диссертация (Уязвимости сетевых коммуникаций в современном обществе теоретико-методологические подходы), страница 9
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Уязвимости сетевых коммуникаций в современном обществе теоретико-методологические подходы". PDF-файл из архива "Уязвимости сетевых коммуникаций в современном обществе теоретико-методологические подходы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
The Information Age: Economy, Society and Culture. Volume I: The Rise of the Network Society..P. xxxiii.T38Первое. Ещё сильнее обостряется проблема сосуществования человека сприродой и окружающей средой, усложняются социальные коммуникативныезадачи экологического воспитания и экономии невозобновляемых ресурсов.
Сетевые коммуникации в такой контексте становятся одними из решающих факторов создания и развития векторов инвайроменталистского поведения, егороль в решении экологических вопросов значительно возрастает. Новые формысетевой консолидации имеют существенный потенциал влияния на реализациюзадач инвайнроменталистского толка, но могут и стать платформой для развития инсценированных ситуаций рискофобий.Второе. Возрастает угроза индивидуализации людей и социальной атомизации. Индивиды, проживая в одной локальности, могут не пересекаться,существовать в разных социокультурных мирах или погружаться в виртуальнуюреальность. В конечном итоге может рождаться общество «сетевого индивидуализма»95.
В новой книге «Моральная слепота» З. Бауман и его соавтор Л. Донскис выражают опасения по поводу возможной утраты общности во всё болееиндивидуалистическом мире: «Отношения, в которые вступают индивиды другс другом, ныне описываются как «чистые», то есть «без обязательств», […] Появление и развитие «чистых отношений» широко оцениваются как гигантскийшаг на пути к индивидуальному «освобождению» (что невольно также интерпретировано как свобода от ограничений личного выбора, к которым приводятвсе обязательства)… […] Основное отличие сетей — это название дано сегоднявместо считающихся старомодными идей сообщества или общности — означает право на одностороннее прекращение отношений. В отличие от общин, сетисовмещены между собой индивидуально, так же индивидуально смешиваются и«разбираются», и полагаются на желание индивида их сохранить как единственное, хотя и шаткое, основание»96 .95См.: Алексеева А.
Кастельс: наша жизнь — гибрид виртуального и физического пространства (интервью с М.Кастельсом) // РИА «Новости», 2013. Режим доступа: http://ria.ru/interview/20120622/679289114.html (дата обращения: 21.01.13); авторство термина принадлежит Л. Рэйни и Б. Веллману. См. подробнее о концепции «сетевого индивидуализма» в Rainie, L., Wellman, B. Networked. The New Social Operating System. MIT Press, 2012.96 Bauman, Z., Donskis, L. Moral Blindness. The Loss of Sensitivity in Liquid Modernity. Cambridge: Polity Press,2013. P. 14-15.T39Четвертое. Как следствие, нерешённая проблема неприспособленности кмультикультурализму локальных сообществ, в частности, коренных жителей,ведёт к спонтанным столкновениям представителей разных культур, росту недоверия друг к другу и разобщённости социума, разрывах в социальных коммуникациях — что легче реализуется в условиях именно экспансии сетевых коммуникаций в силу комплекса свойств, которые проанализированы нами в следующей главе.Пятое.
Вслед за разрушением глубоких эмоциональных устойчивых связей,которые не могут быть компенсированы сетевыми коммуникациями, из-за миграции из родных малых городов и сёл в мегаполисы и ранним (до совершеннолетия) отрывом от семьи возникает травматизация личности, затрудняется самоидентификации членов социума, усложняется процесс их социализации97 .Из этого следует, что городская жизнь способствует интенсификации числа коммуникаций и социальных контактов, но характер социальных связейусложняется. Несмотря на техническое совершенствование средств коммуникации, а также рост доступности информации и увеличение скорости обмена ею,данные процессы не обязательно способствуют развитию социальной общности98, влияя на качество общения амбивалентно, могут выступать факторомослабевания устойчивых отношений. В таких условиях сетевые коммуникациимогут стать как источником улучшения ситуации, фактором адаптации коммуникации к урбанизации, так и нести в себе латентные риски.Глобализация, фактически принимающая форму глокализации, всё чащепроявляет себя амбивалентно для коммуникаций.
Меняющиеся условия совре-97См.: Цынцарь А.Л. Формирование самосознания у подростков из «дистантных» семей // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология, 2012. № 4. С.28-36.98 Подробнее, например, см.: Turkle, Sh. Alone Together: Why We Expect More from Technology and Less fromEach Other.
New York: Basic Books, 2011; Cohen, R. Thanks for Not Sharing // New York Times. December 6, 2012.URL: www.nytimes.com/2012/12/07/opinion/roger-cohen-thanks-for-not-sharing (accessed at 02.03.13); Egan, T. TheHoax of Digital Life // Opinionator. January 17, 2013. URL: http://opinionator.blogs.nytimes.com/2013/01/17/the-hoaxof-digital-life/ (accessed at 25.03.13); Foer, J.
S. How Not to Be Alone // New York Times. June 8, 2013. URL:www.nytimes.com/2013/06/09/opinion/sunday/how-not-to-be-alone.html (accessed at 25.03.13). Franzen, J. Liking Isfor Cowards. Go for What Hurts // New York Times. May 28, 2011. URL: www.nytimes.com/2011/05/29/opinion/29franzen.html (accessed at 02.03.13). Fredrickson, B. L. Your Phone vs. Your Heart // New York Times.
March 23,2013. URL: www.nytimes.com/2013/03/24/opinion/sunday/your-phone-vs-your-heart.html (accessed at 20.03.14).T40менного мира заставляют исследователей рассматривать глобализационныепроцессы с новых позиций: в частности, смещается фокус с экономической детерминированности на социальные и культурные факторы; явления рассматриваются с гуманистической точки зрения, что востребовано актуальной повесткой дня. Глобализационные процессы З. Бауман разделяет на негативные и позитивные проявления (в частности, связанные с правом и политикой)99.
Технически детерминированная теория «глобальной деревни» М. Маклуэна уступаетболее точно отражающим сложностный характер развития современного социума с появлением анклавных пространств концепциям «глокальной деревни»100,глокализации101 , гло-локал-анклавизации102 , появления «третьих пространств»за счёт обесценивания локальных культур103 — новых, в том числе гибридных,форм социальной действительности; прежде всего, подчёркивается рискогенность данных явлений и особенностей развития обществ. Так, параллельнотому процессу планетарного масштаба, который возник в бизнесе, финансах,торговле и потоках информации, идет и процесс «локализации», закрепленияпространства. В совокупности два тесно взаимосвязанных процесса — глобализации и локализации — приводят к резкой дифференциации условий существования населения целых стран, регионов и различных сегментов этого населения.
Сеть Интернет способствует развитию не только глобального сообщества, но и групп непосредственного общения, в том числе этнических — ониприсутствуют в виртуальном коммуникативном пространстве вне национальных границ, но приватно, закрыто для других групп, тем не менее, являя собойобразцы сравнительно слаженно коммуницирующих сообществ, объединённых99 См.: Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. Москва: Издательство «Весь Мир»,2004.100 См.: Wellman, B. The Glocal Village: Internet and Community // The Arts and Science Review. University ofToronto, 2004. Vol.
1. № 1. P. 26-29.101 См.: Robertson, R. Glocalisation: Time-Space and Homogeneity-Heterogeneity // M. Featherstone, S. Lash and R.Robertson (eds.). Global Modernities. L.: Sage, 1995.102См.: Ядов В.А. Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества //Россия реформирующаяся. Москва: Academia, 2002. С. 358.103 См.: Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма – ответы на глобализацию / пер.
с нем. А. Григо-рьева, В. Седельника ; общ. ред. и послесл. А. Филиппова. Москва: Прогресс-Традиция, 2001.T41довольно устойчивыми скрепами, бережно относящихся к своему микрокультурному наследию членов общества104.Рассмотренные нами такие явления современности, как мировой финансово-экономический кризис и изменение потребительского поведения, трансформация в системе труда и занятости, новые демографические факторы, глоболокальные тенденции и рост урбанизации проявляют себя в виде новых уязвимостей.1.2 От информационного к информациональному обществу:уязвимости новых форм коммуникацииМы выяснили, что системная сложность современного общества и коммуникативные действия индивидов порождают новые уязвимости, «нормальные аварии», радикально влияющие на коммуникативную сферу. Рассмотримпричины, связанные с изменениями в инфокоммуникационной системе, в частности, с ростом её уязвимости.По Д.
Беллу, «информационная эпоха» ориентировочно возникает в 194550 гг.: для постиндустриального общества характерно то, что на фоне индустриальных технологий возрастает роль и значение интеллектуальной технологии, базирующейся на информации, которая приобретает силу социального изменения105. Слияние науки и инженерии в этот период было исторически ново.В предложенной в 1983 году Е. Масудой концепции («Информационноеобщество как постиндустриальное общество») информация трактуется лишькак экономическая категория и благо. Рост количества информации и коммуникативных актов, скорости автоматизированности их производства и обработки,по мысли исследователя, означало бы общественный прогресс106.