Диссертация (Свобода воли и принуждение в уголовном праве), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Свобода воли и принуждение в уголовном праве". PDF-файл из архива "Свобода воли и принуждение в уголовном праве", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЮА. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЮА, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Лютер, таким образом,«изображает человеческую волю как мула или осла, который идeт вперeд,1Лютер Мартин. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения /отв. ред. В. В. Соколов, пер. и комм. Ю. М. Каган. М., 1986. С. 291.2Там же. С. 308–309.3Там же. С. 330.4Там же. С. 539.52только если его подгоняют; подгоняет же его либо дьявол, когда природагреховна, либо Бог, в состоянии благодати.
Осeл не выбирает себе хозяина;Бог и дьявол соревнуются за владение им»1.Жан Кальвин (1509–1564 гг.) довeл протестантизм до абсолютного провиденциализма и отрицания свободной воли. «Кальвин настаивает на рабствеволи и предоставляет спасение, достижимое лишь посредством веры, вовласть Божию. Если бы мы имели малейшую возможность совершать дажесамое малое действие только лишь по нашей свободной воле, Бог не был быв полном смысле нашим создателем»2. Это – развитие идей позднего Августина: «Когда нас учат идти вперeд, опираясь на собственные силы и добродетели, то словно поднимают на верхушку стебля тростника, который не может нас выдержать и тотчас обламывается, а мы падаем вниз.
Нам ещe делают слишком много чести, сравнивая с тростником. Все, что люди воображают о себе, – дым. Поэтому не случайно у св. Августина часто повторяетсяпрекрасная сентенция: тем, кто держится за свою свободную волю, лучшевыбросить еe и растоптать в прах, нежели утверждать» («Наставления в христианской вере», книга II, II:1)3. Для Кальвина «мы дурны и рабы греха и неспособны ни на что, кроме зла… Все мы грешники от природы и, следовательно, находимся под игом греха. А если человек удерживается в рабствегреха, то необходимо, чтобы главная часть его существа, воля, была ограничена и крепко повязана» («Наставления в христианской вере», книга II, II:6,27)4. Соответственно, спастись можно только силой Божественной благодати(«человек освобождeн от праведности исключительно по собственной воле,но не может освободиться от греха, кроме как по милости Спасителя»1Шафф Ф.
История христианской церкви. Т. VII: Современное христианство. Реформация вГермании. С. 263–264.2Реале Дж., Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней. Т. 2. С. 301.3Кальвин Жан. Наставления в христианской вере / пер. с фр. А. Д. Бакулова, науч. ред. Ю.А.
Кимелев. М., 1996. С. 251.4Там же. С. 260, 284.53(«Наставления в христианской вере», книга II, II:8)1), но не всем предуготовано спасение, а только избранным, которым через благодать даруется свобода спастись: «…человек обладает свободой воли для свершения добрыхдел, только если ему помогает милость Бога, причeм особая милость, котораядаeтся лишь избранным через их новое рождение. Я оставляю без вниманияутверждения безумцев, будто она даeтся всем без разбора» («Наставления вхристианской вере», книга II, II:6)2).Протестантские учения в этой их части были метко охарактеризованыМаксом Вебером как «патетически бесчеловечные»: всe предопределено,кто-то спасeтся, кто-то погибнет, и это ведомо лишь Богу; «полагать, что заслуги или проступки людей оказывают влияние на их судьбы, было бы равносильно тому, что абсолютно свободные, от века существующие решенияБога мы сочли бы возможным подчинить человеческому влиянию – предположение совершенно немыслимое»3.
Неудивительно, что впоследствии в ряде направлений протестантизма эти богословские позиции были смягчены.Контрреформационное движение, выраженное в постановлениях Тридентского собора (1545–1563 гг.), остающихся в этой части действеннымидогматами католицизма, отказалось от признания протестантского детерминизма, подтвердив учение о свободе воли, Божественной благодати и неразрывной связи деяния и воздаяния; спастись может лишь тот, кто принимаетблагодать и творит добрые дела, а свободно принять или отвергнуть благодать может всякий4. Отдельные попытки позднее подвергнуть сомнению тезис о свободе воли (например, в учении янсенистов) были осуждены католи1Кальвин Жан. Наставления в христианской вере / пер. с фр.
А. Д. Бакулова, науч. ред. Ю.А. Кимелев. М., 1996. С. 262.2Там же. С. 259.3Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранное: протестантскаяэтика и дух капитализма. 2-е изд., доп. и испр. М., 2006. С. 82.4См. подробнее: Свобода // Католическая энциклопедия: в 4 т. Т.
4: Р–Ф. М., 2011. Стб. 571–575; Тридентский собор // Католическая энциклопедия: в 4 т. Т. 4: Р–Ф. М., 2011. Стб. 1444–1449;Реале Дж., Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней. Т. 2. С. 307–310.54ческой церковью1. Отметим также, что современные «богословские взглядыкатоличества более оптимистичны (по сравнению с протестантизмом.
–С. Ш.) …Оправдание – деяние Бога, но человеческая свобода также вовлекается в него, потому что личность должна сотрудничать с Божьей благодатью»2.На основе теологических споров о свободе воле и предопределении вXVII в. с определeнностью не только наметились две последующие линиимысли (детерминизм и индетерминизм), но и обозначилось размежеваниетеологии и философии. Последняя уже не скована жeсткими догматами верыи получает самостоятельное развитие, однако и католический индетерминизм, и протестантский детерминизм стали определяющими на этом пути.В частности, протестантский детерминизм преобразовался в XVII в.
втак называемый натуралистический, или механистический, детерминизм. Отрицая свободу воли, представители этого направления (Томас Гоббс, Бенедикт Спиноза, Поль Гольбах и др.) рассматривали человека, включeнного всложную картину окружающего мира, как орудие, элемент внешних обстоятельств, полностью управляющих его действиями. Поведение человека предопределено постольку, поскольку является частью природы, а все природныепроцессы предопределены.Для Томаса Гоббса (1588–1679 гг.) «материальное тело и механическоедвижение объясняют всe на свете.
…Свободы нет, ибо движение разных видов и вытекающие из него механические связи являются строго необходимыми»3. В работе «О теле» Гоббс так объясняет отсутствие у человека свободы, заключeнного в цепь необходимых связей: «…свобода желать или нежелать в человеке не больше, чем во всех других животных. Там, где возни1См., например: Корзо М. А. О полемике янсенистов и иезуитов о благодати и свободе воли // Этическая мысль. Вып. 2. М., 2001. С.
118–129.2Рауш Т. Католичество в третьем тысячелетии / пер. с англ. М., 2007. С. 109–110.3Реале Дж., Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней Т. 3: Новое время(от Леонардо до канта) / пер. с итал. СПб., 1996. С. 312.55кает влечение, для него существует достаточная причина; поэтому влечение,как это было доказано, не может не последовать, т.е. следует по необходимости.
Следовательно, свободой, которая была бы свободой от необходимости, не обладает ни воля человека, ни воля животных (курсив наш. –С. Ш.)»1. Человек свободен в том смысле, что действует не из страха переднасилием и может сделать то, что пожелает; однако само желание несвободно, потому что обусловлено внешними факторами. Иллюзия свободы воливозникает из-за незнания человеком силы, определяющей его действие.В названном современниками «Библией материализма» труде ПоляГольбаха (1723–1789 гг.) «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (1770 г.) человек – лишь частичка мира природы, подчинeнная общим законам: «Во всех явлениях человеческой жизни от рождения до смерти мы видим лишь цепь необходимых причин и следствий, сообразных с законами, общими всем существам природы.
…Если бы человеквнимательно исследовал себя, он понял бы, что все его движения отнюдь несамочинны, что его рождение зависит от причин, лежащих вне его власти,что без своего ведома он входит в систему, в которой занимает определенноеместо, что от рождения до смерти он непрерывно изменяется под воздействием причин, которые вопреки ему влияют на его организацию, видоизменяют его существо и определяют его поведение. …Одним словом, все должно было бы убедить человека в том, что в каждое мгновение своей жизни онявляется пассивным орудием необходимости»2.
Итоговый вывод: «То, чточеловек собирается делать, всегда есть следствие того, что он делал до своегопоступка, кем он был и кем является»3.1Гоббс Томас Основы философии. Ч. 1 «О теле» // Гоббс Томас. Сочинения: в 2 т. М., 1989.Т. 1. С. 206–207.2Гольбах Поль Анри. Избранные произведения: в 2 т. Т. 1. Система природы, или о законахмира физического и мира духовного / пер с фр. П. С. Юшкевича; под общ. ред. и со вступ. ст. Х.Н. Момджяна.