Диссертация (Влияние английской трагедии мести на готическую драматургию)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Влияние английской трагедии мести на готическую драматургию". PDF-файл из архива "Влияние английской трагедии мести на готическую драматургию", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
федеральное государственное автономное образовательное учреждениевысшего образования«Российский университет дружбы народов»На правах рукописиБудехин Сергей ЮрьевичВЛИЯНИЕ АНГЛИЙСКОЙ ТРАГЕДИИ МЕСТИНА ГОТИЧЕСКУЮ ДРАМАТУРГИЮСпециальность 10.01.03 – литература народов стран зарубежья(западноевропейская литература)диссертацияна соискание ученой степеникандидата филологических наукТОМ 1Научный руководитель:кандидат филологических наук,доцент Разумовская О.В.Москва – 20182ОглавлениеВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......3 - 14ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………........15 - 161ГЛАВА1.Жанровоесвоеобразиеренессанснойтрагедиимести……………………………………………………………………….......15 - 711.1.
Предпосылки появления «кровавой» трагедии. Культурно-историческийконтекст и эстетико-философская основа жанра…………............................15 - 401.2. «Трагедии долга» и «трагедии злодейства» в системе драм мести...40 - 541.3. Пьеса Т. Мидлтона и У. Роули «Оборотень» как «трагедияпорока»................................................................................................................54 - 71ГЛАВА 2. Литературная готика и английский театр рубежа XVIII-XIXвв.………...……………………………………................................................72 - 1222.1. Эстетико-философская основа литературной готики.........................72 - 882.2. Готический роман и драма.
«Роман в лесу» А. Рэдклиф и«Фонтенвилльский лес» Дж. Боудена............................................................88 - 1022.3. Готическая драма и её сценическое воплощение в георгианскомтеатре...............................................................................................................102 - 122ГЛАВА 3. Готическая драма рубежа XVIII-XIX вв. как философскоэстетический наследник кровавых трагедий мести……………..........123 - 1613.1.
«Таинственная мать» Х. Уолпола как первая оригинальная готическаядрама ……………….......................................................................................123 - 1303.2. Особенности художественного мира готической драмы М. Г. Льюиса«Призрак замка».............................................................................................130 - 1443.3. Мотивы мести и безумия в готической драме Ч. Р.
Метьюрина«Бертрам»........................................................................................................145 - 161ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................162 - 170СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................................171 - 188ПРИЛОЖЕНИЯ (ТОМ 2)……………………………………………………..1 - 1263ВведениеНастоящее диссертационное исследование посвящено теме влиянияанглийской ренессансной трагедии мести на готическую драматургию рубежаXVIII–XIX вв. Рассматривая готические драмы и пьесы У.
Шекспира идраматургов-современников Шекспира, работы зарубежных и отечественныхисследователейанглийскойлитературы,разнообразныекритическиелитературоведческие и театроведческие отзывы, исследуя исторический икультурный контекст двух эпох (рубежа XVI–XVII вв. и XVIII–XIX вв.), мыставим перед собой цель проследить генезис готической драмы, эволюциюуказанных драматических жанров. Для реализации поставленных задач вдиссертации были установлены и проанализированы переклички на разныххудожественныхуровнях(мотивном,тематическом,композиционном,сюжетном) между готическими драмами и трагедиями мести.
Опираясь на опытисторической поэтики, мы выявили не только сходства готической драмы итрагедии мести, но также показали различия между этими жанрами,обусловленные в том числе переходом от поэтики эйдетической к поэтикехудожественноймодальности.Систематизацияматериаловнаиболееавторитетных исследований, посвященных этим двум драматическим явлениям,а также детальный анализ выбранных произведений станут в работе одними изспособов решения обозначенной проблемы.Обоснование выбора темы. Известный английский поэт-романтик,философ и критик С.Т.
Кольридж (Samuel Taylor Coleridge, 1772–1834) в своемобширном труде «Biographia Literaria» (1817), посвященном рассмотрениюразнообразных проблем культуры, литературы и религии, в числе прочегообратился к критическому анализу такого литературного явления, какготическая драма. В качестве яркого образца готической драмы он выбралпьесу Ч.Р. Метьюрина (Charles Robert Maturin, 1782–1824) «Бертрам» (Bertram;or, The Castle of St. Aldobrand, 1813). Будучи на момент создания книгичеловеком крайне религиозным и нетерпимым к присутствию в литературе4макабрических мотивов, которые, как он полагал, «идеализируют порочность»,Кольридж счел готическую драму печальным доказательством испорченностиобщественного мнения, «опасным» жанром литературы, ставящим греховностьи эмоциональную безудержность во главу своей эстетической направленности.Такое отношение Кольриджа к готике присутствует также в его известнойпоэме «Кристабель» (1800), в центре сюжета которой стоит образ неизвестнойи чарующей своей таинственностью девушки Джеральдины.
Ее появление взамке отца главной героини нарушает там привычный порядок вещей.Кольридж недвусмысленно наделяет образ Джеральдины мистическимичертами (особенно характерен ее змеиный взгляд), давая понять читателю, чтопроникновение Джеральдины в тихий и наивный мир Кристабель будет иметьтакие же разрушительные последствия, как и проникновение «опасной»готической эстетики в почву английской литературы. Эта поэма отражаетвзгляд Кольриджа на готическую литературу.
Кроме того, известно, что он сярко выраженной негативной коннотацией отзывался о готической драме как о«современной яковианской трагедии»1, отчетливо указывая на наследственныйхарактер ее эстетики по отношению к группе трагедий мести, получившихособую популярность в лондонских театрах эпохи правления короля Якова I(James I, правил с 1603 по 1625).Под созвучием эстетики этих драматических явлений, принадлежащих кдвум историческим периодам, значительно отдаленным друг от друга повремени, скрывается нечто большее, чем простое желание авторов играть нанизменных чувствах, страхах и вкусе публики к созерцанию кровавых зрелищ.Для подтверждения этой мысли необходимо обратиться к исследованиямфилософов эпохи предромантизма.
Одно из первых теоретических обоснованийвлияния эстетики ренессансных драм на готику есть в известном трактатеодного из наиболее значительных мыслителей эпохи предромантизма ЭдмундаБёрка(EdmundBurke,1729-1797)–«Философскиеисследованияопроисхождении наших идей возвышенного и прекрасного» (Philosophical1Coleridge S.T. Biographia Literaria. Fairford, 2007.
P. 221.5Enquiry into the Origin of our Ideas of the Sublime and Beautiful, 1757) 2. СогласноБёрку, самой яркой тенденцией английского предромантизма становится«поэтизация» искусства и жизни, вобравшая в себя такие художественныепроявления, как «готицизм», «ориентализм», «оссианизм», «шекспиризация».Под последним термином понимается процесс возрастания особого интереса ктворческому наследию Шекспира. Кроме того, «шекспиризацию» можнорассматривать как процесс включения в культурный контекст конкретнойэпохи шекспировских тем, образов, сюжетов и мотивов, а также жанровыхсмешений.
Принимая во внимание существование такой тенденции в рамкахпредромантической литературы, мы высказываем мысль о невозможностиполноценного анализа готических романов и драм в отрыве от тех характерныхсюжетов, тем и мотивов, которые составляли эстетическое ядро культурной итеатральной жизни елизаветинской эпохи. Другими словами, факт влиянияренессансной трагедии мести (как неотъемлемой части творчества Шекспира иего драматургов-современников) на готическую драму (как на литературноеявление, входящее в рамки предромантической литературы) косвенноподтверждается не только критическим отзывом С.Т.
Кольриджа, но ифундаментальным исследованием Бёрка, вышедшим в свет еще в 1757 году.Это, в свою очередь, позволяет подойти к изучению характера и степениуказанного влияния с научной точки зрения.Актуальностьинтересомкдиссертациипроблемеопределяетсяпопулярностиввозрастающимрамкахмассовойнаучнымкультурылитературных и кинематографических жанров (например, хоррор, триллер,детектив,историиовампирахит.д.),унаследовавшихэлементыхудожественного мира и эстетики готической литературы. Об интересе состороны западных исследователей английской литературы к готической драмеговориттотфакт,чтозапоследниедвадцатьлетвзарубежномлитературоведении появилось достаточное количество фундаментальныхработ, посвященных этому драматургическому явлению и его месту в системе2Бёрк Э. Философское исследование наших идей Возвышенного и Прекрасного.
М., 1979. 237 с.6эстетикипредромантизма.Наиболееинтереснымиизаслуживающимивнимания, на наш взгляд, являются труды Джеффри Кокса3 (Jeffrey Cox),Паулы Бэкшайдер4 (Paula Backscheider) и Майкла Геймера5 (Michael Gamer), вкоторых авторы приводят тексты и сведения об истории театральныхпостановок ряда ранее неизданных и малоизвестных готических драм,устанавливаяихродствослитературнымипамятникамиближайшегоисторического контекста (романтическими поэмами и готическими романами).В ряду важных аспектов, сформировавших жанр готической драмы, Дж. Коксотмечает стремление драматургов к возрождению традиций и ключевыхмотивов, имевших место в известных пьесах английского ренессансного театраэпох правления Елизаветы I и Якова I.
Истоки жанра готической драмы можнопроследить, обратившись к рассмотрению как драматических произведенийближайшего исторического контекста (например, драма Хоума «Дуглас»(«Douglas», 1756), так и произведений, значительно удаленных во времени(например,ренессансныекровавыетрагедиимести).Помимоэтого,исследователь говорит о попытках авторов внедрить в художественный мирготических драм черты немецких пьес периода «Бури и натиска».Крометого,литературоведенияводносистемеизлитературно-художественныхкультурно-историческихактуальныхключевыхявлений,периодов.Кместпроблемсовременногозанимаетисследованиенаходящихсяначислуявленийтакихстыкеразныхотносятсяренессансная трагедия мести, отразившая в своей эстетике усилениеманьеристских настроений и получившая особую популярность в театрахелизаветинской и яковианской эпох, а также готическая драма, расцвет которойв Англии был связан с кризисом идей Просвещения и зарождением новыхфилософско-эстетическихпринципов.ФилософскаямысльXXвеканеоднократно обращала свое внимание на пограничные явления литературы икультуры в целом.