Диссертация (Влияние английской трагедии мести на готическую драматургию), страница 8

PDF-файл Диссертация (Влияние английской трагедии мести на готическую драматургию), страница 8 Филология (55284): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Влияние английской трагедии мести на готическую драматургию) - PDF, страница 8 (55284) - СтудИзба2020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Влияние английской трагедии мести на готическую драматургию". PDF-файл из архива "Влияние английской трагедии мести на готическую драматургию", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

Шекспир взял от Кида всенеобходимые атрибуты «кровавой трагедии» и умножил их в несколько разлишь для того, чтобы изобразить угрозу бесконечной личной мести, которая безвмешательства закона набирает обороты и, как лавина, поглощает всех, ктооказывается у нее на пути. «Тит» наглядно показывает, как быстро частнаяместь может выйти из-под контроля, если закон будет стоять в стороне.

Местьникогда не уравнивает и не примиряет враждующие стороны, а лишь приводитк гибели одну из сторон (а иногда и обе). Одно воздаяние вызывает встречноеотмщение. Разжигание конфликта по принципу «око за око» вскореобразовывает полноценную «кровную вражду» между кланами (семьями,этносами), к которым принадлежат преступник и жертва.В пьесе «Тит Андроник» кровавый цикл насилия начинается сритуального убийства римским полководцем Титом готского пленника Аларба.Впоследствии в него оказываются вовлеченными все действующие лица:37вскоре после казни Аларба Тит зарежет своего сына Муция, брат императораБассиан будет убит, дочь Тита Лавиния будет изнасилована и изуродована,сыновья Тита Квинт и Марций казнены по ложному обвинению, Тит убиваетсыновей Таморы Димитриуса и Хирона, а их головы запекает в пирог, которыйбудет подан на стол Таморе, Тит убивает Лавинию и Тамору, императорСатурнин убивает Тита, а затем погибает сам, Аарон будет похоронен заживо.Четырнадцать убийств, тридцать четыре трупа, три отрубленные руки, одинотрезанный язык – такое количество «крови» не могло оставить равнодушнымини критиков, ни простых зрителей.Постановка «Тита Андроника» из-за такого большого количества жертвбыла встречена неоднозначной реакцией публики того времени.62 Так, разрывмежду коммерческим успехом пьесы и негативным отношением критиков к нейлитературоведы объясняют, указывая на то, что Шекспир сыграл на страститолпы к вкусу «крови и кишок», собрав публику вокруг своей пьесы так же, какее собирают публичные казни или травля медведей.

Кольридж пишет, что«Тит» был, «очевидно, предназначен для возбуждения толпы своими сценамикрови и ужаса».63 Это же мнение о пьесе Шекспира вышло на первый план вдевятнадцатом веке, когда «Тит» был или вовсе запрещен, или агрессивновыхолощен цензурой. Например, сцены с изнасилованием Лавинии былипризнаны «буквально непостановочными»64.

А.А. Аникст пишет, что многиекритики вовсе отказывались признавать «Тита Андроника» плодом творчестваШекспира. «Содержание «Тита» столь грубо, низменно, жестоко, – говорят они,– что невозможно признать это произведение плодом гения Шекспира, хотя быи молодого. Никакая зрелость не может оправдать столь чудовищноенагромождение ужасов. Только дурной вкус и примитивная фантазия моглипородить трагедию такого рода, создать которую мог кто угодно, только неШекспир»65. Тем не менее, если отбросить вопрос авторства и сосредоточитьвнимание исключительно на рассмотрении сюжетных поворотов, то становится62Bate J. Titus Andronicus. The Arden Shakespeare.

L., 1995. P. 33.Coleridge S. T. Lectures and Notes on Shakespeare and Other English Poets. Ed. T. Ashe. 1897. 531 p.64Bate J. Shakespearean Constitutions: Politics, Theatre, Criticism 1730–1830. Oxford University Press.1989. 234 p.65Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга.

М., 1974. С. 135.6338очевидным, что помимо прочего одной из задач автора было обнажение всехуровней насилия: религиозного насилия, насилия в семье, политическогонасилия, сексуального насилия, карательного насилия. Однако именнососредоточение в одной пьесе такого количества кровавых сцен стало одной изпричин успеха «Тита Андроника» у массового зрителя.Примечателен тот факт, что на уровне лексики и визуализации некоторыепроизведения литературной готики рубежа XVIII-XIX вв. не уступают «ТитуАндронику» в обилии крови и трупов. Показательными примерами здесьявляются роман «Монах» и драма «Призрак замка» М.Г. Льюиса.

В этих яркихобразцах «готики хоррора»66 изощренные сцены насилия дополняютсябольшим количеством сверхъестественных элементов. В подтверждение можнопривести эпизоды из романа «Монах» («The Monk», 1796) с окровавленноймонахиней, заточением беременной Агнесы в темнице и последующимнатуралистическим изображением смерти и разложения ее ребенка, убийствомматери и изнасилованием сестры, совершенными падшим монахом Амброзио, ит.д.

Драма «Призрак замка» также насыщена картинами ужаса. Одной изнаиболее характерных в ней можно считать встречу призрака Эвелины и ееубийцы, графа Осмонда – главного злодея, который сам рассказывает ослучившемся:«Точь-в-точь как в день, когда она, упав к моим ногам, свой вздохпоследний испустила, когда моя рука кинжал сжимала весь в ее крови! «Мывстретимся вновь этой ночью!» - шептала она загробным голосом, - «такпоспеши в мои объятья, но сначала посмотри, что сотворил со мной! Обнимиже меня, суженый! Теперь мы будем вместе на века!»Пока она говорила, ее тело зачахло, плоть отвалилась от костей, глазавыпали из глазниц. Остался лишь скелет, тощий и омерзительный,обхвативший меня гниющими руками!..

Ее мерзкое дыхание смешивалось смоим, ее разлагающиеся пальцы сжимали мою руку, она покрыла поцелуями все66Классификация готической литературы на направления «terror» (страх) и «horror» (ужас) была предложена Д.Вармой в работе «The Gothic Flame» (Varma D.P. The Gothic Flame. L., 1966. 264 p.).39мое лицо! О, как безысходно трепетал я в тот момент от отвращенья! И вот,вдоль стен появились гнетущие и зловещие синие огни, затем могилыразлетелись на мелкие кусочки, а из них вырвались десятки свирепыхпризраков, все они бросились ко мне и, окружив, начали свою неистовуюпляску! Они бешено скрежетали зубами и, уставившись на меня, пронзительновопили: «Приветствуем тебя, братоубийца! Приветствуем тебя, проклятогона веки вечные!» Ужас вырвал меня из оков сумасшедшего сна, и, будучи вполнейшем смятении, я уже не помню, как оказался здесь.

Но мое душевноесостояние… О, слов недостаточно, их сила слишком мала, чтобы выразитьвсе, что я сейчас чувствую»67.Эта сцена недвусмысленно отсылает зрителя к аллегорическомусредневековому сюжету «пляски смерти» («Dance Macabre»), в которой самасмерть (в данном случае, Эвелина) находится в центре безумного хоровода инапоминает Осмонду о неизбежности расплаты, а зрителю – о бренностичеловеческого бытия. «Пляска смерти» как основа макабрической эстетикизанимает заметное место как в литературной готике, так и в ренессансныхтрагедиях мести. В качестве примера можно вспомнить сцену из пьесы Дж.Уэбстера «Герцогиня Мальфи» с плясками умалишенных, а также с восковымифигурами трупов мужа и ребенка герцогини, с помощью которых коварныебратья-злодеи пытались лишить ее рассудка.В том или ином виде макабрические элементы присутствуют ванглийских ренессансных трагедиях.

Наряду с характером героя-мстителяпостепенно они претерпевали трансформацию. В английских ренессансныхдрамах мести начала XVII века прослеживается эволюция жанра. Это, в первуюочередь, было связано с появлением большого количества новых пьес,эксплуатирующих тему мести. Такое разнообразие позволяет типологическиклассифицировать произведения указанного периода на несколько групп:67LewisM. G.TheCastleSpectre.[Электронныйресурс]//URL:https://play.google.com/books/reader?id=30FyvQ8rtn4C&printsec=frontcover&output=reader&hl=ru&pg=GBS.PA1.(Дата обращения: 14.12.15).40«трагедии долга», «трагедии злодейства» и «трагедии порока»68. В своюочередь, распределив пьесы, относящиеся к кровавым драмам мести, погруппам, каждая из которых обладает отличительным набором признаков, мысможем оценить степень влияния «Испанской трагедии» на формированиеобщих элементов поэтики кровавых трагедий.§ 1.2.

«Трагедии долга» и «трагедии злодейства» в системе драм мести69Пьесы, относящиеся к первой группе кровавых драм мести, можноусловно назвать «трагедиями долга». В «трагедиях долга» главной движущейсилой является не столько жажда мести, сколько обязанность героя отплатитьсвоим обидчикам и вернуть свое доброе имя, или восстановить честь семьи.Сюда следует отнести такие драмы как: «Бюсси Д’Амбуа («The Tragedy ofBussy D’Ambois», 1603-1607) Джорджа Чепмена (George Chapman, 1559-1634),«Роковое приданое» («The Fatal Dowry», 1632) Нэтана Филда (Nathan Field,1587-1620) и Филиппа Мэссинджера (Philip Massinger, 1583-1640), «Честныйпоединок» («A Fair Quarrel», 1617) Томаса Мидлтона (Thomas Middleton, 15801627) и Уильяма Роули (William Rowly, 1585-1626).

Наиболее известной изначимой пьесой, имеющей черты принадлежности к данной группе, можносчитать «Гамлета» («Hamlet», 1599-1602) Уильяма Шекспира. Для трагедийэтой группы характерно следующее:- главенство темы исполнения долга. Герой воспринимает месть кактяжкуюношу,исполнитькоторуюемузавещалидухипогибшихродственников. На протяжении всего действия герой может испытывать муки,задаваться вопросами морали, однако, в конце концов, он все равно приходит ктрагическому осознанию необходимости совершения акта отмщения;68Хаустова Д. О. Эволюция жанра кровавой трагедии мести в английском театре эпохи возрождения: дисс.

…канд. искусствовед: 17.00.01. М., 2012.69Часть материалов, рассмотренных в данном параграфе, изложены в ранее опубликованной работе авторадиссертации: Будехин С.Ю. «Гамлет» Шекспира и трагедия мести: эволюция жанра // Вестник Омскогогосударственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2014. № 3 (4). С. 44–46.41- присутствие доблестного, рассудительного и философствующего героя;- особое внимание к вопросам чести. Кодекс доблести эпохи высокогоРенессанса, который был тесно связан с фамильной честью, переплетался севангельскими представлениями о добродетели.Несмотрянабесспорнобольшуюхудожественнуюиидейно-философскую глубину трагедии У.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее