечественной юридической литературе существует точка зрения,согласно которой мораль не включает психологические аспекты индивида, тоесть в нормах морали отсутствует какой-либо индивидуальный фактор.Г.Ф.
Шершеневич, например, считал, что нравственность представляет нетребования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Нечеловек определяет, как он должен относиться к другим, а обществоустанавливает, как один человек должен относиться к другому. Неотдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, аобщество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он нехорош для индивида, и оно может считать поступок недостойным снравственной стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точкизрения5.Моральные нормы адресуются как к отдельной личности, так и кобществу в целом. Поэтому нет необходимости проводить резких различиймежду индивидуальным и социальным характером нравственныхтребований, поскольку в них органически выражены элементыпсихологического фактора индивида и социальных требований к нему.Поведение личности в социуме во многом определяется, с одной стороны,его моральными воззрениями, нравственной зрелостью.
Внутреннееубеждение индивида в нравственности своего поступка во многомопределяет и его социальную значимость. С другой стороны, индивидунебезразлично отношение общества к его поступкам. Соответственно, онстроит свое поведение сообразно сложившимся традициям и нормам.Моральные ценности, которые «сидят» внутри каждого индивида, какбы определяют его поступки, толкают к тому или иному социальнозначимому поведению. Между тем эффективность любого нормативногорегулирования во многом определяется тем, в какой степенисоответствующие нормы стали частицей внутреннего мира человека.Соответственно, и право имеет силу тогда, когда его нормы реализуютсясознательно, без внешнего воздействия, то есть чтобы быть эффективными,5Шершеневич Г.Ф.
Общая теория права. М., 1911. С. 169–170.6162правовые нормы должны соответствовать требованиям морали или, покрайней мере, не противоречить им.По отношению к праву моральные ценности выступают как быкритерием оценки людьми эффективности механизмов правовогорегулирования общественных отношений. Закрепляя нравственные ценности,право тем самым способствует созданию надлежащих условий для ихреализации. Идеи свободы, равенства, справедливости, по природе присущиечеловеку, становятся и правовыми ценностями. Соответственно возрастает инравственная ценность самих юридических норм.
Об этом свидетельствуют изакрепленные в нормативно-правовых актах многие положениянравственных требований. Например, в преамбуле Конституции РоссийскойФедерации говорится о «почитании памяти предков, передавших нам любовьи уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость». В Основном законетакже закрепляется, что «человек, его права и свободы являются высшейценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека игражданина – обязанность государства» (ст.
2); «Достоинство личностиохраняется государством. Ничто не может быть основанием для егоумаления» (ст. 21). Достоинство личности является свойством, присущимвсем членам семьи, из которого вытекают все неотъемлемые права и накотором основываются свобода, справедливость и всеобщий мир. «Каждыйимеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейнуютайну, защиту своей чести и доброго имени» (ст. 23). Нарушение этихтребований может повлечь за собой как применение предусмотренныхгражданским законодательством способов защиты гражданских прав вплотьдо компенсации морального вреда, так и уголовную, административную илииную ответственность.Влияние морали на право отмечается также и в сфере реализацииправа.