Диссертация (История развития еврейской филологической мысли в X–XI вв), страница 2

PDF-файл Диссертация (История развития еврейской филологической мысли в X–XI вв), страница 2 Филология (58928): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (История развития еврейской филологической мысли в X–XI вв) - PDF, страница 2 (58928) - СтудИзба2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "История развития еврейской филологической мысли в X–XI вв". PDF-файл из архива "История развития еврейской филологической мысли в X–XI вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 2 страницы из PDF

Иехуда ибн Курайш труд по сопоставительному языкознанию “Risala”(«Послание», Северная Африка, первая половина X в.), изданный подредакцией Дана Беккера и Аарона Дотана в 1983 г. (Тель-Авив), объемом122 страницы;9. МенахемибнСаруктолковыйсловарьбиблейскогоивритаиарамейского языка, известный как “Mahberet” («Тетрадь», Кордова,вторая половина X в.), в двух редакциях: издание Цви-ХиршаФилиповски (Лондон, 1854 г), объемом 192 страницы, и издание АнхеляСаэнс-Бадильоса (Гранада, 1986 г.), объемом 404 страницы;10.Дунаш бен Лабрат полемическое сочинение “Teshuvot” («Ответы»,Кордова, вторая половина X в.), объемом 104 страницы;11.

Полемическая переписка учеников Дунаша и Менахема (Кордова,вторая половина X в.), объемом 148 страниц;12. Давид бен Авраам Альфаси толковый словарь библейского иврита иарамейского языка “Kitab Jami al-Alfaz” (Иерусалим, вторая половина Xв.), изданный в 1936 г. Соломоном Скоссом (издательство Йельскогоуниверситета), объемом 1356 страниц;13. Иехуда ибн Хайюдж «Три книги по грамматике» (в переводе на ивритМоше бен Гикатила), конец X в. – начало XI в. (изданы под редакциейЙоханана Нутта, Лейпциг, 1870 г.), объемом 161 страница;14. Ибн Нух “Diqduq” («Грамматика», Иерусалим, начало XI в.), изданнаяДжеффри Ханом в 2000 г.

(Лейден), объемом 310 страниц.9Ни один из приведенных выше источников X–XI вв. не изучался подробно вотечественной науке за последние сто лет.Научная новизна исследования. В рамках данной диссертации впервые нарусском языке представлены периодизация истории развития еврейскойлингвистической мысли, обзор трудов еврейских грамматиков X–XI вв. и ихвклада в становление еврейской филологии. Впервые как в отечественной, так и взарубежной науке исследовано влияние древнегреческой философской мысли нафилософию языка в трудах основателя еврейской грамматики Саадии Гаона идоказано, что данный грамматик опирался в своих трудах на взгляды Платона.Показано развитие морфологии как научной дисциплины с дограмматическогопериода по начало XI в.

Изучено формирование лингвистической терминологиина протяжении X – начала XI вв. Доказан вклад Менахема ибн Сарука в созданиетерминологического аппарата. Ни в отечественной, ни в зарубежной наукеподобные исследования ранее не проводились.На защиту выносятся следующие положения:1. Первые попытки описания языка иврит относятся к середине V вв.

н.э., тоесть к окончанию эпохи создания Вавилонского Талмуда – свода правовых ирелигиозно-этических положений иудаизма. Однако как самостаятельная отрасльнауки грамматика оформилась лишь в трудах «Саадии Гаона (Саадии бенЙосефа), родившегося в 882 г. в Файюме (Египет) и умершего в 942 г. в Багдаде»[Будман, 2016, с. 12; Будман, 2017, с. 112].2. В начале X в. в еврейской научной мысли возникает понимание связиречи и мышления и представление о понятии, смысле слова, постигаемомразумом. Данные идеи, высказанные тивериадским масоретом Бен-Ашером, былизатем развиты создателем Саадией Гаоном, который опирался на достиженияарабской и греческой философии.В еврейской философской и лингвистической мысли нашли отражение двепротивоположных теории о происхождении и природе языка.

Сторонникомтеории соглашения был Саадия Гаон, чьи взгляды сформировались под влиянием10арабской и греческой традиций. Он рассматривал возникновение языка какрезультат проявления свободной воли человека, выбора и договора междулюдьми. В то же время он не отрицал избранности иврита как святого языка.Менахем ибн Сарук, автор толкового словаря библейского иврита и арамейского,напротив, был сторонником теории божественного происхождения языка ирассматривал речь как дар свыше.«Саадия Гаон был знаком с арабской философией языка, равно как, и спереводами сочинений греческих философов на арабский язык» [Будман, 2018, с.12].

Об этом свидетельствует наличие общей терминологии и общих идей. Емутакже, предположительно, мог быть известен схолион сирийского грамматикаепископа Иакова Эдесского в переводе на арабский язык.3. Саадия Гаон стал создателем сопоставительного языкознания в еврейскойлингвистической традиции. Сопоставительная грамматика иврита и арабскогобыла новым словом не только в зарождающемся еврейском языкознании, но и варабской лингвистической традиции.4.

Зачатки представления о родстве слов обнаруживаются уже вИерусалимском Талмуде*1 (III–IV вв. н.э.) и в еврейской экзегезе VI в., а первыепостулаты морфологии были сформулированы в «Указании о знаках кантиляции»тивериадского масорета Аарона Бен-Ашера (начало X в.). «Основатель еврейскойграмматики Саадия Гаон, несомненно, опирался на предшествующую емутрадицию, отраженную в масоре.* Помимо этого, в его трудах прослеживаетсятакже влияние арабской лингвистической мысли» [Будман, 2017, с.

112]. В теорииСаадии отсутствует представление о консонантном корне, но присутствуетпонятие основного и дополнительного элементов слова (базы и аффиксов), как иарабской грамматической традиции VII – первой половины X вв. Подобноарабскимфилологам,этотграмматиксчиталисходнойсловообразования имя.1Здесь и далее слова отмеченные звездочкой объяснены в словаре терминов.формойдля115. В грамматической теории современников Саадии Гаона – Мубашшира аЛеви и караима Иехуды ибн Курайша – прослеживается совершенно иной подходк определению морфемного состава слова. «В слове выделяется уже неморфологическая база (реально существующая в языке форма), а абстрактныйконсонантный корень – последовательность согласных, общая для однокоренныхслов и заключающая в себе определенную идею» [Будман, 2017, с.

113].6. «Главным отличием еврейского подхода к изучению морфологии отарабского стало положение о том, что корневые буквы всегда сохраняются присловоизменении и при словообразовании, тогда как аффиксы – могут исчезать.Данное правило определяло развитие еврейской филологической мысли до началаXI в. Если арабские ученые полагали, что число корневых букв не может бытьменьше трех, то еврейские филологи признавали существование одно- идвухконсонантных корней. Принцип восстановления “слабых” букв по другимформам слова был им чужд» [Будман, 2017, с. 112].7.

Вклад Менахема ибн Сарука в развитие еврейской морфологиизаключается в создании им терминологического аппарата на иврите, тогда как егопредшественники и современники пользовались арабскими терминами.Теоретическая и практическая значимость исследования тесно связаны.Выводы и фактический материал способствуют развитию научных представленийв сфере языкознания и могут служить базой для дальнейших научныхисследований. Систематизированные в работе взгляды еврейских ученых напроблемы происхождения языка, установление имен, структуру языка ипринципы анализа слов в соответствующий временной период позволяютобобщенные результаты включить в учебники и учебные пособия, разработатьдополнительные курсы для тех, кто интересуется лингвистической мыслью наБлижнем Востоке.

Возможной областью применения данной работы может бытьтеория языка, история лингвистических учений, общее языкознание. Результатынашей работы применялись при подготовке курса лекций по дисциплине«Лексикологияиврита»,прочитанногостудентам-бакалаврам3-гокурса12филологическогофакультетаинститута«АкадемияимениМаймонида»Российского Государственного Университета имени А.Н.

Косыгина в сентябре–декабре 2019 г.Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационногоисследования нашли отражение в 5 научных статьях: 1 статья в кафедральномсборнике ИЛиМК, 1 статья в журнале, входящем в базу РИНЦ и три статьи вжурнале, входящем в перечень ВАК. Общий объем опубликованных материаловсоставил 2 п.л. Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования,обсуждались на Международной конференции «Вещь – символ – знак вславянской и еврейской культурной традиции» (2018 г.), XXV международнойконференции по иудаике (2018 г.), XXIV международной конференции поиудаике (2017 г.), Всероссийской заочной научно-практической конференции«Вильгельм фон Гумбольдт и его наследие: классика и современность» (2017 г.),Международнойсовременность»конференции(2016г.),«ПарадигмыXXIIIизученияМеждународнойязыка:научнойисторияиконференциистудентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (2016 г.).Структура диссертации.

Работа включает в себя введение, основнуючасть, состоящую из четырех глав, с выводами по каждой из них, заключение,словарь терминов и список использованной литературы.Во введении определяются цель и задачи, предмет и объект исследования,указываются источники анализируемого материала, обосновывается актуальностьтемы исследования, раскрывается научная новизна, приводится описание методовисследования и формулируются основные положения, выносимые на защиту.В первой главе «История изучения еврейской филологической мысли»подробно рассматривается степень разработанности темы исследования и вкладотечественных и зарубежных ученых в развитие гебраистики.Во второй главе «Этапы формирования еврейской филологической мысли»приводится переодизация истории средневековой еврейской лингвистической13традиции, и анализируются достижения грамматиков в области фонетики,морфологии, лексикологии (включая терминоведение и лексикографию).В третьей главе «Философские проблемы языкознания в еврейскойфилологической мысли» исследуются подходы еврейских грамматиков крешению проблемы происхождения языка в рамках ближневосточной полемикипо данному вопросу.В четвертой главе «Становление морфологии» изучаются представлениясредневековых филологов о консонантном корне в языке иврит.В заключении приводятся итоги проведенного исследования и намечаютсяего дальнейшие перспективы.

В словаре терминов дается терминологическая базаработы.14Глава 1. История изучения еврейской филологической мысли1.1 Отечественная гебраистика«Гебраистика представляет собой комплекс филологических дисциплин,занимающихся изучением языка иврит и текстов на нем. До начала Реформацииотношение к ивриту в христианской среде было достаточно скептическим, хотяон и признавался языком пригодным для литературного творчества, согласно"теории триязычия".2 Интерес к гебраистике христианские богословы сталипроявлятьлишьвXVIв.Началофилологическомуисследованиюдревнееврейского языка положил немецкий гуманист Иоганн Рейхлин (1455–1522гг.), опубликовав в 1506 г. сочинение "Элементы языка иврит"3.

Это был первыйтрудпогебраистике,написанныйхристианиномдляхристиан[Tene,Электронный ресурс]. Однако если Рейхлина можно назвать отцом "христианскойгебраистики", то в еврейской среде к XVI в. уже существовала длительнаялингвистическая традиция» [КЕЭ, 1982, т. II, стлб. 46–57; Нелюбин, 2011, с.

37;Хухуни, 2014, с. 192; Будман, 2016, с. 9]. Первый обзор сочинений, написанныхдо XII в., и лингвистических теорий, сложившихся к этому времени, приводитуже Авраам ибн Эзра в своих книгах по грамматике “Sefer moznaim” («Весы»),созданной в 1140 г. в Риме [Ezra, 2016, p. 6–10], и “Safa berura” («Ясная речь»)[Lippman, 1839, s. 25, 31].Однако средневековые грамматические теории, разработанные еврейскимиавторами, недостаточно изучены в отечественной языковедческой историографии.«В нашей стране исследованием данной темы занимался академик СанктПетербургской Академии наук Павел Константинович Коковцов (1861–1942 гг.).На рубеже XIX–XX вв. им был опубликован ряд работ, посвященных историиразвития еврейской филологической мысли» [Будман, 2016, с. 9].

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5258
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее