Диссертация («Второе путешествие» Петра I в Западную Европу (1716–1717 гг.)), страница 36
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "«Второе путешествие» Петра I в Западную Европу (1716–1717 гг.)". PDF-файл из архива "«Второе путешествие» Петра I в Западную Европу (1716–1717 гг.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 36 страницы из PDF
Ван-Дейка «Венера, спрашивающая оружие у Вулканадля Энея» и полотно Г. Рени «Давид» 544 . В общей сложности для царя былоприобретено 238 картин. В 1716 году Осип Соловьев приобрел для русского царя121 картину545. Ю. Кологривов постарался приобрести так же весьмавнушительную коллекцию из 117 голландских и фламандских работ в период1716–1717 годов546.Личная переписка Петра I и Ю. Кологривова повествует о средствах,потраченных агентом: «По указу Вашего Величества в Брюсселе и Антверпенекупил картины на достальные деньги, которых у меня было 1743 ефимка.
И вБрюсселе купил 27 картин, в Антверпене 90, и всего 117. Заплатил за оные 2 тыс.462 ефимка, и еще надлежит заплатить 719 ефимков, и то ради того, что не хотелипродать, чтоб не все вместе, ибо в том числе суть 8 картин, о которых доношусмело, что стоят по сту и больше ефимков. И в прочих не чаю, чтоб стоиликаждая меньше 30 ефимков и больше.Ваше Величество, всенижайше прошу, велите дать указ о заплате тех 719ефимков, ибо оной купец без заплаты достальных денег картин не дает, а я быжелал, чтоб оные картины к приезду Вашего Величества были в Амстердаме.
ИзГааги,июня25,1717.ВашегоВеличествавсенижайшийраб,ЮрийКологривов»547.Дать полное представление о всей коллекции, приобретенной для России,сейчас мы не можем. Однако представителей самых ярких направленийМезин С. А. Петр I во Франции... С.177.Там же.545Вагеманс Э. Царь в республике. Второе путешествие Петра Великого в Нидерланды (1716–1717). СПб., 2013. С. 74.546Побединская А. Г. Голландские картины из коллекции Кунсткамеры // Из историипетровских коллекций.
СПб., 2000. С. 146.547РГАДА. Ф. 9. Оп. 2. Кн. 32. Л. 802.543544180голландской и фламандской школы будет целесообразно рассмотреть в рамкахданной работы. Нужно понимать, что картины, впрочем, как и другиепроизведения искусства, приобретались для будущих дворцов Петербурга, новначале большинство из них поступили в Кунсткамеру, а уже позднее часть изних была перераспределена по дворцам (а впоследствии – музеям) СанктПетербурга. Стоит обратиться к труду А. Г. Побединской «Голландские картиныиз коллекции Кунсткамеры», где есть упоминания некоторых картин, по которымможно понять, какие именно сюжеты интересовали русского царя.Прежде всего, преобладали следующие жанры.1. Морские сюжеты. Следует выделить двух представителей голландскойшколы: Адама Сило («Корабли на рейде», «Суда на пристани», «Городскойрейд») и Якоба Сторка («Вид гавани»)548.
Такого рода сюжеты моглизаинтересовать царя в связи с его привязанностью к морю. По поводу покупкикартин мариниста Адама Сило, стоит отметить, что перечисленные вышекартины, минуя Кунсткамеру, попали в Монплезир практически сразу.2. Пейзажные работы – Г. Берхейде («Пейзаж со стадом») и П. Вуверман(«Пейзаж со всадниками»549. Жизнь простых обывателей так же была интереснаПетру I, который высоко ценил «человеческий гений».3. Последнюю группу представляют религиозные сюжеты. Первые изпривезенных в Россию живописные работы Х. Рембрандта – «Прощание Давида сИонафаном» и «Святое семейство» (1645)550.
Знаменитую картину «Поклонениеволхвов» так же приписывают кисти Х. Рембрандта. Однако А. Г. Побединскаяотмечает, что «Поклонение волохов» относится к школе Рембрандта, но никак ккисти самого Х. Рембрандта551. Стоит согласиться с мнением автора, так как у Э.Пекарского (виднейшего российского и советского лингвиста и этнографа)«Поклонение волхвов» отнесено к школе Рембрандта еще в 1915 году 552. В работеПобединская А. Г. Указ. соч., 2000. С.149.Там же.550Колпинский Ю., Веймарн Б. Всеобщая история искусств в шести томах. М., 1963.
Т.4. С. 56.551Победиенская А. Г.Указ. соч. С.156.552Пекарский Э. Путеводитель по Музею антропологии и этнографии императора ПетраВеликого. Пг., 1915. С.38.548549181Э.Пекарского «Путеводитель по Музею антропологии и этнографии императораПетра Великого» Э. Пекарский представлена опись всего кабинета Петра I, гдеупоминает, что не все картины голландский и фламандских авторов являютсяоригинальными 553. «Похищение сабинянок» кисти Питера Пауля Рубенса так жевызывает дискуссии об авторстве художника.
У Э. Пекарского указано, чтоавтором картины является один из «подражателей» фламандской школы, но никакне Рубенс 554 . Таким образом, можно констатировать, что не все картины,приобретенныеПетромIврамках«Второгопутешествия»,являютсяподлинными. В XVIII веке слава голландских и фламандских авторов быладовольно велика, что говорит о спросе на их картины.Подводя итог, хочется отметить несколько важных моментов. Во-первых,Петр I приобретал художественные произведения обдуманно. В подтверждениеможно привести довод о том, что вначале картины попали в Кунсткамеру –первый российский музей, а оттуда часть в Монплезир, а часть осталась вКунсткамере до открытия Эрмитажа.Во-вторых, Петр I в рамках «Второго путешествия» не только знакомилсяс произведениями виднейших голландских и фламандских мастеров, но и личноотбирал часть приобретенной коллекции.В-третьих, денежный вопрос так же был актуален в связи с приобретениемпроизведений художественного искусства.
Некоторые картины русский царь немог купить, в связи с завышенными ценами на них. Как правило, это быликартины итальянских художников эпохи Возрождения. В «Кабинете ПетраВеликого», впрочем, как и в других источниках, в основном речь шла офламандско-голландском направлении в живописи, которые были купленыПетром I и его агентами 555 . Итальянские статуи и картины в основном былизакуплены Ю. Кологривовым позднее, в 20-х годах XVIII столетия 556.Там же. С. 1.Там же. С.
38.555РГАДА. Ф.9. (Кабинет Петра Великого). Оп.1. Отд. 2. №23. Л.876.556Шулепова Э. Указ. соч. С.23553554182Продолжая тему искусства и приобретения картин, стоит отметить, что вовремя «Второго путешествия» с Петра I было сделано несколько портретов.В 1717 г. портрет царя в Гааге написал Карл Мор 557 . Этот портрет былкуплен князем Б. Куракиным и отправлен из Франции в Петербург. ОригиналМора сейчас находится в частном собрании во Франции 558.
«Походный журнал»сообщает нам, что портрет был написан 27 марта 1717 года. «В 16 день писал егоцарского величества персону славной живописец, имянуемой Мор» 559. Еще одинпортрет – это работа Арнольда де Гельдера (1685–1727), голландского художника,ученика Х. Рембрандта. Он был написан в 1717 г. во время пребывания Петра вГолландии, однако нет никаких сведений о том, что он написан с натуры 560 .Оригинал находится в Амстердамском музее.Стоит отметить, что не только голландские живописцы удостоились честиписать портрет русского царя. Русский искусствовед А.
Васильчиков повествует отом, что в Париже портрет Петра I рисовал Ж. Б. Удри. Такой вывод искусствоведсделал благодаря двум эскизам Ж. Удри, которые приобрел на ПарижскомаукционевовторойполовинеXIXвекаколлекционерА. Я. Лобанов 561. Это были эскизы, снятые художником «с натуры» 562.Два других видных французских портретиста также писали портрет ПетраI. Это были Ж. Натье и Гиацинт Риго. Мы видим запись в «Походном журнале» от18 мая: «изволил быть поутру в бане, а после обеда списывали персону» 563. Этотсеанс был для Ж.
Натье, так как именно портрет его кисти сохранился до нашихдней. Однако отсутствие записи в «Походном журнале...» далее ставит подсомнение факт создания портрета другим видным художником, Г. Риго. Но естьдругие более весомые доказательства, что Г. Риго все-таки писал портрет Петра I.Прежде всего, стоит провести анализ самого «Походного журнала». Да,Васильчиков А. О портретах Петра Великого. М., 1872.
С. 29.Там же. С.62.559Майкова Т.С. Гистория Свейской войны: Поденная записка Петра Великого (1700–1721).М.: Круг, 2004. Вып. 1. С. 612.560Васильчиков А. Указ. соч. С. 29.561Там же. С.32.562Там же.563Гистория Свейской войны… С. 410.557558183разумеется, данный журнал является неоспоримым источником по изучениюпетровской истории. Тем не менее, даже в нем не всегда фиксировались всесобытия, связанные с мероприятиями Петра I. В связи с этим интересны сведенияЯкова Штелина, который повествует о весьма значительном приобретенииЕкатерины II в 1772 году. Именно благодаря императрице была куплена частьколлекции министра Людовика XV герцога де Шуазель-Стенвиль564. Вприобретенном собрании имеется весьма важный документ, который доказывает,что портрет руки Гиацинта Риго все-таки существовал.
Это так называемый«Catalogue des Tableaux qui se trouvent dans les Galeries et dans les Cabinets du PalaisImperial de Sant-Peterbourg 1774…”, в котором на 146 странице под №1756значится: «Hyacinthe Rigaud, lе portrait de Pierre le Grand»565.О существовании портрета Петра I, написанного Г. Риго, есть упоминаниеи в многотомном издании «Описание российско-императорского столичногогорода Санкт-Петербурга и достопримечательностей в окрестностях оного, спланом 1794–1796» И. Георги 566 . Более упоминаний, в том числе в каталогахЭрмитажа, мы не находим.