Диссертация (Защита политического строя и безопасности русского средневекового государства X – первой половины XVII вв. Историко-правовое исследование), страница 11

PDF-файл Диссертация (Защита политического строя и безопасности русского средневекового государства X – первой половины XVII вв. Историко-правовое исследование), страница 11 Юриспруденция (59207): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Защита политического строя и безопасности русского средневекового государства X – первой половины XVII вв. Историко-правовое исследовани2020-05-16СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Защита политического строя и безопасности русского средневекового государства X – первой половины XVII вв. Историко-правовое исследование". PDF-файл из архива "Защита политического строя и безопасности русского средневекового государства X – первой половины XVII вв. Историко-правовое исследование", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЮА. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЮА, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора юридических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

Первоначально доверие возникало из родственных связей, которые для человека биологически являются основополагающими. В последующем группа стремилась к увеличению собственных возможностей (потенциала) через расширение неродственных связей.Доля родственных связей уменьшалась и в результате «индивидуализации труда», т.

е. уменьшения размера первичной, простейшей, основанной народстве хозяйственной ячейки, вызванного повышением производительностииндивидуального труда отдельного человека. Оно является следствием совершенствования орудий труда и других средств решения экономических задач,прежде всего средств транспорта и связи.Увеличение «иных», неродственных связей вело к усложнению социальной структуры общества, возникновению новых социальных структур, в которых скомпилированы и консолидированы генетически разные групповые архетипы.

Вместе с тем новые виды связей между людьми для обеспечения необходимого уровня доверия использовали формы связей родственных, копировали и искусственно воспроизводили их, наполняя эти старые, исходныеформы новым содержанием. Новые, союзные отношения доверия фиксировались с использованием форм родственных связей (побратимство, браки, передача детей в семью союзника на воспитание).49Потенциал (сила, мощь) группы как гарантия ее безопасности основанна собственных возможностях группы и возможностях ее союзников.

На определенном этапе развития общественного сознания (зарождение культов икультуры) потребность в расширении собственных возможностей обусловиласоздание людьми иррациональных «союзников» в лице богов. Возможности,вытекающие из отношений с богами (покровительство богов), также начинаютрассматриваться как часть потенциала группы наряду с ее людскими и материальными ресурсами.В результате охрана безопасности группы стала включать фактическуюдеятельность по защите и усилению ее потенциала по следующим направлениям:- защита, увеличение и предупреждение вреда собственным людским иматериальным ресурсам группы;- приобретение союзников («приятелей»), предупреждение разрыва сними;- укрепление связей с богами, предупреждение потери их покровительства.Охрана и защита потенциала группы являлась для всех ее членов общейзадачей, условием выживания и развития.

Для ее решения вырабатывались необходимые нормативные охранительные средства — модели реагирования напричинение вреда группе, под которым понимался как непосредственный вред(утрата ресурсов), так и потеря союзников (утрата покровительства богов и доверия друзей). В связи с усложнением и расширением системы социальныхсвязей расширяется и круг деяний, причиняющих различные виды вреда, а потому запрещенных.

Усложняется и система мер реагирования на нарушениязапретов.4.Как и у других народов, у славян, финнов и варягов, образовавшихв последующем Древнерусское государство, первоначальные (первичные)нормативные средства охраны безопасности группы в зависимости от источ50ника угрозы разделялись на внутренние и внешние. Если вред группе причинялся одним из ее членов, применялось изгнание, т.

е. прекращение первоначальных основ членства в группе и лишение всех связанных с этим членствомвозможностей. Если же вред причинялся извне (другими группами) применялась месть77.Создание союзов с внешними силами потребовало формирования болеесложных (вторичных) моделей реагирования на внешние угрозы. Когда речьшла о нарушении доверительных отношений с другими людьми, применялисьмеры, вытекающие из условий заключения соответствующего союза, которыеобеспечивались залогом и клятвой. Осуществлялась реализация неблагоприятных последствий, предусмотренных клятвой, а также причинение вреда залогу и заложнику.

Если же нарушались условия союза с богами, осуществлялись меры, вытекающие из сформулированных представителями религиозного культа условий покровительства богов, прежде всего, жертвоприношения.С усложнением социально-экономических отношений безграничнаяместь, парализующая экономическую жизнь, вступала в противоречие с интересами хозяйственного развития. Это создавало предпосылки для отказа от мести в пользу материальных возмещений за «обиду» (композиций), реализуемых на основе имущественной оценки враждебного действия, нарушающего«систему межгруппового экономического равновесия»78.

Институт денежныхкомпенсаций, например, родственникам убитого (головничество79), стал ин-См.: Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. С. 63–64;Косвен М. Преступление и наказание в догосударственном обществе.

М.-Л.: Гос. изд-во,1925. С. 19-33; Рулан Н. Юридическая антропология: учеб. для вузов. М., 2000. С. 173.Verdier R. Le systeme vindicatore: La vengeanse. Paris, 1897. P. 14; Мальцев Г. В. Месть ивозмездие в древнем праве: моногр. М., 2012. 736 с.78Косвен М. Преступление и наказание… С. 34–35; Берман Г. Дж. Западная традицияправа... С. 66–67.79Памятники российского права: в 35 т.

Т. 1. Памятники права Древней Руси. М., 2013.С. 273.5177струментом предотвращения междоусобицы и обеспечения публичной безопасности80. Близко связанными с композицией были институты поручительства, залога и заложников. Должник мог оставить в залог ценную вещь илизаложника до полной уплаты долга81.Важную роль в механизме охраны общественных отношений играли такие элементы религиозного культа, как молитвы и жертвоприношения, а такжеклятвы. Молитва — это обращение к божеству с просьбой о помощи и защите.Она дополнялась жертвоприношением, которое представляло собой религиозный акт принесения дара божеству с целью установить, поддержать или восстановить должные отношения между тем, кто приносит жертву, и божеством82.

Принесение жертвы обуславливалось желанием либо воздать божеству благодарение за благосклонность, либо получить прощение. Наиболеесильная потребность в этом ощущалась во время опасностей, например, стихийных бедствий и эпидемий.Вера в то, что лучше всего угодить богу и добиться примирения с нимможно пролитием крови и смертью живого существа, породила культ «кровавых» жертвоприношений83. Считалось, что такие жертвоприношения игралиПо выражению известного антрополога К.

Леви-Стросса, архаичный порядок разрешалконфликты «бинарными противоположностями» кровной мести или композиции, а доказывание проводилось испытанием или присягой, скрепленной клятвой. Другими характерными институтами этого нормативного порядка были судебный клич, когда обнаруживалось преступление, служивший для всех сигналом к погоне (лат. clamor, др.-англ. hcream),объявление вне закона, что влекло потерю всего имущества, утрату права на помощь соплеменников и риск быть безнаказанно убитым кем угодно, и, наконец, ноксальная выдача, т.е. отдача потерпевшему предмета или раба, нанесшего обиду (см.: Берман Г.

Дж. Западнаятрадиция права... С. 71–72).81Берман Г. Дж. Западная традиция права... С. 67. В последующем идея материальногодолга за «обиду» породила представления о вине. Латинское слово culpa (др. colpa), первоначально означавшее материальное повреждение, в последующем приобретает значениеденежного долга, а затем становится общим термином, обозначающим виновность в совершении преступления (см.: Косвен М. Преступление и наказание… С. 132–133).82Существует мнение, что жертвоприношения возникли в связи с формированием анимистических представлений и обычаев оставлять сородичам пищу, оружие, утварь.83«В жертву богам приносили людей древние индийцы, персы, сирийцы, финикияне, египтяне, арабы, карфагеняне, эфиопляне, греки, римляне, кельты, германцы, славяне, литовцы,скандинавы, скифы и др.» (Буткевич Т.

И. О смысле и значении кровавых жертвоприношений в дохристианском мире и о так называемых «ритуальных убийствах» // Вера и разум.1913. № 21).5280важную предупредительную роль, они рассматривались в качестве средствавосстановления естественного порядка, нарушенного человеческим поведением, и являлись своеобразной «мерой безопасности».В большинстве случаев принесение в жертву людей носило принудительный характер. При этом чаще всего выбор жертвы зависел от социальногостатуса человека (подросток, иноземец, пленник). При этом у многих народовпрактиковалось принесение в жертву нарушителей публичного порядка («преступников»)84.

Как писал В. Ф. Кистяковский, «жертвоприношение преступников современно тому младенческому развитию, когда народы бывают убеждены, что преступление есть непосредственное оскорбление божества; …чтобожество умилостивляется кровью преступника, пролитою в его честь, а преступник очищается своею смертью от содеянного преступления»85.

При этомрелигиозным сознанием сложившийся социальный и политический порядоктрактовался как установленный богами, а потому вечный и неизменный. Егонарушение интерпретировались как оскорбление богов и нарушение религиозного запрета. Оно влекло божью кару не только на провинившегося, но и навсе общество.Чтобы избежать такой кары, необходимо было восстановить порядок.Традиционным способом этого являлось очищающее жертвоприношение, позволяющее восстановить виновного в его правах86. Если же делался вывод оневозможности восстановления социального статуса нарушителя, принималось решение об его изгнании.

Нарушитель изгонялся вместе с членами семьи,изгнание сопровождалось конфискацией его имущества («поток и разграбление»). Только после этого он считался чужаком, заслуживающим мести. Итолько после этого меры, применяемые к нарушителю, могли определяться наТак, например, галлы в случаях болезни и опасности приносили в жертву людей, виновных в разбое и воровстве, и только за их отсутствием убивали невинных (см.: АфанасьевА. Н. Славянская мифология. М., 2008. С. 618).85Кистяковский В. Ф. Исследование о смертной казни.

Тула, 2000. С. 239.86Рулан Н. Юридическая антропология... С. 182.5384основе обычаев мести87.Жертвоприношения играли важную охранительную роль и как связанная с клятвой часть переговорных процедур. Клятвами обеспечивалось доверие, необходимое для ведения переговоров о восстановлении мира и компенсациях, для принятия поручительства, залога и заложников88.

Поклявшиеся немогли нарушить присягу без того, чтобы не подвергнуть опасности собственную группу. Клятва была и частью обряда заключения союзных договоров.Эти обряды, с одной стороны, реализовывали охранительную функцию, а сдругой — символизировали возмездие, ожидающее нарушителя договора.Клятва носила «священный» характер. Это означало, по общему правилу, что ее нарушитель становился «посвященным» богам, которые и решалиего судьбу.

Действия же, совершаемые при сопровождавшем клятву ритуале,в том числе при жертвоприношении, конкретизировали и наглядно демонстрировали те последствия, которые ожидали изменника, нарушившего священную клятву. Так, убийство жертвенного животного символизировало причинение смерти клятвопреступнику или, по выражению Дж. Фрэзера, являлось«символическим средством для этого»89.Произнося клятву и поражая при этом жертву оружием, рассекая ее пополам или отсекая части тела жертвы, договаривающиеся стороны перед богами провозглашали, что такая же участь ждет нарушителя обязательства по«Поток и разграбление — лишение гражданских и политических прав, т.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее