Диссертация («Второе путешествие» Петра I в Западную Европу (1716–1717 гг.)), страница 40
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "«Второе путешествие» Петра I в Западную Европу (1716–1717 гг.)". PDF-файл из архива "«Второе путешествие» Петра I в Западную Европу (1716–1717 гг.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 40 страницы из PDF
День рождения царя 30 мая 1717 года отпраздновалив садах Марли рядом с каскадом Агриппины. Петру I крайне понравилосьторжество, которое для него устроил дворецкий короля Вертон612.Там же.Бакланова Н. А. Культурные связи России с Францией в первой четверти XVIII в. //Международные связи России в XVII–XVIII вв. М., 1966. С. 324–325.610Мезин С.
А. Взгляд из Европы… С. 41.611Сен-Симон Л. Р. де. Мемуары. Подлинные Воспоминания герцога де Сен-Симона.Избранные главы. М.,1991.Т.2. С. 234.612Мезин С.А. Взгляд из Европы… С. 41608609198Помимо охоты Петр I «развлекался» самостоятельно. Глава правительстваФранцииГийомДюбуаоставилвесьманелестныевоспоминанияовремяпрепровождение царя с представителями французского высшего света 613.Самое интересное заключается в том, что сам кардинал не присутствовал на этомпразднике жизни, что не помешало ему отметить это в своих воспоминаниях.Данный сюжет происходил в Люксембургском дворце в 1717 году.В частности, он отмечает: «Ничего не вышло наружу об этих вакханалияхи дебошах, во время которых, говорят, царь грубо оскорблял регента, которыйвыходил из себя до того, что грозил ему Бастилией. Мадам Берри, котораясохраняла разум даже в моменты, когда самые мудрые его теряют, приказалазакрыть двери и не позволила выпускать никого, прежде чем Петр I непроспится 614.
На следующий день актеры этого беспутного спектакля – регент,царь и герцогиня – торжественно присягнули ничего не разглашать ипоцеловались, чтобы скрепить свое примирение» 615.Данный сюжет вызывает крайне противоречивые оценки. Недаром вотечественной историографии второй половины XIX века возникла дискуссия поповоду поведения Петра I в Париже. Могло ли быть такое поведение русскогоцаря на самом деле? Есть ли параллель между данным сюжетом и сюжетом,происшедшим в Дептфорде в 1698 году?Стоит вспомнить, что, во-первых, Петр I, по описаниям Г.
Дюбуа,развлекался совместно с парижскими аристократами, однако осуждение инелестную славу получил лишь Петр I. Во-вторых, помимо французской версии Г.Дюбуа, лица, крайне заинтересованного в том, чтобы выставить русского царя втаком свете, существует и другая версия. М.
М. Ковалевский в своей статье«Новые данные о пребывании Петра в Париже» приводит информациюиспанского дипломата, де-Гримальдо, посланного королем Филиппом V с613Mémoires du cardinal Dubois. Paris, 1829. P. 110.Мезин С. А. Взгляд из Европы… С. 41.615Mémoires du cardinal Dubois. Paris, 1829. P. 110.614199единственной целью – наблюдением за передвижением русского царя616.Донесения де-Гримальдо показывают, что информация о разгульном образежизни русского царя является не достоверной.
М.М. Ковалевский приводитследующую цитату из донесений посла: «Я не решаюсь передать их вам, – пишетон в своем донесении послу, – не потому только, что они унизительны для честиэтого монарха, но и потому, что они баснословны и не заключают в себе ни словаправды» 617.При этом нельзя не отметить, что Г. Дюбуа мог быть тенденциозен в своихнаблюдениях и должен был показать бесперспективность русско-французскихотношений.ГлаваправительстваФранциидавновынашивалидеюсотрудничества с Великобританией. Поэтому он хотел подчеркнуть, что Россия –это страна варварских пережитков, с которой просвещённое государство неготово вступать в деловые отношения.Подводя итог данного небольшого параграфа, хочется отметить, что Петр Iнесмотря на то, что отдыхал и развлекался, ни на минуту не оставлял делаСеверной войны.
Для русского монарха были чужды развлечения европейскогодвора, он неохотно ходил в театры, посещал балы. Даже охота, которая былараспространена и в России, мало интересовала царя. Он прекрасно понимал, чточерез культурную программу и развлечения его пытаются отвлечь от основныхцелей его пребывания.Помимо охоты, званых ужинов, Петр I огромное значение уделял быту ижизни людей. Он мог спокойно зайти к простым обывателям и расспросить их ожизни. В Голландии это проявилось должным образом. Он навестил своих старыхдрузей, среди которых был М.
Калф и Брандт. «Второе путешествие» помогаетувидеть, каким был российский царь в жизни. Петра I не интересовала внешняяатрибутика: роскошь, балы, великолепные покои, подготовленные для него. Спалроссийский царь крайне мало, не более пяти часов в сутки, был скромен вупотреблении пищи (обедал и ужинал, где приходилось). Основой его трапезыКовалевский М. М.
Новые данные о пребывании Петра в Париже // Русская мысль. 1884. №1.С. 111.617Там же. С.112.616200были вино и рыба. Разумеется, во всех странах, которые посетил Петр I, емуготовили разные яства, однако не всегда российский царь, занятый культурнойпрограммой или делами внешнеполитическими, мог все эти изыски опробовать.Очень часто Петр I обедал на корабле или лодке, что подтверждает тезис обезразличии Петра I к внешним атрибутам проявления «аристократическойжизни». Таким образом, ответить однозначно на вопрос, усвоил ли русский царьуроки европейского этикета со времен «Великого посольства», мы не можем.
Содной стороны, конечно, да. Русский царь был более сдержан и обдумывал своимысли и поступки, особенно при представителях высшей аристократии. Но сдругой стороны, он оставался таким же простым, как девятнадцать лет томуназад. Он мог войти в дом и лечь в кровать к «хозяевам в одежде и обуви» или«намазывал себе маслом хлеб, начисто облизывая нож»618.***Таким образом, культурная составляющая поездки не являлась целью«Второго путешествия», а была скорее следствием. Петру I было интереснопостижение новой культуры, открытие новых идей, которые могли бы вскорестать некой моделью для реформаторской деятельности царя.Петру I удалось добиться главной цели – создания в России первогонаучного и культурного центра.
На данный процесс повлияло огромноеколичество идей, соображений и посещение научных центров Европы. Можнолишь предположить, что идея создания столь грандиозного по своим масштабамцентра пришла к русскому царю еще в рамках «Великого посольства», ноосуществилась и приняла ту форму, которая наиболее отвечает запросаммолодого государства, лишь ко времени окончания «Второго посольства». Да,618Зейден К. Указ.
соч. С. 220.201разумеется, Академия наук Франции или Лондонское королевское научноеобщество были иными научными институтами. По сути, это были Академии наук,финансирующиесязасчетгосударстваизанимающиесянаучнымиизысканиями 619 . Большинство научных кадров, составляющих ядро Академиинаук Европы, были выходцами из германских университетов 620 . Тем не менее,получалось, что в Англии и Франции были Академии наук, но не былоУниверситетов, связанных с Академией.
В Германии были университеты, но небыло Академии наук. Сам Г.В. Лейбниц призывал называть БерлинскийУниверситет именно Университетом, но не Академией наук 621. Русский царь учелбольшинство замечаний, предложенных немецким ученым по учреждениюнаучного комплекса в России, посетил научный комплекс Франции. Вернувшисьв Россию, Петр I переосмыслил увиденное и пришел к выводу, что Академия наукв России будет «социететом наук», т.е. неразрывно связывающим между собойАкадемию наук и Университет.Посещение Петром I прежде всего Франции зародило в его голове мысль отом, что Академия наук должна быть связана не только с Университетом, какпредлагал Г.В.
Лейбниц, но и с обсерваторией, с научным музеем, с библиотекойи, наконец, с Академией художеств, которая, по образу французской, должнабыла обеспечить подготовку в России целой плеяды художников, прославлявшихискусство своей страны.Помимо создания мощного научного комплекса в Петербурге, русскийцарь задумывался и о благоустройстве будущих дворцов, садов и парковПетербурга. Во время «Великого посольства» Петра I заинтересовало садовопарковое искусство Голландии, оно и легло в основу будущего ландшафтаПетергофа. Однако, уже к 1710 году возникли трудности с ландшафтнымиработами.
Посетив в рамках 1716–1717 годах лучшие сады и парки Европы (ХетЛоо, ботанический сад в Лейдене, Версаль, Марли, сады Тюильри), Петр Iприходит к выводу, что ландшафт Петербурга будет совмещать модельКопелевич Ю. Х. Основание Петербургской Академии наук. Л.: Наука, 1977. С.42.Там же. С.42.621Герье В. Сборник писем и мемориалов Лейбница… С. 219–220.619620202регулярных парков как Голландии, так и Франции.
Однако самым главным стоитвыделить то, что регулярные сады Петербурга имели свои качественные отличия.Механизм подачи воды в фонтаны – наиболее яркий тому пример: вода шла кфонтанам самотеком, а не через насосы, как в Версале.Таким образом, регулярные парки Петербурга вышли за рамки своегопрообраза. Садово-парковое искусство поразило современников Петра I не толькосвоей идеологической основой–победой России над Швецией, но, самое главное,своей масштабностью и грандиозными задумками. Регулярные сады Петербурга –это не просто подражание модным европейским тенденциям XVIII века, этопопытка на непригодной для жизни земле создать действительное чудоландшафтного строительства, не уступающего современным паркам Франции иГолландии.Художественные интересы Петра I в рамках «Второго путешествия» также были направлены на превращение Петербурга в культурный центр России.Петру I предстояло приобрести для будущих музеев Петербурга предметыискусства и роскоши.
Во «Втором путешествии» мы наблюдаем переориентациюво взглядах русского царя. Связано это, бесспорно, с посещением Франции. Длязрелой натуры царя становится очевидным, что без создания антуража вокругПетербурга будет невозможен его замысел. Русский монарх с помощью огромнойсети русских агентов в Европе начинает покупку художественных картин, и четкоследует намеченному курсу – приобретение картин определенных авторов иопределенных сюжетов.