Диссертация (Социально-психологические особенности межэтнических установок в Сербии), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социально-психологические особенности межэтнических установок в Сербии". PDF-файл из архива "Социально-психологические особенности межэтнических установок в Сербии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
К этому, зарубежное понятие«аттитюд»частопереводитсякак«отношение»,«социальнаяпозиция»[23, С. 285]. Но в понимании российской психологии социальная установкане равнозначна отношению, так как она выражает готовность к проявлениюотношения [57], «отношение к отношению» [96, С. 285].Проделанный анализ позволяет нам обратиться к исследованиям этническойустановки.
Под этнической установкой мы понимаем своеобразную внутреннююпредизпозицию,«состояниепсихологическойготовности,сформированноена основе прошлого опыта, оказывающее динамическое и направляющее влияниена поведение человека как представителя этнической группы по отношениюк своей и другим этническим группам» [107]. Так как объектом этническойустановки является большая и устойчивая социальная группа – этнос,она является «чрезвычайно консервативной, содержит ярко выраженные образы,передается из поколения в поколение и опосредует действия и поведение людейкак представителей этнической группы» [291, С.
78–80].В российской этнопсихологии этническая установка рассматривается как«внутренняяпредрасположенностьиндивидакопределеннымформамреакции на стандартные ситуации, определяющая характер взаимодействияи поведенияпредставителейконкретныхэтническихгрупп»[42, С. 270].Это «состояние внутренней готовности (настроенности) личности и групп людей(представителей той или иной национальной общности) на специфическиедля каждой из них проявления чувств, интеллектуально-познавательной и волевойактивности,динамикиихарактеравзаимодействия,общенияит.д.,соответствующие сложившимся этническим традициям» [41, С. 74].Этнические установки «содержат эмоционально-оценочное отношениек различнымэтническимгруппамихарактеризуютуровеньготовностик соответствующим поведенческим реакциям в межэтническом общении»[70, С.
115]. По мнению В.Г. Крысько, они являются «одной из основныххарактеристик личности, имеют оценочную природу и формируются на основестереотипов поведения» [41, С. 71].21В этносоциологическом подходе этническая установка рассматривается как«готовность представителя определенной нации к своеобразному действию,поведениювмежнациональныхконтактах»[27, С. 279].Этоозначает,что «человек, действуя в любой сфере, осознает, оценивает и поступаеткак личность, включенная в этническую группу» [8, С. 36].В качестве объекта этнической установки может выступать собственнаягруппа или другая этническая группа и ее представители.Этнические установки к собственной этнической группе составляют«внутреннее содержание психологии этноса» [41, С. 75], ядро этническойидентичности личности и выражают отношение и оценку индивида к своейэтнической группе [76]. При взаимодействии с представителями другихэтнических групп индивид будет себя вести в соответствии с ментальностьюи культурными традициями своей этнической группы.
Это связанно с тем, чтоэтнические установки «заложены в память психического склада представителейопределеннойэтническойобщности,извлекаютсяизнееавтоматическии инициируют своеобразное протекание психических процессов личности,характер поведения, взаимодействия, общения представителей определенныхэтнических общностей, обеспечивая внутреннюю готовность к определеннойформе реагирования на возникающие ситуации, придавая особую спецификумотивации и целеполаганию людей, способам их деятельности» [41, С. 74].Этнические установки к другой группе являются межэтническими,«направленными на взаимодействие с другими этническими общностями в любойсфере жизнедеятельности и в любом виде – от личностного общения с людьмииной национальности до восприятия явлений, элементов истории, культуры,типовсоциально-экономическогоразвитияилиещешире–иныхцивилизационных форм» [8, С. 37].
Они могут быть направлены на объектвзаимодействия (этническую группу и элементы ее культуры, традиции и т.д.)и на ситуацию взаимодействия [8, С. 38].Межэтнические установки реализуются в ситуации межэтническоговзаимодействия и могут быть этноспецифическими, «связанными с решением22задачивситуациимежгрупповоговзаимодействия»[83, C. 150]илигенерализованными, направленными на обобщенные «иные» вне контекстаконкретных межэтнических отношений.
Первые выражают отношение индивидак конкретной этнической группе в конкретной ситуации, а вторые отношениеиндивида к феномену этничности, оценку ее значимости в жизни людей [83; 91].Последние проявляется в уровне этнической толерантности, патриотизма,национализма, в отношении индивида к развитию мультикультурного общества.А.Г. Асмолов называл такие установки смысловыми, так как они связанысо смыслом самого феномена «этничность» [11]. О.Е. Хухлаев с коллегаминазывает их «этнонациональными» [83; 89; 90; 91] и рассматривает как фон,на которомпроявляютсяконкретные(этноспецифические)межэтническиеустановки [89]. Таким образом, межэтнические установки, генерализованные(обобщенные)илиэтноспецифические(междуконкретнымигруппами),функционируют на уровне этнической группы, основанные на прошлом опытеи регулируют межэтнические отношения людей [29; 41].Проделанный анализ научной литературы по проблеме этническойустановки и ее предыстории позволил нам выделить основные ее признаки:1) этническая установка является социально-обусловленным явлением,формирующимся на основе прошлого опыта, в процессе социализациии активного взаимодействия индивида с окружающей этнокультурной средой;2) этническая установка является психологическим состоянием готовностик реакции в ситуации межэтнического взаимодействия;3) этническая установка имеет оценочную природу, она выражаетположительную или отрицательную реакцию индивида по отношению к своейи другим этническим группам и их представителям;4) этническая установка имеет динамический характер, осуществляетрегулятивное действие и детерминирует социальное поведение;5) этническая установка является относительно устойчивым явлением,придавая целенаправленный характер деятельности, но может меняться подвоздействием внутренних и внешних факторов.231.2.
Этническая установка: структура, функции и связь с поведениемПроблема структуры этнической установки была одной из важнейшихв истории изучения этого феномена.В мультикомпонентном подходе, разработанном М. Смитом в 1947-ом году,выделяются три компонента: когнитивный, аффективный и конативный [282].Они напоминают Платоновское деление психики на волю, аффекты иповедение [108; 227], а также соответствуют Фрейдовским Ид, Эго и Супер-Эго[227, С. 155].
Выделенные М. Смитом компоненты встречаются и у другихученых [152; 208; 214; 243; 267] и имеют следующую специфику:- когнитивный компонент отражает осознание индивидом объектаи включает: знания о своей и других этнических группах (о культуре, традициях,ценностях, истории) [206; 208; 282]; убеждения, взгляды и мнения о том, чтоявляется хорошо или плохо, приемлемо или неприемлемо [266]; центральностьили периферийность объекта в системе этнических установок [214]. Эти знанияи убеждения передаются из поколения в поколение в процессе воспитанияи социализации как «готовые знания», что помогает человеку упорядочиватьпредставления о мире. В силу информационной перегруженности и склонностичеловекакобобщению,этизнаниямогутприобретатьупрощеннуюсхематизированную форму этнических стереотипов [108; 207; 224; 268], а такжеискаженных,негативных,неадекватных,иррациональныхичрезвычайноустойчивых представлений – этнических предубеждений [52, 76; 83; 108; 148].- аффективный компонент выражает: эмоционально-оценоченое отношениек своей и другим этническим группам, располагающееся от очень благоприятногодо крайне неблагоприятного; оценку группы в терминах «одобрения илинеодобрения» [282, С.
509]; позитивные или негативные чувства [267]; «чувствасимпатии или антипатии» [206, С. 397]; «атрибуцию положительных илиотрицательных качеств» [208, С. 430]; интенсивность реакции [142; 266; 298].В этнических стереотипах и предубеждениях «преобладает аффективныйкомпонент по сравнению с когнитивным» [268, С. 389]. При этом стереотипы24могут быть и позитивными и негативными, тогда как предубеждения тольконегативными (негативные чувства и оценки другой группы, враждебная позиция)[108; 115; 134; 142; 148; 165; 207; 227].- поведенческий или конативный компонент выражает готовность индивидаосуществлять целенаправленное поведение и действовать по отношению к своейи другой этнической группе, включает благожелательные или враждебныеповеденческие тенденции, которые могут существовать в виде интенций илиреализоваться в реальных действиях. Также он выражает степень близостии принятия представителей другой этнической группы [142].В случае негативной этнической установки, человек имеет тенденцию вестисебя негативным образом по отношению к другой этнической группе:от избеганияконтактовиувеличениясоциальнойдистанции[142],интолерантного поведения [59], до дискриминации (отказ в правах, сегрегация)и враждебных действий [70].
«Враждебная установка к другой этнической группене просто характеризуется враждебным отношением, но и побуждает человекана враждебные действия» [162, С. 147]. Таким образом, этническая установкаявляетсяповеденческойпредиспозицией[266],опосредующейповедениеиндивида как представителя этнической группы, а содержание ее поведенческогокомпонента зависит от контекста, в котором она актуализируется [268, С. 389].Вроссийскойсоциальнойпсихологиипрактическивсеученые(Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, Л.М. Дробижева, И.С. Кон, Н.М.