Диссертация (Мексиканская армия в начальный период Войны Каст на Юкатане (1847-1855)), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мексиканская армия в начальный период Войны Каст на Юкатане (1847-1855)". PDF-файл из архива "Мексиканская армия в начальный период Войны Каст на Юкатане (1847-1855)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
2 / ed. by L. Bethell. Cambridge, 2008. Р. 237.Dumond D.E. El Machete y la Cruz: La Sublevación de Campesinos en Yucatán. México D.F.,2005. Р. 55.3233The Cambridge History of Latin America Vol. 2 / ed. by L. Bethell. Cambridge, 2008. Р. 237.34Dumond D.E. Op. cit. P. 55.35The Cambridge History... Р.
238.38рынках, обеспечивая высокую прибыль тем купцам, которые ими торговали.Индианкам же, как правило, не доплачивали, или не платили вовсе36. Какправило, низшим звеном в цепи перекупщиков были представители местнойадминистрации. Также в деревнях существовала система принудительныхраспродажахпромышленныхтоваров,закупавшихсяпредставителямиместной администрации оптом на городских рынках и продававшихся позавышенным ценам в деревнях.37Помимо государственных налогов, индейцы также платили церковныеналоги и сборы.
Традиционная для европейских государств церковнаядесятина не была слишком широко распространена среди индейцев виспанской Америке. На Юкатане наиболее распространенной формойвзимания церковного налога с индейского населения были так называемыеobvenciones – фиксированные церковные налоги. Годовой налог (obvenciónmayor), и оплата различных церковных таинств (obvenciones menores) с однойстороны тяжелым бременем лежали на плечах индейцев, с другой –превращали некоторых приходских священников в очень обеспеченныхлюдей38. Помимо прямого церковного налога, крестьяне были обязаныоплачивать все расходы приезжающих священнослужителей.
Общинникибылиобязаныкормитьприезжающихпредставителейдуховенства,обеспечивать им жилье, фураж для лошадей или мулов, а также оплачиватьвсе церковные ритуалы. Оплачивались мессы, крещения, отпевания,бракосочетания, причастия, исповеди и т.д39.В XIX в. ситуация начала меняться. Политическая нестабильность натерритории нового государства вызывала частые конфликты междурегионами.
В частности, можно назвать постоянные конфликты между36Ibid. P. 240.37Ibid. P. 241.38Dumond D.E. Op. cit. P. 56.Rivero P.P. Oponiéndose al capitalismo en Yucatán. La causa de los rebeldes de la Guerra deCastas // Desacatos. 2002. № 9. P.150.3939правительствомЮкатана,расположеннымвМериде,иКампече,соперничавшим с Меридой за контроль над территорией Юкатана, ипозднейший конфликт уже непосредственно Юкатана и федерального центра,связанный с попытками отделения полуострова от Мексики.Все стороны конфликта активно вербовали в свои вооруженные отрядыпредставителей индейского населения, помимо принуждения используяобещания освобождения от налогов для вступивших в ополчение40. Это былоударом по касикам, чьей традиционной привилегией, как будет сказанопозднее, было освобождение от налогов после отставки с государственнойслужбы.
Невыполнение этих обещаний, особенно в вопросе освобождения отцерковных налогов и снижения платы за отправление таинств, внеслосущественный вклад в рост недовольства сельского населения41.В 1786 г. колониальное правительство полностью перевело населениеЮкатана на денежный налог. После обретения независимости, в 1822 г.
былиздан декрет, устанавливающий новый, фиксированный налог в 12 реалов вмесяц, который был обязан платить каждый гражданин Мексики, независимоот расовой принадлежности. От налога были освобождены военнослужащие,священнослужители и рабы42. Индейские массы, не обеспеченные наличнымиденьгами, были вынуждены начать продавать свой труд на ранчо и асьендах.Это было не лучшим выходом, так как плата за один рабочий день, длившийсякак минимум 6 часов, составляла 1 реал43.
Несложная калькуляция позволяетвычислить, что для выплаты налога отдельному индейцу приходилосьтрудиться на чужих землях в качестве наемных рабочих 72 часа или 12 дней вSolveig P.P. Enajenación de la tierra e impuestos: origen de la guerra de Castas // Revistaexpresión del sureste mexicano [Electronic resource]. Electronic journal. URL:http://revistaexpresiones.wordpress.com/2012/07/31/enajenacion-de-la-tierra-e-impuestosorigen-de-la-guerra-de-castas/4041Rugeley T. Op. cit.
P. 22.Silva J.L.P. La Guerra de Castas en Yucatán (1847-1901) [Electronic resourse]. Electronic data.Cuicuilco, cop. 2001. URL: http://josepreciado.net/antropoetica/itinerario/pdf/castas.pdf4243Solveig P.P. Op. cit.40месяц только для того, чтобы заплатить налог. А ведь ещё надо было на чтото жить, платить за услуги священников, а климат Юкатана неблагоприятствовал круглогодичному ведению сельского хозяйства. Общееколичество светских и церковных отчислений достигало половины годовогодохода средней индейской семьи44.Неудивительно, что собственное хозяйство при таком режиме работыбыло содержать крайне затруднительно, и многие индейцы попадали вдолговую зависимость от владельцев асьенд.
В 1840 г., согласно новомузакону,бегствоналоговыхдолжниковсталоуголовнонаказуемымпреступлением, что с одной стороны только увеличило количество крестьян,бегущих от налоговых тягот на слабозаселенные территории юго-востокаЮкатана, а с другой опять ударило по лидерам индейских общин, у которыхуменьшалось количество податного населения45. Таким образом, изменениеналоговой обстановки и игнорирование правительством местных реалий сталоодной из причин масштабного восстания.
Однако, эти проблемы хотя исоздавали напряженность в сельском обществе, основной причиной восстанияне были.Также имели место проблемы этнического характера. Разумеется, ввидуотсутствия развитого (и довольно скоро после революции запрещенного)рабства и других причин, эти проблемы не были столь остры как врабовладельческих государствах Нового Света, таких как Бразилия или США.Однако, с самого начала колонизации испанской администрацией былопроведено законодательное разделение населения по этническому признаку.Оно было разделено на индейцев, различные категории метисов и людейиспанского происхождения46.
Это деление сохранялось на протяжении всего44Dumond D.E. Op. cit. P. 5745Solveig P.P. Op. cit.46Gabbert W. Social Categories, Ethnicity and the State in Yucatan, Mexico // Journal of LatinAmerican Studies. 2001. No. 3. P. 465.41колониального периода. Оно выражалось не только в экономических правах иразличных обязанностях, но также влияло на такие сферы жизни как местопроживания, одежда и украшения.
Так, например, индейцы были обязаныплатить подати и отбывать принудительные рабочие повинности в пользуиспанцев. При этом, им не разрешалось носить оружие, ездить верхом налошади и носить европейскую одежду.Метисы и мулаты были освобождены от податных и рабочихповинностей индейцев, однако они должны были платить другие налоги иотбывать военную службу. Метисы также не могли носить европейскойодежды.
Одежда, предписанная испанским законодательством для индейцев иметисов, состояла из белой рубахи и белых брюк, сандалий и соломеннойшляпы. Установленное женское платье (уипиль), было одинаковым дляженщин-метисок и индианок, однако, платья последних были более низкогокачества47. Сегрегация также распространялась на места проживанияразличных этнических групп.
В немногих городах Юкатана, таких какМерида, Вальядолид и Кампече, индейцы были обязаны жить только впредписанных «индейских кварталах»48.Тем не менее, необходимо отметить, что кастовая система базироваласьскорее не на расе и происхождении, а на той культуре, носителем которойбыла отдельная личность. Так, имеются примеры социальной мобильности,когда индейцы или метисы, принимавшие испанскую культуру и выучившиеязык на достаточно высоком уровне, а также обладающие определеннымбогатством, могли входить в касту испанцев и разделять их привилегии49.После освобождения от колониальной зависимости, этническаяструктура47юкатанскогообществанезначительновидоизменилась.Ibid. P.
465.Juárez A.M. Epochs of Colonialism: Race, Class, and Gender among Caste War Mayas inQuintana Roo. Stanford, 1996. P. 219.4849Gabbert W. Op cit. P. 466.42Трехчастное деление сменилось двухчастным: потомки испанцев и метисы(vecinos) стали носителями гражданских прав и свобод, в то время какиндейцы остались практически в том же положении, что наблюдалось вколониальный период50. Главным отличием было то, что начавшаясякапитализация сельского хозяйства Юкатана привела к резкому снижениюземель в собственности индейцев, ввиду того, что богатые люди и спекулянтыиз среды vecinos имели преимущество в выкупе общинных земель, и в отличииот индейцев обладали средствами для этого.На протяжении колониальной эпохи власть метрополии опиралась наподдержку и включение в свою административную структуру местной знати.Помимо батабов или касиков майя, примером такой интеграции могутслужить кураки испанского Перу51.
Культурный разрыв между населениемколоний и колонизаторами практически обязывал последних иметь некоепромежуточное звено в административной цепи, которое было бы способноподдерживать мир, порядок и своевременный сбор налогов среди сельскогонаселения, одновременно будучи и частью туземной культуры, и звеном всистеме государственной администрации колонии.Основой социально-политического устройства индейского мира былаобщина – cah52, – превратившаяся после завоевания Юкатана в автономнуюформу местного самоуправления (república de indios).