Диссертация (Мифопоэтика фантастического в романе Нила Геймана «американские боги» и тетралогии Дэна Симмонса «песни гипериона»), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мифопоэтика фантастического в романе Нила Геймана «американские боги» и тетралогии Дэна Симмонса «песни гипериона»". PDF-файл из архива "Мифопоэтика фантастического в романе Нила Геймана «американские боги» и тетралогии Дэна Симмонса «песни гипериона» ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Розмари Джексон (Jackson Rosemary) определяет фантастику какпромежуточное звено между чудесными и миметическими жанрами, посколькуфантастика соединяет элементы обоих. Так же она отмечает, что дляфантастических текстов характерна высокая степень остранения. Фантастика,утверждает она, «восходит к архаическим мифам, легендам, фольклору икарнавальному искусству»108. Фантастическая литература, кажется, меньшеобращена к прошлому, чем к альтернативным реальностям, или предполагаемомубудущему.
Однако она испытывает сильное влияние мифологических ифольклорных мотивов, равно как и миметических жанров. Автор, пишущийфантастическое произведение, создающий вторичные миры, нуждается ииспользует миф, чтобы сделать эти воображаемые миры доступными и близкимичитателю. Другими словами, они используют традиционные материалы, внедряя виндивидуальные мотивы элементы фольклорного повествования, ведя своихчитателей к осознанию (с помощью, возможно бессознательных путей)реальности и культурологической глубины своих невероятных миров, созданныхих авторским воображением.Мифологизм в литературе ХХ века, отмечает в своей монографии Е.Н.Ковтун, демонстрирует не только новые формы мифа, но и актуализирует идеюсинтеза мифических форм. Ковтун обращает внимание на два основных способаиспользования мифологической условности в фантастической литературе:самостоятельный, замкнутый во времени и пространстве мир, не имеющий или106Саморукова И.
Конструирование фантастического в литературе // Фантастика и технологии (памяти СтаниславаЛема). Сборник материалов Международной научной конференции. – Самара: Изд. Дом «Раритет», 2009. – С. 3.107Там же. С. 10.108Jackson R. Fantasy. The Literature of Subversion – London: Routledge, 1981. – Р. 95.48практически лишенный сюжетных связей с реальностью; либо особого родапосылка, или персонажи, смело вторгающиеся в привычную действительность,результатом чего становится художественное совмещение нашей и инойреальностей. Фантастическая литература ещё выразительнее демонстрируетэстетическое переосмысление таких принципов мифологического мышления, какзаменапричинно-следственнойсвязиотношениямисмежности,антропоморфизация Вселенной и сочетание сакрального и профанного.Фантастика выходит за рамки привычных норм, принятых в культуре,«деформирует» время и пространство, − так и возникает в тексте фантастическийхронотоп, нарушающий причинно-следственные отношения.
В большинствеслучаев речь здесь идёт о сознательной художественной реконструкции мифа,создающей целый мир многовариантных фантастических образов, объединенныйобщей логикой. Ковтун называет три принципа создания фантастических образов,частично унаследованные от архаичного мифа: принцип аналогии, принципассоциации,принципигры.«Мифологическаяусловностьобязательнопредполагает наличие очень широкого, “космического” масштаба действия ипроблематики, в центре которой тема долга, служения человека надмировымсилам, высоким нравственным идеалам. Всё это накладывает своеобразныйотпечаток на сюжет романа-мифа и концепцию героя»109. Герой обречёнсовершать «квест», «представляющий собой не столько перемещение впространстве с определенной целью, сколько путь в пространстве души в поискахсебя и обретения внутренней гармонии»110.Мифологическая условность как имеющая самостоятельную эстетическуюценность разновидность художественного вымысла, говорит Ковтун, начинаетвсерьёз использоваться литературой фактически только в нынешнем столетии.Более того, «в фантастике последней трети ХХ в.
гораздо более ощутима109Ковтун Е.Н. Поэтика необычайного: Художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи имифа (На материале европейской литературы первой половины ХХ века) – М.: Изд-во МГУ, 1999. – С. 50.110Гопман В.Л. Фэнтези // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина.
Институтнаучн. информации по общественным наукам РАН. – М.: НПК «Интелвак», 2001. – Стб. 1162.49синкретичность, активное взаимопроникновение различных типов вымысла»111,парадоксальное переосмысление канонов, постмодернистский принцип пересказамифологических сюжетов, столкновение реальности и мифологем, новейшихтехнических достижений и древнейших архетипов. Фантастика и миф не простопроявляются в содержании художественных текстов, мифологической можетбытьсамаформапроизведения.«Фантастика<…>способнаотразитьбесконечное количество вариантов восприятия действительности»112.Очевидно, что фантастическая литература способна пересекать границывоображения и прикасаться к вещам, которые люди считают важными, вчастности, это некоторые табуированные области и темы (например, вера, смерть,послесмертие).
Одной из причин, по которым архетипические мотивы чаще всеговоспроизводятсяфантастическойлитературой(втомчислеинаучнойфантастикой), является то, что этот жанр восходит к мифологическому наследию.Архаические мифы служат источником вдохновения и черпания идей дляписателей-фантастов (например, борьба добра и зла в космическом масштабе,фигураспасителя,дорогаиспытаний,мифологемагероя).Болеетого,фантастическая литература полна мифологических образов, поскольку онаунаследовала от архаического мифа не только его структуру и образный ряд, но исферу сакрального. Фантастическая литература, говорит В.
Лашкевич113, можетбыть расценена как одна из тех современных форм, которые сохраняют сакрум,заимствованный из мифа.Корни фантастики восходят к древним мифам и волшебным сказкам. Хотянаучная фантастика избавилась от сверхъестественных теорий, объясненийреальности, воплощенных в древних мифах, жанр в целом сохраняет многиесвойства мифа на психологическом, художественном и социальном уровнях. Вусловиях современности фантастика выполняет многие функции, преждесвойственные мифу, направлявшему человечество во многих жизненных111Ковтун Е.Н.
Художественный вымысел в литературе ХХ в. Учебное пособие – М.: Высшая школа, 2008. – С.353.112Шуриан В. Фантастическое искусство: Монография – М.: АРТ-РОДНИК, 2006. – С. 8.113Łaszkiewicz W. Finding God(s) in Fantasylands: Religious Ideas in Fantasy Literature [Электронный ресурс] –Bialystok, 2013. − Режим доступа: http://www.crossroads.uwb.edu.pl/finding-gods-in-fantasylands/ (дата обращения:24.11.2015).50ситуациях.
Чтобы объяснить взаимосвязь между мифом и фантастикой, нужносначала объяснить природу мифа. Дж. Кэмпбелл в своей работе «The Power ofMyth» утверждает, что с помощью мифа «мы обретаем опыт быть живыми <…>чувствуемупоение жизнью»114. СогласноКэмпбеллу,мифспособствуетобретению этого повышенного уровня переживания, опыта индивидуальногобытия, «мифы предлагают жизненные модели. Но модели, присущие томувремени, в котором вы живете, и наше время изменяется так быстро, что то, чтобыло правильным 50 лет назад, неправильно сегодня»115.ТомЛомбардо116определяет научнуюфантастику какмифологиюбудущего, аргументируя свое утверждение тем, что это – наиболее очевидная ивлиятельная современная форма художественных размышлений о будущем,кроме того, она отражает современное и будущее сознание (т.е.
тип мышления) ивоплощает многие мифические образы. Мифы, говорит Ломбардо, в большинствесвоём направлены в будущее, даже если повествуют о прошлом. Мифы, в томчисле религиозные, отвечают на глубокие метафизические вопросы, направляютиндивидуальное и общественное сознание в соответствии с заданной целью.Часто с ними ассоциируются этические принципы, провозглашающие идеалы ипорядок человеческих взаимоотношений.
Мифы говорят как с умом, так и ссердцем.Современный автор, отмечает Станислав Лем, не просто моделирует мифыв буквальном и непосредственном смысле, но включает их в структурный фонпроизведения. «Применение мифической схемы молчаливо подразумеваетнекоторые допущения: например, что изображенная в книге ситуация не нова, чтоподобное уже происходило»117. На протяжении человеческой истории наиболеевлиятельной формой представлений о будущем были мифы, наполненныеэмоциями, драмой и моральными уроками, соединяющие яркие архетипическиеобразы с космическими темами. Мифы указывают путь, посредством которого114Campbell J.
The Power of Myth – N.Y.: Doubleday, 1988. – Р. 3.Там же. Р. 13.116Lombardo T. Science Fiction as the Mythology of the Future [Эл. ресурс] – Bloomington, Indiana, 2006. – Реж. дост.:http://www.centerforfutureconsciousness.com/pdf_files/Readings/ScienceFictionLongArticle.pdf(датаобращения24.08.2015).117Лем С. Философия случая. – М.: АСТ, 2007. – С. 690.11551индивид может постигнуть основные вопросы и проблемы существования.Научная фантастика рассказывает о будущем, использую траекторию мифа, нопри этом насыщая архаическую схему критериями современного научногомышления. Подобно мифу, она соединяет индивидуальное с космическим,представляя будущее драмой, которая раскрывается как следствие действийперсонажей и влияния научных достижений.Подобносвоиммифологическимпредшественникам,фантастикаиспользует «квест» как рельефную тему.