Диссертация (Философия русского правосудия генезис и эволюция идей (IX – XIX вв.)), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философия русского правосудия генезис и эволюция идей (IX – XIX вв.)". PDF-файл из архива "Философия русского правосудия генезис и эволюция идей (IX – XIX вв.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Justitia понимается Августином несколькоиначе, чем подразумевается римским правом, хотя истоки ее восприятияАвгустином кроются в цицероновом определении права60. Августин придаетсправедливости религиозно-этическое наполнение, она определяется философомкак праведность. Справедливость творится в правосудии божественных судов, ноособенно, в Последнем суде. Божественное правосудие всегда справедливо, таккак оно ведется по божественным законам, но человеку не дано постигнутьсправедливость божественного суда в земном существовании61.Идея правосудия в Византии мыслится как исключительно христианская –Божественнаясправедливостьпризнаетсяединственнымнравственнымисточником закона, а император выступает высшим гарантом справедливости игармонии.
В одной из новелл Юстиниан отмечает: «Бог подчинил императорусамые законы, посылая его людям как одушевленный закон… Только императорбудет законно считаться как творцом, так и толкователем законов»62.В другом документе василевс объясняет высшую цель своей власти: «Богустановил царскую власть, чтобы она уравновешивала несогласия добром» 63.Вторя ему, цари Исаврийской династии напишут: «Мы стремимся служить Богу,59Рогачевский А. Л. Меч Роланда: правовые взгляды немецких горожан ХIII—ХVII вв. СПб., 1996.
С. 112.Батиев Л. В. Эволюция правопонимания от античности до Нового времени. М., 2014. 472 с.61Блаженный Августин О граде Божием в двадцати двух книгах. Тт. I-IV / Репринтное воспроизведение издания:Киев, 1905-1910. – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря, 1994.62Сильвестрова Е. В. Lex generalis. Императорская конституция в системе источников греко-римского права V – Xвв. н.э. М., 2007.
С. 66.63Там же. С. 215.6043вручившему нам скипетр царства. С этим оружием мы печемся о порученном Еговластью нашей кротости христоименном стаде, чтобы оно росло в добре ипреуспевало. Этим мы стремимся восстановить древнее правосудие в стране»64.Заметим, что в результате рецепции византийского права с принятиемхристианства на Руси в отечественной философии правосудия, в согласии с«симфонией властей», также правосудие будет восприниматься неразрывно сволей князя, Царя, Императора, воплощая идеи этатизма, имперскости, милости иистины в правосудии.Выдающийся мыслитель Средневековья, представитель христианскойЦеркви Востока преподобный Исаак Сирин (VII в.) значительное место в своихтрудах уделял вопросам правосудия, милосердия и смирения. Так, его «СловаПодвижнические» содержат глубокий смысл в соотношении правосудия имилосердия: «…милосердие и правосудие в одной душе – то же, что человек,который в одном доме поклоняется Богу и идолам.
Милосердие противоположноправосудию»65. То есть, философ утверждает, что правосудие, хотя и по закону,но без милосердия – неполноценно. Людьми правосудие должно приниматься какдобродетель, а соотносить его с милосердием следует по завету апостола Иакова:«милость превозносится над судом» (Иак.
2, 13). Божественное милосердиебеспредельно,ионовышепредставлениячеловекаоправосудииисправедливости.В классическое Средневековье, после схизмы, в каноническом праве и вправосудии произошло разграничение понятий грех и преступление: католическаяцерковь создала «конструкцию искупления»66. В «Этике» Пьер Абеляр (1079 –1142) обозначил три условия подсудности греха церковному суду: тяжкий грех,грех, проявившийся во внешнем действиях, и действие должно вызыватьраздражение церкви67.64«Эклога». Византийский законодательный свод VIII века.
«Византийская книга эпарха». Рязань, 2006. С. 52.Сирин Исаак. Слова Подвижнические. М., 2002. С. 197.66Кондратьева А. Н. Соотношение понятий «грех» и «преступление» в средневековом каноническом правеЗападной Европы // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 6.С. 208-211.67Гаусрат А. Средневековые реформаторы: Пьер Абеляр, Арнольд Брешианский / 2-е изд.
М., 2012. 392 с.6544Постепенно, в позднее средневековье, с появлением «свободных городов» инезависимых от церкви сельских общин, претерпевала изменения и сама идеяправосудия. Перед судом теперь представал не только подвластный церквиверующий, но и лицо определенной социальной группы (город, община) сосформировавшейся в этой группе его bona fama (лат.
хорошая репутация). Внародное сознание внедрялась идея о том, что допустим не только божественный,но и земной инквизиционный суд (от лат. inquisitio – расследование, розыск).Фома Аквинский (1225 – 1274) в «Трактате о законе» определяетправосудность в зависимости от различных предписаний ее реализации –судебных, моральных, обрядовых. Правосудность для мыслителя – этодобродетель,аисполнениеправосудностиестьоправдание.Истиннаяправосудность, по мнению философа, есть благодать Бога. Он продолжаеттрадицию соединения права и справедливости: в понятии права (jus) онобъединяет аристотелеву концепцию правосудности с римской, а частнаясправедливость (iustitia particularis) имеет место в отношениях между людьми68.Правосудность, по его мнению, подчиняется закону и направляется последним,аправосудность Бога есть «соблюдение Вечного Закона в Его делах»69.По Аквинату, закон формально выражает сущность миропорядка, прообразмироустройства, существующего изначально в божественном.
Закон – это не самоправо, а его основание, образ. В дальнейшем в западном правосознаниисправедливость всегда стала связываться с законностью: «что законно, то исправедливо». В отличие от западного правопонимания, в русской правовойментальности,какбудетпоказановследующихглавахнастоящегодиссертационного исследования, иная, более сложная, но соответствующая нашейдуховной культуре формула: «законно то, что справедливо», формула, исходящаяиз идеи Правды в правосудии.В средневековой Европе, когда вера в высшую справедливость ещё неутратила своих позиций, Божий суд творился испытанием огнём и кровавым6869Аквинский Фома.
Сумма теологии. Часть II−I. Вопросы 49 – 89. Киев, 2008. С. 154.Там же.45поединком. С позиции современного правосознания ордалии не имеют никакогоотношения к правосудию – виновность или невиновность определяет случай,сила, удача и т.
п. Но в правосознании человека Средневековья ордалии вполнесоответствовали понятиям правосудия, справедливости и несправедливости. Учеловека той эпохи не было различия между материальным и идеальным; для егонерасчлененного мировоззрения мир природы представлялся сверхъестественнойсилой, жизнь в котором протекала по тем же законам, по которым живет ичеловек.Поэтомурезультатордалийвоспринималсякакистиннаясправедливость, исходящая от высших сил, и как воздаяние от Бога.Это потом, в Новое время сведение счетов окончательно перекочует в залызаседаний, подменив ордалии и дуэли препирательством адвокатов и денежнымивознаграждениями. А в пока, в Средневековье, судьи обращаются к Библии, вкоторой прямо указывается о воздаянии от Бога – Моисеев закон говорит: «УМеня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их» (Втор.
32:35);«Заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по путям Его иисполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его… если же отвратитсясердце твое, и не будешь слушать… то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнетеи не пробудете долго на земле…» (Втор. 30:16-18).Пророки тоже говорят о воздаянии: «Вот, Господь Бог грядет с силою, имышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его»(Ис. 40:10); «Вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие» (Ис. 35:4); «Какты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на головутвою» (Авд. 1:15); «По путям твоим воздам тебе, и мерзости твои с тобою будут;и узнаете, что Я Господь каратель» (Иез. 7:9).Воздаяние может исходить не только от Бога, но и от человека побожественному велению в соответствии с jus talionis – «око за око, зуб за зуб»(Лев. 24:20), считающимся старейшим выражением ретрибутивизма. Возмездие взападном христианстве считалось необходимостью, как реакция на всякий грех иБожье правосудие, вследствие чего возникло противоречие между правосудием иБожественной любовью, о чем писал еще в III веке Тертуллиан: «С тех пор как46зло вошло в мир и как благость Божия была оскорблена, правосудие Его сталоуправлять Его благостью.
Оно предоставило благость достойным, отказала в нейнедостойным, отняло ее у неблагодарных и отмстило за нее врагам ее»70.Противоречие между правосудием и любовью, справедливостью и милосердиемкатолические богословы разрешили так называемой доктриной искупления иучением о чистилище.Исаак Сирин в беседе «О Божественных тайнах и о духовной жизни»,пожалуй, наиболее понятно выражает христианское понимание наказания: «Гделюбовь, там нет возмездия; а где возмездие, там нет любви. Любовь, когдасовершает добрые дела или исправляет прошлые поступки, не воздает тем самымзаделапрошлого71.Каноническоенеобходимостьнаказания,однакоправо,как«особенностьисветское,предполагаетнаказаний,применяемыхдуховными судами… заключается в том, что главная цель их не в возмездии идаже не в ограждении церковного народа от преступных деяний, а во врачеванииболезненных состояний души самих грешников»72.Средневековые теологические идеи правосудия сыграли огромную роль встановлении и развитии русской правовой культуры.
Русское правосудиезаимствовало от западных и восточных государств элементы и навыкиформальной процессуалистики, специфическую ритуалистику и прочие атрибутысудебнойвласти.западноевропейскогоНоиэтовнешняявосточногосторонавлияниязаимствования.заключаетсявВажностьпринятииосновополагающих идей и «духа» права, основанных на христианских ценностях,соответствовавшие православному мировоззрению.Русь получила свойственную православной культуре целую системуценностей: духовных, моральных, эстетических, правовых. А поскольку вСредневековье системообразующим элементом духовной сферы общества быларелигия, то византийское влияние стало основным фактором, определившимвектор дальнейшего развития русской культуры, в том числе и правовой.