Диссертация (История развития еврейской филологической мысли в X–XI вв), страница 6

PDF-файл Диссертация (История развития еврейской филологической мысли в X–XI вв), страница 6 Филология (58928): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (История развития еврейской филологической мысли в X–XI вв) - PDF, страница 6 (58928) - СтудИзба2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "История развития еврейской филологической мысли в X–XI вв". PDF-файл из архива "История развития еврейской филологической мысли в X–XI вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

«От масоры к еврейской лексикографии» (2005), в данном исследованиипрофессорДотандоказываетсуществованиепредставленияоконсонантном корне уже в эпоху масоретов [Dotan, 2005].Под руководством Аарона Дотана в 2005 г. Раей Сегаль-Хазон былазащищена докторская диссертация на тему: «Лингвистическая теория автора“Ответов Саадии”» [Segal-Hazon, 2005].Маман Аарон (род. 1947 г.), профессор Еврейского университета вИерусалиме, автор исследований по истории еврейской лингвистическойтрадиции (как караимской, так и сложившейся среди раббанитов), в том числе«единственной на сегодняшний день работы, посвященной средневековойкомпаративистике – "Сравнительное изучение семитских языков: от Саадии Гаонадо ибн Баруна (X–XII вв.)"» (2004 г.) [Будман, 2016, с.

10]. А также следующихтрудов:1. «Порядок и значение корневых букв. Седьмая глава из грамматикикараима Абул-Фараджа Харуна» (2001 г.) [Maman, 2001];2. «Ибн Джанах: между философией и грамматикой» (2008) [Maman, 2008];3. «Филология в Андалусии» (2009 г.).33В 2014 г. Хананель Мирский защитил под руководством профессораМамана докторскую диссертацию «Лингвистическая теория Менахема ибнСарука» [Mirsky, 2014].В 2016 г. под редакцией Аарона Мамана было опубликовано исследованиеего учителя Давида Тене (1923–1997 гг.) «Вопросы синтаксиса в грамматикеИоны ибн Джанаха», написанное в 1956 г. [Tene, 2015].Эльдар Илан (род. 1944 г.), профессор Хайфского университета, занимаетсяисследованием средневековой еврейской лингвистической традиции, в том числе,сформировавшейся в рамках Андалусской школы (950–1210 гг.), начиная сдеятельности Менахема ибн Сарука и Дунаша бен Лабрата и заканчивая трудамисемьи Кимхи.

В его работе «История еврейского языкознания в средневековье:Андалусскаяшкола»(2014г.)[Eldar,2014]впервыерассматриваютсяграмматические труды Леви ибн Альтаббана, Яакова бен Элеазара, Ицхака бенЭлеазара, а также поэтов Моше ибн Эзры и Иехуды Альхаризи (XI–XIII вв.).Помимо этого, профессор Эльдар приводит свою периодизацию андалусскойэпохи в развитии еврейской филологической мысли.Также Илан Эльдар является автором статьи «О формировании понятия“корень” в еврейской грамматике» (1991 г.) [Eldar, 1991], однако своеисследование он начинает только с периода возникновения Андалусской школы.В 2016 г.

им было издано всеобъемлющее исследование средневековой еврейскойлингвистической традиции, начиная с дограмматического периода и заканчиваяпериодом застоя (XV в.) – «Еврейское языкознание в средневековье: тексты ианализ». Новизна данной работы состоит в том, что профессор Эльдаропубликовал и описал ранее неизвестные фрагменты грамматических сочинений.Среди которых:1. Новый отрывок из книги Саадии Гаона «Объяснение семидесяти слов»;2. Анонимный труд по фонетике иврита (X в.), написанный на арабскомязыке;343. Арабский оригинал «Книги об огласовке» Иехуды ибн Хайюджа (конецX – начало XI вв.);4. Новый отрывок из грамматического сочинения Ионы ибн Джанаха (XIв.).Помимоэтого,ИланомЭльдаромвпервыебылаподробнопроанализированы взгляды Иегуды Галеви на фонетику иврита (XII в.), а также –еврейские лингвистические традиции, сформировавшиеся в Италии, в странахЦентральной и Северной Европы [Eldar, 2016].1.3 Выводы по главеНа основании обзора исследований по истории развития еврейскойлингвистической традиции можно сделать следующие выводы:За последние двадцать лет в отечественной семитологии не было проведенониодногоисследования,посвященногоформированиюеврейскойфилологической мысли.

За последние тридцать лет в отечественной семитологиине было проведено ни одного исследования, посвященного трудам средневековыхграмматиков-раббанитов. История еврейской грамматической традиции, вотличие от истории арабской грамматической традиции, не отражена в учебникахпо истории языкознания для высшей школы.За рубежом (преимущественно в Испании, Израиле и Великобритании)активное исследование развития еврейской грамматической традиции ведется ссередины прошлого века.

За эти годы был накоплен огромный фактическийматериал, требующий анализа и осмысления.За последние десять лет израильскими и испанскими лингвистами былоопубликовано шесть работ (последняя – в 2016 г.) по средневековой еврейскойграмматике, в том числе, содержащие ранее неопубликованные фрагментыоригиналов. Ни одна из работ не переводилась на русский язык.На сегодняшний день неисследованными остаются следующие вопросы:351.

Влияние арабской и сирийской грамматической традиции на становлениееврейской грамматики;2. Формирование представления о консонантном корне в еврейскойсредневековой грамматике с дограмматического периода по периодзастоя. Теория «минимального корня» в трудах различных авторов;3. Подходы еврейских грамматиков к решению философских проблемязыка;4.

Формирование разделов науки о языке (фонетики, лексикологии,морфологии, синтаксиса и пунктуации) на протяжении развитияеврейской лингвистической традиции (V–XV вв.);5. Формирование терминологического аппарата;6. Вопрос авторства полемического трактата «Ответы Саадии Гаону»;7. Вопрос отождествления Иехуды ибн Хайюджа из Феса с одним изпоследователей Менахема ибн Сарука.Мы полагаем, что история формирования еврейской лингвистическойтрадиции «представляет собой широкое поле исследования для отечественныхсемитологов и лингвистов» [Будман, 2016, с.

10]. И решить все данные проблемыв рамках нашей диссертации не представляется возможным. В нашей работе мырассматриваем два первых этапа в формировании еврейской грамматическойтрадиции: дограмматический период и период становления грамматики каксамостоятельной научной дисциплины и ставим перед собой следующие задачи:1. Проследитьсвязьмеждуарабской,сирийскойиеврейскойлингвистическими традициями;2. Определить подходы еврейских филологов к решению философскихпроблем языка;3.

Проследить формирование представления о консонантном корне втрудах масоретов и грамматиков X в.36Глава 2. Этапы развития еврейской филологической мыслиИзучив в первой главе нашей диссертации историю исследованияграмматических сочинений еврейских авторов, мы переходим к трудам самихграмматиковипостараемсядатькраткийобзорразвитияеврейскойфилологической мысли в эпоху Раннего Средневековья.«В истории еврейской грамматики мы выделяем четыре периода (даннаяклассификация составлена нами с опорой на классификации Бар-Йосефа иЭльдара). В основу классификации положены исторический и географическийпринципы:1. Дограмматический период (с V в. по начало X в. н.э.), центром изученияязыка в этот период являлась Палестина (Тивериада);2. Периодстановленияграмматикивкачествесамостоятельнойдисциплины (X в.), с научными центрами в Северной Африке и наБлижнем Востоке (Египет и государство Аббасидов со столицей вБагдаде–территория,называемаявеврейскихсредневековыхисточниках Вавилонией) [КЕЭ, 1994, т.

VII, стлб. 567–573];3. Период расцвета и активного развития (конец X – начало XIII вв.), сцентром в Андалуссии;4. Период застоя (XIII –XVI вв.), с центрами в Центральной и СевернойЕвропе.В рамках нашего исследования мы рассмотрим три первых периода»[Будман, 2016, с. 11].«Говоря о еврейской грамматике, необходимо учитывать следующиеособенности:1. пока иврит был живым языком, необходимости в его научном описаниине возникало. Но со II в. н.э. иврит выходит разговорного употребления иостаетсялишьязыкомписьменности,религииикультуры.37Соответственно, появляется потребность дать толкование непонятныхмест в сакральных текстах, а также составить инструкции для писателейи поэтов (многие филологи сами были поэтами). Таким образом,создавая труды по грамматике, еврейские ученые преследовали сугубопрактические цели» [Hirschfeld, 1926, p.

4, 13; Будман, 2016, с. 11];2. «язык Библии и Талмуда существенно различаются с точки зренияморфологии и лексики» [Будман, 2016, с. 11].Раввинистический(мишнаитский)*ивритразвилсявИудеепослевозвращения евреев из Вавилонского плена в 538 г. до н.э. В науке идетдискуссия, существовал ли он до плена в качестве диалекта, был ли версиейпозднего библейского языка, испытавшего на себе сильное влияние арамейского впериод плена, или новым разговорным языком, сформировавшимся уже послеплена [Rabin, 1978, p.

27–28; Saenz-Badillos, 1993, p. 166]. Во II в. н.э.раввинистический иврит из разговорного становится литературным языком.Древнейшие документы, написанные на этом языке, – кумранская рукопись«Медный свиток» (3Q15) и письма Бар-Кохбы, руководителя антиримскоговосстания (ок. 135 г. н.э.) [Saenz-Badillos, 1993, p. 167].Например,вобластиморфологиираввинистическийивритимеетследующие отличия от библейского иврита: местоимение 1 л.

ед. ч. ‫’ אנכי‬ānōḵîвыходит из употребления и заменяется местоимением ‫’ אני‬ǎnî; местоимение 2 л.ед. ч. ж.р. ‫’ את‬att под влиянием арамейского языка начинает вытеснятьместоимение 2 л. ед.ч. м.р. ‫’אתה‬attā и употребляться для обозначения обоих родов[Saenz-Badillos, 1993, p. 184]. Как это можно отметить и в более позднюю эпоху всредневековомиврите.МидрашБерешитРабба84:7(экзегетическоепроизведение, V–VI вв.

н.э.):...‫ואת אומר‬wə-’att ’ômēr («и ты говоришь»). Местоимение употреблено в форме 2 л. ед.ч. ж.р., а глагол – в форме 2 л. ед. ч. м. р. [Bereishit Rabbah 84:7, Электронныйресурс]38Шломо ибн Гвироль (XII в.) стихотворение «Шмуэль, ты для меня»:‫ ומגיה חשכתי‬/ ‫ ואת מאיר אפלתי‬/ ‫ ומׁשנה את לאפרתי‬/ ‫שמואל את כרמתי‬Šəmû’ēl,’att ḵərāmāṯî û-mišne ’att lə’e rāṯî, wə-’att mē’îr ’ǎ ēlāṯî û-maggîahḥǎšēḵāṯî [Gvirol, Электронный ресурс].«Шмуэль, ты для меня как Рама и Ефрафа6, ты просвещаешь тьму мою иосвещаешь мой мрак…» Стихотворение посвящено мужчине (Самуилу а-Нагиду),оба глагола ‫ מאיר‬mē’îr и ‫ מגיה‬maggîah употреблены в форме 2 л.

ед. ч. м. р. аместоимение «ты» – в форме 2 л. ед. ч. ж. р.Мидраш Танхума 37:1 (экзегетическое произведение, приписываемое раббиТанхуме, жившему в IV в. н.э., впервые опубликовано в 1522 г.) [КЕЭ, 1996, т.VIII, стлб. 753]:...‫וכן את מוצא‬wə-ḵēn ’att môṣē’ («Итак, ты обнаруживаешь…») [Tanchuma, Электронныйресурс]. Местоимение употреблено в форме 2 л. ед. ч. ж.р., а глагол – в форме 2 л.ед. ч.

м.р.А также другие особенности, которые мы не станем рассматривать в рамкахданной работы, потому что они представляют тему для отдельного исследования.Ознакомиться с ними подробнее можно в «Истории языка иврит» Анхеля СаэнсБадильоса (1993 г.) [Saenz-Badillos, 1993, p. 184–201], в «Введении к историиязыка иврит» Авраама Бар-Йосефа (1983 г.) [Bar-Yosef, 1982, p. 76–99], в«Основных вехах истории языка иврит» Хаима Рабина (1978 г.) [Rabin, 1978, p.27–30] и в трудах Мозеса Сегала «Мишнаитский иврит по отношению кбиблейскому ивриту и арамейскому языку» [Segal, 1908, p.

647–737],«Грамматика мишнаитского иврита» (1927 г.) [Segal, 2001].В области лексики раввинистический иврит характеризуетсяналичиемзаимствований из арамейского, аккадского, персидского, греческого языков илатыни, а также неологизмами, образованными по принципу аналогии на основе6Города, упоминаемые в Библии.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5258
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее