Диссертация (Нормирование требований пожарной безопасности к эвакуационным путям и выходам из зданий мечетей), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Нормирование требований пожарной безопасности к эвакуационным путям и выходам из зданий мечетей". PDF-файл из архива "Нормирование требований пожарной безопасности к эвакуационным путям и выходам из зданий мечетей", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "технические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве АГПС. Не смотря на прямую связь этого архива с АГПС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата технических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Интерьер молитвенных заловподразумевает только те предметы, которые не противоречат определенным врелигии правилам. Огнетушащие средства первой помощи не должнынаходиться на виду у людей, так как запрещено все, что может помешатьсосредоточению внимания при молитве.42Главнейшейособенностьюмусульманскихмолитвенныхзданий,отличающей их от зданий других конфессий является то, что весьфункциональныйконтингентпередмолитвойснимаетобувь,котораяукладывается в специальные оборудованные полки, находящиеся у выходов измечетей (рисунок 2.3). Вероятно, в большинстве случаев при эвакуации массалюдей захочет забрать свои оставленные вещи, в том числе и обувь.
Врезультате, затратив драгоценные секунды на отыскание обуви, образуетсяскопление людей, что вызовет задержку эвакуирующихся в холле мечети.Рисунок 2.3 – Специально оборудованные полки для обувипри входе в молитвенный залВажно также то, что в дни коллективных молитв таких полок не хватаетдля всей обуви и люди вынуждены оставлять ее по ходу движения на путяхэвакуации (рисунок 2.4). Оставленная обувь, о которую люди могутспоткнуться, будет служить препятствием на путях эвакуации, что тожевызовет задержку людского потока.
Также после коллективных молитв людямсвойственно покидать здание через те двери, в которые они заходили, в мечетяхэто связано, в первую очередь, именно с оставленной при входе обувью.43Рисунок 2.4 – Обувь, оставленная на путях эвакуацииСледующая существенная особенность мечетей касается поведенческогохарактера. Для некоторых верующих выполнение намаза является настолькосакральным действием, что они не прервут выполняемую молитву ни попричине пожара, ни по иной другой причине.
В большинстве таких случаевмолитву может остановить только имам (руководитель молитвы, который стоитвпереди). В результате можно говорить, что в период начального этапаэвакуации существенно зависит от осознанности и уровня противопожарнойподготовленности священнослужителей.Отличительным характером богослужения мусульман при пятничных ипраздничных намазах является массовый приход людей в мечети. В случаенарушения беспрепятственности движения будет образовываться скоплениелюдей. И данное скопление возникает на подобных молитвах систематически.Причиной являются люди, желающие принять участие в коллективной молитве,но не вмещающиеся в здание и располагающиеся на прилегающей к мечетитерритории.
Именно они будут служить препятствием для выхода людей измечети после молитвы, что, конечно, повлечет за собой увеличение времениэвакуации из культового сооружения и уплотнения плотности людей на выходе изздания.44Разделённые мужские и женские молитвенные залы также являютсяпримером отличия мечетей от зданий других конфессий. Необходимо чтобыбыло удовлетворено единственное условие – все прихожане могли слышатьголос человека, возглавляющего молитву в мечети [65].Как известно, не все прихожане мечети способны самостоятельнопередвигаться.
Кому-то помогают прийти родственники, а кто-то передвигаетсяпри помощи костылей или инвалидной коляски. По этой причине в мечетяхнеобходимо выполнение условия для нахождения маломобильных группнаселения, содержащиеся в СП 59.13330.2016 [66]. Также по этой причинезначение величины времени скопления (tск = 6 мин.) должно быть уменьшено.Характерной особенностью мечетей является наличие в них смешанногопотока людей, различных возрастных групп, от детей до людей преклонноговозраста, для которых свойственно снижение физических функций организма,сопровождаемое низкой скоростью передвижения. А как известно, наименееподвижная группа в составе потока диктует скорость эвакуации.
Исходя изэтого, необходимо выяснить демографический состав функциональногоконтингента в мечетях, с целью определения скорости движения смешанногопотока прихожан, а также выявления особенностей параметров такогодвижения.Однако вначале будет рассмотрен первый этап эвакуации, связанный сперестройкой функциональных систем организма людей для действий при пожареи характеризуемый таким важнейшим параметром, как время начала эвакуации.2.3 Исследование времени начала эвакуации (tн.э) людей в мечетяхРешению задач, связанных с проблемами эвакуации большого количествалюдей, одновременно находящихся в помещении, исследователями уделялосьбольшое внимание на протяжении нескольких десятков лет [28, 29].Классическими примерами таких помещений служили зрелищные залы, вкоторых основной проблемой было единовременное начало движения большихмасс людей к эвакуационным выходам.45Но здания с массовым пребыванием людей – это не только здания сзальными помещениями большой вместимости.
К таким зданиям относятся икультовые сооружения ислама, где прихожане (в определенные дни) полностьюзаполняют всю доступную площадь мечетей, включая молельные залы,гардеробы, холлы и лестничные марши.В последние годы в России уделялось внимание проблемам эвакуациилюдей из культовых зданий [57], однако время начала эвакуации неопределялось. Без рассмотрения этого этапа эвакуации невозможно выполнятьрасчетные оценки и нормировать размеры путей эвакуации, а рассматриваяпроблему шире – гарантировать безопасность людей. Следует отметить, чтопроцесс эвакуации в этих зданиях отличается от других зданий ввидуособенностей мусульманского богослужения.В нормативной практике России термин «время начала эвакуации» впервыебыл введен в ГОСТ 12.1.004–91*: «… При отсутствии необходимых исходныхданных для определения времени начала эвакуации в зданиях (сооружениях) безсистем оповещения величину tн.э следует принимать равной 0,5 мин.
– для этажапожара и 2 мин. – для вышележащих этажей. Если местом возникновенияпожара является зальное помещение, где пожар может быть обнаружен всеминаходящимися в нем людьми, то допускается принимать равным нулю …» [67].Далее термин tн.э. был реализован в приказе [68] и трактуется как: «tн.э. – интервалвремени от возникновения пожара до начала эвакуации людей, мин». Следуетотметить, что в нем же [68] отсутствуют положения, относящиеся к мечетям, чтоподчеркивает необходимость проведения исследований tн.э. в них.Концепция нормирования tн.э в России была впервые разработана иреализованапрофессоромВ.В.Холщевниковымвтерриториальныхстроительных нормах города Москвы – МГСН 4.19–2005 [69], а в настоящеевремя содержится в Приказе МЧС России от 30 июня 2009 г.
№ 382 [68].Значения времени начала эвакуации содержатся в таблице 2.2.46Таблица 2.2 – Время начала эвакуации в соответствии с [70]Значение времени началаэвакуации людей tн.э, мин.Здания,Здания,оборудованнынее СОУЭоборудованныеI–IIIII–VСОУЭтиптипКласс функциональной пожарной опасности зданийи характеристика контингента людейЗдания детских дошкольных организаций образования,неквартирных домов престарелых и инвалидов, больницы,спальные помещения объектов образования с наличиеминтерната и детских организаций; одноквартирные имногоквартирные жилые дома, в том числе блокированные(Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4).
Люди могут пребывать в состоянии сна,но знакомы со структурой эвакуационных путей и выходовГостиницы, общежития, спальные корпуса домов отдыхаобщего типа и санаториев, кемпингов, пансионатов имотелей (Ф1.2). Постояльцы могут находиться в состояниисна и незнакомы со структурой эвакуационных путей ивыходовЗдания культурно-просветительных и зрелищныхучреждений; организации по обслуживанию населения(Ф2, ФЗ). Посетители находятся в бодрствующемсостоянии, но незнакомы со структурой эвакуационныхпутейЗдания образовательных, научных и проектных организаций,органы управления учреждений (Ф4).
Посетители находятсяв бодрствующем состоянии и хорошо знакомы со структуройэвакуационных путейПожарные отсеки производственного или складскогоназначения с категорией помещений по взрывопожарнойи пожарной опасности В1–В4, Г, Д, входящие в составзданий с функциональной пожарной опасностью Ф1, Ф2,ФЗ, Ф4, в том числе Ф5.2 – стоянки для автомобилей безтехнического обслуживания и ремонта6,04,09,03,02,06,03,01,06,03,01,56,02,00,56,0Для решения задач настоящей работы сбор эмпирических данныхпроводился посредством натурных наблюдений при помощи видео- ифотофиксации [71] в пятничные дни в Соборной мечети в г.
Москве, когда взданиинаходилосьосуществляласьприбольшоепомощиколичествоохранныхмолящихся.модульныхВидеозаписькамер,которыеустанавливались внутри молельного зала, пример показан на рисунке 2.5.47МихрабКолонныМинбар кафедраМеста установкивидеокамерплощадь, занятаяконструкциями иоборудованиемполезнаяплощадьРисунок 2.5 – План типовой мечети и места установки видеокамерВременем начала съемки было время окончания молитвы имамом,транслируемоечерезгромкоговорители.Приобработкевидеозаписификсировались значения времени от завершения коллективной молитвыприхожанами до начала их движения в сторону эвакуационных выходов.Так как в молитвенной практике ислама молитва может быть законченаприхожанами только после того, как ее завершит или прекратит по каким-либообстоятельствам имам (человек, возглавляющий молитву), то своевременностьэвакуации (слагаемым суммы которой является время начала эвакуации)напрямую зависит от правильных действий священнослужителя.Висследованиях,проводимыхранее[72],установленаформула,характеризующая временные этапы tн.э.:tн.э.
= (tоб + tоп) + tо + tпод,(2.1)где: tоб – время выявления очага горения, с; tоп – время оповещения о тревоге, с;tо – интервал времени, необходимый человеку для оценки ситуации, с; tпод –время на подготовку к эвакуации или к защите помещения от пожара, с.В результате проводимого эксперимента было получено 99 замеров48времени tо + tпод до начала движения прихожанами в сторону эвакуационныхвыходов.Наблюдения показывают, как прихожане из положения «сидя» (рисунок2.6 а) через 4–5 с поднимаются с колен (рисунок 2.6 б) и поворачиваются всторону эвакуационных выходов (рисунок 2.6 в). Поэтому на начальном этапеэвакуации образовавшиеся потоки людей сразу же имеют параметрысвободного поточного движения (рисунок 2.6 г) – таблица 2.3.а)в)б)г)Рисунок 2.6 – Фрагмент подготовки людей к эвакуации (интервал съемки в 1 с:а) выполнение намаза; б) окончание намаза; в) принятие вертикальногоположения; г) начало поточного движения49Таблица 2.3 – Классификация движения людей в интервалах плотности потоков [26]Интервалыплотности,м2/м20–0,05ИндивидуальноеУсловиядвиженияСвободное0,05–0,150,15–0,40,4–0,70,7–0,90,9–1,01,0–1,15ПоточноеС силовыми воздействиямиБезКонтактныеСвободное контактныхпомехи Слитное Деформация СдавливаниепомехтелтелДанное формирование потоков людей резко отличается от формированияих в культовых зданиях других конфессий: у православных в церквях – люди вовремя молитвы стоят, в католических храмах – люди усаживаются на скамьях(подобно рядам в зрелищных залах), что определяют при их выходе в общийпроход одновременные слияния и переформирования потоков людей научастках пути [73].Гистограмма значений tо + tпод, полученная в результате обработкиэмпирическихданных,приведенанарисунке2.7.Характеристикираспределения значений представлены в таблице 2.4.Рисунок 2.7 – Гистограмма распределения значенийвремени начала эвакуации прихожанами после молитвы50Таблица 2.4 – Сводка обработки наблюденийВеличины и показателиЗначенияСреднее значение, с4,5Нижняя граница, сВерхняя граница, с95 % доверительный интервал длясреднегоМедиана4,14,94,2Дисперсия, с23,9Стд.