Диссертация (Семейная политика в КНР (управленческий аспект)), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Семейная политика в КНР (управленческий аспект)". PDF-файл из архива "Семейная политика в КНР (управленческий аспект)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Голода,основанного на трех типах отношений (супружество, родительство, родство)4до современных определений, например, А.В. Верещагиной (семья каквзаимодействиеформальных,внеформальныхииндивидуальныхограничений, а также результат этого взаимодействия),5 Морозовой О.П.6На основе проведенного анализа социологических работ в областиизучения семейной политики можно зафиксировать следующее обозначаемоепроблемноеполе:отсутствиечеткостивопределениипонятия;недостаточное использование системного подхода в его изучении (например,разрыв между изучением внешних и внутренних факторов в развитиисемейной1политики),чтоотмечаетсясовременнымироссийскимиСм.: Гурко, Т.А., Орлова, Н.А. Развитие личности подростков в различных типах семей // Социс.
– 2011. №10. – С.99.2См.: Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. - С.11.3См.: Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. − С. 75.4См.: Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. − М.: Изд-во МГУ, 1996. − С. 66; Голод С.И. Семья ибрак: историко-социологический анализ. - С. 91.5См.: Верещагина, А.В. Трансформация института семьи и демографические процессы в российскомобществе: Автореф. Д-ра социол. наук: 22.00.04. – Р-н/Д, 2009. – С.26.6См.: Морозова, О.П. Трансформация социального института семьи в современных условиях: региональныйаспект: Автореф… канд.
социол. наук: 22.00.04. – Пенза, 2012. – С.12.32исследователями (Е.М. Будылиной, Ф.А. Ильдархановой, А.В. Носковой,Т.Н. Отделкиной).исследованийот1Кроме того, заметна оторванность эмпирическихтеоретическихобобщенийифундаментальныхметодологических основ; достаточно слабое использование обобщенийзарубежного опыта в развитии семейной политики.Следующим аспектом теоретического анализа социологии семьивыступаеткитайскаясоциологиясемьи.Истокитеоретическихсоциологических знаний о функционировании семьи как социальногоинститута в Китае можно найти в трудах российских и других зарубежныхученых как последователей православной миссии (изложены в изданных ипереизданных работах Н.Л.
Бичурина, С.М. Георгиевского, И.Л. Коростовец,Ж. Симона).2 В работах указанных авторов, пусть описательно, но приведеныосновные характеристики развития китайского образа жизни и китайскойсемьи. Социология в Китае зарождается несколько позднее, чем, например,на Западе или в России, но развитие ее, начиная с ХХ века, проходитдостаточно активно. Безусловно, и здесь наблюдаются свои особенности.Так, социология в китайской ретроспекции понимается, скорее, как синтезнескольких наук об общественном развитии – экономической, политическойнаук, философии, обществоведения, истории.
Спецификой ранней китайскойсоциологиивыступает попыткасинтезированиязападныхучений осоциальном развитии с традиционным пониманием развития, основанного наконфуцианстве. Даже в трактовке термина «социология» звучит спецификакитайского ее понимания: первоначально данный термин был переведен в1См.: Будылина, Е.М. Семейная политика как объект социологического исследования. – С.59;Ильдарханова, Ф.А.
Формирование и развитие государственной семейной политики в трансформирующемсяобществе (региональный аспект). – С.4; Носкова, А.В. Эволюция семейной политики в Европе: меняющиесяпроблемы, приоритеты и практики. – С.291-301; Отделкина, Т.Н. Государственная семейная политика какфактор успешности развития семьи. – С. 44.2См.: Бичурин, Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии / Н.Я. Бичурин.
- М.: Вост. дом, 2002. 432 с.; Георгиевский, С.М. Принципы жизни Китая / С.Георгиевский. - СПб, 1888; Коростовец, И Китайцы иих цивилизация /И. Коростовец // Жизнь и нравы старого Китая Смоленск. – 2003. – С. 177-484.; Симон, Ж.Срединное царство Основы китайской цивилизации / Ж.Симон. - СПб, 1886.33значении «учение о группах людей» (Лян Цичао).1Первоначально исоциология семьи в Китае восходила к западным социологическим теориям:применялись теоретические взгляды эволюционизма (Г.Спенсер), марксизма(Ф.Энгельс), позднее - структурализма (Т.Парсонс).Начиная с 1920-х годов в Китае довольно бурно развиваетсяэмпирическая социология семьи, что, в целом, отразило общую мировуютенденцию «эмпириоризации» социологии.
Исследования осуществлялись, вбольшинствеслучаев,зарубежнымимиссионерами,сактивнымпривлечением местных исследователей для познания и транслированиянационально-культурной специфики. К первым самостоятельным китайскимсоциологам можно отнести Ли Цзинханя, проводившего обследованиякитайских деревень в окрестностях Пекина и изложившего результатыисследований в работе «Деревенские семьи на окраине Пекина» (1929). Вследующие десять лет китайские ученые провели несколько десятковсоциологических исследований, позволивших сделать точное и довольнополноценное описание жизни китайских семей. 2 Такой широкий спектрисследований свидетельствует о большом интересе китайцев к институтусемьи, о чем в своей работе написал Пань Гуандань (1926).3 Кроме того, навозросшийинтерескисследованиюсемьисостороныкитайскихисследователей во многом повлияли контакты с зарубежными учеными,позволившими по-новому осмыслить функции и значение семьи в развитииобщества.Среди первых социологов Китая, сделавших попытку теоретическогоосмысления института семьи, можно отметить социолога Лян Цичао (1873–1923), посвятившего свои работы выявлению статуса супругов в браке,вопросам общественного воспитания детей в семье, развитию равноправия в1См.: Бэнвинь, Сун.
Проблемы китайского населения / Сун Бэнвинь // Сборник материалов по историикитайской социологии. - Т.1. - Шанхай, 1986. (на китайском языке). - С. 197.2См.: Ян Япинь. История китайской социологии. - Цзинань, 1987 (на китайском языке). – С.90-104.См.: Тянь Фэн. Жизненный цикл современной китайской семьи (田丰 当代中国家庭生民周期 北京). –Пекин, 2011. – С.1.334семьях.
Однако его воззрения во многом опередили время, в связи с чем, онне нашел достаточного понимания в научном мире тогдашнего Китая. Ккитайским социологам-теоретикам начального периода можно отнести такжеПань Гуанданя, изучавшего историю китайской семьи и ее социальную роль.Роль других социологов может быть обозначена как преимущественно«эмпирическая», поскольку, занимаясь полевыми исследованиями, они несделали попыток теоретизировать полученные результаты (например,широкий вклад внес Фэй Сяотун (1910–2005)), проводивший полевыеисследования и выпустивший работу «Крестьянская жизнь в Китае»). 1 В1920-30-е гг. появился ряд статей, посвященный описанию результатовполевых исследований семьи: «Проблемы семьи», «Собрание дискуссий опроблемах семьи», «Новые теории семьи» и другие.2В этот периодпереосмысливается и роль конфуцианства в развитии китайской семьи: ужеотсутствует единство мнений по данному вопросу, 3 появляется критикаконфуцианства как фактора, тормозящего развитие института семьи, в чем,на наш взгляд, чувствовалось западное веяние.Между тем, в хронологии развития китайской социологии наблюдалсяразрыв, по аналогии с советским периодом в СССР.
Возрождение наукинаблюдается после 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва (1978). 4 В этотпериод, в 1980-е годы началось довольно активное развитие социологиисемьи и брака, поскольку тема социально-демографического развития Китаяв то время встала очень остро. Был создан ряд исследовательских институтовилабораторийпрогностическогозначения(Институтсоциологии,Всекитайская социологическая ассоциация, Академия общественных наук,университетскиеисследовательскиецентрысемьи).Наибольшую1См.: Лин, Пэн. Эволюция изучения семьи в Китае / Пэн Лин, О.М. Барлукова // Вестник Бурятскогогосударственного университета. – 2015. – Вып.
14А. – С. С.67.См.: Тянь Фэн. Жизненный цикл современной китайской семьи (田丰 当代中国家庭生民周期 北京). –Пекин, 2011. – С.2.2См.: Тянь Фэн. Жизненный цикл современной китайской семьи (田丰 当代中国家庭生民周期 北京). –Пекин, 2011. – С. 1, 2.4См.: Давэй, Пан. К истории социологии в Китае. – С. 133.335известность получили исследования социологов Тянь Сюэюаня (ученымизучались проблемы народонаселения, социального обеспечения, динамикирождаемости и вопросов устойчивого развития страны); Ван Юэшэна(проблемы демографии и народонаселения); Ху Чжана (изменения вструктуре семьи, межпоколенческие аспекты семейных отношений). Такимобразом, основные исследования китайских социологов (они же–демографы, статистики) были сосредоточены на макроэкономическихаспектахразвитиясемьи,спозициисистемногоиструктурно-функционального подходов.
Мир семьи с позиции микросоциологииоставался не изученным.Сегодня можно говорить о широкой проблематике китайскойсоциологии семьи. При этом теоретизация исследовательского поляпроисходит в рамках теорий постмодернистов – Э.Гидденса, Дж. С. Колмана,П. Бурдье, П.Штомпки. В этой связи, китайский ученый Пан Давэй отмечает,что происходит конкретизация указанных теорий под китайскую реальность,то есть речь идет не о простом копировании теорий, а об ассимиляциипрактики Китая в данных теориях.социологическихисследованийв1Весомым спектром проблематикисовременномКитаевыступаютисследования социальной стратификации (Лу Сюэи, 2002, 2004), статусной иполоролевой структуры семьи (Сунь Липин, 2005), социальной идентичностичленов семей " (Чжан Цзинь, 2006), благополучие семей, развитие брачностии разводимости, насилие в семье (Сю Аньци), исследование полоролевогоповедения членов семей с нетрадиционной ориентацией (Ли Иньхэ) и другихсоциальных проблем.
2 Заметным пластом являются исследования в сфересоциального обеспечения и занятости населения, что вполне актуально всовременных условиях развития страны. Пан Давэй отмечает, чтоисследования в данной сфере стали приоритетными после выдвижения на1См.: Давэй, Пан. К истории социологии в Китае. – С.