диссертация (Регулирование международной торговли объектами интеллектуальной собственности в условиях глобальной экономики), страница 11
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Регулирование международной торговли объектами интеллектуальной собственности в условиях глобальной экономики". PDF-файл из архива "Регулирование международной торговли объектами интеллектуальной собственности в условиях глобальной экономики", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "экономика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата экономических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Неразрывно связана с этим понятием сфера смежных прав,поскольку предоставляемые права весьма схожи, но при этом часто бывают болееузкими по объему и имеют менее длительные сроки действия.Исторически появление смежных прав было обусловлено опасениямиразных групп заинтересованных лиц в том, что по мере развитии техническогопрогресса, спрос на их деятельность может сократиться. Так например, сразвитием и популяризацией радиовещания, многие производители фонограммтребовали предоставления им возможности защиты прав от незаконногоизготовления копий, а вещательные организации требовали защиты отбесконтрольной ретрансляции их передач, приносящей колоссальные убытки.
Ксожалению, многие вопросы и нюансы использования смежных прав до сих пор62Всеобщая декларацияправ человека ст.27 [Электронный ресурс].–Режимhttp://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml - (дата обращения: 27.11.2014).доступа:52не регулируются должным образом на международном уровне, хотя в ряде страндостигнут колоссальный прогресс в рамках национального законодательства.Сегодня обладателями смежных прав могут быть производители звуко ивидео записей, вещательные организации, обладающие правами на свои радиоили ТВ программы, исполнители, например, музыканты или актеры и т.д.
Подохрану авторского права попадает целый ряд произведений творчества:художественная и иная литература, фильмы, архитектурные сооружения,музыкальные произведения, картины. Кроме того, согласно авторскому исмежным правам охраняются не только произведения творчества в еготрадиционном понимании, но и наравне с другими такими современнымиобъектами, как компиляции данных, программы для электронно-вычислительныхмашин, технические чертежи и пр., регулируемые на международном уровне врамках Соглашения ТРИПС.Главная отличительная особенность и преимущество мировой системыохраны авторских и смежных прав по сравнению с институтами патентнойохраны,заключается в отсутствии необходимости соблюдения каких-либоформальностей для возникновения защиты. Согласно Бернской конвенции охранаавторства на произведение и смежных прав возникает автоматически и не требуеткаких-либообязательныхспециальныхпроцедуррегистрацииилидокументального оформления63.
Данное положение также отражено и вСоглашении ТРИПС, обязательном документе для всех членов Всемирнойторговой организации. Таким образом, ввиду отсутствия требования обобязательнойрегистрации,вбольшинствестранмиранесуществуетспециализированных механизмов и государственных институтов регистрацииавторского права.Однако,существуетвозможностьдобровольногооформленияилидепонирования произведений на базе национального законодательства. Этовыгодно для правообладателей в случае возникновения различного рода споров,63Berne Convention for the Protection of Literary and Artistic Works (as amended on September 28, 1979) (Authentic text)[Electronic resource] / World Intellectual Property Organization.
– Electronic data. – Mode of access:http://www.wipo.int/wipolex/en/treaties/text.jsp?file_id=283693- (дата обращения: 27.11.2014).53таких например, как споры об авторстве или передаче прав третьим лицам. Крометого, в соответствии с законодательством по авторскому и смежным правам,владельцы данных объектов ИС могут использовать различные методы длязащиты своих прав, в том числе и применение санкций или защитных мер,судебные запреты использования и возбуждение правовых исков и т.д.Так, например, согласно законодательству США, полностью учитываятребования Бернской Конвенции, иностранный обладатель авторских прав вАмерике не обязан регистрировать свое произведение для получения защиты. Приэтом, все же существует возможность получения дополнительной охраны ивзыскания более существенной компенсации, в случае нарушения прав, - этонеобязательнаярегистрация.законодательствомСШАвКарательныеслучаенарушениямеры,установленныеположенийпоохранезарегистрированных литературных или художественных произведений, гораздосущественнее,чемдлянезарегистрированныхобъектов,ивыступаютдополнительным стимулом для усиления охраны в том числе и для иностранныхавторов.Однаковопрос,чтоименнопонимаетсяподлитературнымиихудожественными произведениям, и соответственно подлежит охране, являетсякрайне важным.
Согласно ст. 2(1) Бернской конвенции «термин «литературные ихудожественные произведения» охватывает любую продукцию в областилитературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы еевыражения, включая: книги, брошюры и другие письменные произведения;лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения;драматические и музыкально-драматические произведения; хореографическиепроизведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста;кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения,выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведенияживописи,архитектуры,скульптуры,гравированияилитографии;фотографические произведения, к которым приравниваются произведения,выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного54искусства; иллюстрации, карты, планы, эскизы и пластические произведения,относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам».
64В частях 3 и 5 ст.2 дополняется, что «Переводы, адаптации, музыкальныеаранжировкиидругиепеределкилитературногоилихудожественногопроизведения охраняются наравне с оригинальными произведениями, без ущербаправам автора оригинального произведения. … Сборники литературных ихудожественных произведений … охраняются как таковые…».65При этом согласно ст.2(2) той же Конвенции «законодательством странСоюзаможетбытьпредписано,чтолитературныеихудожественныепроизведения или какие-либо определенные их категории не подлежат охране,если они не закреплены в той или иной материальной форме».66Так в ряде стран определяется разграничение между так называемыми«зафиксированными»и«незафиксированными»произведениямииустанавливается разный уровень предоставляемой охраны (в некоторых странахнезафиксированные произведения не защищаются вовсе).
К незафиксированнымотносятся, например, незаписанные нотами или на каком-либо носителемузыкальные произведения, живые репортажи с соревнований, публичныевыступления или лекции, где автор выступает без заранее написанного текста ит.д. Кроме того, весьма чувствительным остается вопрос определения творческогохарактера деятельности, поскольку данный критерий варьируется в зависимостиот национального законодательства.Владельцыавторскихправ(илиихправоприемники)обладаютисключительным правом на использование принадлежащих им произведений, ноони также могут и передавать это право третьим лицам на оговоренных условиях.Они64могутразрешатьилиограничиватьвоспроизведение,копирование,Berne Convention for the Protection of Literary and Artistic Works (as amended on September 28, 1979) (Authentic text)[Electronic resource] / World Intellectual Property Organization.
– Electronic data. – Mode of access:http://www.wipo.int/wipolex/en/treaties/text.jsp?file_id=283693- (дата обращения: 18.01.2015).65Berne Convention for the Protection of Literary and Artistic Works (as amended on September 28, 1979) (Authentictext) [Electronic resource] / World Intellectual Property Organization. – Electronic data.
– Mode of access:http://www.wipo.int/wipolex/en/treaties/text.jsp?file_id=283693- (дата обращения: 18.01.2015).66Berne Convention for the Protection of Literary and Artistic Works (as amended on September 28, 1979) (Authentictext) [Electronic resource] / World Intellectual Property Organization. – Electronic data. – Mode of access:http://www.wipo.int/wipolex/en/treaties/text.jsp?file_id=283693- (дата обращения: 18.01.2015).55публичное исполнение, трансляцию, перевод на другие языки и/или адаптациюобъектаинтеллектуальнойсобственности.Схожиеправаполучаетправообладатель и смежных прав.Важно, что для массового распространения произведений, попадающих подохрану авторского и смежных прав, зачастую необходимы существенныефинансовые инвестиции, что бывает крайне сложно осуществимо без участияфинансово обеспеченных организаций.
В связи с этим, владельцы прав прибегаютк помощи крупных компаний, имеющих необходимую специализацию, которыеорганизуют рекламу и сбыт этих произведений. При этом, как правило, доход отреализации остается в распоряжении компании за вычетом платежей роялти(гонораров автору), если не были оговорены иные условия.Безусловно, в течение последних десятилетий произошло колоссальноерасширение области действия авторского права и смежных прав, обусловленноетехнологическим прогрессом и стремительным развитием информационнокоммуникационных технологий (появление спутникового вещания, созданиекомпакт и цифровых дисков и т.д.). При этом активную роль в создании новыхнормативно-правовых актов на международном уровне играет ВОИС, на базекоторой проводятся международные обсуждения с целью выявления ключевыхпроблем охраны авторского права и смежных прав в киберпространстве.