Пьер БУРДЬЕ Социология социального пространства, страница 12
Описание файла
Файл "Пьер БУРДЬЕ Социология социального пространства" внутри архива находится в папке "Пьер БУРДЬЕ Социология социального пространства". PDF-файл из архива "Пьер БУРДЬЕ Социология социального пространства", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 4 семестр, которые можно найти в файловом архиве МАИ. Не смотря на прямую связь этого архива с МАИ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "книги и методические указания", в предмете "социология" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Условием может быть обладание определенным культурным капиталом — истинной платой завход, которая может воспрепятствовать реальному присвоению благ, называемых общественными, или самомужеланию их присвоить. Очевидно, что здесь имеются ввиду музеи, но это относится и к услугам, непроизвольнопринимаемым за наиболее универсально необходимые(например, медицинские или юридические учреждения),или такие, что предлагают учреждения, организованныедля обеспечения большего доступа к ним (социальноестрахование и различные виды бесплатной помощи).Можно ценить Париж за его экономический капитал, аможно и за его культурный и социальный капиталы,однако недостаточно войти в Бобур™, чтобы присвоитьviБобур — культурный центр имени Жоржа Помпиду, в котором располагаются музей современного искусства, библиотека, галереи и выставочные залы, кинотеатры и т.
д. — Прим.перев.Физическое и социальное пространства...61культурные ценности музея современного искусства; нельзя даже быть уверенным в том, что необходимо и достаточно войти в залы, посвященные искусству модерна(очевидно, так делают не все посетители), чтобы сделатьоткрытие, что недостаточно туда войти, чтобы ими овладеть...Помимо экономического и культурного капиталов,некоторые пространства, в частности, наиболее закрытые, наиболее «избранные», требуют также и социального капитала. Они могут обеспечить себе социальный исимволический капиталы лишь с помощью «эффекта клуба», который вытекает из устойчивого объединения в недрах одного и того же пространства (шикарные кварталы или великолепные особняки) людей и вещей, похожихдруг на друга тем, что их отличает от огромного множества других нечто общее, не являющееся общим для всех.Эффект клуба действует в той мере, в какой эти люди исключают по праву (с помощью более или менее афишированной формы numerus clausus™) или по факту (чужакобречен на некоторое внутреннее исключение, способноелишить его определенных прибылей от принадлежности)не проявляющих всех желательных свойств или проявляющих одно из нежелательных свойств.Эффект гетто есть полная противоположность эффекту клуба.
В то время как шикарные кварталы, функционирующие как клубы, основанные на активном исключении нежелательных лиц, символически посвящают каждого из своих обитателей, позволяя ему участвовать вкапитале, аккумулированном совокупностью жителей,гетто символически разлагает своих обитателей, объединяя в некоторой резервации совокупность агентов, которые, будучи лишены всех козырей, необходимых дляучастия в различных социальных играх, могут делитьсятолько своим отлучением. Кроме эффекта «клеймения»,объединение в одном месте людей, похожих друг на другав своей обделенности, приводит к удвоению этого лише™ порядок исключения (лат. ).62Пьер Бурдьё.
Социология социального пространствания, особенно, в области культуры и культурной практики (и наоборот, эффект «клеймения» укрепляет культурные практики наиболее обеспеченных).Среди всех свойств, которые предполагает легитимное занятие определенного места, имеются такие — и онине являются наименее определяющими, — которые приобретаются лишь при длительном занимании этого места и при продолжительном посещении его законных обитателей. Очевидно, это случай социального капитала связей (в особенности таких привилегированных, как дружбас детства или с юношеских лет) или всех тех наиболее тонких аспектов культурного и лингвистического капитала,как манера держаться, акцент и т.
п. Существует массачерт, придающих особую весомость месту рождения.Чтобы показать, каким образом власть и, в частности, власть над пространством, которую дает обладаниеразличными видами капитала, переводится в присвоенное физическое пространство в форме пространственного распределения возможностей обладать и иметь доступк дефицитным благам и услугам, частным или общественным, я попытался несколько лет назад вместе с Моникде Сен-Мартен собрать воедино множество имеющихсястатистических данных на уровне каждого французскогодепартамента одновременно по показателям экономического, культурного и даже социального капиталов, а также по благам и услугам, предлагаемым на этом уровне.Целью этой затеи было постараться уловить все то, чточасто относят на счет физического или географическогопространства, бессознательно подчиняясь действию натурализации, которое производит преобразование социального пространства в присвоенное физическое пространство, и что на самом деле может и должно быть отнесенона счет структуры пространственного распределения какчастных, так и общественных ресурсов и благ.
Эта структура есть не что иное, как кристаллизация в данный момент времени всей истории рассматриваемой локальнойединицы (регион, департамент и т. д.), ее положения в государственном пространстве и т. п. Несмотря на то чтоэто исследование за отсутствием времени не было доведе-Физическое и социальное пространства...63но до конца, оно по меньшей мере позволило сделать вывод, что главное из региональных различий, которое часто приписывают результату действия географическогодетерминизма (например, в логике противопоставлениясевера и юга), обязано своим воспроизводством в истории эффекту кругового подкрепления, непрерывно осуществляемого в ходе истории. Поскольку устремления, особенно в отношении места жительства и более широко —культуры, являются большей частью продуктом структуры распределения благ и услуг в присвоенном физическомпространстве, они имеют тенденцию меняться вместе соспособностью их удовлетворять, а потому результат действия неравного распределения стремлений приводит кудваиванию в каждый момент результата действия неравного распределения средств и шансов их удовлетворения.Определив и измерив совокупность феноменов, хотяи связанных внешне с физическим пространством, но отражающих в действительности экономические и социальные различия, остается только постараться выделитьнеразложимый остаток, который относится исключительно к действию близости или дистанции в собственно физическом пространстве.
Например, эффекту барьера, следующему из локализации в какой-либо точке физического пространства и из антропологической привилегиипринадлежать не только непосредственно воспринимаемому настоящему, но и видимому и ощущаемому пространству со-присутствующих предметов и агентов (соседи и соседство).
Таким образом, можно видеть, что вражда, связанная с близостью в физическом пространстве(конфликты между соседями, например), может затмитьсолидарность, проявляющуюся на уровне позиции, занимаемой в национальном или интернациональном социальном пространстве, или что представления, связанныес занимаемой в локальном социальном пространстве позицией, могут помешать понять позицию, реально занимаемую в национальном социальном пространстве.Социальное пространство и символическая властьСОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВОИ СИМВОЛИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ*Принимая во внимание ограниченность одной лекции,мне хотелось бы попробовать изложить теоретическиепринципы, положенные в основание исследования, чьирезультаты представлены в книге «Различение», и показать возможные теоретические приложения, которые сбольшой вероятностью могут ускользнуть от читателя,особенно из другой страны, из-за расхождений в культурных традициях.
Если бы мне нужно было охарактеризовать мою работу в двух словах, т. е., как это часто делается теперь, наклеить на нее этикетку, я говорил бы оconstructivist structuralism' или о structuralist constructivism",взяв при этом слово «структурализм» в смысле, сильноотличающемся от того, который ему придает соссюровская или леви-строссовская традиция. С помощью структурализма я хочу сказать, что в самом социальном мире,а не только в символике, языке, мифах и т. п.
существуютобъективные структуры, независимые от сознания и волиагентов, способные направлять или подавлять их практики или представления. С помощью конструктивизма яхочу показать, что существует социальный генезис, с од- iной стороны, схем восприятия, мышления и действия, ко* © Bourdieu P. Espace social et pouvoir symbolique. Текстлекции, прочитанной в Университете Сан-Диего в марте 1986 г.' Конструктивистском структурализме (англ.)." Структуралистском конструктивизме (англ.).65торые являются составными частями того, что я называюгабитусом, а с другой стороны, — социальных структури, в частности, того, что я называю полями или группамии что обычно называют социальными классами.Я считаю, что здесь данное уточнение особенно необходимо: действительно, из-за превратности переводов знают, например, «Воспроизводство» («La Reproduction»), aэто приводит к тому — и некоторые комментаторы делают это, не колеблясь, — что меня определяют в структуралисты, в то время как совершенно не знакомы с более ранними моими работами (настолько ранними, что они предшествуют даже появлению типично «конструктивистских»работ на эту же тему), которые, несомненно, заставили бывоспринимать меня как «конструктивиста».
Так, в книге,называющейся «Педагогическое отношение и коммуникация» («Rapport pédagogique et communication»), мы показываем, как строится социальное отношение понимания впроцессе и посредством непонимания, или несмотря нанепонимание; как преподаватели и студенты приходят ксогласию через некоторого рода негласные переговоры,подспудно направляемые заботой о минимизации издержек и риска, чтобы получить минимальную определенность ситуации коммуникации. В другом исследовании —«Категории профессорского понимания» («Les catégoriesde l'entendement professoral») — мы пытаемся проанализировать генезис и функционирование категорий восприятия и оценивания, с помощью которых преподавателистроят образ своих учеников, оценивают их развитость,их ценность, и как они с помощью практик кооптации,направляемых теми же категориями, формируют для себягруппу своих коллег и преподавательский корпус.
Теперь,после этого отступления, я возвращаюсь к сути дела.В самом общем виде социальная наука — антропология, социология или история — колеблется между двумя свиду несовместимыми точками зрения: объективизмом исубъективизмом или, если угодно, между физикализмоми психологизмом (который может принимать различныеокраски: феноменологические, семиологические и т. п.).С одной стороны, согласно старой дюркгеймовской мак3Зак. 367166Пьер Бурдьё. Социология социального пространствасиме, социальная наука может «рассматривать социальные факты как вещи» и устраняться таким образом отвсего, чему те обязаны своим существованием в качествеобъектов познания (или незнания) в социальном бытии.С другой стороны, она может сводить социальный мир кпредставлениям о нем, конструируемым самими агентами; задача социальной науки заключается в таком случаев производстве «мнения о мнениях» (account of the accounts), производимых социальными субъектами.Эти две социальные позиции редко выражаются и темболее применяются в научной практике столь радикальным и столь контрастным образом.
Можно видеть, чтоДюркгейм (вместе с Марксом) наиболее последовательноизложил объективистскую позицию: «Мы считаем плодотворной идею, что социальная жизнь должна раскрываться не через концепцию того, кто в ней принимает участие, а через глубинные причины, которые ускользают отсознания». Но, будучи хорошим кантианцем, он не отрицал, что понять эту реальность можно, лишь применяя кней логические инструменты. Соответственно, объективистский физикализм сочетается часто с позитивистскойсклонностью понимать классификации как «операциональное» деление или как механическую регистрацию«объективных» разрывов и непрерывностей (например, враспределениях).